Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О профессии педагога у студентов



Обновление содержания и технологий профессиональной подготовки студентов в современных условиях невозможно без глубокого исследования тех процессов, которые предопределяют выбор профессии, ее понимание учащимися в контексте социально-экономических условий. Множество существующих ныне теорий профессионального выбора анализируют мотивацию этого выбора в контексте различных представлений авторов. К факторам, имеющим особый вес среди других мы отнесем стереотипные представления о профессиях. Они существуют в обществе, в культуре, в сознании человека на момент профессионального выбора. Однако нет серьезных психологических исследований роли, содержания, динамики этих стереотипов как особого социально-психологического фактора профессионального самоопределения личности.

Анализ такого психологического феномена как стереотип показывает, что формируя в течение жизни собственную картину социального мира, человек заполняет информационные «пустоты», готовыми социальными стереотипами, которые он получает в процессе социализации. Создание картины мира у каждого человека происходит в конкретном историческом и социокультурном пространстве. Актуально социальные стереотипы как устойчивые образования существуют в подсознании, хотя без особого труда осознаются. В реальном поведении они воспроизводятся в сознании и поведении в соответствующих ситуациях.

Рассмотрим кратко характеристики самих стереотипов как психологического феномена. В процессе исследований сформировалось несколько точек зрения на это явление и несколько принципиально отличных определений:

· стереотипы – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые стоят между реальной действительностью; они просты, устойчивы к изменениям, ложны и люди перенимают стереотипы от культурных медиаторов, а не из своего опыта [1];

· стереотип – это набор (коллекция) названий черт, которые большой процент людей оценивает как подходящие для описания какого-либо класса индивидов [2];

· стереотипы проявляются в виде схематических представлений, которые характеризуются согласованностью [3];

· стереотипы можно считать совокупностью ожиданий, предъявляемых к характерным чертам и поведению представителей социальных и этнических групп, целых народов [4].

В настоящее время принятым считается определение стереотипа как ряда широко распространенных обобщений о психологических характеристиках группы или класса людей [5].

Стереотипы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из личного опыта, и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат [6].

Особую роль стереотипизация играет в процессе профессионального самоопределения и развития человека. Профессиональное самоопределение в психологических исследованиях ученые неотъемлемо связывают в целом с проблемами психологии личности. С одной стороны, особенности личностного развития оказывают сильное влияние на процесс профессионального самоопределения и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, собственно само формирование личности в значительной степени происходит в результате профессионального самоопределения. Непосредственно само профессиональное самоопределение достаточно в большой степени зависит от внешних условий, создаваемых обществом и ближайшим окружением человека. Особенно актуальными становятся вопросы, связанные с выбором профессии во времена социально-экономических изменений в обществе [7]. Существующие в настоящее время теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений анализируют множество позиций. Одна из наиболее важных и значимых из них есть непосредственно начальный этап выбора профессии в юношеском возрасте, когда возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда, выбор учебного заведения для профессионального обучения. Профессиональное самоопределение личности трактуется как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в ситуациях выбора будущей профессиональной деятельности и определено Е.А.Климовым [8]как «самоориентирование» человека в широком спектре профессий. Собственно профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности и пронизывает весь жизненный путь человека, проявляясь на разное время через определенные этапы. Непосредственно сам выбор профессии есть часть сложного процесса профессионального самоопределения, которое является частью общего процесса развития личности. Он предполагает определенный анализ внутренних ресурсов и соотнесение их с требованиями профессии, а самое важное, с психологической точки зрения, это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации.

Определяя сложность ситуации профессионального выбора Д. А. Леонтьев и Е. В. Щелованова [9] ключевым моментом видят неопределенность построения возможных вариантов будущего, так как построение относительно реалистичного образа последствий некоего решения по выбору будущей профессии предполагает необходимость связать множество факторов и условий, вычислить и экстраполировать тенденции. Сложность данного процесса многократно усиливается в условиях изменяющегося общества, которое посредством различных социальных институтов формирует представления о профессиях. Наиболее действенным институтом являются средства массовой информации, которые и создают, и распространяют стереотипы. Так, анализируя некоторые сериалы, представляющие профессии, мы можем дать обобщенную характеристику собственно профессии и представителей правоохранительных органов (например, «Улицы разбитых фонарей»), и медиков («Скорая помощь»), и педагогов («Универ», «Школа»), и менеджеров, и журналистов («Маргоша»), и различным другим профессиям.

Соотнося феномены выбора профессии и стереотипных образов профессий, мы можем констатировать следующее: каким бы ни был вариант выбора профессии, стереотипное представление о будущей профессии будет оказывать влияние на этот выбор. Это и определило актуальность изучения стереотипных представлений о профессиях. Ограничивая слишком широкий масштаб исследования, мы определили возрастные рамки респондентов юношеским возрастом (студенты высших учебных заведений), а из профессий выбрали профессию педагога. Выбор данного возраста был продиктован тем, что у студентов стереотипные представления о профессии педагога закрепились в их сознании путем систематизации накопленного опыта наблюдения за представителями профессий и непосредственных контактов с ними, а также осмысливания сложившегося стереотипного общественного мнения о профессии. Средний возраст респондентов составил 20 лет. В исследовании приняло участие в целом более 300 человек. Анализировались ответы и рисунки 232 респондентов (188 девушек (81 %), 44 юноши (19 %)), так как некоторые студенты отнеслись к заданию неадекватно и их ответы не могут быть подвергнуты обработке.

Процедура исследования заключалась в следующем: респондентов просили нарисовать тот образ, который рождается в их сознании, ассоциируясь со словом «педагог». Этот образ есть стереотип профессии, который можно считать не совсем осознаваемым, так как он может быть и конкретным (реальный объект мира), и размытым (смесь объектов мира). Затем испытуемым было предложено написать несколько словесных характеристик (словесный портрет) представителя данной профессии. Этот образ профессии педагога есть образ осознаваемый, так как респондентам было необходимо подобрать понятия, соответствующие их стереотипному представлению, дать им определения, то есть конкретные дефиниции. Анализ полученных данных включал обработку рисунков по параметру частоты встречаемости критерия (детали) в рисунке, согласования деталей в образ. Также анализировались словесные портреты (частота встречаемости понятий, общая валентность характеристики педагога).

Представим данные анализа рисунков и ответов респондентов.

Рисунки «Образ педагога» в целом можно разделить на четыре большие группы

1. Изображение женщины в строгом костюме, со строгой прической, в очках, с указкой (только одна фигура, без дополнительных деталей; фигура на фоне атрибутов школьной жизни: доска, книги, парты). Этот стереотипный образ есть определенное упрощенное изображение учительницы из старых советских фильмов. В них учительница как правило одета в строгий серый или темный костюм, волосы убраны в пучок (часто такая прическа встречается в рисунках), непременно носит очки, в руках всегда держит папку, журнал и указку. Детей на таких рисунках не изображено. Такого рода рисунков набралось 68 (29,3 %).

2. Изображение женщины в разнообразной одежде, без указки, с разными прическами (например, распущенные волосы). На таких рисунках педагог изображен улыбающимся на фоне множества деталей (это атрибуты школьной жизни (парты, доска, книги, глобус), цветы, узоры). На всех такого рода рисунках изображены дети. Общее количество рисунков – 40 (17,2 %).

3. Изображение мужчины. Как правило, он представлен на рисунках в костюме, с портфелем, указкой, журналом или книгой на фоне атрибутов школьной жизни. Если в руках у педагога нет указки, то он нарисован с поднятой рукой и вытянутым указательным пальцем ( такой своего рода «перст указующий». Таких рисунков 48 (20,7 %);

4. Изображение абстрактных символов (солнце, рука, схематичный рисунок человека) или конкретных объектов школьной атрибутики (книга, парта, очки, компьютер, портфель, доска) – 76 рисунков (32,8 %).

Половые различия проявились в том, что респонденты-мужчины рисовали либо педагогов-мужчин – 20 рисунков (8,6 %), либо символы – 20 рисунков (8,6 %). Только 4 ребят нарисовали женщину с указкой (1,7 %). Респонденты-женщины изображали в основном женщин – 104 рисунка (44,8 %), немногие изображали символы (56 рисунков (24 %)) и педагогов-мужчин (28 рисунков (12 %)). С одной стороны, это проявление половой идентификации, с другой стороны, отражение проблемыфеминизации образования в стране.

Общая валентность (эмоциональная окраска) рисунков в целом положительная. Это выражается в том, что образ педагога обобщенно позитивный: изображена улыбка, детализирована одежда, нарисованы дополнительные объекты (цветы, солнце с лучиками за спиной, другое). Таких рисунков 205 (88,4 %). Остальные 25 рисунков (11, 6 %) имеют признаки отрицательного отношения к представителям профессии (отрицательного стереотипного образа). На них изображены только женщины со злым выражением лица, без деталей и других атрибутов.

Также положительной является и общая валентность словесных портретов педагога. Преобладают характеристики строгий, умный, требовательный, терпеливый, добрый, отзывчивый, справедливый, любит детей и свою работу. Частота их встречаемости от 50 % до 80 %. В некоторых ответах используются синонимы или близкие по смыслу аналоги перечисленных понятий. Например, умный – образованный, компетентный, много знающий; добрый – дружелюбный, добродушный; отзывчивый – чуткий, понимающий. Наряду с позитивными были и негативные характеристики педагогов: консервативный, злой, агрессивный, холодный, раздражительный. Однако они встречались лишь единично в некоторых ответах респондентов.

Интересным является тот факт, что в большинстве рисунков (196 – 84,5 %) присутствует указка как символ авторитарности и власти, или педагог, независимо от пола изображен с поднятой рукой и вытянутым указательным пальцем. Этот феномен можно трактовать как отражение авторитарности существующей педагогической системы. Наблюдается некоторое упрощение внешности педагога на основе интерпретации неосознаваемого образа. Такими изображены учителя в классических советских фильмах 50-х – 70-х годов. В целом данный факт можно соотнести с такой характеристикой стереотипа как его живучесть в массовом представлении.

Представленные данные являются лишь шагом к пониманию роли и действенности стереотипных представлений о профессии в профессиональном самоопределении личности, однако они свидетельствуют о том, что стереотипный образ профессии педагога имеет несогласованность между неосознаваемой областью (авторитарный учитель, работающий в русле традиционной учебно-дисциплинарной модели) и осознаваемой (креативный педагог, работающий в русле личностно-ориентированной парадигмы). Эти данные демонстрируют, что образ профессии есть продукт, нуждающийся в корректировке еще в процессе обучения.

Групповые обсуждения данной проблемы со студентами показали, что наиболее эффективным, оптимальным и результативным обучением в процессе профессиональной подготовки они считают игровое обучение, позволяющее отработать, скорректировать, углубить и расширить академические знания и практические умения.

 

Литература

1. Leppman, W. The meaning and significance of stereotypes in popular culture/ W. Leppman // Culture & Psychology. – 2001. – № 1. – P. 5–4.

2. Панферов, В. И. Классификация психологических качеств человека/ В. И. Панферов // Практическая психология. – СПб : Питер, 1986.– 456 с.

3. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Стефаненко Т. Г. – М. : АспектПресс, 2004. – 315 с.

4. Налчаджян, А. А. Этнопсихология / Налчаджян А. А. – СПб : Питер, 2004. – 402 с.

5. Янчук, В. А. Социальное познание [Электронный ресурс] / В. А. Янчук – 2007. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/yanchuk.

6. Ставропольский, Ю. В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии / Ю. В. Ставропольский // Вопросы психологии. – 2003. – № 6. – С. 112–121.

7. Леонтьев, Д. А., Шелобанова, Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Д. А.Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–66.

8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Климов Е.А.–– Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

9. Вайнштейн, Л. А. Психология труда: курс лекций // Вайнштейн, Л. А. – Минск: БГУ, 2008. – 219 с.


Сведения об авторах

Аврамчикова Анастасия Леоновна (Минск, Беларусь) Аспирант УО «Республиканский институт профессионального образования»
Агейко Ольга Валерьевна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент УО «Академия управления при Президенте РБ»
Андреева Ирина Николаевна (Полоцк, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии УО «Белорусский государственный университет»
Анищенкова Юлия Николаевна (Минск, Беларусь) Преподаватель кафедры педагогической психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Ахунова Ирина Георгиевна (Минск, Беларусь) Магистр психологии, старший преподаватель кафедры психологии УО «Российский государственный социальный университет в г. Минске»
Батурчик Марина Игоревна (Рогачёв, Беларусь) Педагог-психолог ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Рогачёва им. В. М. Колесникова»
Бахар Ирина Олеговна (Минск, Беларусь) Преподаватель ГУО «Минский финансово-экономический колледж»
Бейзеров Владислав Александрович (Гомель, Беларусь) Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Бережковская Елена Львовна (Москва, Россия) Старший преподаватель кафедры психологии личности Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Березовская Татьяна Павловна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии управления УО «Академия управления при Президенте РБ»
Богоявленская Диана Борисовна (Москва, Россия) Вице-президент Российского психологического общества, академик РАЕН, доктор психологических наук, профессор
Бородкин Владимир Иванови, (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

Бороздина Галина Васильевна (Минск, Беларсуь) Кандидат философских наук, доцент, доцент УО «Белорусский государственный экономический университет»
Валаханович Светлана Александровна (Минск, Беларусь) Кандидат педагогических наук, директор Центра социально-психологической работы УО «Академия управления при Президенте РБ»
Вишневская Валентина Петровна (Минск, Беларусь) Главный научный сотрудник Института национальной безопасности Республики Беларусь, доктор психологических наук, профессор
Войтко Ольга Константиновна (Минск, Беларусь) Преподаватель кафедры общей и дифференциальной психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Волох НатальяВалерьевна (Минск, Беларусь) Старший преподаватель кафедры психологии управления УО «Академия управления при Президенте Республики Беларусь»
Вышинский Святослав Дмитриевич (Киев, Украина) Аспирант Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины
Гаврилко Татьяна Ивановна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой клинической и консультативной психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»
Гагарин Александр Валерьевич (Москва, Россия) Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Российского университета дружбы народов (РУДН)
Гапанович-Кайдалов Николай Владимирович (Гомель, Беларусь). Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Гапанович-Кайдалова Екатерина Викторовна (Гомель, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитар-ных дисциплин ИПК и ПК УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Гладун Татьяна Ивановна (Брест, Беларусь) Старший преподаватель кафедры психологии УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина»
Горобченко Александр Евгеньевич (Минск, Беларусь) Старший преподаватель кафедры психологии ЧУО «Женский институт «Энвилла»
Горонин Петр Васильевич (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент УО «УО Белорусский государственный экономический университет»
Гриценок Людмила Ивановна (Киев, Украина) Научный сотрудник Учебно-научного института права и психологии Национальной академии внутренних дел Украины
Дзюбко Людмила Витальевна (Киев, Украина) Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины
Дивак Елена Анатольевна (Мозырь, Беларусь) Педагог-психолог ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Мозыря»
Дубинко Наталья Александровна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии управления УО «Академия управления при Президенте Республики Беларусь»
Дыгун Елена Петровна (Мозырь, Беларусь) Старший преподаватель кафедры психологии УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»
Ермаков Владимир Григорьевич (Гомель, Беларусь) Доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры математического анализа УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Ермакова Людмила Дмитриевна (Гомель, Беларусь) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Ждан Антонина Николаевна (Москва, Россия) Профессор кафедры общей психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор
Зайцев Борис Макарович (Гомель, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Зайцева Ирина Трофимовна (Гомель, Беларусь) Преподаватель кафедры педагогики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

 

Иванова Лилия Николаевна (Мозырь, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии и дефектологии УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»
Кадол Фёдор Владимирович (Гомель, Беларусь) доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Капустина Наталья Геннадьевна (Сургут, Россия) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей педагогики и педагогической психологии Сургутского государственного педагогического университета
Карпухина Анастасия Ивановна (Москва, Россия) Аспирант факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Катеринина Анна Андреевна (Орск, Россия) Преподаватель Орского гуманитарно-технологического института
Козловская Юлия Петровна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии УО «Белорусский государственный экономический университет»
Колесниченко Елена Алексеевна (Мозырь, Беларусь) Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»
Коломинский Яков Львович (Минск, Беларусь) Доктор психологических наук, профессор, Председатель ОО «Белорусское общество психологов», профессор кафедры возрастной и педагогической психологии УО «Белоусский государственный педагогический университет им. М. Танка»
Комкова Елена Ивановна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии УО «Минский институт управления»
Конакова Елена Ивановна (Харьков, Украина) Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранного языка Харьковского государственного университета искусств им. И. П. Котляревского
Кормнова Надежда Александровна (Минск, Беларусь) Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии УО «Белорусский государственный экономические университет»
Корсак Наталья Владимировна (Гомель, Беларусь)   Ассистент кафедры социально-гуманитар-ных дисциплин Института повышения квалификации УО «Гомельский государст-венный университет им. Ф. Скорины»
Костюченко Любовь Ивановна (Гомель, Беларусь) Кандидат философских наук, доцент Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
Кошман Михаил Гигорьевич (Гомель, Беларусь) Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Кравцов Геннадий Григорьевич (Москва, Россия) Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета
Кравцов Олег Геннадиевич (Москва, Россия) Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследо-вательского института проблем детства Российской академии образования
Ксёнда Ольга Григорьевна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии УО «Белорусский государственный университет»
Кудрявцев Владимир Товиевич (Москва, Россия) Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ
Лапицкий Николай Константинович (Гомель, Беларусь) Старший преподаватель кафедры психологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Ларкина Лариса Борисовна (Гомель, Беларусь) Преподаватель УО «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского»
Лытко Александр Александрович (Гомель, Беларусь) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович (Москва, Россия) Заведующий кафедрой экстремальной психологии и психологической помощи Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор
Мазилов Владимир Александрович (Ярославль, Россия)     Заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, доктор психологических наук, профессор
Малашенкова Елизавета Александровна (Витебск, Беларусь) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»
Малейчук Геннадий Иванович (Брест, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина»
Матюшкина Елена Яковлевна (Тула, Россия) Кандидат психологических наук, декан факультета психологии Тульского института экономики и информатики
Мотков Олег Михайлович (Москва, Россия) Кандидат психологических, старший научный сотрудник, доцент кафедры психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ
Неверова Зоя Александровна (Гомель, Беларусь) Кандидат исторических наук, доцент, доцент УО «Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации»
Низовских Нина Аркадьевна (Киров, Россия) Преподаватель Вятского государственного гуманитарного университета
Новак Наталья Геннадьевна (Гомель, Беларусь) Ассистент кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Окулич Наталья Алексеевна (Брест, Беларусь) Магистр психологии, преподаватель кафедры психологии УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Олешкевич Валерий Иванович (Москва, Россия) Кандидат философских наук, клинический психолог высшей категории ДГП № 67 г. Москвы
Орёл Валерий Емельянович (Ярославль, Россия) Профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, доктор психологических наук, профессор
Панько Елизавета Александровна, (Минск, Беларусь)     Кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и детской психологииУО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»,
Пергаменщик Леонид Абрамович (Минск, Беларусь) Декан факультета психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», доктор психологических наук, профессор
Подберезная Валерия Валерьевна (Минск, Беларусь) Старший преподаватель кафедры психологии управления УО «Академия управления при Президенте РБ»
Савина Ольга Олеговна (Москва, Россия) Кандидат психологических наук, доцент, доцент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова,
Селезнёв Александр Алексеевич (Барановичи, Беларусь) Старший преподаватель кафедры психологии УО «Барановичский государственный университет»
Семёнова Елена Михайловна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Минске)
Слесарева Татьяна Петровна, (Витебск, Беларусь) Кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания УО «Витебский государственный университет»
Смирнова Ольга Михайловна (Москва, Россия) Педагог-психолог ГОУ Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Соколова Эмилия Александровна (Гомель, Беларусь) Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры психологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Степанова Марина Анатольевна (Москва, Россия) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Стоюхина Наталья Юрьевна (Нижний Новгород, Россия) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии управления Нижегородского государственного университета
Суслова Алла Антоновна (Могилёв, Беларусь)   Аспирант УО «Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова»
Сысоева Ирина Владимировна (Москва, Россия) Кандидат психологических наук, преподаватель кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ
Усеинова Людмила Сергеевна (Заславль, Беларусь) Воспитатель ГУО «Ясли-сад № 2 «Сказка» г. Заславля
Ходько Аксана Федоровна (Гомель, Беларусь) Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
Чеснокова Елена Петровна (Минск, Беларусь) Преподаватель УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»
Шабельников Виталий Константинович (Москва, Россия) Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета
Шаров Анатолий Сергеевич (Омск, Россия) Заведующий кафедрой психологии Омского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор
Шершнёва Татьяна Викторовна (Минск, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Ящук Светлана Леонидовна (Брест, Беларусь) Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»

Содержание

Раздел I. Теоретические проблемы развития личности в контексте культурно-исторической психологии
Д. Б. Богоявленская. Роль культурно-исторической теории в современном понимании творчества и творческой личности..  
В. И. Бородкин Методологические подходы в культурно-исторической теории Л. С. Выготского ……………………….  
С. Д. Вышинский Рецепция психологических теорий в дискурсе интегрального традиционализма ……………………….  
Т. И. Гаврилко О направлении экспериментального изучения эмоционального мира человека в отечественной психологической традиции …………………………………………………    
В. Г. Ермаков Учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и методологические проблемы развивающегося образования ………………………………………………………...    
А. Н. Ждан О значении педологических трудов Л. С. Выготского ……………………………………….................................  
Н. Г. Капустина Мировоззрение ребенка: от Л. С. Выготского до современности …………………………………………….  
А. И. Карпухина Анализ развития абстрактного мышления с помощью методики «Определение понятий» …………………  
Е. А. Колесниченко Основные вехи жизни и творчества Л. С. Выготского ………………………………………………...  
Е. И. Конакова К вопросу о психолого-лингвистической парадигме концепта «желание» …………………………………..  
Н. В. Корсак Психология понимания в работах Л. С. Выготского ……………………………………………………………...  
Л. И. Костюченко Л. С. Выготский как создатель культурно-исторической концепции в психологии ……………………….  
Г. Г. Кравцов Развитие психики и личности в культурно-историческом подходе ………………………………………….  
О. Г. Кравцов Культурно-исторические основы развития личности (на примере девиантных подростков) ………………  
В. Т. Кудрявцев «Кодекс» культурно-исторического психолога..
А. А. Лытко Проблема психологического прогноза в диагностической деятельности психолога-практика …………………  
М. Ш. Магомед-Эминов От постмодернизма к Л. С. Выготскому ……………………………………………………………..  
В. А. Мазилов «Мы живем в эпоху геологических переворотов в психологии» (Л. С. Выготский как методолог психологии)…  
Н. А. Низовских Личностное саморазвитие в свете культурно-исторической концепции ……………………………………….  
В. И. Олешкевич Социально-историческая обусловленность и методологические границы феноменов «интериоризация» и «зона ближайшего развития»…………………………………...    
Л. А. Пергаменщик Л. С. Выготский: до и после культурно-исторической психологии ………………………………………  
М. А. Степанова От «Психологии искусства» Л. С. Выготского к «синей птице» психологии П. Я. Гальперина ……….  
В. К. Шабельников Проблема детерминированности субъектности в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского….  
А. С. Шаров Воображение и его развитие в игре: рефлексивный подход ………………………………………………………  
Т. В. Шершнёва Психологическое содержание процесса формирования понятий и систематизации знаний в русле идей Л. С. Выготского ………………………………………………...    
  Раздел II. Психологическая культура и психологическое здоровье личности в свете идей Л. С. Выготского
И. Н. Андреева Свойства темперамента как предпосылки эмоционального интеллекта: гендерные различия ……………  
Ю. Н. Анищенкова Развитие нравственных представлений в подростковом возрасте ………………………………………….  
М. И. Батурчик Взаимосвязь тревожности и уровня развития творческого мышления в подростковом возрасте …………….  
Г. В. Бороздина Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи как условие психологической культуры  
О. К. Войтко Культура речи психолога в представлении студентов пятого курса ……………………………………………..  
Н. В. Волох Эффективные и неоптимальные способы прогнозирования исходов социального взаимодействия ………….…  
П. В. Горонин Психологическая культура и психологическое здоровье: методологические аспекты ………………………….  
Л. И. Гриценок Ответственность в отношении к здоровью у младших школьников в контексте культурно-исторического подхода …………………………………………………………..    
Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Е. П. Чеснокова Овладение психологической культурой участниками педагогического взаимодействия как резерв сбережения их психологического здоровья ………………………………………………………….  
Е. И. Комкова Психологическое здоровье детей, находящихся в социально-педагогических центрах ………………………  
Н. А. Кормнова, Л. С. Усеинова Родительские установки и психологическое здоровье ребенка …………………………….  

 

Н. К. Лапицкий Идентификация и социализация подростков..
Л. Б. Ларкина Психологическая культура как показатель профессиональной зрелости педагога …………………………  
Е. А. Малашенкова Потребность в творчестве как источник создания культурных ценностей в современном обществе ….  
Г. И. Малейчук Психическое здоровье: феноменологический подход ……………………………………………………………  
Е. Я. Матюшкина Профессиональное выгорание педагогов: причины и возможности преодоления ………………………...  
О. И. Мотков Возрастные различия в представлениях о гармоничной личности ……………………………………………..  
З. А. Неверова Проблемы человека в гуманистической антропологии Эриха Фромма ……………………………………………  
Н. Г. Новак Изучение факторов психологического благополучия взрослых детей алкоголиков …………………………….  
Н. А. Окулич Формирование психологической культуры родительства ………………………………………………………..  
В. Е. Орёл Деструктивная фаза профессионального развития личности в свете идей Л. С. Выготского…………………..…...  
В. В. Подберезная Самопрезентация как фактор проявления психологической культуры будущего руководителя ………….  
О. О. Савина, О. М. Смирнова Влияние стрессовых факторов школьной среды на психологическое здоровье подростка …..  
А. А. Селезнёв Соотношение психологической культуры и самоактуализации личности ………..…………………………..  
Е. М. Семёнова Толерантность как основа конструктивного профессионального развития личности ………………………..  
Т. П. Слесарева Cчастье как этическая категория сквозь призму художественных произведений ……………………….  
Э. А. Соколова Проблемы в подходах к взаимодействию клиента и психолога ………………………………………………...  
Н. Ю. Стоюхина Л. С. Выготский о важности психологического знания в школе: забытые страницы истории …………..  
А. А. Суслова Воздействие детской субкультуры на развитие психологической лексики дошкольника в контексте теории Л. С. Выготского ………………………………………………..    
И. В. Сысоева Особенности развития личности в юношеском возрасте …………………………………………………………..  
А. Ф. Ходько Роль изучения основ психолого-педагогических знаний в формировании психологической культуры ………...  
С. Л. Ящук Эмоциональное восприятие «знака» в младшем школьном и юношеском возрастах …………………………….  
Раздел III. Культурно-историческая психология и проблемы современного образования
А. Л. Аврамчикова Профессиональная подготовка воспитанников спецПТУ ….………………………………………………  
О. В. Агейко Особенности формирования правовой культуры в условиях современной школы ……………………………...  
И. Г. Ахунова Использование компетентносного подхода в подготовке будущего специалиста …………………………….  
И. О. Бахар Особенности формирования экономического мышления учащихся в контексте идей Л. С. Выготского ……  
В. А. Бейзеров Роль проблемных методов обучения в личностном развитии студентов и учащихся …………………….  
Е. Л. Бережковская Развитие личности старших дошкольников в условиях формирования коллективного субъекта деятельности ………………………………………………………...    
Т. П. Березовская Развитие эффективных способов реагирования в ситуациях стресса у студентов – будущих управленцев в вузе ………………………………………………………...    
С. А. Валаханович Влияние стрессовых ситуаций на учебную деятельность студентов в процессе подготовки будущих управленцев ……………………………………………………..    
В. П. Вишневская Некоторые теоретико-методологические и прикладные аспекты формирования «образа профессионала»  
А. В. Гагарин Развитие экологической компетентности будущих специалистов в профессионально-образовательной среде вуза ……………………………………………………….    
Т. И. Гладун Особенности формирования Я-концепции у воспитанников школы-интерната в процессе взаимодействия с педагогом ……………………………………………………….    
А. Е. Горобченко Использование метафорических ассоциативных карт в исследовании психологической компетентности менеджеров …………………………………………………    
Л. В. Дзюбко Ранняя школьная дезадаптация как психолого-педагогическая проблема ……………………………………….  
Е. А. Дивак Саморегуляция и способность к самоуправлению учащихся выпускных классов ………………………………….  
Н. А. Дубинко Профессионализация руководящих кадров ….
Е. П. Дыгун Психологическая характеристика различных уровней внешней и внутренней мотивации профессио-нальной деятельности личности ……………………….……...    
Л. Д. Ермакова Социально-культурные проблемы социализации подростка в свете идей Л. С. Выготского …………….  

 

Б. М. Зайцев, А. А. Лытко Актуальные задачи спортивной психологии в свете культурно-исторического подхода ………  
И. Т. Зайцева Роль психолого-педагогических дисциплин в формировании у студентов гражданско-патриотической культуры …………………………………………………………    
Л. Н. Иванова Профессиональное становление в вузе как развитие личности ………………………………………………….  
Ф. В. Кадол Ориентационные проявления возрастных особенностей старшеклассников в процессе развития чувства чести и личного достоинства …………………………………...    
Н. В. Гапанович-Кайдалов, Е. В. Гапанович-Кайдалова Взаимосвязь компетентности и удовлетворённости профессией психолога студентов старших курсов ……………………    
А. В. Катеринина Особенности развития личности в подростковом возрасте в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского………………………………………...    
Ю. П. Козловская Развитие личности студента на этапе профессиональной подготовки в высшей школе …………………  
М. Г. Кошман Социокультурные аспекты развития инновационной деятельности в образования …………………………  
О. Г. Ксёнда Стереотипные представления о профессии педагога у студентов ………………………………………………..  
Сведения об авторах ..............................................................  

Научное издание

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.