Одним из важнейших компонентов духовной культуры является наука.
Наука – особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Она познает объективные законы изучаемых явлений с помощью различных методов.
Познание мира бывает научное, обыденное и религиозное.
В широком понимании наука предстаёт в трёх ипостасях:
1) это форма общественного сознания;
2) сфера человеческой деятельности;
3) система социальных институтов.
Научные методы по уровню познания – теоретические, эмпирические
Эмпирические методы – наблюдение, измерение, эксперимент.
Теоретические – индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование, абстрагирование и многие другие.
Научные методы по применимости – общие (для многих наук) и частные (для конкретной научной отрасли).
Науки – естественные, гуманитарные, технические.
Естествознание – совокупность наук о природе как системе тел, находящихся во взаимной связи, взаимодействии, движении.
Структура естествознания – физика, химия, биология, астрономия, география и так далее.
Исторические этапы развития естествознания – натурфилософия, аналитическое, синтетическое, интегральное.
Научная революция – радикальная смена научной картины мира - это процесс перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения природы. Таких радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций в истории науки можно выделить три:
Аристотелевская; 6-5 век до н.э. Этап НАТУРФИЛОСОФИИ.
Не было дифференциации на научные специальности. Учёные того времени были унивесалами.
В 6-5 веке до н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появилась на свет сама наука. Исторический смысл этой революции состоит в отличении науки от других форм познания мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. В этот период создаются математические модели, формируются ценные идеи ряда будущих наук (физики, биологии и др.). Первую универсальную систему мира создал Аристотель. В ней были объединены систематизированные и логически развитые все накопленные знания о природе. Аристотель впервые попытался дать классификацию наук, создал космологическое учение, в основе которого геоцентрическая модель мира – земля имеет форму шара и является центром Вселенной. Это учение Аристотеля впоследствии обоснованное Птолемеем заняло господствующее положение в космологии до 16 в. Всё дальнейшее развитие науки как в античности так и в средние века в Европе осуществлялось в рамках учения Аристотеля.
2. Ньютоновская. ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Происходит разделение на отдельные научные специализации – физику, химию, биологию и проч. Возникновение нового естествознания, связанного с именами Коперника, Кеплера, Ньютона.
1) Разработана гелиоцентрическая картина мира Коперника – Земля не является центром Вселенной. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами – вокруг Солнца.
2) 16 – 17 вв. – период преимущественного развития механики. Возникает новая тенденция – сведение всех знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. Формируется механистическая картина мира, становление которой связано с именем Галилея. Он первым возвел механику на уровень теоретической науки. Ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений.
Ньютон создал систему классической механики, определившей лицо естествознания вплоть до 20 в.
Он сформулировал 3 основных закона динамики, которые легли в основу механики как науки и закон всемирного тяготения. Создал (одновременно с Лейбницем) принцип дифференциации и интеграции исчислений, который стал математической базой всего современного естествознания.
Итогом Ньютоновской революции явилась механистическая картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.
Эйнштейновская. Конец 19-го – начало 20-го века. Этап синтетического естествознания. Возникают новые науки на стыках классических – биохимия, зоогеография, физическая химия, бионика, биофизика и другие.
В начале 20 века на смену классической механике пришла новая фундаментальная теория. Она была следствием ряда научных открытий конца 19-го – начала 20-го века: открытие электрона, рентгеновских лучей, явления радиоактивности, экспериментальное обнаружение электромагнитных волн, создание Периодической системы химических элементов.
Появляются принципиально новые фундаментальные теории:
1. Теория относительности – новая теория пространства, времени и тяготения.
2. Квантовая механика, обнаружившая вероятностный характер законов микромира.
Они позволили объяснить многие физические явления, которые не укладывались в рамках классической механики. Тем самым наступил новый этап неклассического естествознания 20-го века, характеризующийся новыми квантовыми релятивистскими представлениями о физической реальности.
В настоящее время мы переживаем ЭТАП ИНТЕГРАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Появляются новые интегральные науки, изучающие универсальные законы мироздания – теория управления – кибернетика, теория самоорганизации – синергетика и другие.
Материя, пространство, время и движение – основные понятия науки
Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, совокупность их свойств и связей, отношений и форм движения. Она включает в себя не только непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые не даны человеку в ощущениях.
Вся материя состоит из вещества, физических полей и физического вакуума.
Вещество – основной вид материи, обладающий массой покоя. К вещественным объектам относятся: элементарные частицы, атомы, молекулы и конечно образованные из них материальные объекты.
Вещество состоит из атомов. Атом из ядра и электронов. Ядро из протонов и нейтронов. Протоны и нейтроны из кварков. Электрон в различных условиях проявляет свойства или частицы, или волны.
Физическое поле – особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям относятся: электромагнитное, гравитационное, поле ядерных сил, волновые поля, соответствующие различным частицам.
Физический вакуум – низшее энергетическое состояние поля. В физическом вакууме могут рождаться частицы в промежуточных состояниях и существовать короткое время.
При описании материальных систем используют корпускулярную и континуальную теории. Корпускула – частица, имеющая определенные размеры и локализована в определенной точке пространства.
Согласно корпускулярной теории всё состоит из мельчайших частиц, или атомов, и пустоты. Атомы двигаются в пустоте и образуют более-менее устойчивые соединения.
Континуальная теория рассматривает повторяющиеся, непрерывные процессы, колебания. Колебания вызывают в среде волны. Континуальная теория описывает волновые процессы. Вся материя рассматривается в этой теории как форма поля, равномерно распространенного в пространстве. После случайного возмущения поля возникают волны, т.е. частицы с различными свойствами. Их взаимодействие приводит к появлению атомов, молекул, макротел, образующих макромир. Выделяют следующие уровни материального мира: микромир, макромир и мегамир.
Микромир - область предельно малых (непосредственно ненаблюдаемых материальных микрообъектов). Мир от атомов до элементарных частиц. Все они обладают и волновыми и корпускулярными свойствами.