Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



О понятии «быт». «Жизнь - событие, а быт - лишь вечное повторение, укрепле­ние, сохранение этих событий в отлитой, неподвижной форме. Быт - кристаллизация жизни». Это образное определение быта, данное русским поэтом Зинаидой Гиппиус, показывает его большое значение в приобре­тении человеком социального опыта.

Успешность развития человека и мера позитивности его социа­лизации, условия для которых создаются в воспитательных орга­низациях, в определенной мере зависят от того, какой быт в них сложился. Его структура и качественные характеристики могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека в различных аспектах.

Быт воспитательной организации - это уклад повседневной жиз­ни входящих в нее людей. Он включает в себя имеющиеся в органи­зации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также есте­ственные, необходимые и привычные нормы и ценности поведе­ния и взаимоотношений.

Содержательно быт имеет характеристики: общие для организа­ций определенного типа (школы, летнего лагеря), особенные, зави­сящие от социокультурной среды (быт сельской школы отличается от городской), и единичные, определяемые составом членов орга­низации (дети, подростки, молодежь) и сложившейся в ней воспи­тательной системой.

Быт воспитательной организации определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией пред­метно-пространственной среды, ее благоустроенностью и техниче­ской оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

Помещение воспитательной организации. Архитектурно-планировочное решение поме­щений, которые занимает воспитательная ор­ганизация, может быть более или менее удач­ным в зависимости от ряда условий: предна­значены ли они для данного типа организации или всего лишь при­способлены для ее размещения (например, дому творчества отдан бывший купеческий особняк); учтены ли функции организации, особенности ее половозрастного состава, климатические условия, этнические традиции; адекватны ли наличные помещения, их раз­меры и расположение типу и функциям организации; предусмотре­ны ли возможности вариативного использования помещений и пр.

Так, в школе уклад жизни связан уже с тем, помещается ли она в одном да еще и в «унитарном» (без возможности обособления частей) здании или оно представляет собой совокупность связан­ных или отдельно стоящих блоков, предназначенных для различ­ных возрастных групп и (или) для различных сфер жизнедеятель­ности (учебный блок, спортивный, клубный и т. п.).

Быт детского дома кардинально зависит от архитектурно-планировочного решения его помещений. Здание коридорного типа, дом - совокупность относительно обособленных функциональных блоков и жилья для небольших групп воспитанников, отдельные коттеджи для «семей» - это априорно разные уклады повседнев­ной жизни.

Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт организации, как минимум, в связи с тремя обстоятельствами.

Во-первых, играет роль наличие или отсутствие ее дифференци­рованности на три вида территорий. Первичные территории - по­мещения, которые длительное время находятся в пользовании пер­вичных коллективов (комнаты классные, спальные, для занятий кружков и пр.). Вторичные - те помещения, которыми все или поч­ти все первичные коллективы пользуются временно или периодиче­ски (актовый, спортивный залы, бассейн, столовая, комнаты отды­ха и пр.). Специфические территории - помещения, необходимые для функционирования всей организации - административно-хозяйственного, медико-санитарного и другого назначения.

Во-вторых, существенно и то, насколько предметно-простран­ственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации. Это специфические цветовые решения интерьера, функциональность набора мебели, адекватность набора мягкого инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и др.).

В-третьих, важно, какова мера благоустроенности и технической оснащенности помещений: наличие или отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, сто­лового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организа­циях интернатного типа.

Архитектурно-планировочное решение, предметно-простран­ственная среда и техническая оснащенность помещений воспита­тельной организации играют существенную роль в укладе их жиз­ни и в воспитательной эффективности. В связи с этим отметим три обстоятельства.

Во-первых, исследования М. Хейдметса и его сотрудников по­казали, что в процессе жизнедеятельности групп - первичных кол­лективов объективно возникает явление групповой персонификации пространства. Признаками персонифицированного группой про­странства можно считать стремление отделить его физически (свой класс, своя спальня); стремление отделить его социально, т.е. счи­тать его своим владением; стремление к идентификации с опре­деленной территорией, что проявляется в специфическом эмо­циональном отношении к ней как к своей («наш класс», «наш зал» и т.п.).

Наличие у группы фиксированной персонифицированной тер­ритории играет определенную роль как во внутригрупповых, так и в межгрупповых процессах взаимодействия. В частности, она способствует: формированию групповой идентичности (некото­рые исследователи считают фиксированную территорию основой групповой идентичности); сплоченности группы; росту интенсив­ности взаимодействия в первичных коллективах и между ними; снижению частоты агрессивного поведения внутри первичных коллективов и между ними; более интенсивному использованию вторичных территорий; организации социальных взаимоотноше­ний в группах и между ними.

Во-вторых, архитектурно-планировочное решение и простран­ственная среда помещений влияют на субъективное состояние чле­нов воспитательной организации и на меру их включенности в жизнедеятельность организации. В частности, типичная для воспи­тательных организаций в нашей стране пространственная стеснен­ность, отсутствие границ группового и персонального пространст­ва дают ряд негативных эффектов: когнитивную перегрузку (ко­личество информации и мера получаемой стимуляции превосходят способность организма справиться с ними); невозможность, а затем и неспособность контролировать нежелаемое общение; уменьшение возможности выбора и свободы действий, а также контроля про­странства; возникновение стресса и конфликтов.

В-третьих, роль технической оснащенности, благоустроенности и материального оснащения помещений, как отмечал А.С. Мака­ренко, «...имеет значение не только потому, что она определяет достаток, удобство жизни воспитанников, чистоту и порядок, но и потому, что в этой области воспитываются очень важные навы­ки, создается более спокойный фон для психического настроения воспитанников... Поэтому воспитательная часть не должна пре­небрегать даже самыми пустячными мелочами в материальном быту коллектива... создавая кодекс внутриколлективных правил, обязанностей и традиций и т. д.»*.

* Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8т. - М., 1983. - Т. 1. - С.297.

 

Режим. Уклад жизни во многом определяет времен­ной режим функционирования организации, который учитывает ее тип, возрастные и психолого-физиологи­ческие особенности ее членов и состояние их здоровья. Режим преду­сматривает определенную продолжительность и чередование различ­ных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены.

Я.А. Коменский, формулируя принцип природосообразности воспитания, указывал на большую роль режима в жизни и эффек­тивности деятельности воспитательных организаций. Вслед за ним очень многие крупные теоретики и педагоги-практики уделяли режиму огромное внимание. В частности, А.С. Макаренко, считая режим воспитательной организации одним из важнейших средств воспитания, отмечал, что он должен обладать рядом необходи­мых для его эффективности параметров: целесообразностью, точностью, общностью и определенностью (в той же работе «Мето­дика организации воспитательного процесса», а также во многих других работах).

Целесообразность режима заключается в обоснованности и ло­гике его элементов и требований, понятных каждому и способст­вующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации. Он определяется типом организации, усло­виями ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной системой, сложившейся в организации.

Точность режима - строгое соблюдение норм времени, пунк­туальность выполнения его установлений, что приучает членов организации к четкому организованному поведению и своевре­менному выполнению различных дел и обязанностей и т.д.

Общность режима означает выполнение его норм и предписа­ний всеми членами организации определенного возраста.

Определенность режима состоит в точном и конкретном распре­делении времени в течение дня, недели и более длительных отрез­ков времени, что создает некоторое постоянство элементов жизни и ритма функционирования организации в целом и ее членов в част­ности.

В различных воспитательных организациях в зависимости от их типа, условий жизни и сложившейся воспитательной системы ре­жим может и (или) должен быть более или менее императивным, жестким или гибким, охватывать большую или меньшую часть жизни членов организации и т.д., определяться целиком организа­торами-воспитателями или с привлечением воспитуемых, претерпе­вать модификации в связи с развитием организации.

Этикет. Важным элементом быта воспитательной организации является этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.

В воспитательной организации этикет включает в себя нормы обращения ее членов друг с другом, старших с младшими и наобо­рот, общие правила дисциплины - учебной, рекреационной, быто­вой, правила разрешения конфликтов, правила пользования поме­щениями и оборудованием, соблюдения и поддержания чистоты и порядка* .

* См.: Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - С. 306.

 

В этикет входят те требования внешней культуры человека и нор­мы, необходимые для нормального функционирования воспитатель­ной организации, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном счете отдельные характеристики этикета становятся ритуалами, тра­диционными для конкретной воспитательной организации.

Традиции. Некоторые традиции, сложившиеся в кон­кретной воспитательной организации, также становятся элементами ее быта.

Традиция - формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения ее членов последующим.

Традиции воспитательной организации не сводятся к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как упоминавшиеся выше ритуал или обычай. Они распространяются на гораздо бо­лее широкую область явлений. Традиции могут сложиться в раз­личных сферах жизнедеятельности организации, в стиле педаго­гического руководства и т.д.

Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни организации; внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению.

Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее под­держания и развития новыми поколениями членов организации. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемствен­ности в жизни организации. В то же время слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни ор­ганизации, которые становятся тормозом ее развития, культиви­руя изживший себя уклад жизни или те или иные его компоненты.

Самообслуживание. Самообслуживание - это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.

Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа ор­ганизации и объективных условий, в которых она функционирует, а также от возраста воспитанников.

В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание в чистоте и порядке помещений, уход за оборудо­ванием и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудова­ния и инвентаря; участие в организации приема пищи и в уборке посуды; изготовление наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря, оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.

Одежда. Одежда - важный элемент быта, ибо опреде­ляет настроение членов организации и удоб­ство их участия в жизни организации.

Особую роль одежда приобретает в интернатных и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье вос­питанников, и их физическое и эстетическое развитие.

В некоторых типах воспитательных организаций, например, в спортивных, клубных, скаутских и др., одежда (если это форма или ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и символическое (обозначая принадлежность к организации).

* * *

В целом быт воспитательной организации существенно сказы­вается на содержании, формах организации; характере и соотно­шении работы, рекреации, релаксации; субъективном самоощу­щении членов организации; взаимодействии и взаимоотношениях между ними и, наконец, на эффективности ее деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.