Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



 

Проблема формирования психологических знаний и развития психологической культуры, взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными авторами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В. П. Зинченко, И. А. Зимней, К. Роджерсом, А. Маслоу и др.

В современном обществе образованный человек должен иметь не только определенный набор знаний, умений, научно-естественное мировоззрение, но и определенный уровень психологической культуры. Поэтому данная проблема становится очень актуальной.

Большим потенциалом, с точки зрения формирования психологической культуры, обладает образовательный процесс в высшей школе, где и проходит становление молодых людей как в личностном, так и профессиональном плане. Психологическая культура оказывает большое влияние на формирование личности, поскольку она является частью общей культуры. Психологическая культура затрагивает не только общество в целом, но и каждого отдельного человека, так как почти каждый из нас стремится к самореализации, самоактуализации, самосовершенствованию, саморазвитию.

Психологическая культура – это, прежде всего, совокупность тех достижений, которые человечество имеет в области познания собственной психики, в области самопознания, саморегуляции, межличностных взаимодействий; также это забота о своем психологическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. Психологическая культура личности – это реально существующий феномен, охватывающий все сферы деятельности психики и деятельности.

Основными компонентами психологической культуры являются:

1) психологическая грамотность. Она означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере обучения, поведения и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психического познания;

2) психологическая компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий понимать эффективное решение в соответствующей области деятельности;

3) ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д.;

4) рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений;

5) культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом.

Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга.

Психологическая культура дает молодому поколению мощное оружие для решения проблем общения, достижения успеха в семейной жизни, удовлетворения работой и т. д.

Психологическая культура является одним из самых важных элементов психологического здоровья отдельного человека и нации в целом. Психологическое здоровье – это система, включающая ценности собственного «Я» и ценности других людей. Ему соответствует положительное отношение человека к себе и другим. Психологически здоровый человек должен владеть рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и взаимоотношениях с другими.

Основными факторами становления психологической культуры личности являются институт семьи и институт образования.

Многие авторы признают главную роль семьи в процессе становления и развития психологической культуры, поскольку жизнь человека почти полностью проходит в кругу близких ему людей. Важные функции семьи: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения и т. д. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в семье человек находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности. Какие психологические, морально-нравственные, культурные и другие задатки будут заложены в детстве, такими они будут развиваться, совершенствоваться, определяя в будущем поведение взрослого человека.

На процесс становления и развития психологической культуры влияет и институт образования. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Система образования структурирована по определенным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Образование придает знанию в целом технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Именно система образования обеспечивает реальное воплощение в жизнь всех культурных инноваций, включая и психологические. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель – не просто передача знаний и развитие личности, а культурное сопровождение развития общества. Институт образования играет огромную роль в процессе становления и развития психологической культуры личности.

Формирование психологической культуры студентов особенно активно идет в процессе изучения наук психолого-педагогического цикла. При этом важно не просто наполнить разум студентов разрозненными психологическими знаниями, а надо пролить свет на основные психологические проблемы, над которыми размышляют современные ученые, причем стоит акцентировать те проблемы, которые будут полезны для них и после окончания учебы. Анализируя психологические проблемы, важно быть по возможности современным. Ничто так не снижает интерес студентов к науке, как осознание того, что они изучают несовременный, устаревший материал. Поэтому подачу классических психологических понятий, теорий стоит обязательно сопровождать обсуждением самых значимых психологических открытий последних лет.

С помощью рассмотрения отдельных жизненных случаев и использования гипотетических ситуаций надо стараться связывать данные фундаментальной психологической науки с их практическим применением. Например, многие сложные социальные проблемы современности, связанные с расизмом и сексом, здоровьем и счастьем, или насилием и войной, можно объяснить с позиции психологической науки.

Изучая психологию, студенты научатся уважать общечеловеческие ценности и признавать уникальность каждого человека. Они познакомятся с примерами всечеловеческого единства – характерной для всех нас биологической наследственностью многих одинаковых механизмов познания, любви, ненависти. Они лучше поймут и то, чем мы отличаемся друг от друга (индивидуальные особенности развития и способности, темперамент и личность), осознают наши культурные отличия, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми в манерах самовыражения, в методах воспитания, а также в жизненных ценностях.

Как известно, у каждого из нас есть определенный запас житейских психолого-педагогических знаний. Об этом можно судить по тому, что любой человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, учесть в общении его индивидуальные особенности и т.д. Однако научные психолого-педагогические знания имеют целый ряд преимуществ перед житейской психологией и педагогикой. Это совершенно иной уровень знаний о себе как личности, обладающий уникальными практическими следствиями. Познавая себя, первокурсник учится управлять своими психическими процессами, во многом изменять свое отношение к жизни. По сути дела, изучение курса «Основы психологии и педагогики» помогает конструировать, созидать личность будущего специалиста. Мысль студента совершает поворот на себя, и его научное сознание становится научным самосознанием.

С особым интересом и пользой изучаются студентами такие темы, как «Психологическая структура личности» (прежде всего темперамент, воля, память, характер), «Проблемы общения», «Процессы формирования, обучения и воспитания личности» и т. д.

Итак, изучение психологической структуры личности подчеркивает студентам многоплановость различий людей между собой: имеются различия темперамента и характера, способностей и умений, опыта и знаний, убеждений и интересов; выделяются индивидуальные особенности психологических процессов, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятий, ощущений, мышления и т. д.

Именно поэтому часто бывает непросто понять другого человека, непросто избежать противоречий или даже конфликтов с другими людьми. Чтобы разобраться студенту в конкретных причинах межличностных столкновений, приходится касаться таких сложных психических понятий, как потребности, мотивы, интересы, желания. Всегда за любыми поступками человека кроются определенные цели, желания, а за конфликтами – столкновение несовместимых желаний партнеров общения. Причем, молодым людям важно уяснить, что если препятствия к удовлетворению желаний, интересов человека – это истоки, первопричины конфликтов, то плохое настроение, «тяжелый характер», незнание психологии человека, дефекты техники общения – их провоцирующие факторы. В связи с этим очень важным является приобретение будущими специалистами практических навыков и умений техники общения. Да и в общем плане, все люди должны научиться понимать друг друга, знать, что такое единодушие, единогласие, единоверие, несовместимость и другие важные аспекты проблемы общения.

С учетом изложенного выше становится актуальной задача приобретения будущим специалистом любого профиля психолого-педагогических знаний, которые закладываются в вузе при изучении курса «Основы психологии и педагогики».

 

 

С. Л. Ящук

(Брест, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.