Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В условиях современной школы



 

Уровень цивилизованности общества, степень его гуманности с давних пор определяется отношением к самым незащищенным категориям населения: престарелым, женщинам, детям. Изменения условий жизни общества обострили социально-экономические проблемы детей и подростков, что привело к увеличению детской преступности, наркомании, детской проституции, алкоголизации, обострению проблем социального сиротства. Все это потребовало создания системы социально-правовой защиты детства. Актуальность данной проблемы аккумулируется, если принять во внимание признание самоценности и социальной значимости периода детства, особую уязвимость детского населения, кризисное положение детей в Республике Беларусь.

Сегодня усилиями педагогов, психологов, социологов, педиатров, правоведов накоплены разнообразные данные о физическом, нравственном, умственном и психическом развитии ребенка, его воспитании и обучении. Вместе с тем термин «детство» используется широко, многозначно, многопланово.

Детство представляет собой сложное социально-биологическое явление. Р. С. Немов определяет детство как период в жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого. Д. И. Фельдштейн выделяет исторический и социальный аспект детства. Как особое явление социального мира детство, по мнению ученого, имеет следующие характеристики:

· функционально детство выступает как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, а поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества;

· в содержательном определении – это процесс постоянного физического роста, накопление психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной организации, которая происходит в постепенно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми;

· сущностно детство представляет собой особую форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребёнка в значительной мере проявляют своё действие (подчиняясь, однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального).

Понятие «детство» прошло определенную эволюцию, трансформируясь по мере изменения социально-экономических, культурных, психолого-педагогических представлений общества. На протяжении многих веков утверждалась идея о необходимости учета особенностей детей, вместе с тем отсутствовало особое отношение к детству как к особому социальному и биологическому феномену. Так, Филипп Ариес в своей работе «Века детства» отмечает, что средневековое искусство не знало понятия детства и не пыталось изобразить его. Автор приводит пример - изображение детей в Евангелии Оттона 12 века. По сюжету, Иисус беседует с детьми, однако на иллюстрации изображены люди, не имеющие детских черт, а отличающиеся только размером.

Анализ подходов к определению сущности и содержания понятия «детство» позволяет перейти к анализу понятия «защита детства». Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод граждан. С. И. Григорьев определяет социальную защиту как «систему принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий, учреждений, обеспечивающих их существование по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельности представителей различных социальных групп».

В словаре-справочнике «Детство» понятие социальная защита детей трактуется как система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Т. М. Степанова предлагает рассматривать социальную защиту в узком и широком смысле слова. Социальная защита детства в узком смысле – это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. В свою очередь суть социальной защиты в широком смысле состоит в том, что «детство является уникальнейшим и самоценным периодом развития ребенка, а дети как наиболее беспомощная часть общества в любой, даже в самой благополучной стране, – социально защищаемая и опекаемая категория населения».

В последний период в Республике Беларусь предпринято ряд интенсивных мер по созданию нормативно-правовой базы защиты детства – Закон РБ «О правах ребенка» (1993), Президентская программа «Дети Беларуси» (1997), Национальный план действий по охране прав детей на 1995–2000 годы, Национальный план по развитию образования в области прав человека на 1999–2004 годы. В настоящее время одной из первоочередных задач является создание механизмов реализации социальной политики в области защиты детства. Одним из важнейших институтов общества, способным проводить данную политику, является школа. Именно поэтому особую актуальность приобретает уровень правовой культуры учащихся, учителей школы и родителей.

С целью выявления уровня правовых знаний и культуры детей, родителей и учителей, их представлений о необходимости и путях защиты прав ребенка было проведено исследование на базе гимназии № 12 г. Минска. В анкетировании приняло участие 58 учеников 5–6 классов, 17 родителей и 35 учителей. Исследование представлений детей о своих правах было направлено на:

· выявление приоритетов в представлениях детей о своих правах;

· выявление сферы нарушения прав детей;

· выявления степени ориентированности детей на социальные институты, призванные защитить права детей.

1. Результаты опроса показали, что диапазон представлений участников опроса о сущности понятия "права человека" достаточно широк. Большинство детей понимают права человека как нормы и обязательства, установленные государством и обязательные к исполнению – 8 человек (13 %); права человека как основа человеческого существования – 4 человека (6 %); права человека – это права, позволяющие человеку спокойно жить – 2 человека (3 %); ответ в виде перечисления присущих ребенку прав дали 8 человек (13 %); не дали ответ 4 человека (6 %).

2. 33 респондента (56 %) считают, что у детей в Беларуси есть права, 11 человек (18,3 %) отрицают наличие прав, 15 человек (25 %) затруднилось с ответом. Неуверенность в наличии прав связана с отсутствием опыта, который бы убеждал, что права обеспечиваются на практике. Это выступает показателем того, что механизмы обеспечения прав требуют усовершенствования и доработки, а сами права зачастую являются пренебрегаемой категорией.

3. По мнению детей, сферой нарушения их прав являются:

· школа – 28 человек (46 %);

· улица – 16 человек (26 %);

· семья – 14 человек (20 %).

В связи с тем, что большинство респондентов местом нарушения прав назвали школу, целесообразно отметить следующее. В школе ребенок проводит двенадцать лет из восемнадцати, ограничивающих статус ребенка. Именно в ее стенах подростки постигают нормы демократии. Но школа предполагает, как минимум, наличие дисциплины. Конвенция о правах ребенка, в свою очередь, ориентирует учителей на новую концепцию о ребенке, как субъекте права, на новую школу и на новое общество, в котором ребенок будет себя комфортно чувствовать. В связи с этим школе предстоит работа по убеждению учителей в необходимости соблюдения уже утвердившихся норм, а с другой стороны, по созданию конкретных кодексов поведения и дисциплины, соответствующих международным нормам.

4. Выявление ориентированности детей на социальные институты, призванные осуществлять защиту детства, показало, что подростки, в случае нарушения их прав, намерены искать защиту:

· у себя самого или друзей – 10 (16 %);

· в ИДН – 3 (5 %);

· у учителей – 6 (10 %).

Важнейшей инстанцией по защите детей, к которой апеллируют респонденты, является семья. Как средство защиты ее более активно используют девочки. Настораживает тот факт, что довольно высокий процент детей дали ответы "я сама", "я сам", "друг", "подруга". Это означает, что зачастую свои обиды подростки обдумывают, обсуждают в среде ровесников. Это замыкает их в подростковом обществе, не выводя во взрослый социум, где предполагается наличие различных институтов, призванных защищать права ребенка. Причиной игнорирования этих институтов определенным контингентом подростков является недоверие.

Большинство респондентов назвали Конвенцию ООН о правах ребенка – 26 (43 %), Закон РБ о правах ребенка – 15 (25 %), Всемирную декларацию прав человека – 5 (8 %), Конституцию – 2 (3 %).

В свою очередь анализ анкет, предложенных учителям, выявил уверенность работников народного образования в необходимости изучения прав ребенка в школе. Условиями, необходимыми для наиболее эффективного изучения прав ребенка, названы следующие: применение активных методик, сочетание теории с практикой, достаточное методическое оснащение, соблюдение прав ребенка, обязательность изучения, заинтересованность родителей в изучении ребенком его прав.

Большинство учителей считают современное состояние государственной политики в области защиты детства неудовлетворительным (65 %). 90 % респондентов отметили, что вопросы защиты прав детства недостаточно освещены в СМИ. Дефицит информации объясняется еще и тем фактом, что литература по правовому воспитанию в городской централизованной библиотечной системе преимущественно 70–80 гг. издания, новинки очень редки.

Наиболее эффективно действуют в области защиты детства, по мнению респондентов-учителей, следующие службы и специалисты:

· ИДН;

· социальные педагоги;

· специалисты по социальной защите детства.

Респонденты указали, что все государственные службы должны действовать в более тесном контакте, иметь более оперативную систему реагирования. Опрос показал, что учителей беспокоит проблема низкой педагогической культуры родителей. 90 % опрошенных в качестве основных социально-педагогических проблем, с которыми сталкивается школа, назвали проблемы алкоголизма, социального сиротства, рост числа неблагополучных, неполных семей.

Анализ анкет для родителей, в числе которых 15 % респондентов имеют высшее образование, 80 % – среднее специальное, позволил выявить следующую картину:

· 52 % респондентов считают, что права их детей нарушаются в школе;

· 35 % - респондентов считают, что права их детей нарушаются на улице.

Преимущество в выборе института социальной защиты детства родители отдают семье (53 %), социально-педагогической службе – 35 % респондентов.

Таким образом, по данным исследования, дети (данный контингент опрошенных) и их родители считают главными для себя те права, которые связаны с их социально-возрастным бытием, а именно, с образованием, материальными условиями жизни, с отдыхом (досугом), а также с такими потребностями, как признание взрослыми свободы самовыражения. На основе анализа полученных в результате анкетирования данных можно также сделать вывод, что на настоящем этапе наблюдается недостаточный уровень сформированности у учащихся знаний своих прав и механизмов их защиты. Это объясняется как субъективными факторами, так и недостатками воспитательной работы школы в данной области. В тоже время, становится очевидным, что именно школа является тем институтом общества, деятельность которого должна быть направлена на пропагандистскую и просветительскую работу в среде учащихся и их родителей, а также на создание внутришкольных механизмов защиты прав и интересов детей.

В современный переходный период экономические интересы имеют тенденцию преобладать над социальной политикой. Однако инвестирование средств в социальную политику в отношении детства и защиты прав ребенка и формирования правовой культуры населения дает долгосрочную гарантию успешного и социального развития государства.


И. Г.Ахунова

(Минск, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.