Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности детского словотворчества



Специфика детской речи определяется прежде всего далеко не полным знанием строевых черт родного языка, с одной стороны, а с другой – слепой наивной верой ребенка в строгую модельность языка. Отсюда творчество ("словообразовательные инновации" – С.Н. Цейтлин) по усвоенным моделям.

Ребенок овладевает языком под влиянием речи окружающих. При речевом общении ребенок отслеживает и выбирает обычно продуктивные модели языковых единиц любого уровня, в том числе лексического. Об этом свидетельствуют исследования А.Н. Гвоздева, С.Н. Цейтлин, Д. Слобина и др. Ребенок настойчиво употребляет слово продаватель, несмотря на то, что слышит правильные с точки зрения литературной нормы варианты с суффиксом -ец- и несмотря на то, что его исправляют.

Для педагогов и лингвистов этот период очень важен, т.к. свидетельствует об идущем процессе овладения механизмами порождения слов.

Вначале дети создают свои неологизмы, считая их единственно возможными словами или формами слов. Только позже дети могут сознательно придумывать слова, если их творчество поддерживается, одобряется взрослыми. Как и языковая игра взрослых, детское словотворчество демонстрирует перспективы возможного развития языковой системы. Постижение детьми грамматической структуры языка способствует появлению в их речевом становлении своего рода словообразовательного взрыва, который широко известен по книге Чуковского «От двух до пяти» (от 3 до 7 – уточняет границы этого периода совр. психолингвист Шахнарович) Усваивая из речи взрослых разные модели, дети непроизвольно обобщают их, превращая в сверхмодели. По ним они создают свои производные слова, отсутствующие в нормативном словаре.

Детское словотворчество ограничено словообразовательными ресурсами языковой системы. Создавая новые слова, ребенок совершает мыслительные операции анализа и синтеза: он должен понять сущность обозначаемого объекта, выделить в нем важные признаки, а затем синтезировать их в единую номинацию на основе словообразовательной модели. Чаще всего дошкольники используют аффиксальные способы создания новых слов:

Собака пасть разинула, а потом зазинула; Уж лучше я пойду домой непокушанная; Я, мам, красавлюсь (любуюсь собой в зеркале); Такая светлота; Я отмомнил; Ёлка обсвечкана»; Смотри, что я вытрудил; жмутные туфли; ружьяная машина.

Дети могут использовать сложение основ, слов, сращение: зверопарк, я поломою, сумасошлатая тетя, дождь – никуданипускатель.

Другая сторона детского словотворчества – попытки осознать, осмыслить значение слов по его внутренней форме. Услышав незнакомое слово, ребенок пытается воссоздать его происхождение, часто вступая при этом на неверный путь: курятник – дядя, который курит; судак – это кого судят; город – там, где горы; начальная школа – школа для начальников.

В освоении новых слов ребенок не ограничивается интерпретацией их этимологии. Часто непонятные ему слова он переделывает так, чтобы прояснить их происхождение. Это явление носит название «народной этимологии», встречается не только в детской речи: это не линейка, а длиннейка, сапоги не резиновые, а грязиновые, «не будильник, а звонильник», не близорукий, а близозоркий или близоглазый, не экскаватор, а песковатор.

К 6-7-летнему возрасту в целом завершается овладение языком как системой фонетических, грамматических и лексических норм, и постепенно угасает интерес ребенка к словотворчеству.

 

Литература

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН СССР, 1961.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Уч. пособие. М.: Лабиринт, 1997.

Чуковский К. От двух до пяти. – М., 1958.

Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М, 1981.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

Становление детской речи. Вып. 3. Саратов, 1996.

Бронникова Н.Г. Инновации в детской речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1991.

Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Книга для логопеда. М., 1987.

Грехова И.П. Стихосложение как форма развития детской речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998.

Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи // Русский язык в школе. 1993. № 4. С. 61-65.

Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явление языковой игры): Автореферат дисс… доктора филологических наук. М. 1996.

Леонтьев А.А. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С. 312-317.

Радзиховская В.К., Кирьянов А. П. О значении изучения детской речи для методологии лингвистических исследований // Преподаватель. 1998. № 5. С. 18-21.

Санджи-Гаряева З.С. Словообразование в становлении языковой личности ребенка // Общество, язык и личность: Материалы Всероссийской научной конференции (Пенза, 23-26 октября 1996 г.). М.: Институт языкознания РАН, ПГПУ им. В.Г. Белинского, 1996. Вып. 1. С. 68-70.

Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка). Автореферат дисс… доктора филологических наук. Л., 1989.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Шахнарович А.М. Детская речь // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 131-132.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.