Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Актуализация проблемы психологической культуры на современном этапе несомненна. Настоящий период характеризуется преобразованиями, которые охватили практически все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную. Поэтому в условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности, психологическая культура становится неотъемлемой частью культуры общества, без которой не может быть позитивных и эффективных преобразований. Именно психологическая культура является ведущим компонентом успешности личностного самоопределения, самореализации, социальной и психологической адаптации, саморазвития личности.

В настоящее время возросла роль психологической культуры в профессиональной деятельности личности. Существует значительный перечень профессий, успешность которых зависит от сформированности психологической культуры, в первую очередь речь идет о профессиях публичного и коммуникативного типов, так как их основной функцией является деловое общение [1]. Одна из таких профессий – менеджер. Менеджер (от англ. manager – «управление») – специалист по управлению. В какой бы сфере он ни работал – в бизнесе, на производстве, в экономических и общественных организациях, он всегда имеет дело с подчиненными. Способность руководителя проявить психологическую культуру зачастую позволяет эффективно реализовать определенную стратегию в коммуникации, становится основой эффективной реализации профессиональных планов, организации профессиональных действий, что находит определенное отражение в требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам менеджера.

В качестве инструмента, позволяющего отразить психологическую культуру руководителя, с нашей точки зрения выступает самопрезентация. Так, для того чтобы самопрезентация была эффективной, менеджер должен знать свой личностный и профессиональный потенциал, уметь «читать текст» социального взаимодействия, знать его правила и принципы интерпретации, уметь понять, как его оценивают, и выразить свою оценку. Данные факторы являются составляющими феномена психологическая культура.

В связи с этим идея данной работы состоит в теоретическом осмыслении феноменов психологической культуры и самопрезентации, а также в доказательстве вышеуказанной гипотезы эмпирическим путем.

Анализ специальной литературы показал, что не существует единого понимания, определения и общепринятой структуры психологической культуры (Н. И. Исаева, А. А. Бодалев, Е. А. Климов, Л. С. Колмогорова, Н. И. Обозов, О. И. Мотков и др.) В концепции Н. И. Исаевой психологическая культура рассматривается как «способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», и гармонизации внутреннего мира с миром внешним». Психологическая культура как инвариант любого вида профессиональной культуры дифференцируется на аутопсихологическую, предметно-психологическую и социально-психологическую культуру [2].

Е. А. Климов считает, что психологическая культура это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности» [3].

По мнению О. И. Моткова психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков, высокий уровень обычного и делового общения, психическая саморегуляция, творческий подход к делу, умение познавать и реалистически оценивать свою личность [4]. Н. И. Обозов в психологическую культуру включает три компонента: знание и понимание себя и других людей, адекватную самооценку и оценку других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляцию деятельности, регулирование отношений с другими людьми [5]. Психологическую культуру личности в контексте проблемы общения исследует А. А. Бодалев. Основные положения психологической культуры сводятся к трем элементам: «разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который… наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться» [6].

Термин «психическая культура», или «культура психической деятельности», соответствует, по мнению Л. С. Колмогоровой, процессу, описанному Л. С. Выготским в культурно-исторической теории развития высших психических функций. В его теории культура общества выступает как важнейшее условие, средство и фактор развития психики человека [7]. Психические новообразования, культура психической деятельности выступают как результат овладения содержанием, формами и средствами человеческой теории. Л. С. Колмогорова пришла к выводу, что психическая культура является составной частью психологической культуры и включает культуру мышления, культуру эмоций и чувств [8, с. 37]. На основе анализа культурологической и психологической литературы Л. С. Колмагорова определила общую психологическую культуру человека как составную часть общей культуры человека, являющуюся сложноструктурированным образованием, позволяющую ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующую самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающую состояние внутреннего благополучия [8, с. 51].

Итак, каждое из определений психологической культуры раскрывает отдельные существенные характеристики данного явления. В качестве методологической основы в нашем исследовании мы использовали труды Л. С. Колмагоровой и О. И. Моткова.

Одним из первых исследователей особенностей самопрезентационного поведения человека был Е. Goffman (Ирвин Гоффман). В отличие от ряда более поздних исследователей самопрезентации, таких как М. Snyder (М. Снайдер), Е. Jones (Э. Джонс), A. Buss (А.Басс), S. Briggs (С. Бриггс), считающих, что самопрезентация происходит только в специфических условиях и используется только определенным типом людей, И. Гоффман является сторонником расширенного подхода к трактовке проблем самопрезентации и управления впечатлением, рассматривая самопрезентацию как постоянный процесс, изменяющий свой характер в зависимости от целей личности и обстоятельств, как общую особенность социального поведения, одну из фундаментальных структур социальной жизни. Согласно И. Гоффману, самопрезентация – это запечатленное в большом количестве структурных обсуждений отражение мотива каждого участника взаимодействия для того, чтобы производить взаимодействие гладко и без инцидентов [9].

Термин «самопрезентация», как правило, используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим [10]. В зарубежной и отечественной психологии исследователи рассматривали самопрезентацию как средство для достижения субъектом поставленной им цели, акцентировали внимание на мотивах, которые субъектом движут при достижении цели, влияют на него. Некоторые ученые обратили внимание на степень самоконтроля поведения личности в процессе самопрезентации. На основании анализа различных представлений о сути самопрезентации в нашей работе мы придерживаемся следующего понимания рассматриваемого феномена: самопрезентация – это процесс регуляции производимого субъектом впечатления с учетом специфики социальных ситуаций, выражения системы представлений о самом себе и интерпретации поведения партнера по взаимодействию.

Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что инструментом проявления психологической культуры личности может являться самопрезентационное поведение. С целью проверки данной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей психологической культуры и предпочитаемых тактик самопрезентации и изучению их взаимосвязи. В исследовании приняли участие 132 испытуемых в возрасте от 17 до 21 года, из них 88 девушек (67 % от общего количества испытуемых) и 44 юноши (33 %). Все они являлись студентами 1-го и 2-го курсов специальностей «Государственное управление и право» и «Управление информационными ресурсами» Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Для измерения заявленных феноменов нами использовались тест-опросник О. И. Моткова «Психологическая культура личности» и Шкала измерения тактик самопрезентации С.-Ж. Ли и Б. Куигли. В качестве основных видов культурно-психологических стремлений методика «Психологическая культура личности» позволяет измерить следующие: стремление к самопознанию, глубокому самоанализу; стремление к конструктивному общению; к психической саморегуляции; к творчеству; к конструктивному ведению дел; к гармонизирующему саморазвитию. Возможно также оценить психологическую культуру в целом.

Шкала измерения тактик самопрезентации выделяет 12 тактик, которые образуют ассертивную и защитную стратегии. К тактикам защитного типа относятся: оправдание с отрицанием ответственности, оправдание с принятием на себя ответственности, отречение, препятствование самому себе, извинение; к ассертивной самопрезентации относятся тактики: желание/старание понравиться, запугивание, просьба/мольба, приписывание себе достижений, преувеличение своих достижений, негативная оценка других, примероносительство.

Анализируя средние значения тактик самопрезентации, полученных в результате обследования, можно отметить, что респонденты в процессе коммуникации чаще всего используют тактику «Извинение», относящуюся к защитной стратегии самопрезентации и реже всего тактику «Запугивания» ассертивной стратегии самопрезентации. Особенностью структуры психологической культуры данной выборки является доминирование стремлений к психической саморегуляции, к конструктивному общению и конструктивному ведению дел.

Анализируя структуры взаимосвязей между психологической культурой и тактиками самопрезентации, можно отметить, тенденцию положительной корреляции. Корреляционный анализ обнаружил следующие отчетливо выраженные связи. Так, переменная «стремление к психической саморегуляции» положительно коррелирует с переменными «преувеличение собственных достижений» (r=0,314, a=0,01) «извинение» (r=0,228, a=0,05), «желание/старание понравиться» (r=0,294, a=0,01); переменная «стремление к конструктивному ведению дел» имеет положительную взаимосвязь с тактиками «приписывание себе достижений» (r=0,217, a=0,05), «преувеличение собственных достижений» (r=0,345, a=0,01). И, наконец, «стремление к конструктивному общению» коррелирует с тактиками «желание/старание понравиться» (r=0,415, a=0,01), «просьба/мольба» (r=0,207, a=0,05) «оправдание с принятием на себя ответственности» (r=0,178, a=0,05).

 

Рисунок – Взаимосвязи структурных элементов психологической культуры и тактик самопрезентации

 

Данные тактики, по С. Ж. Ли и Б. Куигли, за исключением «извинение» и «оправдание с принятием ответственности», относятся к ассертивной стратегии самопрезентации. Согласно этим авторам ассертивная стратегия самопрезентации предполагает использование активного поведения. Таким образом, чем больше стремление будущего руководителя регулировать собственное состояние, конструктивно общаться и вести дела, тем чаще в поведении он использует активные ассертивные тактики самопрезентационного поведения, тем самым выражая специфику собственной психологической культуры. Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что самопрезентация является инструментом проявления психологической культуры будущих руководителей.

Литература

1. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебник / Е. А. Климов. – М., 1998. – 350 с.

2. Яценко, Е. А. К вопросу о формировании культуры «Я» студентов педагогического колледжа / Е. А. Яценко // Образование и общество.– 2009. – № 3. – С. 71–74.

3. Климов, Е. А. Основы психологии: учебник для вузов / Е. А. Климов.– М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.– 287 с.

4. Мотков, О. И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. – Самара : Бахрах-М, 2008. – 160 с.

5. Обозов, Н. Н. Психология отношений личности / Н. Н. Обозов, И. С. Обозова. – СПб. : Облик, 2000. – 165 с.

6. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – 81 с.

7. Выготский, Л. С. Психология развития личности / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005.– 1136 с.

8. Колмогорова, Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: дисс. … докт. псих. наук / Л. С. Колмогорова.– Барнаул, 2002.– 489 с.

9. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М. : Канон-пресс, 2000.– 139 с.

10. Михайлова, Е. В. Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг / Е. В. Михайлова. – СПб, 2007. – 17 с.

 

 

О. О. Савина, О. М. Смирнова

(Москва, Россия)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.