Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идентификация и социализация подростков



 

Процесс интеграции подростка в общество сложен и многогранен, поскольку ценности, нормы поведения, идеалы, нравственные качества усваиваются им с помощью механизма идентификации, то есть отождествления себя с другими людьми. В процессе идентификации копируются не только внешние формы поведения, но и мысли, чувства и действия другого человека. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения в мире характеризуется как промежуточная социализация. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения социального опыта, в ходе которого человек преобразует этот опыт в социальные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Таким образом, в процессе социализации у подростка формируются жизненно необходимые психологические качества, знания, умения, навыки [1, с. 19].

Начало отечественных исследований в области социализации, как известно, было положено Л. С. Выготским, разработавшим оригинальную теорию социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития подростка – это его отношение к социальной действительности. Данное отношение реализуется посредством ведущей деятельности. По определению ведущей деятельности в подростковом возрасте у психологов нет единого мнения. Например, Д. Б. Эльконин считает, что ведущей деятельностью для подростков является личностное общение сверстников. Подростки имеют богатый опыт общения, поскольку у них наблюдается повышенное внимание к обсуждению своих успехов. Общение выступает как особая практика действий подростков в группе. Требует внимательного изучения общение подростков с помощью интернета. Эти технологии обеспечивают широкие возможности общения между подростками, иногда создавая иллюзию такого общения. В настоящее время интернет-общение как специфический вид общения подростков, обладая размытостью ценностей, не обеспечивает стабильной идентичности индивида и, по мнению А. Ш. Тхостова и К. Г. Сурнова, зачастую лежит в основе расстройств идентификации.

На западе, исследования в области социализации были продолжены социальными антропологами, интересовавшимися связью между культурой и личностью. В начале 1930–х годов междисциплинарная группа ученых, во главе которой стояли Эдвард Сепер и Джон Доллард начала изучать традиционные методы воспитания детей как ключевой элемент в понимании механизма передачи культуры. Новый импульс этим исследованиям придала публикация книги З. Фрейда «Тотем и табу», ознаменовавшая вступление психоанализа в союз с культурной антропологией. Проблема идентификации и социализации подростков исследуется Э. У. Россом, Р. Р. Холденом, К. Л. Бирманом, Дж. Т. Кассиоппо и другими психологами.

Большой вклад в развитие проблемы идентичности в целом, а также идентичности подростков, внес Э. Эриксон (1996). В качестве основополагающего понятия он использовал «эго-идентичность», которое рассматривается как ощущение человеком собственной целостности и тождества, наличие веры в то, что внешние обстоятельства помогут ему, а присутствие некоторого напряжения заставит действовать. Следует особо отметить, что «эго-идентичность» предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного развития его самого.

Ключевую роль в процессе становления идентичности Э. Эриксон отводил подростковому возрасту, поскольку качественные изменения в этот период происходят значительно быстрее, чем в другое время. Половое созревание обусловливает телесные и эмоциональные изменения. Новые характеристики получает мышление, становясь формально-логическим. Резко меняется социальный статус. Вследствие этого происходит частичное разрушение имеющегося с детства представления о себе [2, с. 13].

Если для выявления личностной идентичности подростка необходимо описание так называемой «Я-концепции», то для выявления социальной идентичности необходимо исследование связей личности с группой сверстников. В психологической литературе идентификация подростка с группой обычно рассматривается в трех плоскостях: когнитивной, ценностной и эмоциональной. Понимаемая таким образом социальная идентичность весьма сходна с социальной установкой – аттитюдом, где тоже три компонента, хотя то, что называется в теории идентичности «ценностным», в теории установки получило название «поведенческий». На этом основании социальную идентичность можно рассматривать как установочную структуру. Но наличие такого сходства содержания двух ключевых понятий социальной психологии не умаляет их значения, а возможно, напротив, увеличивает его. Более того, это сходство, а также включение проблемы идентичности в систему межгрупповых отношений лишний раз нацеливает исследователя на необходимость постоянно совмещать анализ когнитивных механизмов и социальных условий их проявления [3, c. 185].

Целью нашего исследования было определение основных характеристик идентичности школьников, подросткового возраста.

Исследование проводилось в 2009 году на базе средней школы № 24 г. Гомеля. В нем участвовали 60 подростков в возрасте 13 лет.

В процессе исследования применялся «Трехмерный опросник социальной идентификации», предназначенный для изучения характеристик социальной идентификации подростков [4, с. 83]. Опросник включает в себя 3 блока: первый – 9 ситуативных вопросов выбора, второй – 18 оценочных утверждений, третий – двумерное упражнение-задание.

Результаты исследований обрабатывались и обобщались с помощью методов математической статистики, направленных на установление закономерности определения различий между признаками. В ходе проведения исследования идентификации подростков получены следующие результаты: главным фактором психического развития в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, выделяемое в качестве одной из ведущих деятельностей этого периода; большинство подростков выбирает идентификацию "Я-группа", то есть соотнесение себя с конкретной реальной или идеальной социальной группой; основная часть испытуемых (75 %) выбрала субъектную принадлежность – принятие группы и ее социальных законов на основании идейной идентификации.

 

Литература

1. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.

2. Хухлаева, О. В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. В. Хухлаева. – М. : Издательский центр "Академия", 2004. – 160 с.

3. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2000. – 349 с.

4. Попок, Р. П. Трехмерный опросник социальной идентификации / Р. П. Попок // Психологическая служба. – 2004. – № 4.

Л. Б. Ларкина

(Гомель, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.