Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Художественных произведений



Не одно тысячелетие люди спорят о том, как прожить счастливо, как быть счастливым, и спору этому нет конца.

В истории философии существует множество толкований счастья. Ш. Фурье писал, что в Древнем Риме, по «официальным источникам», существовало 278 представлений о счастье. В древнегреческой этике возникло учение о стремлении человека к счастью – эвдемонизм. Демокрит понимал счастье как особое состояние души, заключающееся в гармонии, безмятежности, уравновешенности. Для Эпикура счастье – в наслаждении как особом состоянии души.

В христианском вероучении понятие счастья обретает сугубо духовный смысл, связанный с Божественным откровением и не имеющий отношения к радостям земного бытия.

Французские материалисты объявили счастье человека конечной целью всякого общества и всякой полезной деятельности людей, а стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы.

В современной западноевропейской этике выделяется «фелицитология» – учение о счастье О. Нейрата.

И если бы мы вышли сейчас на улицу и стали спрашивать у прохожих: «Чего бы вы хотели больше всего в жизни?», то получили бы множество самых разнообразных ответов. Но суть всех ответов была бы одна: «Хочу быть счастливым!» Это общее желание всех людей – и мужчин, и женщин, и образованных, и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который сказал бы про себя: «Я не хочу быть счастливым. Я вот такой человек, что хочу жить плохо».

Люди упорно продолжают искать всеобщие «рецепты» счастья. А где его искать? Кто-то ищет на верхних ступенях общественной лестницы (для таких счастье обусловливается высокой и хорошо оплачиваемой должностью). Другой ищет счастье в любимой работе. Третий – в интересных книгах. Развратник – в красивых женщинах, пьяница – в вине, наркоман – в героине… Кто в чем. Отчего же не находим? Может ли вообще хоть что-то гарантировать счастье?

Вопрос не праздный. Вопрос, может быть, самый существенный в жизни человеческой, учитывая, что каждый человек хочет быть счастливым. И, может быть, только этого-то искренне, от всей души, и хочет.

Поэтому важно разобраться в том, что в человеческом счастье зависит от объективных условий, а что – от самого человека.

Необходимым условием счастья и исходной предпосылкой человеческого существования вообще является удовлетворение основных потребностей. Поэтому стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту – нормачеловеческого существования.

А может ли богатство принести счастье? Разве мы не радуемся, получив крупную сумму денег? Ведь есть много такого, приобретение чего делает жизнь более приятной. Кроме того, деньги могут защитить в пору непредвиденных трудностей, таких, как болезнь или безработица. Да и вообще, как гласит античная мудрость, auro quaeque janua panditur (любая дверь открывается золотом). Или, по словам римского писателя Апулея (ок.124–180), solent adamants etiam perfringi fores auro (золото и стальные ворота ломает).

Да, деньги значительно расширяют свободу наших действий. Да, свобода – одна из важнейших потребностей человека. Но ведь интерес жизни человеческой не в свободе как таковой, а в самозабвенном служении свободно выбранной цели.

А есть ли связь между деньгами и счастьем? Найти ответ на этот вопрос нелегко, так как счастье, в отличие от денег, нельзя ни измерить, ни посчитать. Его невозможно положить на весы и взвесить.

Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения – одна из тем, нашедших свое отражение в литературе от Библии до наших дней.

Древнеизраильский царь Соломон – один из тех, кто писал о богатстве и счастье. Он был одним из самых богатых людей. О том, как велико было его богатство, можно прочитать в 10-й главе третьей книги Царств. Вот стих 14: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было 666 талантов золотых» Это равнозначно 25 тоннам золота!

Но Соломон был не только богат – Бог благословил его и мудростью. «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все…на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его»[3 Царств 10:23,2].

Посмотрим, что сказал Соломон о том, как связаны между собой богатство и счастье, и как ведут себя герои романов Мамина-Сибиряка и Кузьмы Чорного.

Борьба за приваловские миллионы – основной композиционный узел, связывающий главных действующих лиц одноименного романа Д. Н. Мамина-Сибиряка. А в романе Кузьмы Чорного «Третье поколение» даны реалистические картины жизни в обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации, вскрыты лживость и жестокость взаимоотношений в мире собственников, уродовавшие человека, прививавшем ему отвратительные пороки и мораль.

Хотя Соломон был сказочно богат, он знал, что одного богатства мало. Он понимал, что обогащение не открывает путь к счастью. Соломон говорил: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того» [Екклесиаст 5:9].

А для дельцов-хищников, изображенных Маминым-Сибиряком, и для некоторых героев Чорного стремление к наживе, деньгам – жизненный стимул. «Наживать для того, чтобы еще наживать, сделалось той скорлупой, которая с каждым годом все толще и толще нарастала на нем и медленно хоронила под своей оболочкой живого человека», – говорит Мамин-Сибиряк про Ляховского [5, с. 168–169]. «То, что есть у тебя, никогда людям не показывай, - отберут! Держи при себе и думки свои и все, что имеешь, а то разинут пасти, да и проглотят с тобою вместе…Каждый старается себе урвать…Человек серьезный, разумный скуп и на слова, и на все другое. Он свое при себе держит» [6, с. 63], – учит Скуратович в «Третьем поколении». Герой этого же романа Михал Творицкий живет по принципу: «Припасешь – будешь иметь, а не припасешь – ничего у тебя не будет» [6, с. 133].

Такие люди не знают, что такое честь, совесть, долг, любовь. Единственный кумир для них – деньги, богатство. Им они поклоняются и служат беззаветно. О таких еще римский историк Саллюстий Гай Крисп (86–35 до н. э.) говорил: «Avaritia copia non minuitur» (Скупая душа не насытится никакими богатствами).

И Сенека утверждал: «Mortalibus mos est ex magnis majora cupiendi» (Людям свойственно, имея много, желать большего).

Нужно отметить, что в тексте романа Мамина-Сибиряка нами зафиксировано 21 употребление слова миллионер и 42 – миллионы (последнее в основном в сочетании с прилагательным приваловские).

А у Кузьмы Чорного встретилось 125 употреблений слова деньги, 9 – золото, 3 раза – сочетание золотые монеты и 1 раз – миллионер.

Кроме того, из 64 пословиц, встретившихся в романе «Приваловские миллионы», 4 содержат слово «деньги»: В копнах не сено, в долгах не деньги. Кто не умеет сберечь гроша, тот не сбережет миллиона. Деньги – как вода: пришли и ушли. Чужая денежка в прок нейдет.

Наблюдая за группой капиталистических дельцов, собравшихся на Ирбитскую ярмарку, Привалов видит, что «Здесь переплелись в один крепкий узел кровные интересы миллионов тружеников, а эта вечно голодная стая хищников справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша» [5, с. 376].

Тревога за свою собственность не дает богатому спокойно спать ночью. Согласно Соломону, «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» [Екклесиаст 5:11]. Или, по словам римского поэта-мимографа 1 века до нашей эры Публия Сира, avarus ipse miseriae causa est suae (скупой сам причина своего несчастья). Ему вторит и Гораций: «Crescentem sequitur cura pecuniam» (С ростом богатства растут и заботы).

Когда страх потерять богатство слишком велик, то человек не только лишается сна. Такое состояние ума может повредить здоровью.

Так какой-то грозный фатум нависает над семьей Ляховских из «Приваловских миллионов», в которой не оказывается здоровых людей: жена «страдала чисто русской болезнью – запоем», сын Давид «на глазах отца был погибшим человеком, кутилой и мотом», из дочери Зоси вырастает своевольная истеричка, аморальное существо.

Нельзя не вспомнить слова апостола Павла: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям» [1 Тимофею 6:9,10].

В погоне за деньгами люди мошенничают, лгут, крадут, продают себя и даже становятся убийцами. «Avaritia omnia vitia habet», - говорили древние мыслители, что означает «Все пороки от скупости». «Quid non mortalia pectore cogis, auri sacra fames (О, на что только ты не толкаешь алчные души людей, проклятая золота жажда)!» – восклицал римский поэт Вергилий.

Примером тому в романе Мамина-Сибиряка служит Половодов, который сначала сознательно толкает свою жену на разврат и грязную связь с Приваловым, потом из-за корыстных соображений передает Привалову Зосю Ляховскую, затем ворует деньги из приваловского наследства, обращаясь в уголовного преступника.

Дух наживы охватывает и таких, как Хиония Алексеевна Заплатина. Обман, сплетни, интриги и подлости, пронизывающие весь быт, – ее среда. «Эта Хиония Алексеевна ни больше ни меньше, как трехэтажный паразит, – характеризует ее адвокат Веревкин. – Есть такой водяной жук… В этом жуке живет паразит, червяк, а в паразите какая-то глиста…Понимаете? Червяк жрет жука, а глиста жрет червяка… Так и наша Хиония Алексеевна жрет нас, а мы жрем всякого, кто попадает под руку» [5, с.8].

Михал Творицкий из романа Кузьмы Чорного, работая пастушком у кулака Скуратовича, воспринял его взгляды и стремления. Мораль Скуратовича пристала к Михалу, духовно опустошила его, отделила от людей и даже толкнула на то, что он поднял руку на жену, едва не осиротил дочь: «Невинное лицо Михала исказила гримаса, он по-собачьи оскалил зубы… Метнул топор…И по-волчьи лязгнул зубами».

«Вот и возникают и вырастают в человеке хитрость, жадность, мошенничество, бессовестность, замкнутость, злобная недоверчивость, себялюбие, черствость… Он будет напихивать свои карманы, захлебываться, загребать себе побольше и топтать все, что мешает ему», – так говорит в суде о Михале Кондрат Назаревский [6, с. 155]. «А сам ты – человек? Ты зверем становишься! Душа у тебя, как у гада», - упрекает Творицкого его жена Зося [6, с. 129].

Стремление все больше обогащаться причиняет человеку физическую и духовную боль. Едва ли это можно назвать путем к счастью.

Соломон выразил также мысли об уравновешенном отношении к богатству: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей. Вот еще что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля» [Екклесиаст 5: 14,17].

Мы видим из этих слов, что счастье не в том, чтобы накапливать все больше и больше: может случиться, что нам так никогда и не придется воспользоваться этим богатством. Намного лучше быть довольными и радоваться делами рук своих. «Contentum suis rebus esse maximae sunt divitiae (Быть довольным положением своих дел – наибольшее богатство)», – учат нас античные мудрецы.

Именно так думает главный герой романа Мамина-Сибиряка. Его зовут Сергей, что означает «высокочтимый». Он является наследником «приваловских миллионов», но ищет новых путей жизни. Сергей Привалов намечает широкую программу деятельности в деревне, где строит мельницу, намереваясь создать образец сельскохозяйственного производства.

Товарищ Привалова Константин Бахарев залог будущего процветания России видит в индустриальном прогрессе и вносит некоторые изменения в работу рудников. А Максим Лоскутов считает, что для разрешения социальных вопросов необходимо создать новую единую религию, в которой примирятся все племена и народы.

С надеждой на светлое будущее живет и возлюбленная Сергея Привалова Надежда Бахарева, способная порвать с буржуазным обществом и самоотверженно трудиться на пользу народа.

Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой – преодолением тех или иных обстоятельств, ведь faber est suae quisque fortunae (каждый человек кузнец своего счастья).

Это хорошо понимают такие герои Кузьмы Чорного, как Антон Нестерович – бывший кузнец, который едет в район «болота осушать, торф рыть, электростанцию строить». Кстати, имя героя, возможно, из греческого антео – «вступать в бой, состязаться». Ирина Назаревская (гр. Ирини – имя богини мирной жизни: ирини – мир, покой) учит детей, полагая, что «выкорчевывать из сознания людей надо эксплуататорское и рабское» [6, с.108]. Зося Творицкая (гр. Зоэ – жизнь) «всему свету помогала».

Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».

«Человек, если захочет, может себя переделать», – уверяет героиня Кузьмы Чорного Зося. И как ни трудно было Михалу Творицкому освободиться от собственнических взглядов и привычек, но жизнь помогла ему стать честным тружеником. « То, вокруг чего много лет подряд были сосредоточены все его мечты, оказалось никому не нужным. Люди не принимают того, что представлялось ему единственным спасением в жизни для него и его близких. Нет жадности, скупости, нет ненависти одного к другому. Люди не вгрызаются друг другу в горло, не бродят по мученическим дорогам босые и голодные…» [6, c. 221].

Вот и Соломон, обладая несметным богатством, счастье связывал именно с мудростью, а не с деньгами. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» [Притчи 3:13–18].

Почему же мудрость ценнее, чем материальные блага? Соломон писал: «Мудрость дает защиту, как дают защиту деньги, но мудрость лучше любых денег, потому что может спасти своему владельцу жизнь» [Екклесиаст 7:12].

Деньги действительно дают некоторую защиту, на них можно купить то, что нам необходимо. Мудрость же оградит человека от того, что представляет опасность для его жизни. А такая мудрость позволяет обрести счастье, которое не купишь ни за какие деньги.

Прав был Сковорода, когда просил не искать счастья за морем и не просить его у человека. Он утверждал, что счастье в сердце и душе каждого из нас. А задолго до него Публий Сир говорил: «Felix est non qui videtur esse aliis, sed qui sibi» (Счастлив не тот, кого другие считают таковым, а тот, кто сам себя им считает).

И права, по-своему, героиня Мамина-Сибиряка Софья Игнатьевна Ляховская, утверждавшая: «Не дурно быть богатым, но только не рабом своего богатства…» [5, с. 167]. Она как бы вторит римскому философу Сенеке, полагавшему, что Pecuniae imperare oportet,non servire (Деньгами надо управлять, а не служить им).

И нельзя с этим не согласиться!

«Люди ошибаются, принимая богатство за счастье. Счастье не удержать золотыми цепями и не приманить бриллиантами. Оно живет в душе человека и не зависит от размеров его кошелька. К сожалению, люди часто не понимают этого. Но никто не может донести до них эту истину, потому что каждый постигает смысл жизни сам», - уверяет наша современница Тамара Крюкова в своем произведении «Волшебница с острова Гроз [3, с. 279].

И в заключение вспомним слова из предисловия к «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова: «Не думайте, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Будет и того, что болезнь указана, а как ее лечить – это уж Бог знает!» [4, с. 4]

Болезнь нам, действительно, известна: наша болезнь, главный источник наших скорбей и бед – наши грехи, ведь человек, стремясь к пороку, греху, пытается реализовать потребность в счастье. И как излечить болезнь, Бог знает. Единственное, чего не могут сделать для нас ни Бог, ни святые – захотеть за нас вылечиться. Это уже зависит от нас.

Литература

1. Библия.

2. Из античной мудрости : Латинские пословицы и поговорки с русскими соответствиями / Авт.-сост. Н. А. Гончарова. – Мн. : Выш. шк., 2004. – 495 с.

3. Крюкова, Т. Волшебница с острова Гроз. М. : Аквилегия – М., 2008.

4. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – Карельское книжное издательство. Петрозаводск, 1969.

5. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Приваловские миллионы. – Йошкар-Ола, 1980.

6. Чорный, К. Третье поколение. Перевод с белорусского. М. Шамбадала. – М., 1975.

 

Э. А. Соколова

(Гомель, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.