Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ



В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Одной из центральных характеристик подросткового возраста является становление Я-концепции. Совокупность представлений о себе представляет собой не просто сумму разных Я (Я-социальное, Я-реальное, Я-идеальное, Я-глазами других и т. п.), но важным компонентом является способность управлять этими представлениями. Способность управлять не появляется у подростка спонтанно, он постепенно овладевает ею на протяжении всего подросткового периода и в юношестве начинает ей пользоваться. Рассматривая юношеский возраст нельзя не остановиться на особенностях этого периода.

Первая особенность раннего юношеского возраста связана со сферой его общения. Так, если подростки ориентированы на сверстников, на компании, на возможность коллективного времяпрепровождения, то в раннем юношеском возрасте наступает по меткому выражению писателя «пустыня отрочества». В начале раннего юношеского возраста молодой человек предпочитает общество самого себя или, в крайнем случае, общение с одним и тем же очень близким человеком. Этот близкий человек появляется как соратник «клуба по интересам», с которыми юноша определяется в этом возрасте. Затем происходит смещение акцента: с интереса к делу на «открытие» самого человека, его особенностей. Начинает разворачиваться общение по поводу деятельности, переходящее в личностное общение – интересно услышать мнение этого близкого человека по многим другим, не имеющим прямого отношения к общей деятельности вопросам. Юноше (девушке) становится необходим близкий человек, который с одной стороны, проверен общим делом-интересом, а с другой уже стал интересен не только как соратник по делу, но сам по себе. Оценка этого близкого становится более дифференцированной – ее составляющими становятся качества, имеющие отношение к «общему интересу», и качества, которые напрямую с деятельностью не связаны; человек-личность и человек-профессионал две стороны, требующие разного подхода при взаимодействии.

По мере развития к позднему (старшему) юношескому возрасту субъект преодолевает эту «пустыню» общения, но к этому времени его коллективная деятельность и общение претерпевают качественные изменения. Если в подростковом периоде развития ребенок подражал самым разным привычкам и особенностям сверстников, не оценивая их ни с точки зрения нравственности, ни с точки зрения своей личностной специфики, то к концу раннего юношеского возраста (к позднему юношескому периоду развития) и в общении, и в совместной деятельности субъект оказывается способным и к тому, чтобы сознательно выбирать те качества, которые ему необходимы для целенаправленного самоконструирования, и в то же время, быть не «как все», а в разных ситуациях презентировать свою индивидуальность.

Вторая особенность раннего юношеского возраста связана с отношением индивида к окружающему миру. Так, если подростки, преимущественно, направлены на предметное содержание, то молодые люди раннего юношеского возраста гораздо больше ориентированы на других людей. При этом с одной стороны, их интересует их целостный образ (хороший или плохой) вне связи с характером и качеством выполняемой этим другим деятельности. Другими словами, молодые люди в раннем юношеском возрасте интересуются поступками и поведением другого человека, а не предметным содержанием выполняемой им деятельности.

По мере развития в раннем юношеском возрасте молодой человек приобретает способность воспринимать другого человека целостно. Именно это становится основой для возникновения идеалов и последующего произвольного самостроительства в соответствии с этими идеалами (в старшем юношеском возрасте).

Третья особенность развития в раннем юношеском возрасте касается самосознания или образа «Я». В начале юношеского возраста у молодых людей складывается довольно устойчивый образ себя. Этот образ становится основой для их мировосприятия и оценки других людей. Именно этот образ «Я» и обеспечивает юношам возможность выбирать деятельность не по тому, нравится она или нет его сверстникам, как это делает подросток, а согласно собственной внутренней сущности.

По мере развития к старшему юношескому возрасту субъект начинает понимать возможность самоизменения и его способы.

Анализируя особенности зоны ближайшего развития, Е. Е. Кравцова отмечает, что можно выделить специфику психического и личностного развития в том или ином возрастом периоде. Исходя из этого, можно сделать два важных замечания. Первое касается психологического возраста учащихся, кто по своему паспортному возрасту вошли в этот период, но у них не только нет четкого образа «Я», но и не обнаружилась ориентация на свой внутренний мир, т. е. они не вступили в юношеский период развития. Второе замечание связано с тем, что часть учащихся в своем личностном развитии еще не вошли в юношеский возраст, в то время как по своему психическому развитию они преодолели подростковый кризис. Это выражается, прежде всего, в том, что они в самостоятельной деятельности мало ориентированы на свой образ «Я» и не имеют способов, ни его осмысления, ни его изменения. В то же время при определенных условиях (как показано в нашем исследовании), они оказываются способными и осмыслять свое внутреннее пространство и даже менять его в соответствии с правилами.

Особый интерес представляет анализ полученных результатов с точки зрения критериев волевого поведения – инициативы, осмысленности, надситуативности и проблемности. Анализ развития общения с окружающими в юношеском возрасте позволяет видеть изменение всех характеристик. Так, одиночество в начале юношеского периода развития свидетельствует об отсутствии инициативы и осмысленности. Затем постепенно появляется ситуативное (деловое) общение, которое уже может быть характеризовано инициативой. Однако смысл этой инициативы связан не с внутренним миром человека, а с особенностями той или иной деятельности (ситуации). К концу раннего юношеского возраста у молодого человека появляется надситуативность – он уже ориентирован на личность человека, а не на специфику ситуации (деятельности). Помимо этого он оказывается способен осмыслять и себя и другого и даже презентировать свою индивидуальность во вне.

Аналогичную картину можно увидеть и при анализе второй характеристики развития личности в раннем юношеском возрасте, связанной с отношением молодого человека к другим людям. В раннем юношеском возрасте человек обретает способность относиться к другому человеку целостно, то есть надситуативно. При этом молодой человек способен выделять те или иные отдельные черты и характеристики другого и делать их предметом осмысленной инициативы (брать ориентиром для собственного самоконструирования).

Итак, развитие личности в раннем юношеском возрасте идет от индивидуальных размышлений или тесной дружбы с одним человеком, от выделения и нравственной оценки окружающих людей, от устойчивого образа «Я» к совместной деятельности, где есть возможность и самопрезентации и актуализации и произвольного заимствования необходимых для собственного развития черт, к выделению целостного образа другого человека, к пониманию возможности и способов самоизменения. Как уже отмечалось, третья особенность развития личности в раннем юношеском возрасте связана с образом «Я» молодого человека. Логика развития образа «Я» также свидетельствует о том, что он постепенно приобретает произвольный характер. Так, он меняется от позиции «Вот я какой» к позиции «Мне необходимо измениться и я владею способами самоконструирования». Другими словами, образ «Я» постепенно становится надситуативным (вернее, внеситуативным) и может быть изменен с помощью осмысленной инициативы.

Эти изменения в юношеском возрасте происходят постепенно и нуждаются в создании определенных условий (с позиции Е. Е. Кравцовой являются показателями психического развития).Мы назвали эти условия – определенный вид игровой деятельности, а именно «игра в себя», иными словами подросток должен уметь управлять собственными представлениями о себе, уметь по - разному презентировать себя и свой образ.

В раннем юношеском возрасте, в первую очередь, меняется направленность игровой деятельности. Если вспомнить объяснения героя с девушкой из фильма «Доживем до понедельника», то легко увидеть, что теперь игра направлена на самого себя. Юноша говорит, что человеку надо влюбиться, а поскольку девушка, с которой он объясняется самая привлекательная в классе, то он влюбился в нее. Представляется, что молодой человек, который впоследствии сжигает сочинения про то, что такое счастье, не влюблен в девушку, а играет в любовь. Если попытаться проанализировать содержание этой игры, то видно, что человек манипулирует со своей эмоцией и произвольно находит предмет для ее реализации. При этом, он, как и два брата, игравшие в двух братьев выделяет некоторые правила, сочетает их с сюжетом, которые, по его мнению, и является сутью чувства первой любви.

В результате нашей работы, мы выделили некоторые особенности игровой деятельности раннего юношеского возраста, которые похожи на игру героя из вышеупомянутого фильма. Во-первых, предметом игровой деятельности молодых людей этого возрастного периода являются их эмоциональные состояния, переживания.Во-вторых, воображаемая ситуация, лежащая в основе игровой деятельности в раннем юношеском возрасте, связана с ее опредмечиванием, или помещением в особые нереальные ситуации.В-третьих, игра юношей и девушек внешне очень похожа на реальную жизнь, но ее анализ позволяет сделать вывод о том, что эта особый вид игры с правилами, сочетающимися «на равных» с сюжетом.Наконец, в-четвертых, в игровой деятельности в самого себя субъект предстает не натуральным, естественным образом, сообразно своему образу «Я», а по другому, как правило, соответствующему идеальному образу.Мы считаем, что такая игра в себя является необходимым условием развития личности в раннем юношеском возрасте. Во-первых, об этом свидетельствуют характер и особенности полученных в ходе констатирующего эксперимента данных. Во-вторых, в современной психологии есть данные о том, что именно игровая деятельность обеспечивает развитие воли и произвольности в онтогенезе (Д. Б. Эльконин, Л. А. Кожарина, Г. Г. Кравцов, З. М. Истомина и др.). При этом в игре ребенок добровольно и осознанно подчиняется определенным законам, нормам, правилам. Игра в самого себя предполагает, что молодые люди не просто будут менять свое поведение и деятельность по определенной логике, но смогут управлять своей волей, так как предметом такой игры становится внутренний образ самого себя.

Специфика развития представлений о себе и способность ими пользоваться (играть в них) определяется уровнем развития игровой деятельности, с одной стороны (это тот уровень игровой деятельности, который сложился на протяжении дошкольного детства является максимально часто эксплуатируемым по всем другим жизненным статьям – играю в компьютерную игру с того уровня игровой деятельности, который у меня есть), и зрелостью Я-образа с другой стороны. Эти особенности могут выступать критерием прохождения кризиса подросткового возраста с одной стороны, и условием развития дальнейших отношений в разных сферах с другой стороны.

Одной из таких сфер выступают семейные отношения, которые пытается выстроить человек, вступая на следующий возрастной этап. Выстраивая свои семейные отношения, вчерашний подросток опирается на представления о себе. Именно специфика представлений о себе определяет особенности восприятия другого человека. У подростка, с одной стороны, – это отношения с его родителями (чем более зрелый образ себя, тем более дифференцированы представления о родителях, и на разных (дифференцированных) основаниях есть возможность выстраивать свои отношения с ними и разными способами решать конфликтные ситуации, которые возникают), с другой стороны, представления о себе и возможность ими управлять определяют особенности восприятия другого человека, и выступают условием построения с ним взаимодействия. Специфика «игры в себя» определяет видение супруга\супруги, выступает условием построения благополучной \неблагополучной семейной ситуации отношений.

Есть некоторые основания полагать, что сами особенности построения взаимодействия являются производными от личностных характеристик человека. (О. Г. Кулиш, Н. А. Круглова)

Полученные данные, в первую очередь, касаются детского онтогенеза. Вместе с тем, представляется, что они могут помочь при определении психологического основания построения благополучных семейных отношений. Основания этого предположения: а) складывающийся (формирующийся) к концу детского онтогенеза образ идеальной семьи является средством восприятия реальных семейных отношений; б) данные разных опросов, а также результаты психологических исследований свидетельствуют, что часто конфликтующие супруги по-разному воспринимают одни и те же события, что нередко приводят к разводам и ссорам; в) неправильное (неадекватное) взаимодействие супругов в семье, являющееся основной причиной ссор и разводов, вызвано личностными особенностями супругов; г) согласно данным возрастной психологии личностные характеристики человека непосредственно связаны с его психологическим возрастом.

Особенности образа Я (внешний, внутренний, внешне-деятельно-внутренний) – это возрастные стадии его развития. Кроме представлений о самом себе есть еще система самопрезентации другим. Эта система определяется с одной стороны самим образом, а с другой – «игрой с этим образом». Совокупность представлений о себе и способность их демонстрировать другим определяют специфические черты развития системы ценностей. Система ценностных ориентаций характеризуется следующими свойствами – устойчивость, сложноорганизованность, соотношение реально действующих и декларируемых, качественное наполнение (сами ценности). Эта система определяет не только поступки, но и поведение при взаимодействии с другими людьми (конформность, подверженность чужому мнению, способность оказаться под влиянием коммуникативного воздействия). Отдельные характеристики системы ценностей определяются свойствами я - представлений.

Таким образом, специфика Я-концепции и способность к адекватной самопрезентации своего образа другим людям выступает одним из условий становления системы ценностей. Второе наше замечание касается того, что особенности представлений о себе и умение ими управлять (играть) определяют восприятие партнера по взаимодействию. Это замечание означает, что владение «игрой в себя» выступает одним из механизмов построения супружеских отношений.

 

 

А. Ф. Ходько

(Гомель, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.