Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. С. ВЫГОТСКОГО



 

Выдающийся советский психолог А. Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л. С. Выготского гением» [1, с. 25]. В унисон звучат и слова Б. В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию» [2, с. 203]. С этими оценками, наверное, согласятся многие отечественные психологи. По сей день идеи Л. C. Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч профессионалов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психологов не только в России и странах СНГ, но и по всему миру.

Парадокс истории заключается в том, что октябрьская революция, мобилизовавшая теоретические силы на творческое развитие марксизма и преобразование человека и общества, обернулась к выполнявшим поставленные ею задачи репрессивной стороной. Жизнь Л. С. Выготского и судьба его теоретического наследия – только один из трагических эпизодов истории репрессированной психологической мысли. Его официальная научно-теоретическая деятельность укладывается в период между двумя знаменитыми репрессивными актами – «философским пароходом» 1922 года, депортировавшим за границу цвет отечественной философии и науки, и постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» 1936 года, впервые в мировой истории отменившим целую науку.

Как отмечают исследователи творчества Л. С. Выготского, его биография не богата внешними событиями. Жизнь ученого была наполнена изнутри. Тонкий психолог, эрудированный искусствовед, талантливый педагог, большой знаток литературы, блестящий стилист, наблюдательный дефектолог, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик. Все это так. Но прежде всего Л. С. Выготский был мыслителем. Нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Л. С. Выготский не внес бы важного вклада. Психология искусства, общая психология, детская и педагогическая психология, психология аномальных детей, пато- и нейропсихология – во все эти области он внес новую струю. Трудно поверить, что эти слова относятся к человеку, посвятившему психологии немногим более десяти лет своей жизни, и лет нелегких, отягощенных болезнью, сложностями быта, отнимавшими время от трудов и размышлений, непониманием и даже травлей.

Родился Л. С. Выготский 5(17) ноября 1896 года в городе Орше, недалеко от Минска. Его родители были людьми небогатыми, но высокообразованными, владели несколькими языками. Их примеру последовал и сын, в совершенстве овладевший английским, французским и немецким. В 1897 году семья переехала в Гомель, который Л. С. Выготский всегда считал своим родным городом. Здесь прошли его детские годы, здесь в 1913 году он с отличием закончил гимназию. Продолжить образование Л. С. Выготский решил в Московском университете. Наиболее реальные перспективы профессиональной карьеры сулила специальность либо врача, либо юриста. При выборе специальности юноша поддался уговорам родителей, которым казалось, что медицинское образование сможет обеспечить сыну в будущем интересную работу и средства к существованию. Но занятия на медицинском факультете не увлекли его, и менее чем через месяц после поступления в университет он перевелся на юридический факультет. Окончание этого факультета открывало возможности поступления в адвокатуру, а не на государственную службу.

Наряду с государственным университетом Л. С. Выготский посещал занятия в учебном заведении особого типа, созданном на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского. Это был народный университет, где мог обучаться всякий желающий. И хоть диплом данного университета официального признания не имел, однако уровень преподавания был там чрезвычайно высок. В университете Шанявского Л. С. Выготский сблизился с либерально настроенной молодежью. Атмосфера народного университета, общение с его студентами и преподавателями значили для Л. С. Выготского намного больше, чем занятия на юридическом факультете. Конечно, и юридическое образование наложило отпечаток на его мировоззрение.

Интерес к психологии пробудился у Л. С. Выготского также в студенческие годы. Первыми прочитанными книгами по психологии были трактат А. А. Потебни «Мысль и язык» и книга У. Джемса «Многообразие религиозного опыта». Сильно заинтересовала Л. С. Выготского и работа 3. Фрейда «Психопатология обыденной жизни». Вероятно, этот живой интерес впоследствии привел Л. С. Выготского в ряды Русского психоаналитического общества, что, впрочем, явилось нехарактерной страницей его научной биографии. Судя по его трудам, идеи З. Фрейда заметного влияния на него не оказали. Чего, напротив, не скажешь о теории А. Адлера. Понятие компенсации, центральное для индивидуальной психологии А. Адлера, впоследствии становится краеугольным камнем дефектологической концепции Л. С. Выготского.

Небезынтересно, что специального психологического образования как такового в ту пору практически не существовало, и Л. С. Выготский, подобно большинству пионеров этой науки, дипломированным психологом не был. В официальной справке о своей научно-исследовательской работе он записал: «Начал заниматься исследовательской работой в 1917 году по окончании университета. Организовал психологический кабинет при педтехникуме, где вел исследования» [3, с. 54].

Эти слова относятся к гомельскому периоду его деятельности. В родной город Л. С. Выготский вернулся в 1917 году и занялся преподавательской работой. В Гомеле им были написаны две большие рукописи, вскоре привезенные в Москву, – «Педагогическая психология» и «Психология искусства», защищенная как диссертация, но опубликованная лишь через много лет после его смерти, а до того ходившая в списках и пользовавшаяся популярностью как среди немногочисленных в то время психологов, так и среди деятелей искусства. Оба произведения дают основание оценить уже «раннего» Л. С. Выготского как зрелого самостоятельного мыслителя, высокоэрудированного и ищущего новые пути разработки научной психологии в той исторической ситуации, когда психология на Западе охвачена кризисом, а в России идеологическое руководство страны требовало внедрить в науки принципы марксизма.

В России в предреволюционный период в научном изучении психики возникла парадоксальная ситуация. Концепция сознания оценивалась как идеалистическая, концепция поведения, основанная на условных рефлексах, – как материалистическая. С победой революции, когда государственно-партийные органы потребовали повсеместно истребить идеализм, эти два направления оказались в неравном положении. Рефлексология получала всемерную государственную поддержку, тогда как со сторонниками воззрений, считавшихся чуждыми материализму, расправлялись с помощью различных репрессивных мер. В этой атмосфере Л. С. Выготский занял своеобразную позицию. Он обвинил повсеместно торжествовавших свою победу рефлексологов в дуализме. Его первоначальный план сводился к тому, чтобы объединить знание о поведении как системе рефлексов с зависимостью этого поведения, когда речь идет о человеке, от сознания, воплощенного в речевых реакциях. Эту идею он положил в основу своего первого программного доклада, с которым выступил в январе 1924 года в Петрограде на съезде исследователей поведения. Речь докладчика, «просвещенца» из Гомеля, обратила на себя внимание участников съезда новизной мысли, логикой изложения, убедительностью аргументов, что вскоре ему предложили переехать работать в Москву. Л. С. Выготский предложение принял и продолжил научно-исследовательскую деятельность в Москве. Несмотря на то, что ему с женой и дочерью какое-то время пришлось жить в институтской библиотеке, переезд в Москву дал ученому возможность сотрудничать с известными психологами. Творить он начал в непосредственном содружестве с А. Р. Лурией и А. Н. Леонтьевым. Он поступил в аспирантуру и формально был как бы учеником А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева, но сразу же стал, по существу, их руководителем. Так образовалась так называемая знаменитая «тройка». Никто из входивших в это своеобразное объединение молодых людей тогда и не предполагал, что судьба столкнула их с замечательным человеком, который в свои 27 лет уже являлся сложившимся ученым. Коллеги не подозревали, что в 19 лет он написал замечательную работу «Трагедия о Гамлете, принце Датском» и ряд других хорошо известных сегодня работ. Что до приезда в Москву он успел выработать совершенно новый взгляд на психологию искусства и его роль в жизни человека, по сути дела, заложив основы психологического подхода к литературному творчеству.

Мысль Л. С. Выготского развивалась в совершенно новом для психологии того времени направлении. Он впервые показал – не почувствовал, не предположил, а аргументировано продемонстрировал, – что наука эта находится в глубочайшем кризисе. Лишь в начале восьмидесятых в собрании его сочинений будет опубликован блестящий очерк «Исторический смысл психологического кризиса». В нем взгляды ученого выражены наиболее полно и точно. Работа написана незадолго до смерти. Он умирал от туберкулеза, врачи дали ему три месяца жизни, и в больнице он лихорадочно писал, чтобы изложить свои главные мысли. Суть их была в следующем. Психология фактически разбилась на две науки. Одна – объяснительная, или физиологическая, она на самом деле раскрывает смысл явлений, но оставляет за своими границами все сложнейшие формы человеческого поведения. Другая наука – описательная, феноменологическая психология, которая, наоборот, берет самые сложные явления, но лишь рассказывает о них, потому что, по мнению ее сторонников, явления эти недоступны объяснению.

Выход из кризиса Л. С. Выготский видел в том, чтобы уйти от этих двух совершенно независимых дисциплин и научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики. И вот тут был сделан революционный шаг в истории советской психологии. Тезис Л. С. Выготского был таким: чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Он любил повторять «те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, впадают в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов» [4, с. 14]. Поэтому Л. С. Выготский называл свою психологию либо «исторической», поскольку она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека, либо «инструментальной», так как единицей психологии были, по его мнению, орудия, бытовые предметы, либо же, наконец, «культурной», потому что эти вещи и явления рождаются и развиваются в культуре, – в организме культуры, в теле ее, а не в органическом теле индивида. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского поначалу вызвала активное сопротивление. Новые идеи непросто входили в науку. Но история развития психологического знания все расставила на свои места.

В работе «Психологии искусства» Л. С. Выготский вводит понятие эстетического знака как элемента культуры. Обращение к знаковым системам, которые творятся культурой народа и служат посредниками между тем, что обозначается системами знаков, и субъектом (личностью, которая ими оперирует), изменило общий подход Л. С. Выготского к психическим функциям. Применительно к человеку, в отличие от животных, он рассматривает знаковые системы как средства культурного развития психики. Это глубоко новаторское представление побудило его выделить в круг психических функций человека знаково-опосредованный уровень их организации.

Руководствуясь этой идеей, Л. С. Выготский и его ученики провели большой цикл исследований развития психики, прежде всего таких ее функций, как память, внимание, мышление. Эти работы вошли в золотой фонд исследований развития психики у детей. В течение ряда лет главная исследовательская программа Л. С. Выготского и его учеников заключалась в детальном экспериментальном изучении отношений между мышлением и речью. Здесь на передний план выступило значение слова (его содержание, заключенное в нем обобщение). То, как значение слова изменяется в истории народа, давно изучалось лингвистикой. Л. С. Выготский и его школа, проследив стадии этого изменения, открыли, что это происходит в процессе развития индивидуального сознания. Итоги этой многолетней работы обобщила его монография «Мышление и речь» (1934), которую он, к сожалению, так и не увидел напечатанной, но которая стоит на книжной полке тысяч психологов во многих странах мира.

Следует отметить, что все свои работы, касающиеся развития психики, Л. С. Выготский непосредственно связывал с задачами воспитания и обучения ребенка. В этой области им был выдвинут целый цикл продуктивных идей, в частности ставшая особенно популярной концепция «зоны ближайшего развития». Л. С. Выготский настаивал на том, что эффективным является лишь то обучение, которое «забегает вперед развития», как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Л. С. Выготским было обосновано великое множество других новаторских представлений, в дальнейшем развитое его многочисленными учениками и последователями.

По оценке М. Г. Ярошевского, «несмотря на раннюю смерть (он не дожил до 38 лет), ни один из выдающихся психологов мира не смог обогатить свою науку столь значительно и разносторонне, как Л. С. Выготский» [5, с. 11]. Ему приходилось повседневно преодолевать множество трудностей, связанных не только с катастрофически ухудшавшимся состоянием здоровья, материальными невзгодами, но и с лишениями, вызванными тем, что ему не предоставлялась достойная работа, а чтобы заработать, приходилось ездить читать лекции в другие города. Л. С. Выготскому с трудом удавалось прокормить небольшую семью. На его лекции стекались слушатели из многих московских вузов. Обычно аудитория была переполнена, и лекции слушали, стоя у окон. Прохаживаясь по аудитории, заложив руки за спину, высокий, стройный человек с удивительно лучистыми глазами и нездоровым румянцем на бледных щеках ровным, спокойным голосом знакомил слушателей, которые ловили каждое его слово, с новыми воззрениями на психический мир человека, которые для следующих поколений приобретут ценность классических.

После постановления 1936 года его труды, посвященные детской душе, попали в список запрещенных. С ликвидацией педологии, одним из лидеров которой он был объявлен, они оказались в «спецхране». Прошли десятки лет, прежде чем ученый был признан во всем мире величайшим новатором и началось триумфальное шествие его идей. Их возращение придало мощный импульс движению научно-психологической мысли как в нашей стране, так и во многих странах мира.

Когда весной 1934 года его из-за очередного приступа болезни отвезли в санаторий в Серебряный Бор, он взял с собой только одну книгу – любимого шекспировского «Гамлета», заметки к которому служили для него на протяжении многих лет своего рода дневником. По воспоминаниям медсестры, лечившей Л. С. Выготского, его последними словами были: «Я готов». Как отмечает С. С. Степанов в работе, посвященной жизнеописанию ученого «в отведенный ему срок Л. С. Выготский исполнил больше любого психолога за всю историю науки о человеке» [6, с. 135]. Многие идеи, высказанные Л. С. Выготским, остаются актуальными. До сих пор растет популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии. Создатели американского биографического словаря по психологии, включившие Л. С. Выготского в когорту великих, завершают статью о нем такими словами: «Нет смысла гадать, чего мог бы достичь Л. С. Выготский, проживи он столько, сколько, например, Ж. Пиаже, или доживи он до своего столетия. Он наверняка подверг бы конструктивной критике современную психобиологию и теории сознания, однако нет сомнений в том, что он сделал бы это с улыбкой» [6, с. 141].

 

Литература

1. Лурия, А. Р. Этапы пройденного пути. Научная биография / А. Р. Лурия. – М., 1982.

2. Зейгарник, Б. В. Значение патопсихологических исследований для вопросов общей психологии / Б. В. Зейгарник // Актуальные проблемы современной психологии: сб. научн. статей. – М. : Изд-во Московского Университета, 1983. – С. 203–206.

3. Добкин, С. Ф. Выготский Л. С. : начало пути. (Воспоминания С. Ф. Добкина о Льве Выготском. Ранние статьи Л. С. Выготского.) / С. Ф. Добкин. – Иерусалим, 1996. – 234 с.

4. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–18.

5. Ярошевский, М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / М. Г. Ярошевский. – СПБ., 1993. – 117 с.

6. Степанов, С. С. «Век психологии: имена и судьбы» / С. С. Степанов. – М. : Изд-во Эксмо, 2002. – 592 с.

 

 

Е. И. Конакова

(Харьков, Украина)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.