Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В подростковом возрасте



 

Проблема взаимосвязи тревожности и уровня развития творческого мышления у подростков является одной из наиболее важных в современной психологии. Она до сих пор недостаточно изучена, поскольку единственный психолог, занимавшийся исследованием взаимосвязи между тревожностью и творческим мышлением Р. Мэй [1] не затрагивал вопрос об этой взаимосвязи у подростков.

Активизация внимания к данному вопросу особенно важна в переломные, переходные моменты истории, что, в частности, характеризует современную социокультурную ситуацию. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Креативность – реализация человеком собственной индивидуальности. Самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того, чтобы развивать творческое мышление, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием.

В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет понятие «эмоциональной креативности»: в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт. Эмоциональная креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной реакции понимается как соответствие ее потребностям, ценностям и интересам субъекта [2].

Однако влияние эмоций на творческое мышление изучено недостаточно. Одной из первых эксперименты в этой области начала проводить Элис Айзен. Ее коллегам удалось получить ряд фактов, говорящих о влиянии эмоций на творческое мышление. Полученные Айзен результаты свидетельствуют о том, что положительные эмоции повышают креативность испытуемых [3].

Проблемой взаимосвязи собственно тревожности с уровнем развития творческого мышления занимался Ролло Мэй. Его исследования подтверждают положения Кьеркегора, Гольдштейна и других о том, что чем более креативна и продуктивна личность, тем с большим количеством тревожных ситуаций она сталкивается. Следует также отметить, что тревога может либо снижать, либо повышать качество выполнения действий в зависимости от своей силы и творческого потенциала человека. Более творческие люди решают интеллектуальные задачи в ситуации стресса лучше, чем менее творческие. Многие психологи считают, что тревога способствует выполнению действий до некоторого предела, после его достижения тревожность усиливается и становится всепоглощающей, а деятельность «рассыпается». Можно согласиться с тем, что у менее способных людей тревогу вызывает сложность самой задачи, если предположить, что другие люди, предположительно более умные и творческие, обращаются за помощью к тревоге, для того чтобы достичь лучших результатов. Умеренное количество тревоги оказывает на организм конструктивное воздействие.

Исследуя проблему взаимосвязи тревожности и уровня развития творческого мышления, Р. Мэй опирался на идеи Кьеркегора, который считал, что если тревога возникает у человека при встрече с возможностью собственного развития и установления связей с людьми, творческие личности чаще находят такую возможность; следовательно, они чаще попадают в ситуации, вызывающие тревогу. Также он опирался на положение Гольдштейна о том, что творческий человек чаще отваживается на шокирующие поступки и, значит, чаще сталкивается с тревогой. Также Мэй обращался к идеям П. Торренса, который описывал творческих детей, постоянно провоцирующих вызывающие тревогу ситуации, способствующие их самореализации.

Сам Р. Мэй придерживался положения о том, что творческие возможности человека и его подверженность тревоге – две стороны одной уникальной человеческой способности к осознанию пропасти между ожиданиями и реальностью. Также он подчеркивал, что самореализация – то есть выражение и творческое использование способностей индивидуума – может происходить, только когда человек сталкивается с вызывающими тревогу переживаниями и двигается сквозь них. Двигаясь сквозь вызывающие тревогу переживания, человек ищет и частично достигает реализации своего Я. Он расширяет сферу своей деятельности и в то же время масштаб своей самости [1].

Однако следует отметить, что существуют иные взгляды на взаимосвязь тревожности и творческого мышления. По мнению Н. Роджерс, по мере того, как раскрепощается творческая энергия, уровень тревожности снижается и уменьшается стресс, человек интегрирует в единое целое свой интеллект, тело, эмоции и дух [4].

Д. Богоявленская отмечает, что деятельность, лежащая в основе креативности, парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенное эмоциональные реакции на «новизну» – любопытство и страх. Особенности нервной системы ребенка, специфика воспитания и обучения способствуют фиксации у растущего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Если страх пересиливает любопытство, то спонтанная творческая активность ребенка блокируется, и он начинает выстраивать психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий [5].

Как отмечает Н. Лейтес [6], чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его неопределенной ситуации, используя уже найденные ранее способы и приемы структурирования и осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.

Таким образом, проведенный нами анализ литературы позволяет выделить следующие особенности тревожности в подростковом возрасте. В этом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Она возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими. В подростковом возрасте может наблюдаться существенное повышение уровня тревожности, которое может быть связано с формированием психастенической акцентуации характера, отличительной особенностью которой являются тревожно-мнительные черты.

Особенности творческого мышления в подростковом возрасте в настоящее время изучены слабо, о чем свидетельствует проведенный анализ литературы, однако необходимо отметить следующее: подростничество психологически более активно, подвижно, и склонно к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, подросток нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности. Также следует отметить, что переходный возраст стимулирует и актуализирует творческие потенции личности, сталкивая ее с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций.

Ко всему вышесказанному следует добавить, что не существует единого подхода к проблеме взаимосвязи тревожности и творческого мышления. Вопрос о данной взаимосвязи у подростков также остается открытым.

В соответствии с этим для углубленного изучения взаимосвязи между уровнем развития творческого мышления и тревожности у подростков, нами было проведено экспериментальное исследование на базе СОШ № 2 им. В. М. Колесникова города Рогачева Гомельской области. В нем приняли участие 47 подростков в возрасте 11–12 лет (60 % девочек и 40 % мальчиков).

Для того, чтобы проверить есть ли взаимосвязь между тревожностью и уровнем развития творческого мышления мы использовали следующие методики: «Тест креативности Торранса» и «Шкала явной тревожности CMAS», а также последующая статистическая обработка данных, которая включала вычисление коэффициента ранговой корреляции (КРК) Спирмена и проверку значимости вышеуказанного коэффициента корреляции для анализа взаимосвязи между тревожностью и креативностью.

В результате проведенного эксперимента были получены следующие результаты: нормальный уровень тревожности выявлен у 45 % девочек и 56 % мальчиков; очень высокий уровень тревожности обнаружен у 7 % девочек, мальчиков с высоким уровнем тревожности не выявлено; состояние тревожности не свойственно 14 % девочек и 22 % мальчиков.

Уровень развития творческого мышления, в нашем случае, представлен через изучение показателей развития оригинальности и разработанности идей у подростков. Так, высокий уровень оригинальности идей зафиксирован у 17 % девочек и 6 % мальчиков; нормальный уровень развития оригинальности идей – у 83 % девочек и 88 % мальчиков; у 6 % мальчиков диагностируется низкий уровень оригинальности идей. Что касается уровня разработанности, то здесь у 21 % девочек и 11 % мальчиков высокий уровень развития разработанности идей, у 79 % девочек и 67 % мальчиков – нормальный уровень, у 22 % мальчиков – низкий уровень разработанности идей.

Чтобы сделать вывод по данной проблеме, мы провели статистический анализ, который показал, что на уровне значимости между уровнем тревожности и творческим мышлением у подростков значимой корреляционной связи нет.

 

Литература

1. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.

2. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. − 1990. − №1. − С. 164−168.

3. Когнитивная психология: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : Персэ, 2002. – 480 с.

4. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. – №4. – С. 20–27.

5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

6. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений / под ред. Н. С. Лейтеса. – М. : Издательский центр “Academia”, 2000. – 332 c.

 

 

Г. В. Бороздина

(Минск, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.