Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вся материя состоит из вещества, физических полей и физического вакуума



Духовная культура – наука, религия, искусство

Одним из важнейших компонентов духовной культуры является наука.

Наука – особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Она познает объективные законы изучаемых явлений с помощью различных методов.

Познание мира бывает научное, обыденное и религиозное.

В широком понимании наука предстаёт в трёх ипостасях:

1) это форма общественного сознания;

2) сфера человеческой деятельности;

3) система социальных институтов.

Научные методы по уровню познания – теоретические, эмпирические

Эмпирические методы – наблюдение, измерение, эксперимент.

Теоретические – индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование, абстрагирование и многие другие.

Научные методы по применимости – общие (для многих наук) и частные (для конкретной научной отрасли).

Науки – естественные, гуманитарные, технические.

Естествознание – совокупность наук о природе как системе тел, находящихся во взаимной связи, взаимодействии, движении.

Структура естествознания – физика, химия, биология, астрономия, география и так далее.

Исторические этапы развития естествознания – натурфилософия, аналитическое, синтетическое, интегральное.

Научная революция – радикальная смена научной картины мира - это процесс перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения природы. Таких радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций в истории науки можно выделить три:

Аристотелевская; 6-5 век до н.э. Этап НАТУРФИЛОСОФИИ.

Не было дифференциации на научные специальности. Учёные того времени были унивесалами.

В 6-5 веке до н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появилась на свет сама наука. Исторический смысл этой революции состоит в отличении науки от других форм познания мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. В этот период создаются математические модели, формируются ценные идеи ряда будущих наук (физики, биологии и др.). Первую универсальную систему мира создал Аристотель. В ней были объединены систематизированные и логически развитые все накопленные знания о природе. Аристотель впервые попытался дать классификацию наук, создал космологическое учение, в основе которого геоцентрическая модель мира – земля имеет форму шара и является центром Вселенной. Это учение Аристотеля впоследствии обоснованное Птолемеем заняло господствующее положение в космологии до 16 в. Всё дальнейшее развитие науки как в античности так и в средние века в Европе осуществлялось в рамках учения Аристотеля.

2. Ньютоновская. ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Происходит разделение на отдельные научные специализации – физику, химию, биологию и проч. Возникновение нового естествознания, связанного с именами Коперника, Кеплера, Ньютона.

1) Разработана гелиоцентрическая картина мира Коперника – Земля не является центром Вселенной. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами – вокруг Солнца.

2) 16 – 17 вв. – период преимущественного развития механики. Возникает новая тенденция – сведение всех знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. Формируется механистическая картина мира, становление которой связано с именем Галилея. Он первым возвел механику на уровень теоретической науки. Ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений.

Ньютон создал систему классической механики, определившей лицо естествознания вплоть до 20 в.

Он сформулировал 3 основных закона динамики, которые легли в основу механики как науки и закон всемирного тяготения. Создал (одновременно с Лейбницем) принцип дифференциации и интеграции исчислений, который стал математической базой всего современного естествознания.

Итогом Ньютоновской революции явилась механистическая картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.

Эйнштейновская. Конец 19-го – начало 20-го века. Этап синтетического естествознания. Возникают новые науки на стыках классических – биохимия, зоогеография, физическая химия, бионика, биофизика и другие.

В начале 20 века на смену классической механике пришла новая фундаментальная теория. Она была следствием ряда научных открытий конца 19-го – начала 20-го века: открытие электрона, рентгеновских лучей, явления радиоактивности, экспериментальное обнаружение электромагнитных волн, создание Периодической системы химических элементов.

Появляются принципиально новые фундаментальные теории:

1. Теория относительности – новая теория пространства, времени и тяготения.

2. Квантовая механика, обнаружившая вероятностный характер законов микромира.

Они позволили объяснить многие физические явления, которые не укладывались в рамках классической механики. Тем самым наступил новый этап неклассического естествознания 20-го века, характеризующийся новыми квантовыми релятивистскими представлениями о физической реальности.

В настоящее время мы переживаем ЭТАП ИНТЕГРАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Появляются новые интегральные науки, изучающие универсальные законы мироздания – теория управления – кибернетика, теория самоорганизации – синергетика и другие.

Материя, пространство, время и движение – основные понятия науки

Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, совокупность их свойств и связей, отношений и форм движения. Она включает в себя не только непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые не даны человеку в ощущениях.

Вся материя состоит из вещества, физических полей и физического вакуума.

Вещество – основной вид материи, обладающий массой покоя. К вещественным объектам относятся: элементарные частицы, атомы, молекулы и конечно образованные из них материальные объекты.

Вещество состоит из атомов. Атом из ядра и электронов. Ядро из протонов и нейтронов. Протоны и нейтроны из кварков. Электрон в различных условиях проявляет свойства или частицы, или волны.

Физическое поле – особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям относятся: электромагнитное, гравитационное, поле ядерных сил, волновые поля, соответствующие различным частицам.

Физический вакуум – низшее энергетическое состояние поля. В физическом вакууме могут рождаться частицы в промежуточных состояниях и существовать короткое время.

При описании материальных систем используют корпускулярную и континуальную теории. Корпускула – частица, имеющая определенные размеры и локализована в определенной точке пространства.

Согласно корпускулярной теории всё состоит из мельчайших частиц, или атомов, и пустоты. Атомы двигаются в пустоте и образуют более-менее устойчивые соединения.

Континуальная теория рассматривает повторяющиеся, непрерывные процессы, колебания. Колебания вызывают в среде волны. Континуальная теория описывает волновые процессы. Вся материя рассматривается в этой теории как форма поля, равномерно распространенного в пространстве. После случайного возмущения поля возникают волны, т.е. частицы с различными свойствами. Их взаимодействие приводит к появлению атомов, молекул, макротел, образующих макромир. Выделяют следующие уровни материального мира: микромир, макромир и мегамир.

Микромир - область предельно малых (непосредственно ненаблюдаемых материальных микрообъектов). Мир от атомов до элементарных частиц. Все они обладают и волновыми и корпускулярными свойствами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.