Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Физиологические механизмы развития силы



Объемные требования

для междисциплинарного экзамена по специализации

по специальности 032101 (65) - «Физическая культура и спорт»

 

Двигательный динамический стереотип. Физиологические и биомеханические механизмы формирования двигательного динамического стереотипа. Методика обучения техническим приемам в избранном виде спорта с учетом особенностей формирования двигательного навыка.

Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков.

Систему условных и безусловных рефлексов И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Она вырабавается при повторении одного и того же порядка раздражений (ситуаций) и, соответственно, выражается в цепи закрепленных ответных реакций, т.е. стереотипе. Но при этом изменение внешних условий может вызывать перестройку этой системы или ее разрушения, что и отмечается термином – динамический.

Любые навыки, в том числе и спортивные – не являются врожденными движениями. Они приобретены в ходе индивидуального развития. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Деятельность этой системы включает в себя следующие процессы: синтез афферентных раздражителей (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций); формирование моторной программы и образа результата действий; внесение сенсорных коррекций в программу, если результат не достигнут.

Комплекс нейронов, обеспечивающих эти процессы, располагается на различных этажах нервной системы, становясь доминантой, т.е. господствующим очагом в центральной нервной системе. Он подавляет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц. В результате движения выполняются более экономично, при включении лишь самых необходимых мышечных групп и лишь в те моменты, которые нужны для его осуществления. Происходит экономизация энерготрат.

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание человека от мелочного контроля за каждым его элементом.

Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию. Которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами.

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). В сознании человека создается определенный эталон требуемого действия. На втором этапеобучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом отмечают три стадии формирования двигательного навыка: 1.Стадиягенерализации (иррадиации возбуждения), созданная модель становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. В создании моторных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наиболее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций – их генерализацией. В силу этого первая стадия начинающихся попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновременным вовлечением в движение мышц-антагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выраженным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдается особенное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давления, резкие изменения состава крови, заметные повышения температуры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласованности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы. Массированный поток афферентных импульсов от проприорецепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мышечных групп от посторонних.

2.Стадияконцентрации. На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. В посторонних же зонах активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения – дифференцировочным торможением. В коре и подкорковых структурах создается мозаика из возбужденных и заторможенных нейронных объединений, что обеспечивает координированное выполнение двигательного акта. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения. В результате рабочие энерготраты снижаются. Навык уже сформирован на этой стадии, но еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях.

3. Стадиястабилизациииавтоматизации. В результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Повышается стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. происходит автоматизация навыка.

Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения. В коре работающего человека отмечается появление связанных с движением потенциалов, специфические формы межцентральных взаимосвязей активности. Однако в этой системе центров по мере автоматизации снижается участие лобных ассоциативных отделов коры, что, по-видимому, и отражает снижение его осознаваемости.

Обучение – это дидактический процесс взаимодействия преподавателя и ученика в поиске наиболее эффективного пути достижения от неумения выполнять упражнение до совершенного владения им спортсменом.

Способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью.

Методика - как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями.

В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности

1. Методы, направленные на овладение знаниями.

2. Методы, способствующие овладению двигательными умениями и навы­ками.

3.Методы, направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

подразделяются на:

1. Методы расчлененного упражнения

2. Методы целостного упражнения (разновидности: 1. собственно целостный метод; 2. метод целостного упражнения с постановкой частных задач; 3. метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена; 4. метод подводящих упражнений).

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать, как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:

-знаний о способе (технике) выполнения ФУ,

-наличие у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности

-многократных повторений изучаемых действий

С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием.

Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерные признаки:

1. управление движениями происходит неавтоматизированно

2. сознание ученика загружено контролем каждого движения

3. невысокая быстрота выполнения действия

4. действие выполняется неэкономично, при значительной степени утомления

5. относительная расчлененность движений

6. нестабильность действия

7. непрочное запоминание действия

8. в процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык

Двигательный навык –это такая степень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т. е. не требует специально направленного на него внимания.

Характерные признаки:

1. Автоматизированное управление движениями.

2. Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое

3. Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

4. Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов.

5. Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах

От умения и навыка следует отличать привычки. Двигательные привычки – это автоматически совершаемые действия, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.

Взаимодействие (перенос) навыков.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыка. Различают положительный и отрицательный перенос навыка.

Положительнымпереносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Этапыобучения

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: 1) первоначальное разучивание, 2) углубленное разучивание, 3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание. Задача второго этапа — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

 

 

Силовые способности человека: виды, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические; психологические). Физиологические механизмы развития силы. Виды гипертрофии мышц. Оценка силовых возможностей, методика развития в избранном виде спорта.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Силовые способности

Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.

Мышечная сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет за счет мышечных напряжений.

Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц:

1. Миометрический (преодолевающий), приуменьшениисвоейдлины, увеличивается напряжение в мышцах, например, подтягивание в висе, жим штанги.

2. Плиометрический (уступающий), происходитудлинениемышцы, например, приседание со штангой на плечах

3. Изометрический (удерживающий), безизменениядлины, пример, удержание статического положения, удержание упора углом в спортивной аэробике

4. Ауксотонический (смешанный), при изменении и длины, и напряжения мышц

1, 2 – для динамической работы мышц; 3 – для статической работы мышц; 4 – статодинамической; эти режимы работы мышц обозначают термины - динамическая сила, статическая сила.

Абсолютная сила – это максимальный силовой показатель без учета веса тела спортсмена (чем больше вес поднял, тем сильнее, независимо от того, сколько сам весишь) – для метателей диска, молота, толкателей ядра.

Относительная сила оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения силовой подготовленности людей разного веса.

Различают виды силовых способностей:

1. Собственно-силовые

2. Скоростно-силовые

3. Силовая выносливость

Собственно-силовые способности проявляются:

1. при мышечном напряжении изометрического типа

2. при преодолении околопредельных, предельных, сверхпредельных отягощений (приседания со штангой большого веса, поднимание предметов)

Скоростно-силовые способности проявляются:

В действиях, в которых наряду со значительной силой, требуется и существенная скорость в движении (метание снаряда, прыжки в длину, высоту, с места, с разбега).

К числу скоростно-силовых способностей относится взрывная сила – способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (старт в спринте, прыжок в длину, удар в боксе).

Амортизационная сила – развитие усилия в короткое время в уступающем режиме (приземление с прыжка).

Силовая выносливость –проявляется в возможности противостоять утомлению при продолжительной работе, в зависимости от режима работы мышц, говорят о статической и динамической силовой выносливости.

Уровень развития и проявления силовых способностей зависит:

1. От величины физиологического поперечника мышц: чем он толще, чем толще мышечное волокно, тем при прочих равных условиях большее усилие могут развивать мышцы. При рабочей гипертрофии мышц в мышечных волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл и повышается концентрация саркоплазматических белков. При этом внешний объем мышц может увеличиваться незначительно, поскольку, во-первых, повышается плотность укладки миофибрилл в мышечном волокне, во-вторых, уменьшается толщина кожножирового слоя над тренируемыми мышцами.

2. От состава мышечных волокон. Различают «медленные» (красные) и «быстрые» (белые) мышечные волокна. «Медленные» волокна развивают меньшую мышечную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньшей, чем «быстрые» волокна Силовая тренировка с большим весом и небольшим числом повторений мобилизует быстрые мышечные волокна, в то время как небольшой вес и большое количество повторений активизирует и быстрые и медленные волокна. В различных мышцах тела процент красных и белых волокон неодинаков, и очень сильно отличается у разных людей. Стало быть, с генетической точки зрения они обладают разными потенциальными возможностями к силовой работе.

3. На силу мышечного сокращения влияют: - эластичные свойства; - вязкость; - анатомическое строение; - структура мышечных волокон и их химический состав

4. В проявлении силовых возможностей человека играет регуляция мышечных напряжений со стороны ЦНС (частота эффекторных импульсаций, посылаемых к мышце от мотонейронов передних рогов спинного мозга; степь синхронизации (одновременности) сокращения отдельных двигательных единиц; порядок и количество включенных в работу двигательных единиц).

Сила увеличивается под влиянием предварительной разминки и соответствующего возбуждения ЦНС до оптимального уровня. И наоборот, чрезмерное возбуждение и утомление могут уменьшить максимальную силу мышц.

5. На проявление силовых способностей влияет также: - согласованность в работе мышц синергистов и антагонистов, осуществляющих движение в противоположных направлениях (межмышечная координация);

- эффективность энергообеспечения мышечной работы. Важную роль при этом играет скорость и мощность анаэробного ресинтеза АТФ, уровень содержания креатинфосфата, активность внутримышечных ферментов, содержание миоглобина и буферные возможности мышечной ткани

6. Максимальная сила, которую может проявить человек, зависит и от механических особенностей движения. К ним относятся: исходное положение, длина плеча рычага и изменение угла тяги мышц, изменением функции мышцы в зависимости от исходного положения, состояние мышцы перед сокращением (предварительно растянутая мышца сокращается сильнее и быстрее).

7. Силовые возможности зависят от пола, возраста занимающихся, а также от общего режима жизни, характера их двигательной активности и условий внешней среды (максимальные величины между 15-16 часами; январь-февраль мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре; наилучшие условия для деятельности мышц – при температуре + 20; Прирост показателей абсолютной силы подростков и юношей в 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек в 10-11 и 16-17 лет. Относительные показатели силы возрастают у детей 9-11 и 16-17 лет. Индивидуальные темпы развития силы зависят от фактических сроков полового созревания. Все это необходимо учитывать в методике силовой подготовки).

Обобщив вышесказанное можно выделить следующие факторы:

К анатомо-физиологическим факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых и красных мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и масса мышц; качество межмышечной координации; особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания.

К биомеханическим факторам относят: расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс.

К психологическим факторам относят: готовность человека к проявлению мышечных усилий, мотивационные и волевые компоненты, эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

 

Скоростно-силовые способности человека: виды, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические). Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Оценка скоростно-силовых возможностей, методика развития в избранном виде спорта.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (напр., отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега). При этом, чем значительней внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (подъем штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (метание копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельными напряжениями мышц, проявляемыми в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (напр., при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Специфические виды:

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе.

Силовая ловкость – проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба). Ее можно определить, как « способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

Факторы:

К анатомо-физиологическим факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых и красных мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и масса мышц; качество межмышечной координации; особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания.

К биомеханическим факторам относят: расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс.

К психологическим факторам относят: готовность человека к проявлению мышечных усилий, мотивационные и волевые компоненты, эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Физиологические механизмы развития силы

Внутримышечные факторы развития силы включают в себя биохимические, морфологические и функциональные особенности мышечных волокон:

- физиологический поперечник, зависящий от числа мышечных волокон;

- состав (композиция) мышечных волокон: соотношение слабых и более возбудимых медленных мышечных волокон (окислительных, малоутомляемых) и более мощных высокопороговых быстрых мышечных волокон ( гликолитических);

- миофибриллярная гипертрофия мышц – т.е. увеличение мышечной массы, которая развивается при силовой тренировке в результате адаптационно-трофических влияний и характеризуется ростом толщины и более плотной упаковкой сократительных элементов мышечного волокна – миофибрилл.

Нервная регуляция обеспечивает развитие силы за счет совершенствования деятельности отдельных мышечных волокон двигательных единиц (ДЕ) целой мышцы и межмышечной координации.

- увеличение частоты нервных импульсов, поступающих в скелетные мышцы от мотонейронов спинного мозга и обеспечивающих переход от слабых одиночных сокращений их волокон к мощным титаническим;

- активация многих ДЕ – при увеличении числа вовлеченных в двигательный акт ДЕ повышается сила сокращения мышцы;

- синхронизация активности ДЕ – одновременное сокращение возможно большего числа активных ДЕ резко увеличивает силу тяги мышцы;

- межмышечная координация – силы мышцы зависит от деятельности других мышечных групп: сила мышцы растет при одновременном расслаблении ее антагониста, она уменьшается при одновременном сокращении других мышц и увеличивается при фиксации туловища или отдельных суставов мышцами – антагонистами.

Психофизиологические механизмы увеличения мышечной силы связаны с изменениями функционального состояния (бодрости, сонливости, утомления), влияниями мотиваций и эмоций, усиливающих симпатические и гормональные воздействия со стороны гипофиза, надпочечников и половых желез, биоритмов.

Методы: ударный метод и метод динамических усилий (для взрывной силы)

Скоростные способности человека: формы проявления, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические). Физиологические механизмы и резервы развития скоростных способностей. Методика развития в избранном виде спорта.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ— это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в ми­нимальный для данных условий отрезок времени.

Различаютэлементарные и комплексные формы проявления скорост­ных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоро­стных способностей:

1. Способность к быстрому реагированию на сигнал.

2. Способность к выполнению одиночных локальных движений с мак­симальной скоростью.

3. Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иног­да называют резкостью).

4. Способность к выполнению движений в максимальном темпе.

Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в дви­жениях верхних конечностей — по сравнению с нижними; правых — по сравнению с левыми; дистальных — по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеобразная топография максимальных тем­повых возможностей человека.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обес­печивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной дея­тельности. К таким комплексным формам проявления относятся:

способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности) — стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе:

способность к, достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) — в беге, плавании и других циклических локомоциях;

способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:

1. Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, ра­стяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Совершенства техники движений.

5. Степени развития волевых качеств, силы, координационных спо­собностей, гибкости.

6. Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при тем­пературе +20—22° С. При температуре +16° С скорость снижается на 6—9%.

Относительная независимость между от­дельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, оче­видно, единой причины, обусловливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непосредственный) пе­ренос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значи­тельный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо подготовленных людей.

 

Координационные способности человека: виды, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические), морфо-функциональная характеристика ловкости. Физиологические, анатомические механизмы и резервы развития, методика развития в избранном виде спорта.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функцио­нальной деятельности различных органов и систем организма в тесной свя­зи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или несколь­ких систем организма (местный, локальный согласованный).

Координация движений как качественная характеристика двигатель­ной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее со­вершенной. В связи с чем следует говорить о координированности чело­века как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

Координированность — есть результат согласованного сочетания дви­жений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конк­ретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координирован­ности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии органи­зации и регулирования движений.

Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двига­тельных задач разной координационной сложности и обусловливающих ус­пешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой координационных способностей являются задат­ки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-фи-зиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрело­сти ее отдельных областей и других отделов центральной нервной систе­мы, уровень развития отдельных анализаторов (сенсорных систем), осо­бенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.

Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигатель­ных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов.

В качестве главных критериев оценки КС выделяют четыре основ­ных признака: правильность выполнения движения, т.е. когда движе­ние приводит к требуемой цели (делает то, что нужно); быстроту ре­зультата; рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К ос­новным качественным характеристикам оценки КС относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным — точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движе­ний. В практике, наряду с данными показателями, учитывают и другие.

К числу основных КС относятся:

· способность к дифференцированию различных параметров движе­ния (временных, пространственных, силовых и др.);

· способность к ориентированию в пространстве;

· способность к равновесию;

· способность к перестраиванию движений; ^ способность к соединению (комбинированию) движений;

· способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к нео­бычной постановке задачи;

· способность к выполнению заданий в заданном ритме;

· способность к управлению временем двигательных реакций;

· способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки дви­жений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

· способность к рациональному расслаблению мышц. В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии.

Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1. Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).

2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

3. Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с понимани­ем занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в разви­тии отдельных видов координационных способностей. Суще­ственное улучшение координационных способностей происходит к 15—16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

 

6. Гибкость как способность человека: виды, факторы, определяющие уровень проявления (анатомо­физиологические, биомеханические, психологические). Анатомические резервы и физиологические механизмы развития гибкости. Оценка уровня развития, методика развития в избранном виде спорта.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

ГИБКОСТЬ — комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

Показателем уровня развития гибкости является максимальная ампли­туда (размах) движения. Ее измеряют в угловых градусах посредством го­ниометров или в линейных мерах при помощи сантиметровой линейки. Для получения точных данных об амплитуде различных движений приме­няются такие оптические методы регистрации движений, как киносъем­ка, видеозапись, стериоциклография, рентген-телевизионная съемка и ультразвуковая локация. В практике физического воспитания и спорта для контроля за развитием гибкости используются разнообразные тесты.

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость это способность человека достигать больших ам­плитуд движения за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав. Например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка».

Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счет приложения к движущейся части тела вне­шних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнера и т.д. По­казатели пассивной гибкости, прежде всего, зависят от величины прикла­дываемой силы (т.е. от степени насильственного растягивания определенных мышц и связок), от порога болевых ощущений у конкретного индивида и его способности терпеть неприятные ощущения.

Активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее пассивной.

Выделяют также анатомическую подвижность, т.е. предельно возмож­ную. Ее ограничителем является строение соответствующих суставов. При выполнении обычных движений человек использует лишь небольшую часть предельно возможной подвижности, однако при выполнении некоторых спортивных действий подвижность в суставах может достигать более 95% анатомической.

Гибкость может быть общей и специальной.

Общая гибкость — это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Специальная гибкость это значительная или даже предельная под­вижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конк­ретного вида деятельности.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение). Уровень развития гибкости зависит от формы суставов, толщины суставного хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок и сустав­ных сумок. Чем эластичнее связки и податливее мышцы, тем лучше гибкость.

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30 "С гибкость выше, чем при 5...10 °С); 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 "С или после 10 мин пребывания в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При м для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Разные виды двигательной деятельности предъявляют различные тре­бования к развитию гибкости. От уровня развития гибкости в определенной мере зависит, насколько человек способен эффективно осуществлять данную двигательную деятель­ность. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень прояв­ления скоростных, силовых и координационных способностей, приводит к снижению экономичности работы, вызывает скованность движений и часто является причиной повреждения связок и мышц.

Гибкость зависит от возраста и пола занимающихся. Наибольшее увели­чение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9—10 лет, активной — 10—14 лет. Выделяют периоды естественного ускоренного прироста гиб­кости. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14—15 и 16—17 лет, у мальчиков — в 9—10, 13—14 и 15—16 лет. Возраст — 13—15 лет наиболее благоприятный для развития подвижности в различных суста­вах. Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном воз­расте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. После 15—20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате, и повысить уровень развития этого каче­ства уже намного труднее.

У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20—30% выше, чем у мальчиков. Эти различия сохраняются у мужчин и женщин.

 

 

Выносливость человека. Формы проявления выносливости (статическая, силовая, скоростная, к длительной мышечной работе). Общая и специальная выносливость. Физиологические механизмы выносливости, средства, методы развития на примере адаптационных изменений в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, опорно-двигательном аппарате и ЦНС. Контроль уровня развития у спортсменов. Понятие об аэробной и анаэробной емкости, пороге анаэробного обмена (ПАНО). Функциональные резервы выносливости.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

ВЫНОСЛИВОСТЬ— способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете насту­пившим утомлением, то выносливость можно также определить как способ­ность организма противостоять утомлению. Утомление — это состояние орга­низма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности. Оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с пре­жней эффективностью. Развитие утомления проходит через 3 фазы:

1. Фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастаю­щие затруднения, человек может некоторое время сохранять Прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий.

2. Фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время на­ступит отказ от ее выполнения.

3. Фазу полного утомления.

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении лю­бой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других — позволяет лучшим образом вы­полнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих — помогает переносить многократные кратковре­менные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехто­вание и пр.).

О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей:

1. Внешних (поведенческих), которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления.

2. Внутренних (функциональных), которые отражают определенные из­менения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих выполнение данной деятельности.

При любых физических упражнениях внешним показателем выносли­вости человека являются величина и характер изменений различных био­механических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, опреде­ляют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Внутренние показатели выносливости: изменения в ЦНС, сердечно­сосудистой, дыхательной, эндокринной и других системах и органах чело­века в условиях утомления.

Выносливость зависит от уровня развития у человека других физичес­ких способностей. В связи с этим предлагают использовать два типа пока­зателей:

1. Абсолютные — без учета уровня развития силовых, скоростных и координационных способностей.

2. Относительные — с учетом развития силовых, скоростных и коор­динационных способностей.

Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда факторов:

· наличия энергетических ресурсов в организме человека;

· уровня функциональных возможностей различных систем организ­ма (сердечно-сосудистой, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, не­рвно-мышечной и др.);

· быстроты активизации и степени согласованности в работе этих си­стем;

· устойчивости физиологических и психических функций к неблагоп­риятным сдвигам во внутренней среде организма (нарастанию кислород­ного долга, повышению молочной кислоты в крови и др.);

· экономичности использования энергетического и функционально­го потенциала организма;

· подготовленности опорно-двигательного аппарата;

· совершенства технико-тактического мастерства;

· личностно-психологических особенностей (интереса к работе, свойств темперамента, уровня предельной мобилизации таких волевых ка­честв, как целеустремленность, упорство, настойчивость, выдержка, тер­пеливость и т.п.).

Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость чело­века, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности чело­века и условия деятельности.

Эти факторы имеют значение во многих видах двигательной деятель­ности, но степень проявления каждого из них (удельный вес) и их соотно­шение различны в зависимости от особенностей конкретной деятельнос­ти. Поэтому существуют разнообразные формы проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:

· выносливость к работе циклического, ациклического или смешан­ного характера;

· выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максималь­ной, субмаксимальной, большой, умеренной);

· выносливость статическая или динамическая;

· выносливость локальная, региональная или глобальная;

· выносливость аэробная или анаэробная;

· выносливость скоростная, силовая или координационная;

· выносливость общая или специальная;

· выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.

В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сво­дятся к двум ее видам:

I. Общая.

II. Специальная.

Общая выносливость это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, ока­зывающая положительное влияние на развитие специфических компонен­тов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к на­грузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Специальная выносливость это способность к эффективному выпол­нению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требо­ваниями конкретного вида деятельности.

О скоростной выносливости при­нято говорить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п.). Любое из них может совершаться с различной скоростью. Более выносли­вым окажется тот, кто сможет поддерживать заданную скорость передви­жения дольше, чем другой.

В основе скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дис­танциях, прежде всего, лежит емкость аэробного механизма энергопро­дукции, т.е. запасы гликогена мышц и печени, жирных кислот. Инфор­мативные показатели его — уровень порога анаэробного обмена (ПАНО) по отношению к максимальному потреблению кислорода (МПК) и скорость пе­редвижения на уровне ПАНО.

ПАНО соответствует такой интенсивности работы, при которой кис­лорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко увели­чиваются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфата и глико­гена мышц), и накопления молочной кислоты.

Силовая выносливость, т.е. способ­ность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия, — это одна из наиболее значимых физических способностей. От уровня ее разви­тия во многом зависит успешность профессиональной, бытовой, военной и спортивной двигательной деятельности. Силовая выносливость имеет различные формы проявления в зависимости от характера выполняемого двигательного действия. Однако ее специфичность выражена в меньшей степени, чем специфичность скоростных способностей. Поэтому возмо­жен «перенос» силовой выносливости в различных упражнениях.

В зависимости от режима мышечных напряжений выделяют:

— динамическую силовую выносливость;

— статическую силовую выносливость.

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, различают:

· локальную силовую выносливость, когда в работе принимает учас­тие менее 1/3 общего объема мышц тела (например, работа на кистевом тренажере);

· региональную силовую выносливость, когда в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы (скажем, при под­тягивании на перекладине);

· глобальную силовую выносливость, когда в работе задействовано свыше 2/3 мышц тела (к примеру, в беге, плавании, гребле).

Силовая работа разного характера обеспечивается анаэробными или аэробными источниками энергии.

Физиологические показатели тренированности в спорте. Показатели тренированности, их использование в системе подготовки в избранном виде спорта. Оценка состояния тренированности и перетренированности в избранном виде спорта.

C физиологической т. зрения тренированность - уровень функционального состояния организма, возникающего в процессе систематических тренировок и характеризующийся повышением физиологических резервов и готовности их к мобилизации, что проявляется в увеличении работоспособности спортсмена.

Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптивности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют: I. повышение функциональных возможностей организма, 2. увеличение экономичности его работы.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы - состояние предельной мобилизации всех функций организма, напряжение регуляторных процессов и может сохраняться непродолжительное время. Цена такого уровня адаптации высока - (снижается иммунитет) при этом повышается реактивность организма на действие неблагоприятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т.е. резко снижается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленностью тренировочного процесса - на быстроту, силу, выносливость, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы, т.е. тренировочные эффекты специфичны.

Тренировочный эффект зависит от объема физ. нагрузки - ее длительности, интенсивности и частоты. Генетически определяемый предел функциональных перестроек - генетическая норма реакции. Тренированность выражается высокой работоспособностью, а ее интегральным показателем является спортивный результат. Высокий уровень тренированности достигается на пике спортивной формы. Сохраняется не продолжительное время, т.к. требует предельной мобилизации всех функциональных систем организма. Тренировочный эффект зависит от объема физ. нагрузки. Люди различаются по величине и скорости тренированности. Четыре типа тренир-ти: высокая-быстрая, высокая-медленная, низкая-быстрая, низкая-медленная. Наименее трен, качествам и являются быстрота, гибкость, скор-силовые возм.

К числу показателей тренированности в покое можно отнести:

• изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

• изменения опорно-двигательного аппарата (увеличенная масса и возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая улучшением их кровоснабжения, положительные биохимические сдвиги, повышенная возбудимость и лабильность нервно-мышечной системы);

• обмен веществ (увеличение запасов белков и углеводов);

• изменения функции органов дыхания (частота у тренированных в покое меньше, чем у нетренированных, до 6-12 вдохов в минуту.ЖЕЛ до 6-8л.);

• ССС. Большой объем и толщина сердечной мышцы. увеличение резервного объема крови. ЧСС в покое снижен до 40-50 ударов в мин. С спортсменов, в 32% случаев встречается спортивная гипертония - снижение АД. До 100-105 мм. рт. ст. и ниже.

Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки. Стандартные используют для тестирования функциональной подготовленности, они подразделяются на:

а) общие, не специализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрия, степ-тесты);

б) специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности:

а) более быстрое врабатывание;

б) меньший уровень рабочих сдвигов различных функций;

в) лучше выраженное устойчивое состояние;

г) наиболее быстрое восстановление после нагрузки.

Наиболее распостроненные стандартные тесты: ИГСТ и PWC170.

Систематическое выполнение интенсивных нагрузок на фоне не значительного недовосстановления организма приводит к развитию у спортсменов состояния перетренированности. Напряженная двигательная деятельность в этом случае превышает функциональные возможности организма

Перетренированности - это патологическое состояние организма спортсмена, вызванное прогрессирующим развитием переутомления вследствие недостаточного отдыха между тренировочными нагрузками. Это состояние тождественно по генезу невротическим расстройствам, развивающимся в результате нарушений ВНД.

Перетреннированность у спортсменов может возникать во время и после нагрузки, она проявляется во внезапном резком ухудшении здоровья занимающихся, отмечается бледность, слабость, головокружение, отдышка, падает А.Д., в тяжелых случаях не исключается возможность развития острой сердечной недостаточности, инфаркта миокарда и даже смертельный исход. У некоторых лиц возникают явления депрессии, вялости, отсутствия интереса к тренировкам. Отмечается снижение умственной работоспособности. Отмечены нарушения предрабочей настройки корковой активности. У спортсменов острая Перетреннированность наблюдается после заболевания, на фоне нарушения режима и неблагоприятных условий тренировки. Предупредить развитие перенатренированности можно путем правильного отбора и комплектования групп, обеспечение полного соответствия нагрузки состоянию тренирующихся. Чрезмерные нагрузки могут вызывать патологические изменения почти во всей системе организма, опорно-двигательного аппарата снижение сопротивления организма ведет за собой подверженность инфекциям и другим факторам внешней среды.

В развитии перетренированности выделяют 3 стадии;

Первая стадия хар-ся прекращением роста спорт. Результатов или их незначительным снижением, плохим самочувствием, снижением адаптивности реакций организма на нагрузку.

Вторая стадия связана с прогрессирующем снижением спорт. Результатов, затруднением процессов восстановления и дальнейшем ухудшением самочувствия.

Третья стадия выявляется стойким нарушением функций ССС, Дых. И двигательной сист., резким снижением спортивной работоспособности, особенно выносливости, тяжелым самочувствием, постоянным нарушением сна, отсутствием аппетита, потерей веса.

Профилактика перетренированности заключается в соблюдении режима тренировок и отдыха, адекватного функциональным возможностям организма спортсмена.

Функциональная подготовленность спортсменов. Тестирование функциональной подготовленности в покое, при стандартных и предельных нагрузках. Оценка аэробных и анаэробных возможностей. Показатели функциональной подготовленности при предельных и стандартных нагрузках в избранном виде спорта.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СПОРТЕ

Для тестирования функциональной подготовленности спортсменов исходят из модели чемпиона, в которой представлены характеристики сильнейших спортсменов в ответственных соревнованиях. Из этой модели выводятся спортивно-важные качества или модель мастерства, включающая характеристики специальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов, находящихся в спортивной форме. Отсюда определяют наиболее информативные показатели функциональной подготовленности или шире — модель спортивных возможностей, в которую входят функциональная и психологическая подготовленность, морфологические особенности, возраст и спортивный стаж. Подобный подход позволяет определить целевые задачи подготовки спортсмена и его собственные спортивные перспективы.

Для оценки индивидуальных особенностей адаптации организма к работе необходимо комплексное тестирование, позволяющее получить сведения о различных морфофункциональных и психофизиологических показателях конкретного человека. В тренировочном процессе используют различные виды контроля, в ходе которых исследуют состояние различных органов и систем организма спортсмена.

• Оперативный или текущий контроль, отражающий ежедневные реакции организма спортсмена на выполняемые физические нагрузки по наиболее вариативным показателям, способность решения тактических задач, состояние внимания и пр.).

• Этапный контроль, проводимый 5-6 раз в году с использованием менее динамичных показателей.

• Углубленное медицинское обследование с анализом достаточно консервативных показателей и ряда сложных медицинских параметров.

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПОКОЕ

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов. У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма — 11 -12 колеб. • с.

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения подвигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществ спортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена.

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ, т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы. Величина минутного объема дыхания в покое не изменена, но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц по сравнению с нетренированными

Увеличена длительность задержки дыхания, что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно-сосудистой системе спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца — до 1000-1200 см. Большой объем сердца — до 1200 см — характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы — ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму. Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема. Частота сердечных сокращений спортсменов в покое понижена до 40-50 уд. • мин, т. е. отмечается спортивная брадикардия. Минутный объем крови соответствует норме или немного ниже нее.

У спортсменов в состоянии спортивной формы, в среднем, в 30% случаев наблюдается спортивная гипотония — снижение величины систолического артериального давления до 100-105 мм рт. ст. и ниже. Чаще всего это встречается у гимнастов и спортсменов-стайеров. Выраженность артериальной гипотонии растет по мере увеличения спортивного стажа и уровня квалификации спортсменов. У спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, наоборот, в состоянии покоя артериальное давление часто может быть повышенным.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов — 6 • 10 • л и гемоглобина — 160 г • л и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови. Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена превышает его запасы у нетренированных лиц. Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам, и в частности, к особенной функциональной подготовленности к упражнениям в избранном виде спорта.

ТЕСТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРИ СТАНДАРТНОЙ РАБОТЕ

Стандартные нагрузки, используемые для тестирования функциональной подготовленности спортсменов, могут быть общие, неспециализированные и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности:

• более быстрое срабатывание,

• меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,

• лучше выраженное устойчивое состояние,

• более быстрое восстановление после нагрузки.

У тренированного спортсмена при динамической работе повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания, а рост минутного объема крови — за счет нарастания ударного объема, а у нетренированного человека — за счет частотных показателей.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий — меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше после рабочее их нарастание, чем у других лиц.

Наиболее распространенными стандартными тестами являются тест определения физической работоспособности по показателю PWC — мощности работы при ЧСС = 170 уд. мин и определение

Индекса Гарвардского степ-теста, который оценивается по скорости восстановления ЧСС после нагрузки. Величина показателя PWC

y лиц, не занимающихся спортом, в среднем составляет 1060, у спортсменов скоростно-силовых видов спорта — 1255, а у спортсменов, работающих на выносливость— 1500кгм мин и более.

При выполнении стандартных нагрузок работоспособность спортсменов оценивается прямыми показателями — по величине и мощности выполненной работы и косвенными показателями— по величине функциональных сдвигов в организме. У тренированных спортсменов, обладающих более широким диапазоном функциональных резервов, отмечается значительное увеличение функциональных показателей, которое не может быть достигнуто нетренированными лицами.

Деятельность центральной нервной системы тренированных спортсменов характеризуется высокой скоростью восприятия и переработки информации, хорошей помехоустойчивостью, большей способностью к мобилизации функциональных резервов организма. У них велика возможность произвольного преодоления утомления, противостояния эмоциональным стрессам. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, а с другой — большое количество нейропептидов и гормонов.

Энерготраты очень высоки: единичные — при работе максимальной мощности до 4 ккал • с и суммарные при работе умеренной мощности — до 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.