Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел II. Психологическая культура и психологическое



Здоровье личности в свете идей Л. С. Выготского

 

И. Н. Андреева

(Полоцк, Беларусь)

 

Свойства темперамента

как предпосылки эмоционального интеллекта:

Гендерные различия

Для разработки подходов к развитию эмоционального интеллекта – совокупности умственных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению своими и чужими эмоциями – актуальной является проблема определения его биологических предпосылок.В числе наиболее значимых из них – свойства темперамента[1]. Такой подход представляется правомерным, поскольку и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, но темперамент характеризует её со стороны активности, энергии, а интеллект – со стороны умения распорядиться этой энергией [2]. В структуре каждого из указанных психических явлений «существуют общие фундаментальные энергоинформационные процессы, зависящие, по-видимому, от одних и тех же биологических свойств человека (или задатков)» [3; с.76]. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств.

В исследовании В. М. Русалова и С. И. Дудина установлено, что темперамент и способности взаимодействуют друг с другом прежде всего через характеристики активности – эргичность, пластичность и темп [4].

Активность рассматривается как «мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью» [5, с. 64]; «индивидуальное свойство, отличающее индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты выполняемых действий или деятельности любого рода» [6, с. 74]. Она выступает не только как компонент темперамента, но и как составляющая общих и специальных способностей [7].

Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность [8]. Данная особенность определяет чувствительность к эмоциогенным условиям деятельности и общения, обусловливает фильтрацию средовых влияний, пропуская одни и блокируя другие; связывает деятельность и актуальные эмоции. В исследовании К. Бранда и В. Игана выяснилось, что уровень общего интеллекта возрастает вместе с повышением уровня нейротизма [9].

Проблема биологических предпосылок эмоционального интеллекта в современной психологии находится на стадии изучения. Установлено, что экстраверсия может рассматриваться в качестве предпосылки межличностного эмоционального интеллекта [10] и, в отличие от общего интеллекта, ЭИ образует отрицательную взаимосвязь с нейротизмом [10; 14]. Однако вопрос о гендерных различиях в сфере предпосылок ЭИ остается открытым.

Цель нашего исследования: выявить свойства темперамента – биологические предпосылки эмоционального интеллекта у лиц юношеского возраста (с учетом гендерных различий). В качестве испытуемых выступили студенты 2–4 курсов финансово-экономического, радиотехнического, историко-филологического факультетов Полоцкого государственного университета (всего 112 человек, 53 юноши, 59 девушек). Для определения уровня эмоционального интеллекта – межличностного и внутриличностного [11] – использовался опросник ЭмИн Д. В. Люсина [12], для диагностики темперамента – опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова [13]. Для обработки результатов исследования применялись t-тест Стъюдента для независимых выборок и факторный анализ (вращение по модели варимакс). Количественная обработка данных проводилась с использованием пакета компьютерных программ «Statistica 5.5». Результаты исследования представлены в таблицах 1–3.

 

Таблица 1 – Средние значения и стандартные отклонения переменных (девушки и юноши)

 

Переменные Девушки Юноши
M σ M σ
Межличностный эмоциональный интеллект 42,86 6,20 40,36 8,32
Внутриличностный эмоциональный интеллект 39,73* 8,49 43,65* 7,75
Эргичность 4,89 3,02 5,38 3,01
Социальная эргичность 9*** 2,64 6,98*** 3,26
Пластичность 7,38 3,56 6,514 3,62
Социальная пластичность 6,64* 3,08 5,21* 2,76
Темп 7,62 3,05 7,91 3,46
Социальный темп 8,26* 2,44 7,17* 2,58
Эмоциональность 6,90 3,27 6,32 3,45
Социальная эмоциональность 7,20*** 2,84 5,21*** 2,51

Примечание 1: М – среднее арифметическое; – стандартное отклонение.

Примечание 2: *p≤0,05; ** p≤0,01; *** p≤0,001

 

Из таблицы 1 видно, что юноши на достоверном уровне превосходят девушек по уровню внутриличностного эмоционального интеллекта. Иными словами, юноши имеют более выраженные способности к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Девушки превосходят юношей по «коммуникативному» аспекту темперамента: они имеют более высокие показатели социальной эргичности, социальной пластичности, социального темпа и социальной эмоциональности. Это означает, что по сравнению с юношами у девушек более выражены потребности в социальном контакте, они легче переключаются с одного собеседника на другого, характеризуются более быстрым темпом речи, более чувствительны к неудачам в коммуникативной сфере. Выявленные различия могут объясняться совокупным влиянием психофизиологических особенностей представителей мужского и женского пола и специфики гендерного подхода в воспитании.

 

Таблица 2 – Основные факторы и их нагрузки после вращения по методу варимакс (девушки)

 

Фактор % дисперсии Весовая нагрузка Название переменной
0,243 0,698 эргичность
0,279 социальная эргичность
0,780 пластичность
0,786 Темп
0,697 социальный темп
- 0,301 социальная эмоциональность
0,206 0,571 межличностный эмоциональный интеллект
0,585 внутриличностный эмоциональный интеллект
-0,814 эмоциональность
-0,749 социальная эмоциональность
0,178 -0,492 внутриличностный эмоциональный интеллект
0,719 социальная эргичность
0,843 социальная пластичность
0,362 социальный темп

 

Из таблицы 2 видно, что у девушек фактор 1 является фактором темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп и одной переменной с отрицательными оценками нагрузки: социальная эмоциональность.

Фактор 2 характеризуется как фактор взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, а также переменными с отрицательными оценками нагрузок: эмоциональность, социальная эмоциональность. В соответствии с этим девушки с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются низкой эмоциональностью и социальной эмоциональностью. Это означает, что студентки с выраженными способностями к пониманию эмоций и управлению ими уверены в себе, спокойны, нечувствительны к неуспеху дела и к неудачам в общении.

Фактор 3 рассматривается в качестве фактора взаимосвязи внутриличностного эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменной со значительными отрицательными оценками нагрузки – внутриличностный эмоциональный интеллект, а также переменными с положительными оценками нагрузки: социальная эргичность, социальная пластичность, социальный темп. Иными словами, для девушек с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта свойственны низкие показатели «коммуникативных» аспектов темперамента: социальной эргичности, социальной пластичности, социального темпа. Таким образом, девушки с высокоразвитыми способностями к пониманию собственных эмоций и управлению ими испытывают выраженные трудности в общении и характеризуются низкой социальной активностью, трудностями в переключении от одного человека к другому, медленной вербализацией. По-видимому, неудачи в значимой для девушек коммуникативной сфере «заставляют» их обратить внимание «внутрь» – с тем, чтобы понять собственные эмоциональные переживания и научиться управлять ими.

 

Таблица 3 – Основные факторы и их нагрузки после вращения по методу варимакс (юноши)

 

Фактор % дисперсии Весовая нагрузка Название переменной
0,286 0,649 социальная эргичность
0,680 пластичность
0,824 социальная пластичность
0,754 Темп
0,622 социальный темп
-0,371 социальная эмоциональность
0,145 0,665 межличностный эмоциональный интеллект
0,773 внутриличностный эмоциональный интеллект
0,444 эргичность
0,161 0,303 внутриличностный эмоциональный интеллект
-0,528 эргичность
0,415 социальный темп
-0,694 эмоциональность
-0,713 социальная эмоциональность

 

Из таблицы 3 видно, что у юношей фактор 1 является фактором темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп и одной переменной с отрицательными оценками нагрузки: социальная эмоциональность.

Фактор 2 характеризуется как фактор взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузок: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект и эргичность. Это означает, что юноши с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются выраженной предметной активностью. Они высокоактивны, работоспособны, энергичны, отличаются выраженными потребностями к напряженному умственному и физическому труду. По-видимому, характерная для таких юношей жажда деятельности стимулирует их не только к изучению предметного мира, но и к познанию собственного внутреннего мира.

Фактор 3 рассматривается в качестве фактора взаимосвязи внутриличностного эмоционального интеллекта и темперамента. Он описывается переменными со значительными положительными оценками нагрузки – внутриличностный эмоциональный интеллект и социальный темп, а также переменными с отрицательными оценками нагрузок: эргичность, эмоциональность, социальная эмоциональность. Иными словами, для юношей с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта характерны высокий социальный темп, но низкие показатели эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности. Таким образом, для юношей с высоким уровнем понимания собственных эмоций и управления ими свойственны быстрота говорения, низкая работоспособность и энергичность, слабо выраженное стремление к напряженной деятельности, уверенность в себе, низкая чувствительность к неудачам в деятельности и общении. Спокойная «обломовская» созерцательность, направленность от деятельности и общения к себе дает таким юношам время и возможности для самопознания в сфере собственных эмоций.

Таким образом, свойства темперамента могут рассматриваться как предпосылки эмоционального интеллекта, при этом имеют место гендерные различия. В качестве предпосылок эмоционального интеллекта в целом у девушек выступает низкая эмоциональность, у юношей – выраженная предметная активность. Предпосылками внутриличностного эмоционального интеллекта у девушек являются низкие показатели «коммуникативных» аспектов темперамента: социальной эргичности, социальной пластичности и социального темпа. У юношей в качестве предпосылок внутриличностного эмоционального интеллекта могут рассматриваться высокий социальный темп, а также низкие показатели эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности.

 

Литература

1. Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Когнитивная психология: сб.ст.; под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 7–11.

2. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. – М. : Смысл; Per Se, 2000. – 549 c.

3. Русалов, В. М. О связи общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента / В. М. Русалов, Е. Р. Наумова // Психологический журнал. – 1999. – № 1.– С. 70–77.

4. Русалов, В. М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В. М. Русалов, С. И. Дудин // Психологический журнал. –1995. – №5. – С. 12–23.

5. Лейтес, Н. С. К вопросу о динамической стороне психической активности /Н. С. Лейтес // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. IX; под ред. М.И. Борисовой [и др.]. – М. : Педагогика, 1977. – С.164–179.

6. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М. : Прогресс, 1982. – 74 с.

7. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность: взгляд и раздумья психофизиолога / Э. А. Голубева. – Дубна : Феникс, 2005. – 512 с.

8. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976. – 335 с.

9. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. – 1999. – № 6. – С. 44–52.

10. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.

11. Андреева, И. Н. Черты темперамента как биологические предпосылки эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Наука i освiта. – 2007. – № 8–9. – С. 4–8.

12. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22.

13. Лучшие психологические тесты / сост. М.В. Оленникова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2010. – С. 191–279

14. Lopes, P.N. Emotional intelligence, personality, and perceived quality social relationships / P.N. Lopes, P. Salovey, R. Straus // Personality & Individual Differences. – 2003. – 35. – P. 641–658.

 

 

Ю. Н. Анищенкова

(Минск, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.