Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация нормативных правовых актов



Нормативные правовые акты могут быть классифицированы по различным видам. Основным критерием для их классификации является юридическая силанормативного правового акта. В соответствии с данным критерием все нормативные правовые акты разграничиваются на законы и подзаконные акты.

1. Понятие "закон"в юридической литературе имеет два значения. В широком смысле слова законом называется любой нормативный правовой акт, а законодательством - вся система данных актов. В узком смысле данное понятие используется для обозначения только одного вида нормативных правовых актов - актов, обладающих наивысшей юридической силой. Именно в этом смысле он нами и будет рассматриваться. Закон занимает ведущее место среди нормативных правовых актов. Все остальные нормативные правовые акты издаются на основе закона и в его исполнение и называются подзаконными актами.Они не должны противоречить закону.

Закон- это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти либо непосредственно волеизъявлением народа (референдумом), обладающий наивысшей юридической силой и предназначенный для регулирования основополагающих общественных отношений.

Законы разграничиваются:

  • на конституционные законы,закрепляющие и регулирующие основы государственного и общественного строя, устройство государства, систему государственных органов и их компетенцию, права, свободы и обязанности граждан и другие отношения;
  • обыкновенные законы,закрепляющие и регулирующие, как правило, общественные отношения в рамках определенной отрасли права. Обыкновенные законы могут быть разграничены накодификационныезаконы (кодексы) и текущиезаконы. В федеративных государствах законы, кроме того, могут быть классифицированы на федеральныезаконы, принимаемые федеральными органами законодательной власти, и законы субъектов федерации,принимаемые органами законодательной власти субъектов федерации. Законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, если регулирование этих вопросов не является исключительной компетенцией субъекта федерации.

2. Подзаконные нормативные актызакрепляют и регулируют общественные отношения, которые не урегулированы законом, либо конкретизируют те отношения, которые уже урегулированы законом.

Подзаконные нормативные акты также весьма разнообразны - нормативные указы главы государства; постановления правительства; нормативные приказы, инструкции, уставы и другие подзаконные нормативные акты министерств и ведомств; нормативные решения и распоряжения местных органов власти или самоуправления. Юридическая сила названных подзаконных нормативных актов зависит от места правотворческого органа в механизме государства. Подзаконные нормативные акты, принятые нижестоящими государственными органами, должны соответствовать законам и подзаконным актам, которые приняты вышестоящими государственными органами.

Правотворчество

Нормативные правовые акты создаются в процессе правотворчества.

Правотворчество- это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно самого народа по разработке и изданию (изменению или отмене) нормативных правовых актов.

Субъектамиправотворчества выступают народ, государственные органы (органы законодательной и исполнительной власти) и должностные лица.

В зависимости от вида субъекта правотворчества выделяют несколько видов правотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа(референдум), то есть непосредственное волеизъявление граждан по установлению норм права.

2. Правотворчество государственных органов и должностных лиц.

Правотворчеством занимаются почти все государственные органы и ряд должностных лиц. Если они осуществляют правотворчество в рамках своей компетенции, то такое правотворчество называется непосредственным правотворчеством',если они занимаются правотворчеством по поручению вышестоящего государственного органа или должностного лица с учетом их компетенции, то такое правотворчество называется делегированным.

Компетенция государственных органов и должностных лиц определяет соответственно и юридическую силу принимаемых ими нормативных правовых актов.

Правотворчество состоит из двух основных этапов, каждый из которых включает в себя несколько стадий.

Первыйэтап правотворчества - подготовка проекта нормативного правового акта.

Данный этап включает в себя следующие стадии:

  • принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
  • подготовка проекта нормативного правового акта;
  • обсуждение проекта нормативного правового акта;
  • согласование проекта нормативного правового акта;
  • доработка проекта нормативного правового акта.

Второйэтап правотворчества - издание нормативного правового акта.

Этот этап состоит из таких стадий, как:

  • внесение проекта нормативного правового акта на обсуждение правотворческого органа;
  • обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
  • принятие нормативного правового акта;
  • обнародование (опубликование) нормативного правового акта.

Разновидность правотворчества составляет законотворчество, которое является основным направлением деятельности парламента как законодательного органа государственной власти. Деятельность парламента по рассмотрению, принятию (изменению или отмене) и обнародованию законов называется законодательным процессом.Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, через которые должен пройти закон, чтобы приобрести юридическую силу:

1. Внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа.Для того чтобы внести законопроект на рассмотрение законодательного органа, необходимо обладать правом законодательной инициативы. Этим правом обладают: глава государства, парламент, депутаты парламента, правительство, высшие органы судебной власти, в федеративном государстве - законодательные (представительные) органы субъектов федерации.

Законопроекты, требующие финансовых расходов государства (о налогах, о государственных займах и др.), вносятся при наличии положительного заключения правительства.

2. Обсуждение законопроекта в парламенте.Обсуждение законопроекта проходит гласно, в присутствии всех депутатов. Сначала заслушиваются доклад и содоклад об обсуждаемом законопроекте, затем проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

3. Принятие закона.Обычные законы принимаются простым большинством, а конституционные законы - квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов (простое большинство - половина голосов всех депутатов плюс один голос, квалифицированное большинство - не менее двух третей голосов всех депутатов).

4. Подписание и обнародование (опубликование) закона.Принятый закон в течение определенного срока должен быть подписан главой государства и опубликован в официальных источниках. Он может быть обнародован и иным образом, например через средства массовой

информации - телевидение или радио, но это не отменяет необходимости его официального опубликования, после которого закон в установленном порядке вступает в юридическую силу. В Российской Федерации, как и в некоторых других государствах, есть и иные стадии законодательного процесса (например, одобрение верхней палатой парламента закона, принятого нижней палатой).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.