Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ



К. К. Платонов называет потребностью «психическое явление отражения объективной нужды организма в чем-либо» [2, с. 98]. Потребность в творчестве является духовной потребностью личности и одновременно потребностью социальной как «нужды, ограничивающей ее (личности) взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую ее ценностным ориентациям» [там же].

В приведенных определениях заключается субъективно-индивидуальная суть потребности как нужды организма, побуждающей самооценку, отвечающую ценностным ориентациям личности. Одновременно прослеживается и субъективно-объективный и социальный смысл этого понятия: потребность как объективная нужда человека как существа не только биологического, но и социального, самооценка которого стремится к идеальной (адекватной) не только в аспекте собственных ценностных ориентаций, но и в аспекте объективного оценивания индивида окружающими людьми или социумом.

Следует заметить, что суть духовно-социальной потребности в творчестве заключается не только в ограничении взаимоотношений творца с социумом и его самооценки (которая справедливо может выйти за пределы объективности), но и, прежде всего, в определении данных взаимоотношений и данной самооценки.

С одной стороны, творец стремится занять определенное положение в обществе в соответствии со своими наклонностями и способностями, с другой стороны, объективно существующие критерии не всегда отвечают его ожиданиям и не всегда совпадают с критериями оценки собственной творческой деятельности. Причем, недочеты могут отмечаться не только в субъективной, но и в объективной (внешней) оценке. Для получения полноценного продукта творчества нежелательно и то, и другое. Заниженная оценка творца может привести к ликвидации социально ценного продукта. Завышенная самооценка может тормозить процесс творчества, поскольку субъективно ценный продукт не принимается окружающими людьми. Встает вопрос о важности формирования (саморазвития) справедливой (объективной) самооценки ожидаемой культурной ценности, в особенности, ее показателей, или критериев.

Не менее важную роль в процессе творчества играет социально принятый эталон показателей оценки. Однако его объективность в психологическом смысле является также относительной. Иногда субъективные показатели являются более верными и более отвечают объективному смыслу, чем объективно установленные нормы-показатели. Примером могут служить продукты творчества художников-авангардистов, которые в свое время принимались обществом не сразу.

Здесь актуализируется вопрос о воле художника-творца, его жизненной напористости и стремлении донести до социума продукт своего творчества (об этом речь пойдет и далее). Но как бы то ни было, побудителем творчества является потребность в нем. Л. С. Выготский при этом обращает внимание на проблему «творческих мук». Эта проблема возникает, прежде всего, тогда, когда «… потребность в творчестве не совпадает с возможностями творца» [1, с. 34] . По сути, данная проблема вытекает из проблемы формирования объективной и субъективной оценки и является порождением проблемы противоречия между потребностью в творчестве и возможностью ее удовлетворить. Оно может либо удачно разрешиться, двигая творчество и культуру вперед, либо придти в тупик, «заглохнуть», останавливая процесс личностного и культурного развития.

Разрешение этого противоречия связано, во-первых, с адекватным оцениванием человеком своих возможностей, способностей, таланта.

Во-вторых, создание культурной ценности зависит от развития личностью своих умений и способностей, от целеустремленности и воли человека к совершенствованию собственных знаний, умений и навыков, к применению их в творческой деятельности.

Одновременно речь должна идти о стимулирующих факторах творчества. Разумеется, основным побудителем творчества является потребность в нем. Однако она может возникнуть в силу действия ряда причин (мотивов). В одних случаях это – желание создать прекрасное (стимул – объективно существующее прекрасное, осознаваемое творцом как один из возможных продуктов его творческой деятельности), полезное обществу (стимул аналогичный), в других случаях – получить материальное вознаграждение, победить в конкурсе (стимулы – материальные блага, общественное признание). В иных случаях творец стремится доказать себе или обществу свою значимость, самоутвердиться (стимулы – перспективное общественное признание, самоутверждение) и т. д. Таким образом, пробуждение потребности в творчестве связано со стимулированием извне и самостимулированием. При этом возникает определенный круг препятствий, более или менее выраженных, побуждающих противоречивые ситуации.

В-третьих, должен присутствовать социальный запрос в данном продукте творчества, иначе его создатель столкнется с ненужностью созданного, и продукт будет «долго пылиться на полке». В результате может погаснуть стремление к воображению, тогда как «... стремление к воображению, к воплощению это и есть подлинная основа и движущее начало творчества» [1, с. 34].

Еще один сдерживающий фактор творчества по Л. С. Выготскому – отсутствие воли к осуществлению этого не всегда простого процесса, характерное для «чистых мечтателей»: «У чистых мечтателей воображение остается во внутренней сфере в плохо обработанном состоянии и не выражается в художественном или практическом изобретении» [1, с. 35].

Очевидно, что в случаях «чистого мечтания» налицо сильно действующие препятствия к творчеству. Такими могут быть – оскорбленное самолюбие, отсутствие материально-экономических возможностей, угасание прочих стимулов. Однако если речь идет о таланте, одаренности, деревце творчества пробивается и сквозь толщу затягивающей рутины. К сожалению, результаты творческой деятельности порою становятся известными и восхищают общество уже после того, как творец перестал творить (порою – много лет спустя после этого).

 

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1977. – 96 с.

2. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – М. : Высшая школа, 1981. – 174 с.

 

 

Г. И. Малейчук

(Брест, Беларусь)

Психическое здоровье:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.