Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел III. Культурно-историческая психология и проблемы современного образования



 

А. Л. Аврамчикова

(Минск, Беларусь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦПТУ

 

Проблема перевоспитания трудных подростков, формирования у них позитивных установок и личностного развития с помощью овладения ими профессией на сегодняшний день является достаточно актуальной. Особенно это касается той категории учащихся, которая находится в специальных учебно-воспитательных учреждениях, а именно в специальных профессионально-технических училищах (спецПТУ).

В воспитательно-профилактической деятельности важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии. Расширение в специальных учреждениях закрытого типа возможностей для занятий разнообразным производительным трудом, ранняя профессиональная ориентация особенно благоприятно сказываются на воспитании педагогически запущенных, трудновоспитуемых учащихся.

Так, изучению профессионального становления личности и деятельности посвящены исследования К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова, А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, Н. С. Чистяковой и других. В зарубежных исследованиях данное направление представлено в трудах Э. Роу, Ш. Бюлер, Э. Гизенберга, Д. Сьюпера, Ф. Парсонса, Дж. Холланда и других. Однако недостаточно исследованными оказались: влияние профессионального образования на личность воспитанника специального ПТУ закрытого типа, роль профподготовки в перевоспитании личности, осознания подростком собственного потенциала и возможностей в самоорганизации дальнейшего жизненного пути.

Профессионально-техническое обучение занимает особое место в системе исправления и перевоспитания осужденных и несовершеннолетних, совершивших общественно-опасное деяние, но не достигших возраста уголовной ответственности. Обучаясь, человек усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры.

Экспериментальная работа проводилась нами на базе двух спецПТУ закрытого типа: УО “Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 2 деревообработки» для мальчиков и УО «Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности” для девочек. Эмпирической базой исследования послужили данные о 55 испытуемых мужского пола и 55 испытуемых женского пола в возрасте от 12 до 18 лет, обучающихся по специальностям воспитанники – столярные, паркетные и стекольные работы, воспитанницы – технология производства швейных изделий.

В исследовании использовалась разработанная автором анкета «Изучение психологической и правовой просвещенности воспитанников спецПТУ» с целью изучения уровня знаний воспитанников о правах и ответственности перед законом, жизненных ценностей, отношения к педагогическому составу и воспитанникам спецПТУ. Анкета позволяет выявить нравственный и правовой аспекты, уровень психологической просвещенности, отношение воспитанников к педагогическому составу училища и профессиональной подготовке, жизненные ценности, удовлетворенность отношениями с другими воспитанниками в училище.

Как показывают полученные данные, потребность в образовании для большинства воспитанников не является определяющей (9 %): 7,2 % лиц мужского пола и 9 % женского пола отметили, как один из главных жизненных приоритетов. Это обусловливается, на наш взгляд, низким образовательным уровнем подростков. Многие из них отрицательно относятся к обучению, до училища были неоднократные пропуски занятий в школе. Желание построить карьеру отметил всего 1 воспитанник. У данных подростков не сформированы четко жизненно значимые перспективы на будущую жизнь. Материальные ценности важны для 1,8 % респондентов. Данные представлены на рисунке 1.

 

 
 
С. – счастье в семье, М.о. – материальная обеспеченность, З. – здоровье, Л. – любовь, К. – карьера, Н. – нравственность, О. – образование

 


Рисунок 1 – Предпочтительность выбора ценностей воспитанниками спецПТУ

Наиболее важными мотивами трудовой деятельности у воспитанников двух специальных училищ закрытого типа является: проявить себя в труде (38,1 %) и возможность доказать свое иcправление (31,8 %), стремление искупить свою вину (22,7 %), что обусловливается осознанием части подростков своей вины и раскаянии в совершенном противоправном деянии. С помощью трудовой деятельности 7,2 % респондентов хотят просто избежать наказания. Эти данные говорят о том, что мотивация трудовой деятельности воспитанников разнородна. Только у части респондентов (54,5 %) наблюдаются элементы нравственной ответственности. У остальной части (45,5 %) подростков наблюдается низкий уровень нравственной ответственности.

П. – проявление себя в труде, И. – избежание наказания, Д. – доказательство своего исправления, В. – искупление своей вины

 

 


Рисунок 2 – Мотивы трудовой деятельности воспитанников спецПТУ

 

Исследование структуры профессиональных установок воспитанников спецПТУ осуществлялось нами с помощью методики «Опросник профессиональных установок подростка», разработанной И. М. Кондаковым. Изучение основных показателей по шкалам данной методики и статистическая обработка полученных результатов позволили выявить характер выраженности профессиональных установок для воспитанников спецПТУ, получающих профессию.

Так, 60 учащихся (54,5 %) согласились с высказыванием «Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать получаемой профессии», 52 респондента (47,2 %) спецПТУ полагают, что получаемая в училище профессия обязательно позволит проявиться их индивидуальности. Потребность в приобретении независимости констатирована у 53,6 % испытуемых («Для меня очень желательно как можно скорее приобрести независимость»). Важно отметить, что у 40 % испытуемых отсутствуют устойчивые взгляды на их профессиональное будущее, четкая профессиональная позиция, что обусловливается несформированностью образа «Я-профессионал». Только 27,2 % подростков считают, что получаемая здесь профессия будет окончательной и навсегда. Это обусловливается ориентацией на более престижные и высокооплачиваемые профессии. Результаты исследования свидетельствуют, что для большинства учащихся спецПТУ важно добиться личных достижений в получаемой профессии. Так, 51,8 % респондентов выразили согласие с высказыванием «Главное в моей профессии – добиться личных достижений». Не считают главным в профессии добиться высоких личных показателей, успехов 39 % воспитанников. На наш взгляд, это обусловливается желанием подростков получить, прежде всего, материальные блага от профессиональной деятельности, ценности профессиональной самореализации отсутствуют. Анализ результатов показал, что 52,7 % воспитанников не стремятся прилагать какие-либо усилия для того, чтобы стать первоклассными специалистами. Желание стать хорошим специалистом в профессиональной деятельности, констатировано у 47,3 % опрошенных («Когда я получу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом»). Таким образом, возможно, подростки хотят реализовать потребность в самоутверждении, поскольку у них она реализуется, как правило, в ситуации одобрения, признания и уважения со стороны окружающих людей. У 8,1 % опрошенных наблюдается завышенная самооценка, что говорит о вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упорстве и готовности к преодолению трудностей. Они часто демонстрируют самостоятельность и неохотно прислушиваются к советам воспитателей, своих товарищей. Так, 52,7 % респондентов считают, что у них нет недостатка ума («Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума»), 53,6 % уверены в своих способностях («У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом»). Часть воспитанников (54,5 %) уверена, что в профессиональном становлении им будет сопутствовать счастье и удача. Так, 46,3 % учащихся спецПТУ уверены, что все препятствия на профессиональном пути они преодолеют («Препятствия на моем пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного»). Это, на наш взгляд, указывает на чрезмерное самолюбие, переоценку своих возможностей, неумение объективно оценивать себя, отсутствие жизненного опыта, социальная незрелость. Заниженная самооценка наблюдается у 52 % респондентов. Это обусловливается ограниченностью интересов воспитанников, неумением критически оценить свои возможности. Они характеризуются безынициативностью, неуверенностью, депрессивными тенденциями. Необходимо у данных воспитанников формировать уверенность в себе, самокритичность, настойчивость в достижении поставленных целей, направлять их активность на познание себя, своих способностей, способствовать становлению собственной жизненной позиции.

Зависимость в профессиональном выборе прослеживаются у 11 % воспитанников, что говорит о несамостоятельности, податливости, зависимости от других, социальной незрелости. То есть не могут определить для себя необходимость и важность получаемой профессии в училище. Так, анализ результатов показал, что 48,1 % подростков зависимы от внешнего влияния, советов («В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам»). Неустойчивость профессиональной ориентации констатировано у 48,1 % учащихся спецПТУ («Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать другую профессию»). Это обусловливается несформированностью мотивационно-потребностной сферы личности подростков. У половины воспитанников (50,9 %) наблюдается неготовность вступления во взрослую, самостоятельную жизнь: они не готовы к взрослой самостоятельной жизни («Я совсем не тороплюсь приобрести позицию взрослого»). Большинство респондентов (76,3 %) считают, что не следует торопиться идти работать, если есть возможность учиться дальше. Это еще раз указывает на социальную незрелость учащихся спецПТУ.

Таким образом, как негативный фактор мы рассматриваем то, что у большинства воспитанников спецПТУ профессиональные установки сформированы недостаточно полно. Ведь от характера выраженности профессиональных установок зависит профессиональное развитие, согласованность профессиональных намерений и профессиональных интересов, что является предпосылкой успешной социальной адаптации. Выявлено, что неуверенность, отсутствие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, вызывают у воспитанников чувство эмоционального дискомфорта, подавленности, неоправданной тревоги, чувство страха и как способ выхода из данной ситуации они принимают проблему как данность и пытаются ее решить, не уходят от проблем. Подростки, осознавая реальность в отношении своего профессионального будущего, в меньшей степени дезадаптированы, оптимистично настроены, уравновешены, спокойны, у них отсутствует повышенная тревожность.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости использования более эффективных психолого-педагогических мер в процессе развития самосознания личности подростка, повышения уровня психологической подготовки у педагогов. Решающая роль в повышении уровня сформированности профессиональных установок воспитанников должна принадлежать учителям и мастерам производственного обучения, акцент должен быть сделан на изучении индивидуально-психологических особенностей воспитанников, их профессиональных предпочтений и профессионально-важных качеств, необходимых для конкретной профессии.

Профессиональная подготовка воспитанников специального ПТУ, безусловно, является неотъемлемой частью как перевоспитания, так и одним из важнейших условий успешной ресоциализации данной категории подростков: включение в общественно полезный труд, установление здоровых семейных отношений, укрепление нравственных ценностей как фактора социального поведения. Полученная в училище профессия должна способствовать формированию самостоятельности, инициативности в достижении поставленных общественно полезных целей, нравственной ответственности у подростка, готовности повышать свой профессиональный уровень, мотивировать на позитивную самореализацию, закрепление социально значимых установок, мотивов и способов поведения и общения. Все это может стать возможным при расширении списка специальностей, по которому воспитанник сможет выбрать и осваивать ту профессию, которая ему нравится и которая даст возможность после выхода из специального учреждения успешно адаптироваться к условиям социума, повысит степень их готовности заниматься общественно полезным трудом. Вышеперечисленные факторы позволят снизить риск рецидива преступлений среди подростков, приобрести чувство значимости, уверенности в себе и завтрашнем дне.

О. В. Агейко

(Минск, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.