С точки зрения методики преподавания иностранного языка под фонетикой понимается аспект в практическом курсе обучения иностранному языку, имеющий целью формирование слухопроизносительных навыков.
В школьном курсе обучения иностранному языку работа по постановке и коррекции произношения осуществляется на начальном этапе обучения. Учащиеся должны овладеть так называемым аппроксимированным произношением, то есть произношением, приближенным к нормативному произношению и допускающем фонетические ошибки, не нарушающие процесса коммуникации и не искажающие смысл высказывания.
Практической целью обучения фонетике в школе является формирование следующих видов фонетических навыков:
- слуховых, связанных со способностью различать и понимать звуки при аудировании речи других;
- произносительных, связанных с фонемно-правильным произношением всех изученных фонем изолированно и в потоке речи;
- ритмико-интонационных, то есть навыков интонационно и ритмически правильного оформления собственной речи и понимания аналогично оформленной речи других.
Последовательность изучения звуков английского языка
Последовательность изучения звуков английского языка определяется двумя положениями:
1. Необходимостью формирования устных речевых навыков с самого начала обучения.
2. Необходимостью учитывать те фонетические трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при овладении фонетикой английского языка.
В методике преподавания английского языка принято выделять три группы фонем.
К первой группе относятся фонемы, совпадающие в русском и английском языках. Фонемы этой группы легко воспринимаются и имитируются учащимися.
Ко второй группе относятся фонемы, имеющие черты сходства в двух языках, но требующие определенной коррекции произношения.
К третьей группе относятся фонемы отсутствующие в родном языке и, следовательно, вызывающие наибольшие трудности при произнесении.
Учитывая данную классификацию и два положения, изложенные выше, первыми вводятся фонемы первой и второй групп, но для обеспечения выполнения элементарных речевых действий в рамках учебных ситуаций, необходимо также одновременно с ними вводить и фонемы третьей группы.
Фонетические навыки формируются на основе двух способов: имитативного и аналитико-имитативного.
Формирование слухопроизносительных навыков предполагает выполнение учителем следующих действий:
- введение фонемы в потоке речи, при этом выбранная фраза должна быть коммуникативно–значимой для учащихся;
- выделение нового звука в речи;
- объяснение артикуляции нового звука (при необходимости);
- первичное воспроизведение звука, закрепление и контроль за качеством произнесения звука (звук предлагается произнести сначала хором вслед за учителем, а потом индивидуально каждым из учащихся);
- тренировка звука в упражнениях;
- введение звука в речь.
2.1.3. Типология упражнений по формированию слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков
Непосредственному произнесению учащимися звуков английского языка как правило предшествует артикуляционная зарядка, которая представляет из себя серию упражнений, направленных на тренировку мышц речевого аппарата и подготавливающих их к правильному произнесению звуков иностранного языка.
Формирование фонетических навыков является сложным и длительным процессом и осуществляется за счет выполнения большого количества разнообразных фонетических упражнений. Данные упражнения можно разделить на две группы:
- упражнения в слушании, связанные с формированием слуховых фонетических навыков;
- упражнения в воспроизведении, связанные с формированием произносительных навыков учащихся. Приведем примеры заданий к таким упражнениям.
Упражнения в слушании
Данные упражнения могут выполняться с опорой на наглядность и без нее.
1. Прослушай ряд звуков и подними руку, когда услышишь звук.
2. Прослушай пары звуков и подними руку, когда звуки в паре совпадут.
3. Прослушай предложение и скажи, сколько раз в нем встретится звук.
4. Подчеркни в предложении слова, на которые падает ударение.
Упражнения в воспроизведении
Упражнения этой группы могут быть организованы по разным принципам:
- по принципу оппозиции;
- по принципу аналогии;
- по принципу произвольной последовательности.
Упражнения, организованные по принципам оппозиции и аналогии выполняют тренировочную функцию, а организованные по принципу произвольной последовательности – контролирующую функцию.
При обучении фонетике на уроке английского языка также широко используются различные скороговорки, короткие стихотворения и рифмовки, которые помогают добиться автоматизации фонетических навыков, а также способствуют беглости речи.
Контроль над уровнем сформированности фонетических навыков осуществляется в аудировании, говорении и чтении вслух, так как только в этих случаях можно судить о степени практического овладения фонетическими навыками.