Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ



Контркультурные организации. Контркультурные организации (криминальные и тоталитар­ные - политические и квазикультовые) - объединения людей, со­вместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, про­тивостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества.

Контркультурные организации появились довольно давно. Во второй половине XX в. значительно выросло их многообразие и количество, В современном российском обществе существует мно­жество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций. Поскольку в состав контркультурных организаций входит много подростков и юношей, а ряд организаций исключи­тельно молодежные, постольку их необходимо рассматривать наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих поколений.

Контркультурные организации обладают признаками, общими для любой организации. Однако ценностно-содержательные харак­теристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специ­фичны в различных видах и типах контркультурных организаций.

Любая контркультурная организация образуется на основе оп­ределенного принципа обособления. Принцип обособления (Я. Щепаньский) - это то, что отличает организацию от других общностей (преступная деятельность, политический экстремизм, покло­нению «идолу» и т.д.). Принцип обособления - основа возникно­вения солидарности, чувства «мы». Он позволяет рассматривать людей, не входящих в организацию, как «чужих», как «они». Прин­цип обособления определяет содержание жизнедеятельности ор­ганизации, ее субкультуру, а также критерии приема в нее новых членов.

Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства - подчинения. Обычно во главе организации стоит харизматический лидер, т. е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкае­мым авторитетом.

Сложившиеся в организации иерархические группы (страты) фиксируются с помощью различных стратификационно-маркирую­щих элементов: специальных наименований каждой страты, при­вилегиями в чем-либо или ограничениями и запретами на что-либо, элементами внешнего оформления - одеждой, прическами, макияжем, татуировками и пр.

Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется соответствующими ее ха­рактеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нор­мами, регулирующими отношения внутри группы и отношение и поведение по отношению к «они»; образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля - клятвами и прокля­тиями, способами стимулирования-вознаграждения, принуждения и наказания.

Контркультурные организации имеют определенные центры объединения. Обычно - это помещения, в которых собираются их члены, как принадлежащие организации, так и «персонализи­рованные» ими (кафе, клубы, спортивные залы и пр., которые стали местами их постоянных встреч). Как правило, подобные организации имеют определенную атрибутику: от кличек и татуи­ровок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значи­тельным).

В организации складывается и формируется система коммуни­каций, образующих каналы организационных и иных связей, ко­торые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей организации и ее жизнедеятельности в целом.

В зависимости от характера организации ее субкультура вклю­чает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до самоистощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, мини­мум пищи и пр.). В одних организациях наркотики и алкоголь используются как средства подавления и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. В одних организациях культивируются сексуально-эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), в дру­гих - пропагандируется и реализуется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организа­циях существует особое отношение к семье - ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации.

Для контркультурных организаций характерна высокая степень интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвое­ния ими целей, норм и субкультуры организации.

В подобных организациях практически невозможно обособле­ние человека, ибо автономия в ее рамках либо невозможна, либо минимальна, либо иллюзорна, ибо у человека отсутствует диапа­зон свободы в выборе конкретных форм поведения, норм и цен­ностей, либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллюзорен.

Вследствие этого социализация членов организации идет лишь как их адаптация к контркультурным ценностям и установкам, т.е. имеет явный субъект-объектный характер, что особенно явно прослеживается в диссоциальном воспитании, которое осуществ­ляется в контркультурных организациях.

Диссоциальное воспитание. Диссоциальное воспитание (лат. dis -приставка, сообщающая понятию противо­положный смысл) - целенаправленное фор­мирование антисоциальных сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных - политических и квазикультовых) организаций (сообществ).

Как и любой вид воспитания диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства.

Задача диссоциального воспитания - привлечение и подготов­ка кадров, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.

Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.

В диссоциальном воспитании человек рассматривается не как личность (самосознательный ответственный субъект), а как индивид (т. е. как представитель биологического рода или социальной груп­пы), как объект воздействия лидеров. Взаимодействие же членов организации с лидерами имеет сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстреми­стских - в политических тоталитарных организациях - действий).

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью опреде­ленного набора средств, важнейшими из которых можно считать следующие.

Во-первых, основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский).

Во-вторых, автократический (самовластный) стиль руковод­ства, предполагающий единоличное управление лидером жизне­деятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткий контроль за жизнью и по­ведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и неко­торых тоталитарных группах - физическое уничтожение) по от­ношению к нарушителям норм и приказов.

Реализация автократического стиля руководства ведет к тому, что первоначально складывающиеся отношения «лидер-ведомый», «учитель-ученик» превращаются в отношения «господин-раб», т.е. к полному подавлению членов группы или организации.

В-третьих, характер основного рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют спе­цифическую для нее субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия - одежда, при­ческа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством диссоциального воспитания.

Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает ряд этапов.

Первый - возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание.

Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультовые организации при­влекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потеряв­ших или ищущих смысл жизни, и т. д.

Второй - включение человека в жизнедеятельность органи­зации, узнавание и освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимо­отношений.

Третий - удовлетворение определенных потребностей чело­века в антисоциальных формах, трансформация ряда потребно­стей в антисоциальные.

Например, установка на криминальные действия первоначаль­но складывается под влиянием потребности в престиже, призна­нии, самоутверждении. При неоднократных совершениях подоб­ных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в кри­минальных формах поведения.

Четвертый - закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свиде­тельствует о возникновении фиксированных антисоциальных ус­тановок (Т.Ш. Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов контркультурных (криминальных и тоталитар­ных организаций).

МИКРОСОЦИУМ

Границы микросоциума. Определить границы микросоциума не всегда просто. В сель­ских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретно­го поселения. В средних и крупных городах определение границ микросоциума пробле­матично. Микросоциум можно ограничивать двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп).

Условно микросоциум - это конкретное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах - микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, груп­пы сверстников, различные общественные, государственные, рели­гиозные, частные и воспитательные организации, а также различ­ные неформальные группы жителей.

Влияние микросоциума на процесс социализации детей, подро­стков, юношей зависит от объективных характеристик микросо­циума и субъективных характеристик самого человека.

Характеристики микросоциума. Микросоциум обладает рядом характеристик. Пространственные характеристики конкрет­ного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в средин­ной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или поселок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.

С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке - компакт­ная или разбросанная застройка; в городе - микросоциум с исто­рически сложившейся или индустриальной застройкой, соотно­шение малоэтажной и высотной застройки, открытость-замкну­тость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т.д.

От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения не­больших групп и т.д.

Немаловажной характеристикой микросоциума следует счи­тать демографическую, т.е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава (может иметь место преоб­ладание женского или мужского населения, большое число пен­сионеров или их почти полное отсутствие и т. д.); состав семей.

С точки зрения тех возможностей, которые имеются в микро­социуме для социализации детей, подростков, юношей, важную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура - нали­чие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кино­театров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, теат­ров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.

Микросоциум и стихийная социализация. Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат, кото­рый во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

Микроклимат определяется уровнем образования жителей, со­отношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных се­мей и групп, криминальных структур, качеством работы воспита­тельных, культурных, спортивных и других организаций.

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа­цию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные раз­личия. В деревне, поселке, малом городе практически все населе­ние в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В сред­нем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основ­ную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответствен­но и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Мера благоприятности того или иного микросоциума для со­циализации детей, подростков, юношей определяется рядом об­стоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от возможно­стей для удовлетворения человеком потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения воз­растных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений.

Воспитательное пространство - понятие, введенное Л.И. Но­виковой и А.Т. Куракиным.

Создание воспитательного пространства в микросоциуме. Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следст­вием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если тако­вые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просвети­тельных, общественных и иных организаций, местных средств мас­совой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиостан­ции и газеты), специалистов различного профиля (социальные пе­дагоги и работники, психологи, медики и др.).

Все эти компоненты воспитательного пространства дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социаль­ном функционировании и в личностном развитии проживающих в микросоциуме индивидов, семей и различных реальных и номи­нальных групп населения.

Воспитательное пространство характеризуется вариативно­стью (И.В. Кулешова и Л.И. Новикова). Имеется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой - складываться в процессе ин­теграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации».

В частности, там, где это возможно, «надо интегрировать воспи­тательные возможности среды и школы на базе самой школы». Мо­гут быть и другие варианты. Так, «центрами кристаллизации» вос­питательного пространства могут стать внешкольные и культурно-просветительные учреждения, спортивные, досуговые и оздорови­тельные центры. В ряде случаев воспитательное пространство микросоциума создается благодаря усилиям детских и юношеских са­модеятельных организаций, а также религиозных организаций.

В ряде случаев центрами кристаллизации воспитательного про­странства становятся инициативные группы жителей, озабочен­ных состоянием своей среды обитания. Они могут самоорганизо­ваться именно для достижения этой цели. Но возможен и вариант, когда различные семейные клубы, клубы по интересам, группы взаимопомощи и прочие самодеятельные объединения жителей расширяют зону своего влияния, постепенно пытаются воздейст­вовать на весь микросоциум для его оздоровления и превращения в благоприятную среду обитания.

Однако наиболее реальным создание воспитательного прост­ранства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля (социальных педагогов и работников, психологов, медиков, юри­стов и др.) и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправ­ленной, планомерной и системной. В идеале функции социально-педагогической службы микросоциума включают в себя:

диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых дей­ствий;

интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);

развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;

стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж­ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций;

улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей;

оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бир­же труда;

работу с социально ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь пробле­мным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;

профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик­росоциуме;

выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправно­го и саморазрушительного поведения;

социально-психологическую реабилитацию социально ущер­бных жителей, а также отбывших наказание.

Эффективность воспитания и позитивность социализации в це­лом отчасти зависят от того, удастся или нет создать воспитатель­ное пространство, и от того, сколь эффективно оно функциониру­ет и развивается. Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части со­циализации.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социали­зации (семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

В рамках воспитательного пространства во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация. Но указанное взаимо­действие из чисто функционально-ролевого может стать более или менее эмоционально-межличностным, направленным на решение проблем развития конкретных групп и отдельных личностей.

В рамках воспитательного пространства происходит самоизме­нение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность са­моизменения конкретных людей становятся объектами педагоги­ческого влияния.

И наконец, воспитательное пространство по определению яв­ляется одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. Причем воспитание в данном случае приобретает специфический характер интеграции институцио­нальных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей, подростков, юношей.

Создание воспитательного пространства микросоциума стано­вится реальным, а его функционирование и развитие эффектив­ным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т.е. у них возникают стремление и возможность реа­лизовать в нем свои субъективные потребности, интересы, лично­стные ресурсы (И.В. Кулешова и Л.И. Новикова).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.