Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО



 

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию, особый обряд посвящения во взрослость, члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений. Являясь самым первым и наиболее древним институтом социализации, первые детские объединения предшествовали моногамной семье и обладали особым статусом в социально-иерархической системе. [1, с. 15]

В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая при этом значительной автономией. Дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, моральные регуляторы поведения, относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, тексты, представляющие собой «осколки» различных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые детьми из поколения в поколение и составляющие содержание детской субкультуры.

До 19 века детская субкультура не изучалась вообще. Впервые о детстве, как носителе собственной культуры было указано в трудах американского этнографа М. Мид. Детство, как особое «племя» в 1930 годы 20 века описывал русский исследователь Г. С. Виноградов. Английские фольклористы Айона и Питер Опи в 50-е годы 20 столетия произвели настоящий фурор издав свой труд «Фольклор и язык школьников». В этот период мировая наука переживала «культ детства». В нашей стране издаются труды Л. С. Выготского, с конца 80-х годов проводятся Виноградовские чтения, посвященные проблемам субкультуры детства. [2, с. 7]

В настоящее время детская субкультура изучается целым рядом наук: этнография, филология, психология, и др., которые открывают в ней новые, неизученные стороны. В современных исследованиях детская субкультура определяется широком значении, как всё, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Психологи считают, что детская субкультура обладает значительным психологическим воздействием на формирующуюся личность и выполняет следующие функции: психотерапевтическую, культуроохранительную, прогностическую [2, с. 118]. Смысл функций состоит в предоставлении ребенку особого психологического пространства, благодаря которому приобретается «социальная компетентность в группе сверстников». Детская субкультура представляет собой среду для успешной самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, тренировкой своих умений и компетентного построения собственной картины мира, выработки навыков коммуникативного взаимодействия.

В содержании детской субкультуры выделяются:

- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и др.);

- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

- детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

- детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

- детская магия и мифотворчество (колдовство против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории – небылицы);

- детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти);

- детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

- эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

- наделение прозвищами сверстников и взрослых;

- религиозные представления (детские молитвы, обряды) [1, с. 93–94].

Г. С. Виноградов определил следующие составляющие детской субкультуры:

- искусство (детская эстетика, вкус, детские постройки, скульптурные изображения, детская живопись, музыкальное творчество, детская песня, детские танцы);

- фольклор (песенки, тексты рождественского славления, качельные песни, песни связанные с играми, песни распеваемые в связи с теми или иными случаями, песни – заговоры, сатирические стихи, дразнилки, издевки, поддевки, считалки, жеребьевки, скороговорки, прибаутки, потешки, колыбельные песни, песенки-стихотворения, детские припевы, просто песни, песенки-обращения, заклинания, волшебные слова, изречения, заклинания, стишки-перевертыши, загадки и задачи, отгадки и решения, прибаутки и остроты, приметы и поверия, сказки, наговоры, произведения книжной литературы, песни-забавы, песни-игры, лирика);

- общественная жизнь и правовой быт (артели, преступные организации, договорно-обязательное право, способы взыскания долгов, помощь в работе, договора товарищества, детские суды, карательное право);

- детские игры (формальные игры, игры-импровизации, подражательные игры, игры на тему жизни).

Анализируя элементы, составляющие детскую субкультуру, можно отметить значительное преимущество именно фольклорных текстов. Это обусловлено и тем, что приобщение к детской субкультуре начинается в младенчестве через обращенные к ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, пальчиковые игры, сказки и др. Впоследствии эти устные творения станут достоянием детской субкультуры. В дошкольном возрасте ребенок расширяет свой круг общения, что благоприятно сказывается на развитии детской субкультуры. Стоит вспомнить, что дошкольный возраст характеризуется Л. С. Выготским как период сензитивного развития речи. В этом возрасте ребенок особо чувствителен к смысловой стороне слова. Дошкольный возраст представляет для исследователей особый интерес, т. к. в этот период ребенок не только присваивает субкультурные элементы, но и сам их производит. Данное утверждение ярко проявляется в детском словотворчестве, перевертышах и других составляющих устные произведения детского фольклора.

Детский фольклор представляет собой всю совокупность словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых. М. В. Осорина называет детский фольклор языком детской субкультуры.

А. Ф. Белоусов разделяет детский фольклор на две группы: игровой фольклор и внеигровой фольклор.

К игровому фольклору относят тексты, используемые в связи с игрой. Отражение содержания игровой деятельности наиболее ярко выражают припевки и приговорки, представляющие собой устойчивые словесные тексты, используемые в различных играх с целью развития игрового действия. Общим свойством припевок и приговорок является образная, символическая мотивировка игры, придающая самым элементарным действиям особый смысл, выводящий их за пределы обыденной жизни.

Форма игровой деятельности, её обрядности отражена в фольклоре игровой обрядности, игрового этикета, который осуществляет организацию и регулирование игры. Принятие в группу, присвоение себе найденной вещи, примирение после ссоры – все эти действия имеют словесное сопровождение в виде обрядовых песен, представляющих собой короткие стихотворные тексты и присловья. Бытовые приговоры, имеющие этикетный и кое в чем магический характер. Мирилки, служащие для примирения враждующих. Сатирическая лирика, являющаяся средством целенаправленного манипулирования участниками общения. Игровые прелюдии представленные молчанками и голосянками, излагающими условия ведения игры; жеребъевками при помощи которых группу разделяют на две части; считалками, помогающими распределить роли и устранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, обогащать репертуар традиционных текстов.

Приговоры игрового этикета фиксируют определённые требования к тому, как должна проходить игра. Послеигровые приговоры, употребляются в связи с наказанием и унижением проигравшего.

Внеигровой фольклор, входя в репертуар дошкольника вместе с игровым фольклором, включает в себя разнообразный круг словесных текстов и связан не только с физическим, эмоциональным, интеллектуальным развитием ребенка, но и с усложнением его отношений с действительностью, общением с другими детьми.

Рифмованные прозвища являются обозначением и комической оценкой особенностей внешности, бытовых привычек, характера, поведения, профессии или места жительства человека. Детские прозвища часто имеют рифмованную форму и служат для наименования конкретных лиц или групп людей. В. В. Абраменкова рассматривает данное явление с точки зрения автономизации детской группы. Прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ, в отличие от собственного имени ребенка оно всегда эмоционально насыщено, и несет в себе момент оценки (позитивной, негативной, амбивалентной).

Дразнилка является выражением желания установить контакт или потребность внести драматический элемент в обыденную жизнь, не только способом уничижения врага, но и демонстрацией словесного искусства. Дразнилка осуществляет целенаправленное влияние на участников общения, осмеивает отклонение от норм и правил поведения в группе, утверждая неписанный моральный кодекс детской жизни. Некоторые исследователи видят наиболее характерное свойство дразнилок в звуковых вариациях первого слова, в повторах, свидетельствующих о том возбуждении, в котором находились произносившие.

Поддевки представляют собой искусственный диалог, где следует ожидать возможности быть пойманным (поддетым) на слове, или диалог естественный, в котором человек ловится на слове совершенно неожиданно для себя. Они используются для осмеяния соперника, обращают внимание детей на особенности речевого общения, учат контролировать своё участие в диалоге, свою речь, привлекают внимание собственно к тексту. Современные дети вместо поддевок используют «заманки» подразумевая игровую ситуацию, при которой собеседника можно «заманить» в словесную ловушку и посмеяться над ним.

К заманкам относят каверзные вопросы, загадки, анекдоты, пародии, всевозможные розыгрыши, детская неприличная поэзия, садистские стишки в которых комическое, весёлое приобретало психологический смысл нарушения запретов взрослых. Данные текстовые жанры основываются на принципе преодоления автоматизма (речевого, мыслительного, поведенческого) и способствуют сложному процессу саморазвития личности. Именно с использованием заманок происходит сложный процесс овладения ребенком речью. Устойчивое бытование данных элементов словесного творчества, употребляемых уже в дошкольном возрасте, свидетельствует об их важной роли, играющей в развитии детей.

Взаимодействие с природными явлениями осуществляется посредством магической словесности. Выделяют заклички-обращения к солнцу, дождю, радуге, и приговорки – обращения к животным, насекомым и разным предметам. Их функция – словесное воздействие на природу. В настоящее время данные тексты утратили своё положение в детском фольклоре, но сама детская магия явилась производным материалом для образования детской традиции «вызывания».

По складу своего ума дети имеют естественное предрасположение к наивному язычеству во взаимоотношениях с окружающим предметным миром. Они воспринимают мир как самостоятельного партнера, который может радоваться, обижаться, помогать или мстить человеку. Соответственно, дети склонны к магическим действиям, чтобы расположить место или предмет, с которым они взаимодействуют, в свою пользу. Вызывания способствуют подчинению сверхестественной силы посредством магии слова и действия. Функция «вызываний» заключается в переживании воображаемого осуществления мечты.

Словесное творчество – один из феноменов детства. Творческое усвоение речи свидетельствует об огромности совершаемой мозгом ребёнка работы по координации знаний.

Скороговорки учат правильной артикуляции звуков, различению звуков, дают представление о фонологии родного языка. Аллитерация, метатеза, омонимия, каламбуры обращают внимание не только на язык, но и на код бытового общения, знакомят с определёнными правилами, приёмами построения речи.

Задачи и головоломки раскрывают единство и взаимосвязь явлений в окружающем мире.

Перевертыши представляют собой словесные микроформы, в которых наизнанку выворачивается норма, явление очевидное становится невероятным, проблематизируются общепринятые представления. Что позволяет осмыслить относительность самой нормы, в целях творческого применения к конкретным жизненным ситуациям. Стремление ребенка создавать перевертыши проявляется на каждом шагу. К. И. Чуковский относит перевертыши к играм: мыслительным играм, играм ума, потому что ребенок играет не только камешками, куклами, но и мыслями. Чуть он овладеет какой-нибудь мыслью, не прочь сделать её своей игрушкой. Воспитательная ценность подобных фольклорных элементов проявляется в усилении в ребенке ощущения реальности.

Устное существование детской субкультуры способствуют полноценному развитию личности ребенка и передаче традиции из поколения в поколение.

Взаимосвязь фольклора с игровым компонентом позволяет легко и непринужденно осваивать пространство детской субкультуры, развивать коммуникативные способности, повышать уровень речевой активности и как следствие развивать психологическую лексику.

Изменения, происходящие с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, открывают путь детской субкультуре в сферу воспитания, поведения, социального взаимодействия, способствуют развитию высших психических функций. Сильное желание дошкольника осуществлять игровое действие заставляет терпеть некоторые неприятные моменты, возникающие в общении, и является активным стимулятором тренировки мыслительных, речевых процессов влияющих на усвоение психологической лексики в дошкольном возрасте.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные факты и методологию Л. С. Выготского, мы можем говорить об эффективности изучения психологической лексики в детской субкультуре именно в дошкольном возрасте, когда ребенок находится на начальной стадии овладения смысловой стороной речи.

 

Литература

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова // Московский психолого-социальный институт. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2000. – 416 с.

2. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб : Речь, 2004. – 276 с.

 

 

И. В. Сысоева

(Москва, Россия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.