Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аварийная ситуация при заходе на остров Крит



В 1975 году на теплоходе «Вайгач» с выходом из Александрии (Египет) получил рейсовое задание следовать на остров Крит, район Нисерос, принять груз пемзы 2000 т, назначением Дюнкерк. Казалось бы хорошо – попутный груз в Европу, но фрахт всего 9 долларов за тонну (около 8 рублей по курсу того времени). Это гроши, которые не покроют даже судовые расходы за время стоянки под грузовыми операциями, а какой риск для судна и экипажа. На судне только генеральная карта этого района, на которой нет характера глубин, а это значит заход и швартовка на свой страх и риск. При этом политическая обстановка в районе нестабильна, происходили волнения между греками и турками. Следую к месту швартовки как ежик в тумане, нас окружают катера и яхты, один из них проходит вдоль борта, жестом показывая следовать за ним и как лоцман-дельфин пошел по курсу. Смешно? Но мне не до смеха, так как предстоит тяжелая швартовка, она рассчитана на небольшие суда, а теплоход «Вайгач» длиной 121 метр. Представьте себе: порта нет, причала тоже, в открытое море выходит эстакада с транспортной лентой, уходит в горы, а её разгрузочная часть стоит под углом около 75 градусов. Эстакада ограждалась всего лишь пятью сваями из бревен, которые болтало волнением, и они не могли обеспечить безопасность швартовки и стоянки судна.

Спасал нас от аварии отданный правый якорь – 8 смычек (длина смычки 25 метров) и кормовой швартовый, поданный на швартовую бочку, а швартовы на берег с носа и кормы были длиной более 200 метров каждый.

Сразу при оформлении прихода судна начался настоящий шантаж: агент, обслуживающий судно, вместе с восьмью полицейскими потребовали от меня кроме положенных документов при оформлении дополнительные сведения об экипаже и судне, которые я отказался давать. Мне пригрозили. В поисках контрабанды «черная полиция» перетряхнула все судно: каюты экипажа, личные вещи, все служебные помещения, машинно-котельное отделение. Такое я видел в первый раз.

Погрузка продолжалась пять суток с перетяжками на швартовых под каждый трюм, а когда над люками трюмов выросли горы пемзы выше трех метров, грузовые операции мне пришлось остановить, так как греки отказались производить «штивку» в трюмах, чтобы закрыть крышки люков. Погода испортилась, начался шторм, ветер повальный до шести баллов. На борт судна прибыл агент, три представителя погрузки судна и восемь полицейских. От меня потребовали подписать документы на принятый груз пемзы, а также на повреждение эстакады. Агент при этом заявил: «Капитан, подписывайте документы. У Вас нет выбора: сильный шторм, большое судно, при отходе вы разнесете всю эстакаду; одну треть её стоимости оплатили болгары, а остальную часть оплатят русские». Такую наглость я предвидел, поэтому все перетяжки при погрузке мы заснимали на кинокамеру и фотоаппарат, скажу прямо, жизнь оказалась как у разведчика.

Я заявил морской протест, мне предложили пройти на берег и связаться с посольством в Пирее, но я отказался, так как на берегу меня могли арестовать.

Весь экипаж был вызван по авралу во главе с помполитом Сергеем Николаевичем Кузнецовым, произвели штивку пемзы, закрыли трюма, а греки за нашу работу получили деньги. Вся эта толпа 12 человек поднялась на ходовой мостик, в рулевую рубку и потребовала от меня передать управление судном при отходе в их руки и пыталась заставить меня выбрать якорь и отдать со швартовой бочки нейлоновый швартовый, а это было наше спасение при отходе – спасение от аварии. Они всей толпой кричали: «Капитан, вира колено!» («Капитан, выбирай якорь!»). Я отказался от их услуг и сделал соответствующую запись в судовом журнале назвав эту ситуацию «провокацией» по отношению к экипажу и судну. Швартовы с берега отдавали своими силами, пришлось использовать судовой вельбот, а кормовой швартовый отдавать было нельзя, его брали на разрыв за счет хода судна, предварительно убрав матросов в кормовую надстройку. Раздался сильный удар лопнувшим концом об надстройку и второй штурман доложил на мостик по микрофону: «Корма проходит чисто у эстакады!». Это была наша общая победа! В течение всего времени отхода вся эта толпа из двенадцати человек бегала по рулевой рубке и всячески мешала мне управлять судном. При развороте на выход начали выбирать правый якорь и готовить парадный трап. На рейде сбавили ход, спустили трап, к которому подошел греческий катер, и все представители порта, полицейские, агент сошли с борта на катер с оскалом волка, у которого отобрали зарезанную овцу.

Конечно, этот рейс на Крит – чистая провокация и кто-то за неё получил хорошие деньги. Так я и написал в рейсовом донесении, приложив схемы швартовки и отхода. И еще добавил, что хотел бы знать, как могли планировать такой рейс. Ответа, конечно, не получил. Страшная жара, которая стояла в это время на Крите, скрип и треск ржавого металла эстакады и транспортной ленты в течение пяти суток долго напоминали мне средневековую камеру пыток и было ощущение, что твое тело протаскивают через жернова, а крики полицейских: «Капитан, вира колено!» еще долго звучали в моих ушах.

Конечно, сейчас другие времена, наши туристы свободно посещают Крит: купаются, загорают на пляжах и возможно такой пемзой чистят свои пятки, но были и другие времена и я их не могу забыть – слишком они памятны для меня.

Обидно было наблюдать, что у греческой власти короткая память, а именно: в конце 1860-х годов русские моряки оказали большую помощь населению острова Крит. Их присутствие было вызвано вспыхнувшими в 1866 году крупным восстанием греков против турецких угнетателей. Турция, поощряемая Англией, жестко расправилась с восставшими. В это трудное время на помощь островитянам пришли русские моряки. Только за период с июля 1866 г. по март 1866 г. корабли эскадры И.И. Бутакова перевезли с Крита в Грецию около 25 тыс. жителей, причем главным образом детей, женщин, стариков, лишившихся крова, а также раненых (см. Отчет по морскому ведомству. СПб., 1868 г., с. 21).

Русские моряки делились с ними продуктами питания, деньгами, шили для них из холста одежду. На переходе, свободные от вахты матросы, ухаживали за ранеными и обессиленными.

После восстания на Крите из русских кораблей в Средиземном море был сформирован отряд, который находился в греческих водах до русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Командовал им контр-адмирал И.И. Бутаков, имевший постоянную резиденцию в Афинах. Я всегда перед заходом в иностранные порты знакомился с их историей и самой страной, но на Крите власти меня не слушали.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.