Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ



О развитии средств коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средст­ва (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распро­странение информации (знаний, духовных цен­ностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуни­кации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. - газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап - изо­бретены радио, телефон, кино, грамзапись.В XX в. темпы «размно­жения» нарастают лавинообразно - широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, опера­тивная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные средства массо­вой коммуникации, значительно потеснив письменные.

Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в пост­индустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое пред­ложит каждой семье до 500 каналов и предоставит возможность взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это теле­видение получило название интерактивного (т.е. телевидение взаи­модействия).

СМК как фактор социализации. Рассматривая СМК как фактор социализа­ции, надо иметь в виду, что непосредствен­ным объектом воздействия потока их сооб­щений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой комму­никации - читателей одной газеты, слушателей определенной ра­диостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к ка­кой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет одно­значного ответа.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудито­рией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к мак­рофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабель­ного телевидения, многочисленных сельских и районных радиосту­дий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. - все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.

Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социа­лизации позволяют материалы массовых опросов, свидетельст­вующие о повышении уровня избирательного потребления ин­формации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание стано­вятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку ос­новную массу населения интересуют в первую очередь обстоя­тельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответст­вующая информация.

СМК и стихийная социализация. Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреа­тивную роль, поскольку во многом определяют досуговое время­препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, по­скольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подрост­ках и юношах. Для большой части ребят телесмотрение, про­слушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией де­фицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Неред­ко ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, вклю­чает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точ­ка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оску­дение творческих способностей человека с появлением письмен­ности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, остава­ясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».

С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кино­фильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в це­лом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет разви­тие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Особую роль в стихийной социализации подрастающих поко­лений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с од­ной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализа­ции новых форм символического опыта, развитию процессов во­ображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, спо­собствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмо­циональных реакций и другим негативным эффектам (Ю.О. Ба­баева, А.Е. Войскунский).

СМК и относительно направляемая социализация. СМК, будучи одним из социальных институ­тов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (в основном обладающих политической или экономической властью) на определенное влияние на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.

Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людь­ми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на форми­рование у них ценностных ориентации в сфере политики, эконо­мики, идеологии,права и пр.

Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически пред­ставляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просве­щения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разно­образные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.

Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV, радио, конкретные газеты и т. д.), которыми пользуется человек, соз­дает специфический для него информационный мир. Он существен­но различается даже у жителей одного города. Так, по данным Л.И. Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг.XX в., в Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными источниками, имели весьма различные информационные миры, что во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентациях и стиле жизни.

СМК и самоизменение человека. Самоизменение человека в процессе социали­зации под влиянием СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.

Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее вре­мя набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореа­лизации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и само­реализации - взаимодействие человека с определенными интере­сующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в обще­нии с ними. Так, например, уже сегодня к сети Internet подключе­ны миллионы абонентов - от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие электронные кланы, воз­никающие в новой электронной среде.

Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной вирту­альной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий. Это создает совершенно новые воз­можности для самореализации и самоутверждения, может вести к тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей.

СМК и социально контролируемая социализация. Воспитание как относительно социально кон­тролируемая социализация в течение дли­тельного времени использовало лишь печат­ные средства массовой коммуникации.Во второй половинеXX столетия стали использовать возможности кино, и главным образом телевидения, в процессе обучения.

Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодейст­вию со всеми средствами массовой коммуникации. В нынешних же условиях, овладение человеком умением использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает большое значение. В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, харак­теристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков.

Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подго­товить подрастающие поколения к жизни в современных инфор­мационных условиях, к восприятию информации (научить чело­века понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оце­нивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Медиаобразование осуществляется как в школе, так и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специаль­но созданных для этой цели (например, во Франции - «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).

В школе медиаобразование осуществляется как в рамках тра­диционных предметов (родного языка, изобразительного искусст­ва, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета. В разных странах он называется по-разному, но имеет примерно одинаковое содержание. Наиболее часто в него включаются разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых системах и способах представления инфор­мации», «Массовая коммуникация и ее закономерности», «Сред­ства массовой коммуникации и их особенности», «Реклама». В по­следнее время появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности.

Создание системы медиаобразования - процесс длительный и дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к решению этой задачи и в первую очередь - в школе.

СУБКУЛЬТУРЫ

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи­нальных и реальных групп людей и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура - это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на­селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек­ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстре­мальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сек­суальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учите­лей, рабочих).

Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер­претированными и трансформированными в соответствии с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан­тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо­лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «бездели­ца» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото­рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направлен­ность, а порой прямо антисоциальны.

В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкуль­туры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрас­судков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност­ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен­ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).

В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль­турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткаястатусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп­пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра­женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос­тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз­недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле­нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина­комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.

Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа­ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet'e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран­ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак­терными для субкультуры ценностными ориентациями, определя­ет во многом содержание общения ее носителей.

Эстетические пристрастия.В каждой субкультуре можно об­наружить более или менее ярко выраженные общие для ее носите­лей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными осо­бенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможно­стями, а также модой.

Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные транс­формации, которые зависят от характера той среды, в которой мо­да функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.). В связи с этим мож­но говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.

Следование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музы­кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей осо­бенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обо­их полов. В то же время мода может более или менее трансфор­мироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских субкультурах - панки, металлисты, хиппи и др. - мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от об­щепринятой.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников - компетент­ность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солис­тов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современ­ной аппаратурой и музыкальными записями.

Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры являет­сяжаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

Жаргон - явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. Первая - общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень - доллары, предки, шнурки - родители, упакован выше крыши - очень модно одет). Вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значитель­но большем количестве случаев, чем это принято речевыми нор­мами (железно, крутой). Третья - слова, бытующие только в жар­гоне (баксы, салага, клевый, прикид - одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). Четвертая - слова и выражения, употребляе­мые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

В каждой субкультуре рождается и бытует свойфольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяни­ях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражаю­щие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, от­ражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событи­ях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интел­лектуальные, карточные - в девиантных, подвижные - в детской и т. д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифи­цированные), которые стали значимыми как признак принадлеж­ности играющих к той или иной субкультуре.

Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальян­ского «graffito» и означает «проводить линии», «писать караку­лями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и ка­рандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити со­держат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисун­ки, символы. Граффити - средство утверждения групповой иден­тичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, на­званий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культур­ных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответст­вующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А.А. Скороходова). Существует особая субкультура немногочисленных «граффитчиков», в которой разрисовка стен является конституирующей дея­тельностью.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа­лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциа­ции развитых национальных культур, их вли­яния на те или иные общности, а также маркирования (обозна­чения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под­ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назватьстилизованным механизмом.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас­пектов.

В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но­сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под­ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой.

Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз­можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.

Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно­шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере­жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощуще­ния, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.

Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствую­щего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив­ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомне­нию, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас­суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский).

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль­ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело­века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува­жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо­ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Субкультура и воспитание. Педагоги в своей работе так или иначе стал­киваются с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. Хотя им прихо­дится иметь в виду и особенности субкультур, которые склады­ваются в ближайшем социальном окружении воспитательных ор­ганизаций.

Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и вклю­чает в себя, по мнению М.В. Осориной, совокупность своеобраз­ных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с поло­возрастными особенностями психического развития и характером социализации детей.

Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкуль­тура. Здесь педагоги сталкиваются наряду с общей для всех подрост­ков и юношей субкультурой с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входят в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам необходимо, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкуль­тур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.

Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятель­ность воспитательных организаций, принимать в расчет позитив­ные и негативные особенности субкультур. Так, веяния моды могут отражаться, например, в быту, в оформлении интерьера поме­щений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие популярными благодаря телевидению).

Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут исполь­зовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспита­тельных организаций, и оказывать индивидуальную помощь вос­питанникам.

Знание и принятие в расчет субкультурных особенностей пред­полагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.

ТИП ПОСЕЛЕНИЯ

СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Сельский образ жизни. Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сель­ской местности (что много больше, чем в раз­витых странах).

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян - в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмо­циональная глубина и интенсивность общения с различными парт­нерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» осо­бенностей деревни. Одно дело - небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое - станица, большое село Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как на­личие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта и т.д., а также близость к городу - большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. пра­ктически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контроли­руемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объек­том для оценки со стороны окружения.

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрю­мую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников. И сель­ская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими роди­телями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же на­правлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоян­но растущее влияние города на деревню. Оно производит опреде­ленную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны горо­ду и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

ГОРОД

Город и городской образ жизни. Город - тип поселения, для которого характерны: концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая сте­пень разнообразия человеческой жизнедея­тельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курорт­ные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) - Нов­город Великий, Великий Устюг; старые - Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) - Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцирован­ные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения - соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно - средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники ма­териальной культуры), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; рас­пространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, во­влекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, цен­ностных ориентаций;

неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Названные выше характеристики делают город мощным факто­ром социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стиму­лов, которые содержит в себе город, как го­товность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.

Город создает условия для мобильности своих жителей в раз­личных аспектах их жизнедеятельности.

Самый элементарный из них -территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимае­мое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом (если он не гигант) в юности. (С воз­растом это пространство может сужаться в зависимости от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его вновь кварталом, двором - например, у стариков.)

Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах (в центре города, в учреж­дениях культуры, досуговых центрах и т.д.), интенсивность кото­рой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как пра­вило, она идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее - воспоминания.

В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как го­ризонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рам­ках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой - вверх или вниз по социаль­ной лестнице).

В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятель­ности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандарт­ным ответам на вызовы жизни.

Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков, юношей к осуществлению выбора.

Возможности выбора в городе. Любой человек осуществляет многочислен­ные выборы на протяжении всей жизни, про­являя свои субъектность и субъективность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтерна­тивы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асо­циальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд са­мых различных альтернатив. Это создает потенциальные возмож­ности для индивидуального выбора в различных сферах жизне­деятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее сущест­венные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтер­натив, будучи своеобразным «узлом» информации и информацион­ным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены куль­турно-просветительные, коммерческие, информационные и дру­гие организации. Носителями информации являются и архитекту­ра, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. (Если в селе за день может быть несколько десятков встреч, то в крупном городе число контактов достигает десяти тысяч.) Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что, в конце концов, накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентиро­ваться в окружающей действительности. Все это может культиви­ровать в растущем человеке способности к восприятию, созерца­нию, наблюдению, интерес к чужой жизни как к возможному ва­рианту или антиварианту своей.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возмож­ность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп обще­ния. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

Определенное время юный горожанин может проводить вне вся­ких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно не извест­ных (на улицах, в парках, магазинах). Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т.е., соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодей­ствия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одоб­ряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частно­сти. Общение между взрослыми и младшими (в семье, в школе и вообще) по мере взросления ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым (хотя, конечно, есть и исключения из этой общей тенденции).

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он мо­жет искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

В-четвертых, социально-культурная дифференциация город­ского населения, с одной стороны, а с другой - довольно тесное территориальное соседство представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни и ценност­ные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя. Фактически юный горожанин может одновременно участ­вовать как бы в нескольких «социальных мирах». В каждом из этих «миров» складывается свой кодекс требований, свои стан­дарты жизни и общения.Все это значительно расширяет обще­культурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юно­шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, сис­тем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характери­стик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.

МАЛЫЙ ГОРОД

Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рас­смотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

Обычно малый город в отличие от средних, крупных и др. имеет одну или две преобладающие экономические функции: промыш­ленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, об­служивания крупных городов и городов-гигантов. Работа на при­усадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.

В малом городе население профессионально дифференциро­вание, что связано с наличием в нем нескольких организаций раз­ного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней - с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность. Жители малого города обычно «держатся прочными родственны­ми и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копа­ются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обес­печено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам... И еще одна важная особен­ность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к разви­тию... Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А.И. Пригожин).

Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

в стремлении дать детям определенный уровень образова­ния или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;

в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

в наличии определенной избирательности в общении, диф­ференциации его с различными партнерами по интенсивно­сти и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жи­телей;

в более или менее распространенном самоутверждении в ан­тисоциальных и криминальных формах.

Малый город и социализация. Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, так же отличается от влияний деревни и бо­лее крупных городов.

В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для:

образовательного и профессионального выбора;

разнообразия занятий в свободное время;

потребления духовных ценностей;

социального творчества, самореализации, самоутверждения (М.В. Никитский).

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а сле­довательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в раз­личных сферах.

В то же время, как показало исследование В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства - квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в рай­центре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая привержен­ность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» про­исходящих изменений в малых городах по сравнению с более круп­ными.

ПОСЕЛОК

 

Поселок - это специфический для России (а также ряда респуб­лик бывшегоСССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фор­ма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жиз­ни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие - при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поко­лений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сель­ских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения - город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведе­ния жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность пове­дения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каж­дой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каж­дого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.

В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм сре­ды, что противопоставить себя ей практически невозможно. По­этому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоцио­нально глубоким дружеским отношениям. Главное для подрост­ков - раствориться в «стае», найти свою «заводь». Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения - как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информаци­ей общекультурного характера.

Для многих поселков типичны аморальность и антисоциаль­ное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т.е. не только не отвергаются, но и при­нимаются.

В качестве иллюстрации можно привести наблюдения журна­листа Андрея Уланова, сделанные в Мичуринске, где есть свой пригородный поселок, называемый ласково Кочетовкой. Эта же­лезнодорожная станция славится на весь регион устоявшимися воровскими династиями. В тюрьму здесь «ходят» как в армию, только куда более охотно. Общепринятый тост за здоровье ребен­ка: «Вот вырастет, отсидит свое, поумнеет».

С наступлением сумерек пол-Кочетовки выходит на дело с сан­ками и колясками. Место промысла у всех одно - стоянка товарных вагонов. Железная обшивка контейнеров от кражи не спасает».

Сказанное не означает, что поселок всегда таков, каким он опи­сан (речь идет о тенденциях), а поселковый образ жизни фатален для судьбы его жителей. Человек не только объект и жертва, но и субъект социализации. Поэтому, несмотря на то, что поселок про­дуцирует своеобразный срединный тип человека (и не селянина, и не горожанина), в поселках вырастали и вырастают позитивно социализированные личности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.