Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды подведомственности



Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа. Значение понятия: 1) отнесение спора о праве или иного юр. дела к компетенции опр. органа; 2) круг дел, на рассмотрение и разрешение которых уполномочены различные органы гос-ва; 3) св-во дел, в силу которого из рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению опр. юрисдикц. органа; 4) компетенция юрисдикц. органа; 5) подведом-ть выступает в кач-ве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма гр. юр. дел м/у различ. юрисдикц. органами. Виды: I. Единичная (исключительная) – разрешение опр. категории дел отнесено к ведению к-л. одних органов; II. Множественная - разрешение опр. категории дел отнесено к ведению нескольких различ. органов. Множ-я подразд-ся на 1) императивную 2) условную 3) альтернативную 4) договорную 5) смешанную. Императивная – подведом-ть, при которой дело рассм-ся несколькими юрисдикц. органами в опр. законом последовательности. При импер. подвед-ти каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по делу решений. В теории она выделяется, на практике в наст. время ее нет. Условная – подвед-ть, при которой дело подлежит разрешению соответ. юрисдик. Органом при наличии условий,указанных в законе. При условной подвед-ти до обращения в суд необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Только к тем категориям дел, которые прямо предусмотрены законом (ст. 797 ГК). Альтернативная – по выбору заинтерес. Лиц дело м/б рассмотрено или в суде, или в иных юрисдикц. органах. В соответствии с традиц. трактовкой, заинтер. лицо вправе обратиться по своему усмотрению к одному из органов, названых в законе. По действующему законодат-ву заинтер. лицо, обратившись за разрешением спора во внесуд. Порядке, не лишается права на обращение в суд. при наличии альтернативы м/у разрешением спора в админ. и суд. порядке лицо может обратиться в орган испол. власти, а затем – в суд. в связи с этим альтер. подвед-ть практ-ки утратила самост-ть, трансформ-сь в смешанную. Смешанная – подвед-ть, которая сочетает в себе признаки императивной и альтернативной подвед-ти. Ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гр-н»: Гр-н впрве обратиться с жалобой на действие (решение), наруш-е его права и свободы либо непосред-но в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности гос. органу, ОМС, долж. лицу. Если гр-ну в удовлетворении жалобы во внесуд. Порядке отказано или он не получит ответа в теч. Месяца, гр-н вправе обрат-ся в суд. Договорная – определяемая взаимными соглашениями сторон. Например, гр-не по взаимному согласию вправе передать возникший м/у ними спор на разрешение третейского суда.

Критерии разграничения подведомственности между различными юрисдикционными органами (Конституционный суд, Арбитражный суд, третейские суды, суды общей юрисдикции, органы ЗАГСа, КТС, др.).

Юрисдикц. органы, наделенные правом разрешать юр. дела: 1) органы гос-ва, осущ-щие суд. власть: КС РФ, СОЮ, АС; 2) органы испол. власти: органы ЗАГСа, налоговые органы и др.; 3) органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора: третейские суды, КТС, посредники; 4) межгос. органы по защите прав и свобод человека: Европ. Суд по правам чел-ка. Критерии разграничения подведом-ти: 1) характер спорного правоотношения: СОЮ подведомственны дела, указанные в ст. 22 ГПК – все исковые дела, возникающие из гр. правоотношений. АС подведомственны дела по эконом. спорам и иной эконом. деят-ти (ст. 27 АПК). 2) субъектный состав (состав участников спора): в СОЮ – гр-не, орг-ции, органы гос. власти, ОМС. В АС – юр. лица и индив. предприн-ли. В некот. случаях – РФ, м/с, органы гос. власти, ОМС, гр-не, муниц. образования. 3) спорность либо бесспорность права: суды рассматривают споры о праве и только в случаях, предусмотренных законом, - дела бесспорного хар-ра. Органы испол. власти (осущ-щие рег-цию юр. фактов) рассмат-ют дела, в которых нет спора. 4) наличие договора м/у сторонами спора: суд – при отсутствии договоренности, третейский суд или нотариус – при наличии договоренности. 5) характер правового акта: КС РФ рассматривает дела о соответствии Конституции РФ норм. актов. СОЮ – дела о признании недействующими НПА. АС – дела в отношении НПА, затрагивающих права заявителей в сфере предприн. и иной эконом. деят-ти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.