Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характерные особенности литературы декаданса



Временные рамки периода рубежа 19 – 20 вв. в зарубежной литературе достаточно условны – это 1870-е – 1910-е гг.

Начало его обычно связывают с общественно-политическим событием – революцией во Франции 1871 г. (иначе: Первая пролетарская революция, Первая пролетарская диктатура, Первое правительство рабочего класса), на которую возлагались большие надежды. Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня – с 18 марта по 28 мая 1871 г. Это была неудавшаяся попытка сменить один общественный строй и вместе с ним привычный ход жизни на другой[1]. После поражения Парижской коммуны вера в прогресс, разум, в доброе начало в человеке была поколеблена, взамен – сознание неблагополучия, чувство страха перед будущим и почти религиозная вера в искусство. Несмотря на то, что Парижская коммуна не удалась, кризис классической картины мира стал очевиден, и все чаще в области политики[2] и в искусства предпринимались попытки построить альтернативную, «новую» картину мира. С концом XIX -- началом ХХ века связано начало новой исторической эпохи – эпохи крушения классического буржуазного мира, начало целой волны антибуржуазных движений, переворотов, революций, мятежей. Об этом писал Томас Манн в «Моем времени»: «Вне зависимости от того, какое содержание вкладывали в модное тогда по всей Европе выражение "fin de siеcle", считалось ли, что это неокатолицизм или демонизм, интеллектуальное преступление или упадочная сверхутонченность нервного опьянения, -- ясно было одно, во всяком случае, одно: это была формула близкого конца, "сверхмодная" и несколько претенциозная формула, выражавшая чувство гибели определенной эпохи, а именно -- буржуазной эпохи».

Новое искусство – это всегда поиск иных, порой альтернативных способов самовыражения. Не случайно именно на рубеже веков возникает такое явление в искусстве, как декаданс (с фр. упадок) – «искусство эпохи заката цивилизации», отразившее кризисные настроения старой Европы. Искусству декаданса одновременно присущи чувство тоски, ностальгии по прошлому и желание нового, стремление к формированию новой морали. Для мировосприятия конца 19 в. было характерно ощущение конца привычного, стабильного положения вещей – «конца времен». Подобные апокалиптические настроения всегда сопровождают порубежные эпохи. В искусстве рубеж веков, как правило, - это время кризиса старого и начала нового, проявления разных и иногда противоположных явлений. В эпоху рубежа веков активно заявляют о себе нереалистические направления в искусстве – иррациональные, склонные к мистицизму, основанные на интуитивизме, отрицающие рацио. На рубеже веков пробуждается интерес к проблеме человека и его месту в мире, активно развиваются науки, изучающие человека[3] и окружающий его мир, в частности, психология и психиатрия. Вторую половину 19 в. называют «веком электричества»[4] и раскрытия тайн природы. Б. Пастернак в статье «Поль-Мари Верлен» писал об этом времени так: «…Был в расцвете и шел к своему концу 19 век с его капризами, самодурством промышленности, денежными бурями и обществом, состоявшим из жертв и баловней. Улицы только что замостили асфальтом и осветили газом. На них наседали фабрики, которые росли как грибы, равно как и непомерно размножившиеся ежедневные газеты. Предельно распространились железные дороги, ставшие частью существования каждого ребенка, в разной зависимости от того, само ли его детство пролетало в поезде мимо ночного города или ночные поезда летели мимо его бедного окраинного детства».

На рубеже 19-20 вв. складываются и сосуществуют 2 противоположные концепции личности, нашедшие отражение в искусстве различных направлений:

1) «человек, который может все» – «Сверхчеловек».

2) человек зависит от обстоятельств, отсюда пассивность, отсутствие моральной ответственности, пессимизм.

Австрийский писатель Роберт Музиль говорил о своем современнике: «Теперь определение человека должно быть таким: существо, которое способно заняться каннибализмом и написать «Критику чистого разума».

Европейская культура рубежа 19-20 вв. во многом повторила ситуацию других порубежных эпох - эпохи барокко и эпохи романтизма, т.к. и декаданс, и барокко, и романтизм были обусловлены кризисом классической картины мира.

Конецпериода рубежа веков – это примерно 1914 г., начало Первой мировой войны, разочарование в декадентских ценностях, поиск новой идеологии и развитие искусства авангарда.

2. Характерные особенности литературы рубежа веков.

В апреле 1888 года в Париже была впервые разыграна пьеса Микара и Жювено «Fin de siеcle» («Конец века», «Конец эпохи»), давшая название эпохе рубежа 19-20 вв. Это название точно отразило характерное для этого времени ощущение конца, гибели, заката культуры и цивилизации, Европы, молодости и т.д. Искусство рубежа веков, или искусство «конца века» (fin de siecle), прежде всего, связано с понятием декаданса (ар нуво) – общим названием для ряда нереалистических течений в искусстве и литературе, характеризующихся настроениями пессимизма и «упадка». Особенность литературы рубежа веков состоит в том, что в это время сосуществуют, взаимодействуют и пресекаются два противоположных явления в искусстве:

1) реализм, в основе которого лежит философия материализма (позитивизма), вера в разум, науку, человека. Религию в этом случае заменяет вера в науку. В то время были очень популярны идеи социализма, иногда в мистико-утопической огласовке. Тенденции в развитии реализма – от классического к критическому реализму, реализм с элементами натурализма, вершина – психологический реализм. Натурализм, в котором проявился кризис европейской цивилизации в целом и для которого так же, как и для декаданса характерны настроения пессимизма;

2) декадансбазируется на идеалистической философии[5]. Для него характерно ощущение гибели культуры, старой морали, всеобщей катастрофы без надежды на спасение. Идеалистическая философия декаданса развивается в противовес философии позитивизма (Огюст Конт). Декаданс иногда рассматривают как альтернативу реализму и натурализму, как результат негативной реакции на философию позитивизма и литературу натурализма. По мнению декадентов, натурализм мог завести литературу в тупиковое положение, потому что был выражением философии позитивизма, а значит, выступал за прогресс цивилизации. Декаденты же относились к цивилизации крайне негативно и считали ее «болезнью культуры». Если реалистическое искусство опиралось на научное знание и опыт, то декаданс полагался на интуицию и чувство. Если в реалистическом искусстве место религии занимает наука, вера в прогресс, то в декадансе к вере в Бога добавляется или ее заменяет почти религиозная вера в искусство («смерть Бога» – поиск другого идеала).

Например, два противоположных направлений натурализма и символизма отличаются друг от друга по всем позициям:

Натурализм Символизм

1. Явление 1. Сущность

2. Объективное 2. Субъективное

3. Холизм 3. Индивидуализм

4. Сциентизм 4. Антисциентизм

5. Анализ и классификация 5. Целостность мифа

6. Одномерность мира 6. Многомерность мира

7. Одномерное и целенаправленное время 7. Пересечение времен

8. Естественная причинность и 8. Рок

социальная детерминированность

Однако следует помнить, что нереалистические направления в поэзии и прозе рубежа веков соседствуют с натурализмом и реализмом и ни в коем случае не отменяют реализм[6]. Например, в 1884 г. выходит первый декадентский роман француза Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», и в том же году, в Америке публикуется реалистический роман Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна». В творчестве одного писателя возможен синтез различных стилевых явлений. Например, в своем творчестве Эмиль Золя проделывает эволюцию от натурализма к реализму, а Гюисманс – от натурализма к декадансу, творчество и Э. Золя, и Гюисманса сочетает в себе черты натурализма и импрессионизма, а Поля-Мари Верлена – импрессионизма и символизма.

Характерные особенности литературы декаданса.

Декаданс представляет собой первую стадию развития модернизма, именно во время декаданса формируется философская база модернизма, и, прежде всего, складывается характерное для модернизма трагическое мироощущение. Пессимизм, а затем идея абсурдности мира – ключевые понятия литературы ХХ века и модернизма как одного из ее основополагающих философско-эстетических движений. Термин «модернизм» во французской литературе был введен братьями Эдмоном и Жюлем Гонкурами для обозначения новой нереалистической литературной формы. Первым модернистом они назвали Флобера, а также Теофиля Готье как автора теории «искусства для искусства» (обоснование этой теории Готье дает в предисловии к роману «Мадемуазель Люпен»). Теодор Адорно относит начало модернизма к 1850-м гг. и соотносит модернизм с творчеством Шарля Бодлера. Слово «декаданс» изобрела группа французских поэтов, издававших журнал «Декадент» («Le decadent», 1886-1889) в 80-е гг. 19 века. В первом номере журнала за 1886 г. была опубликована программа издания, где были такие слова: «Современный человек всем пресыщен. Утонченность аппетита, ощущений, вкуса, туалетов, удовольствий; невроз, истерия, увлечение гипнозом и морфием, научное шарлатанство, страстное увлечение Шопенгауэром – таковы симптомы социальной эволюции». Позднее понятие «декаданс» стали относить к более ранним произведениям, и термин «декаданс» приобрел более широкое значение – сейчас это общее название для ряда нереалистических явлений литературы последних 10-летий 19 века, отмеченных настроением безнадежности и неприятия жизни. Новые нереалистические направления, связанные с понятием «декаданса» по преимуществу развивались в поэзии и, главным образом, в форме лирики.

Характерные особенности декаданса:

1. субъективизм: внимание к «Я» и уход от реальности в свое «Я»;

2. эстетизм[7]: культ искусства и всего искусственного (артефакта), «религия красоты».

Признанные эстеты во Франции – Теофиль Готье и Шарль Бодлер. В конце 19 века (примерно с 1885 по 1900 гг.) во Франции среди высшего общества распространяется мода на все английское («англомания») и, прежде всего, эстетизм денди и снобов: элегантность, интеллектуальную утонченность, меланхолическую чувственность и материальную независимость. К 1892 г. парижским олицетворением эстетизма стал Оскар Уайльд, которого называли «принцем эстетов». А.Ф. Лосев об эстетстве Оскара Уайльда: «Уайльд решительно порвал со всякими традициями реализма, морализма, религии, логической систематики и реалистического искусства и создал неувядаемое, хотя для нас теперь уже достаточно уродливое и безжизненное, чистое эстетство»;

3. мифологизм – представление о мифе как вневременной сущности культуры (Ф. Ницше). Э. Кассирер – миф как важнейшая символическая форма человеческой деятельности. К. Леви-Стросс – миф и музыка;

4. иррационализм;

5. аморализм;

6. эстетическое жизнетворчество - проживание жизни как произведения искусства, примат искусства перед жизнью[8].

Предтечи модернизма, первое поколение модернистов – 1875 г.: немецкий философ Фридрих Ницше, французские художники Поль Сезанн и Вúнсент Ван Гог[9], французские поэты Стефан Малларме и Поль-Мари Верлен, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, шведский прозаик и драматург Август Стриндберг. Поколение 1890 г.: Морис Метерлинк, Уильям Батлер Йейтс, Андре Жид, Бернард Шоу.

А.Ф. Лосев считает предшественниками и создателями нового искусства модернизмаАртура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера, Фридриха Ницше и в значительной мере Оскара Уайльда.

Итак, декаданс как характерное явление времени не может быть отнесён к какому-либо одному направлению в литературе и искусстве. Декадансные настроения характерны для целого ряда явлений (школ и течений) в литературе и искусстве к. 19в.:

1. «Французский Парнас» – 60-е гг. 19 века, идея «искусство ради искусства». Теофиль Готье, Шарль Леконт де Лиль, Жозе Мария де Эредиа, Шарль Бодлер.

2. Неоромантизм(Эдмон Ростан, Редьярд Киплинг, Джек Лондон, Артур Конан Дойл, Этель Лилиан Войнич и др.). В своих основных чертах декаданс во многом продолжает традиции родственной ему по мироощущению романтической литературы, которая также возникла на рубеже веков, только 18 – 19 вв.

3. Символизм –первое литературно-художественное направление европейского модернизма. В России декадансное мироощущение легло в основу раннего символизма («диаволического символизма») и проявилось в творчестве старших символистов Д.С. Мережковского (см. его доклад «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» (1892)), З.Н. Гиппиус и др.

Импрессионизм.

Начало нового нереалистического искусства – декаданса – связывают с именем французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) и, соответственно, относят еще к середине 19 века, к концу 1850-х – 1860-ым годам. В 1857 г. выходит стихотворный сборник Бодлера «Цветы зла» с посвящением Теофилю Готье («Непогрешимому поэту всесильному чародею французской литературы моему уважаемому учителю и другу Теофилю Готье как выражение полного преклонения посвящаю эти болезненные цветы. Ш.Б.») и предисловием, написанным самим Теофилем Готье. Сборник сразу же был обвинен в «безнравственности» на судебном процессе и вышел во втором издании только после исключения «осужденных» стихотворений («Украшения», «Лета», «Той, которая была слишком весела», «Окаянные женщины» («Дельфина и Ипполита»), «Метаморфозы вампира»). Запрет на публикацию осужденных стихотворений во Франции был снят только в 1949 г[10].

Теофиль Готье в предисловии к сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла» дает свое определение декадентскому стилю: «Сочинитель «Цветов зла» любил то, что неточно называют декадентским стилем и что есть не что иное, как искусство, дошедшее до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившиеся цивилизации: изобретательный, усложненный, ученый стиль, исполненный оттенков и поисков, раздвигающий границы языка, заимствующий из всех технических словарей, берущий краски со всех палитр, ноты со всех клавиатур, с тем чтобы выразить мысль там, где она наиболее неуловима, а формы и контуры наиболее смутны и подвижны, - хрупкие свидетельства невроза, желаний стареющей испорченной страсти, галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в безумие».

В 1860 г. выходит еще одна скандальная книга Бодлера – трактат о наркотиках «Искусственный рай», который состоит из двух частей: «Поэма гашиша» и «Едок опиума» («Поедатель гашиша»[11]). В стихотворении «Отрава» из сборника «Цветы зла» Бодлер называет четыре источника «искусственного рая» – это вино, опиум, зеленые глаза женщины и эротика, самая сильная из «отрав»:

Отрава

Вино любой кабак, как пышный зал дворцовый,

Украсит множеством чудес.

Колонн и портиков возникнет стройный лес

Из золота струи багровой –

Так солнце осенью глядит из мглы небес.

 

Раздвинет опиум пределы сновидений,

Бескрайностей края,

Расширит чувственность за грани бытия,

И вкус мертвящих наслаждений,

Прорвав свой кругозор, поймет душа твоя.

 

И все ж сильней всего отрава глаз зеленых,

Твоих отрава глаз,

Где, странно искажен, мой дух дрожал не раз,

Стремился к ним в мечтах бессонных

И в горькой глубине изнемогал и гас.

 

Но чудо страшное, уже на грани смерти,

Таит твоя слюна,

Когда от губ твоих моя душа пьяна,

И в сладострастной круговерти

К реке забвения с тобой летит она.

(пер. Вильгельма Левика)

Несмотря на запреты и судебные процессы, новое искусство сумело заявить о себе и нашло последователей. С 1869 по 1873 гг. гениальный «поэт-подросток» Артюр Рембо, называвший Шарля Бодлера своим учителем, пишет все свои стихотворения (будучи в возрасте от 15 до 19 лет), во многом определившие развитие французской поэзии в ХХ в. и всей современной поэзии. В 1868-1869 гг. выходят «Песни Мальдорора» - сборник стихотворений еще одного последователя Шарля Бодлера – графа де Лотреамона (псевдоним Изидора Дюкасса, 1846-1870), продолжившего вслед за Шарлем Бодлером традиции западноевропейской имморалистической литературы. Полностью сборник был опубликован только в 1890 г. В 1870 г. 24-летний поэт пропадает при неизвестных обстоятельствах.

Бодлер окончательно закрепляет в литературе представление о равной предрасположенности человека к добру и злу: «В каждом человеке всечасно присутствуют два устремления – одно к Богу, другое – к сатане». На рубеже веков тема двойственной природы человека прозвучала как трагическая расколотость человека. Поэзия Бодлера сделала неожиданные метафоры и сочетания слов (напр., «зеленые запахи») одним из обязательных условий создания новой поэзии. В целом декадентская литература заостряет и доводит до крайности темы Бодлера, мистику, чувственность, жажду приключений и странствий, чувство изгнания, которыми насыщены его стихотворения.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.