Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мончегорский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МФ НГУ им. П.Ф.Лесгафта

_________ Е.Е. Митрофанова

«__»_____________ 2012 г.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

для междисциплинарного экзамена по специализации

по специальности 032101 (65) - Физическая культура и спорт

10 семестр, 5 курс, 511 группа, 2011-2012 учебный год.

 

1. Факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности в избранном виде спорта, методы и способы регистрации показателей.

2. Общие основы техники двигательных действий в избранном виде спорта: элементы, фазы, периоды. Современные технологии, используемые для контроля и совершенствования техники двигательных действий.

3. Методика обучения технике в избранном виде спорта с учетом особенностей формирования двигательного навыка. Физиологические и биомеханические механизмы формирования двигательного навыка. Двигательный динамический стереотип.

4. Общие и специальные упражнения, обоснование подбора специальных упражнений в избранном виде спорта.

5. Причины (биомеханического, психолого-педагогического, материально-технического характера и др.) возникновения ошибок при освоении двигательных действий в избранном виде спорта, пути их предупреждения и исправления. Современные технологии, используемые для выявления и устранения двигательных ошибок.

6. Развитие силовых способностей в избранном виде спорта. Виды силовых способностей, факторы, обуславливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика развития.

7. Развитие скоростно-силовых способностей в избранном виде спорта. Виды скоростно-силовых способностей, факторы, обуславливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика развития.

8. Развитие скоростных способностей в избранном виде спорта. Формы проявления скоростных способностей, факторы, обуславливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика развития.

9. Общая выносливость человека: определение, физиологические и биохимические механизмы. Функциональные резервы выносливости. Методы развития выносливости на примере адаптационных изменений в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, опорно-двигательном аппарате и ЦНС. Оценка уровня развития у спортсменов.

10. Специальная выносливость в избранном виде спорта: формы проявления и характеристика, факторы, обуславливающие уровень проявления (физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика развития.

11. Развитие гибкости в избранном виде спорта: виды гибкости, морфо-функциональная характеристика, факторы, определяющие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), анатомические резервы и физиологические механизмы развития гибкости. Оценка уровня развития, методика развития.

12. Развитие координационных способностей в избранном виде спорта: виды координационных способностей, факторы, обуславливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), морфо-функциональная характеристика ловкости. Оценка уровня развития, методика развития.

13. Показатели тренированности в избранном виде спорта, их использование в системе подготовки, состояния тренированности и перетренированности.

14. Восстановление во время и после работы в избранном виде спорта. Физиологические основы восстановления, основные закономерности восстановления, фазы восстановления. Средства повышения эффективности восстановления.

15. Средства и методы восстановления работоспособности и ее повышения в системе подготовки в избранном виде спорта. Характеристика, значение, виды, направленность, технологии планирования.

16. Спортивный отбор и спортивная ориентация в избранном виде спорта: критерии (педагогические, анатомо-физиологические, психологические и др.), этапы, организация, прогнозирование спортивных результатов. Учет генетических факторов при проведении отбора.

17. Построение спортивной тренировки женщин в избранном виде спорта с учетом физиологических, анатомо-морфологических, психологических особенностей женского организма.

18. Понятие спортивной формы, закономерности её развития, педагогические, физиологические, биомеханические, психологические критерии измерения и оценки в избранном виде спорта.

19. Психофизиологическая характеристика предстартового состояния, физиологические механизмы и разновидности. Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения и коррекции в избранном виде спорта. Значение разминки перед соревнованиями.

20. Физиолого-биохимическая характеристика сдвигов в организме при мышечной деятельности. Изменения в организме при выполнении работы постоянной и переменной мощности. Характеристика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, системы крови, опорно-двигательного аппарата, удельных и суммарных затрат энергии.

21. Динамика функциональных состояний в период выполнения нагрузки. Характеристика функциональных состояний спортсмена: предстартовое, врабатывание, истинное и ложное устойчивое состояние. Физиолого-биохимическая характеристика утомления. Особенности развития утомления при работе в избранном виде спорта.

22. Общие физиологические закономерности роста и развития организма. Периодизация и гетерохронность развития организма. Сенситивные периоды развития различных двигательных качеств, их учет при построении тренировочного процесса в избранном виде спорта. Гигиенические требования к правильному росту и развитию организма.

23. Аэробное и анаэробно-аэробное энергообеспечение мышечной деятельности, средства и методы повышения их емкости и мощности в избранном виде спорта.

24. Понятие об адаптации, виды и индивидуальные типы адаптации. Физиологические механизмы и стадии адаптации. «Цена адаптации». Адаптация к мышечной работе. Физиолого-биохимические особенности срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам. Тренировочный эффект (на примере избранного вида спорта).

25. Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей организма детей.

26. Особенности проведения занятий в избранном виде спорта с детьми среднего школьного возраста с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей занимающихся.

27. Особенности проведения занятий в избранном виде спорта с детьми старшего школьного возраста с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей занимающихся.

28. Особенности проведения занятий оздоровительной физкультурой с людьми пожилого возраста. Анатомические, биохимические и физиологические особенности лиц пожилого возраста: снижение интенсивности метаболизма, уменьшение возможностей энергетического обеспечения и восстановительных процессов.

29. Особенности питания занимающихся в избранном виде спорта. Биологическое значение питания. Калорийность пищевого рациона и ее соответствие энерготратам организма. Сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам и углеводам.

30. Профилактика травматизма и острых патологических состояний при занятиях избранным видом спорта. Оказание первой помощи.

31. Место и значение избранного вида спорта в системе физической культуры.

32. Возникновение и развитие избранного вида спорта. Характеристика исторических этапов развития. Выдающиеся личности. Основные соревнования, знаменитые спортсмены.

33. Понятия «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка». Цель, задачи подготовки спортсмена в избранном виде спорта.

34. Соревнования в системе подготовки в избранном виде спорта (значение, планирование, организация и проведение, основные документы: положение о соревнованиях, заявка). Современные информационные технологии, используемые для контроля соревновательной деятельности.

35. Планирование в системе подготовки в избранном виде спорта. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования.

36. Планирование в физической культуре. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования на примере базового вида спорта.

37. Контроль и учёт в системе подготовки в избранном виде спорта. Назначение, виды, содержание и технология проведения.

38. Перенос двигательных навыков и способностей, его виды и значение в учебно-тренировочном процессе в избранном виде спорта.

39. Понятия «метод», «методический прием», «методика». Требования к выбору методов в физическом воспитании (на примере базового вида спорта).

40. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов (на примере базового вида спорта).

41. Значение, отличительные особенности, применение в физической культуре игрового и соревновательного методов и метода строго регламентированного упражнения (на примере базового вида спорта).

42. Применение в тренировочном процессе по избранному виду спорта повторного, равномерного, переменного и интервального методов тренировки. Физиолого-биохимическое обоснование выбора методов.

43. Реализация в процессе подготовки в избранном виде спорта принципов спортивной тренировки: единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки спортсмена.

44. Реализация в процессе подготовки в избранном виде спорта принципов спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса, волнообразность и вариативность динамики нагрузок.

45. Реализация в процессе подготовки в избранном виде спорта принципов спортивной тренировки: цикличность тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

46. Понятие тренировочной нагрузки, её компоненты, учитываемые параметры и способы регулирования на тренировочном занятии в избранном виде спорта.

47. Классификация упражнений и терминология в избранном виде спорта. Их роль в учебно-тренировочной работе.

48. Физическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

49. Техническая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

50. Тактическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

51. Психологическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

52. Интеллектуальная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

53. Интегральная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

54. Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов.

55. Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.

56. Структура годичного цикла тренировки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов: периоды, этапы, условия, определяющие их продолжительность.

57. Подготовительный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.

58. Соревновательный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.

59. Переходный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.

60. Построение этапа непосредственной подготовки к соревнованиям в избранном виде спорта.

61. Структура и содержание отдельного занятия в избранном виде спорта. Типы занятий. Варианты сочетания занятий в одном тренировочном дне.

62. Многолетняя подготовка спортсменов в избранном виде спорта: этапы, типичные задачи, основные средства и методы.

63. Организационно-методические основы системы подготовки юных спортсменов в избранном виде спорта. Пути решения в современных условиях вопросов развития массового детского спорта.

64. Управление системой подготовки в избранном виде спорта: сбор информации, анализ полученных данных, коррекция тренировочного процесса.

65. Технические средства и инвентарь, используемые в избранном виде спорта для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Применение тренажерных устройств в технической и тактической подготовке, требования к их построению и использованию для развития двигательных качеств в избранном виде спорта.

66. Организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов спортсменов высокой квалификации в избранном виде спорта.

67. Современные тенденции изменения правил соревнований в избранном виде спорта и их влияние на развитие вида спорта.

68. Роль общественных организаций (Федерации по виду спорта, коллегии судей, тренерских советов) в развитии избранного вида спорта.

69. Формы организации занятий по физической культуре, их классификация, назначение и методические особенности (на примере базового вида спорта).

70. Психологические приемы повышения мышечной чувствительности при обучении технике спортивных упражнений в избранном виде спорта («отключение» зрения при запоминании амплитуды движения, выполнение пассивных движений, идеомоторная тренировка и др.).

71. Стратегии поведения при конфликте в спортивной группе: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.

72. Реализация системы принципов обучения в условиях обучения конкретному виду физкультурно-спортивной деятельности (на примере базового вида спорта).

73. Реализация принципа воспитывающего обучения в целостном педагогическом процессе в избранном виде спорта.

74. Сущность и особенности воспитательного процесса в системе подготовки в избранном виде спорта.

75. Особенности постановки и решения воспитательных задач в процессе занятий (на примере базового вида спорта).

76. Самовоспитание как составная часть воспитания в системе подготовки в избранном виде спорта. Методы самовоспитания.

77. Воспитание сознательной дисциплины в спортивной деятельности в избранном виде спорта.

78. Сущность и содержание спортивной этики, её особенности и связь с общечеловеческими нормами нравственности.

79. Понятие спортивного коллектива, пути сплочения коллектива в процессе подготовки в избранном виде спорта.

80. Структурные компоненты педагогической деятельности тренера в избранном виде спорта (организаторский, гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный).

81. Личная педагогическая техника тренера, её компоненты.

82. Гигиенические нормативы при подготовке юных спортсменов: особенности режима дня, личная гигиена, питание, закаливание.

83. Классификация спортивных сооружений по их функциональному назначению. Принципы устройства спортсооружений и оборудования в избранном виде спорта и правила их эксплуатации.

84. Техника безопасности при организации занятий по базовым видам спорта.

85. Техника безопасности при организации занятий в избранном виде спорта.

86. Актуальные проблемы спорта высших достижений (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).

87. Сферы нововведений в физической культуре и спорте. Обоснование инноваций в избранном виде спорта. Тенденции появления и развития новых видов спорта.

88. Развитие профессионального спорта в России: экономические и организационные основы, современное состояние, перспективы, проблемы.

89. Формирование в процессе занятий избранным видом спорта потребности в здоровом образе жизни. Понятие о здоровье и болезни. Факторы внешней среды, обеспечивающие высокий уровень здоровья.

90. Самоконтроль при занятиях физической культурой. Значение, формы, анализ наблюдений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.