Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Переход Заандам - Онега



По окончании выгрузки пилолеса в Заандаме получили рейсовое задание следовать в порт Онегу, назначением Руан. Сам переход проходил в конце лета при хороших погодных условиях, поэтому я не буду на нем останавливаться, а лучше постараюсь дать краткую характеристику морей на этом переходе. И первое здесь – Северное море.

Это мелководное море, целиком лежащее на шельфе, а материковая отмель занимает сравнительно большую площадь и это очень важно для безопасности плавания крупнотоннажных судов и танкеров, для которых глубины в сорок метров являются мелководьем. Здесь шельф имеет небольшой уклон и простирается параллельно берегу, часто повторяя его очертания, а естественные факторы – глубины, ветры, течения, туманы сильно изменчивы, что требуют от судоводителя больших знаний при выборе пути следования. В Северном море очень много буровых вышек, которых часто нет на картах и это очень опасно при следовании в тумане.

Направления и скорость ветра чаще всего зависят от барометрического давления, где частицы воздуха движутся по спирали к центру в северном полушарии – это циклоны, а антициклоны – это спирали от центра к периферии, в северном полушарии по часовой стрелке.

Из Северной Атлантики в Баренцево море проникает приливная волна, а также широким потоком вливается ветвь теплового течения Гольфстрим-Нордкапское течение. Амплитуда приливно-отливных течений у Мурманского берега доходит до 4 метров.

Баренцево море. Приливы в Баренцевом море имеют правильный полусуточный характер, а благодаря Нордкапскому течению Баренцево море теплее всех остальных полярных морей и никогда не замерзает.

Обычно граница плавучих льдов зимой проходит на расстоянии 250 миль от Мурманского побережья. А к северу от 74-ой параллели встречаются и айсберги.

Близость теплового Атлантического океана, с одной стороны, и суровых, покрытых льдами арктических морей – с другой, делает климат Баренцева моря крайне изменчивым и неустойчивым. В море часто бывают штормовые ветры и волнения, и при северо-восточных ветрах высота волны может достигать 9 метров.

Белое море.Оно почти в 15 раз меньше Баренцева моря, его даже можно считать большим заливом последнего, но из-за характерных физико-географических особенностей его выделяют в самостоятельный бассейн. Хотя Белое море расположено южнее Баренцева моря, но зимой практически полностью замерзает.

При следовании зимой за ледоколом можно наблюдать страшную картину: как в «мясорубку» попадают нерпы, и кровавый след от них тянется по льду на большом расстоянии.

Центральная часть Белого моря практически никогда не покрывается неподвижным льдом, обычно оно покрыто ледяными полями и битым льдом. В суровые зимы толщина дрейфующих льдов может доходить до 1,5 м, а под действием приливо-отливных течений льды постоянно находятся в движении – то сжимаются, то разрежаются. Особенно течение становится тяжелым для судов в марте. Таяние льда продолжается до мая, но основную его часть просто выносит в Баренцево море.

Белое море обычно делят на три части – Бассейн, Горло и Воронку. Северную часть моря называют Воронкой из-за сужающейся к югу формы. Внутренняя часть моря носит название Горла Белого моря, здесь проходит главный судоходный фарватер. А внутренняя часть Белого моря называется Бассейном. Больше половины его площади приходится на три больших глубоко вдающихся в сушу залива – Кандалакскую, Двинскую и Онежскую губы.

Белое море также отличается сильными штормами, что в сочетании с плохой видимостью, многочисленными мелями «кошками», создают большие трудности для судовождения. Море даже летом редко бывает спокойным, а волны могут достигать высоты 5 метров.

Порт Онега

Порт Онега расположен в Онежской губе, здесь ярко выражены приливо-отливные явления, в связи, с чем резко колеблется проходная осадка судов, поэтому в Онеге обязательная лоцманская подводка. Вход и выход из порта осуществляется только на полной воде. Обычно под погрузкой лесных грузов стоят четыре судна.

Сам лесозавод располагается рядом с причалом. Причал деревянный, настил на причале и все подъездные пути к нему выполнены из толстых досок, а если доска переломится, то можно глубоко утонуть.

Все северные небольшие порты похожи по своему виду, устройству, организации и быту «на одно лицо». Это Онега, Умба, Кемь, Ковда. Они носят названия городов, а по виду как поселки городского типа, где основная часть строений – деревянные дома, а тротуары выполнены из досок. Зона культуры состоит из одного клуба: здесь проводятся все – кино, театры, танцы, вечера... И когда стоянка судна около двух недель, то ты уже почти всех посетителей хорошо знаешь. Магазинов мало, да и в них ничего нет, за исключением предметов по хозяйству.

После оформления прихода судна, согласовали с начальником лесозавода план загрузки и начали грузовые операции на все трюма судовыми стрелами, груз для нашего судна полностью готов, так что стоянка будет короткой. На судно приехали всего три жены, я заказал разговор с Архангельском, чтобы поговорить с Людмилой. Составили береговые вахты штурманского состава и матросов, необходимо получить продукты и воду, бункеровки судна не будет, замены экипажа нет, два человека отпущены на выходные в Архангельск. В остальном обычный режим стоянки в порту, каждый член экипажа прекрасно знает круг своих обязанностей по своему заведованию. Трем членам экипажа необходимо продлить медкомиссию, капитан на четыре дня выезжает в Архангельск, опять придется трудиться одному.

Памятен мне в Онеге один забавный случай, которому я стал невольным свидетелем: наша буфетчица Галина Павловна, уже не молодая женщина, проспорила плотнику золотое кольцо и бросила его в воду, со слезами на глазах, а за бортом в это время плавало несколько крупных белух. И я, увидев это, решил шуткой смягчить утрату, сказал: «Смотри, Галина Павловна, как красиво выгнула спину белуха, приняв твой подарок…». Но, к сожалению, это не помогло. Позднее я заставил плотника возместить стоимость кольца…

Но вот стоянка в порту закончена, выполнены все хозяйственные дела, палубный груз закреплен, стрелы установлены по-походному, комиссия на отход закончила работу и сошла с борта, прибыл лоцман, подошел буксир, начали отшвартовку... Отошли от причала, отдали буксир, следуем переменными ходами и курсами на выход под проводкой лоцмана. Сдали лоцмана, следуем по назначению в порт Руан. Погода штормовая, встречный ветер до пяти баллов, но волнение всего до трех баллов – узкое место залива. У меня на этот счет бытует такая шутка: «Стоит только оттолкнуться ногой от берега, а там все войдет в свое русло», но сегодня видно этот номер не пройдет – впереди Горло Белого моря, а там ветерок зашумит по-настоящему, лишь бы попасть с течением. Моя утренняя вахта через пять часов, нужно идти немного отдохнуть и прочитать письма из дома, полученные при отходе, а отпуск опять не намечается, возможно, дадут осенью.

Как я и предполагал, погода заметно ухудшилась: ветер зашел на норд, волнение получило свободу и хорошо поддает в левую скулу, крен судна временами переваливает за 10 градусов и караван постепенно намокает от брызг, видимость пока хорошая, имеется возможность производить визуальные обсервации места судна по береговым знакам, одновременно со счислением пути.

Прорвемся, где наша не пропадала... Главное нельзя ничего загадывать наперед, до Руана еще далеко.

Франция

Порт Руан

Руан, расположенный в 106 км от Северного моря и в 120 км от Парижа, образует вместе с Гавром один из крупнейших портовых комплексов Западной Европы. Руан – порт Парижа – экономического и политического сердца Франции и средоточия её хозяйственной жизни. На Руан приходится около 60% всего французского производства газетной бумаги. В порту расположены крупные хранилища вина доставляемого виновозами из Алжира.

Река Сена судоходна для судов с осадкой до 8 м, а полная вода запаздывает на 05.30 против Гавра. При стоянке судна в порту Руан в период полнолуния два раза в сутки следует соблюдать особую осторожность, когда полная вода (явление москаре) катится по реке Сена водной стеной до 3 м. И это на первый взгляд кажется неправдоподобным, но такая волна способна в один момент оборвать все швартовы судна и бросить его на середину реки. Поэтому о времени прохода коварной волны своевременно информируют по радио и телевидению, а на каждом судне в порту готовят главные двигатели и приходит лоцман, чтобы вовремя дать толчок машиной для смягчения удара волной. При этом очень важно, чтобы все швартовы были равномерно обтянуты, с учетом подъема судна после прохода волны. При несоблюдении этих условий может оборвать сразу до 10 швартовых (металлических, синтетических). Я такое наблюдал только один раз на соседнем судне, но этого было достаточно, чтобы запомнить на всю жизнь. Судно получило очень большие повреждения, пострадало и соседнее судно.

Стоянка в порту под выгрузкой пилолеса была почти 15 дней. Все хорошо отдохнули: посещение города, его достопримеча-тельностей, игры в футбол, выезд за город на «зеленую», а главное – поездка в Париж. Отоваривались всем экипажем в одном магазине, у поляков: каждому моряку, под его наблюдением, упаковывали его покупки, а затем мы ушли гулять в город. Все покупки хозяин магазина доставил на машине без нашего участия прямо на судно, и так делается практически в большинстве портов.

Народная героиня – Жанна д‘Арк

Английские войска осаждали город Орлеан. Его падение фактически открывало врагу путь на юг страны. Под Орлеаном решалась судьба Франции. В подъеме народной борьбы против англичан большую роль сыграла Жанна д’Арк. По описанию современников, она была высокого роста, сильная физически, обладала быстрым и находчивым умом с превосходной памятью, которая позволяла ей быстро ориентироваться в сложной обстановке. С детских лет она была знакома со страданиями и бедствиями народа в своей деревне. Она была убеждена, что ей самим Богом предназначено спасти свою родину от врага. Когда она покинула родные места, чтобы участвовать в борьбе против англичан, ей не было еще и 18 лет. Жанна, прежде всего, хотела доказать, что Бог желает ухода англичан из её страны. На этом пути девушку ждали большие трудности, прежде чем она попала на войну. Но вот она получила мужскую одежду, оружие и несколько воинов для сопровождения. С ними она добралась до крепости расположенной на реке Луаре, где находился наследник престола, и добилась встречи с ним. Придворные поняли, что её глубокая вера в победу может поднять боевой дух войск. Жанне дали отряд рыцарей, который влился в войско, направляющееся на помощь Орлеану. По пути простые люди с восторгом встречали девушку. Ремесленники выковали Жанне рыцарские доспехи и сшили походную форму. Жанна д’Арк потребовала у англичан ключи от всех, захваченных ими городов, иначе она грозила им «учинить такой разгром, какого не видели во Франции уже тысячу лет». И с прибытием Жанны в Орлеан начались решительные действия против англичан. В самых жарких схватках с врагами Жанна проявляла смелость и находчивость, и это поднимало боевой дух французского войска: воины «сражались так, как будто считали себя бесстрашными». Через девять дней осада Орлеана была снята, и англичане отступили на север. Таким образом, 1429 год – стал переломным годом в ходе войны.

Жанна убедила короля Карла выступить в поход на Реймс – город, где издавна короновались французские короли. В Реймском соборе Жанна стояла вблизи короля в рыцарских доспехах со знаменем в руках.

Во французское войско вливались все новые добровольцы. Но дворяне боялись участия простых людей в войне, а необычный успех и слава крестьянской девушки вызывали зависть у знатных феодалов. Они хотели оттеснить Жанну от руководства военными действиями.

Жанна просила у короля разрешения выступить на Париж, но придворные внушили королю недоверие к Жанне. Тогда Жанна с небольшим отрядом пыталась взять Париж штурмом, но атака была отбита, девушка была ранена, французы отступили.

В одном из сражений бургундцы захватили Жанну в плен и продали её англичанам. Долгие месяцы Жанна провела в тюрьме. Её держали в железной клетке, с цепью на шее и на ногах. Англичане решили оклеветать Жанну в глазах народа, обвинив её в колдовстве. Жанна предстала перед судом инквизиции. Судили девушку французские епископы, перешедшие на сторону англичан. Когда Жанне задали вопрос: «Ненавидит ли Бог англичан?», Жанна отвечала: «Этого я не знаю. Но я убеждена, что англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто найдет здесь гибель, и что Бог пошлет французам победу над англичанами». Инквизиторы угрожали Жанне, пугали её пытками, хотя и не решались их применить. В мае 1431 г. Жанну д’Арк сожги в Руане на костре. Такой страшной смерти приговорили отважную девушку – верную дочь французского народа.

Я дважды стоял на месте сожжения Жанны д’Арк, каждый раз испытывая трепет в своей душе во славу мужества Орлеанской Девы. Сожгли её прямо на улице и в память об этом событии на месте казни нарисован краской белый крест. Останавливаясь в Руане, туристы всегда посещают это место и фотографируются.

Спустя четверть века после казни Жанны, новый суд объявил прежний приговор ошибкой, когда обвинил её в колдовстве. В XX веке римский папа причислил Жанну д’Арк к лику святых.

Поездка в Париж

Поездка в Париж была при стоянке судна «Иван Рябов» в порту Руан. В группу для поездки входило 18 человек, часть денег взяли из культурно-представительских, а остальную сумму добав-ляли из личных средств. В поход выехали рано утром, чтобы было больше времени на знакомство с городом. Очень жаль, что у нас в автобусе не было экскурсовода, но некоторые сведения по дороге давал водитель. Вся поездка прошла организованно и весело, покушать мы взяли все с собой, чтобы сэкономить валюту…

Город Париж

Конечно, перед поездкой мы постарались познакомиться с литературой, которая была на судне. Провели небольшой диспут вопросов и ответов на тему о Париже. Была догово-ренность, что по Парижу нас будет сопровождать представи-тель из нашего посольства, так как денег на гида у нас не было. Но все же хотелось проверить себя, о чем слышал и читал о Париже, так как многие истори-ческие места города должны быть узнаваемыми.

Мне хочется увидеть Париж глазами новичка, спасти све-жесть первой встречи с горо-дом, не обмануться в увиденном.

Кругом интенсивное движение транспорта, много зелени, на улицах много народа, везде столики кафе с апельсинами, персиками, бананами, и город явно не блещет чистотой. Туристы среди прохожих выделяются своей одеждой и взглядами по сторонам.

Проезжаем район Больших бульваров. Здесь видна толпа туристов, кругом киоски с сувенирами, кафе под ярким тентом... А вот и здание Оперы, сплетенное лепкой, словно побегами плюща. Далее следует авеню Оперы – здесь чувствуется строгость классических форм. Потом город открывает свои двери на простор: фонтаны, скульптуры, высокий обелиск – трофей Наполеона из Египта. «Это площадь Согласия?» – спрашиваю я у нашего гида, и он кивает головой. Мы стараемся продвинуться к мосту через Сену, который разделяет город почти на две равных части.

Франция для нас, практически ближе всех других государств Европы, потому что французский язык был вторым родным для Пушкина, для Толстого, у которого в книге «Война и мир» встречаются целые страницы, исписанные по-французски, и это Париж оценил. Париж примечателен тем, что в него французы собрали все богатство страны, как в домашнюю шкатулку: здесь основные университеты, значительные издательства, кино-фабрики, музеи, почти все выдающиеся театры и прочее. К Парижу обращали свои взоры: Дидро, Вольтер, Руссо... Именно Париж показал, что троны не вечны, потому что в 1789 г. пала Бастилия. Почему-то лицо Парижа всегда рисуется озорным, насмешливым, отважным и наша история тесно переплетена, причем не только 1812 годом. Например, на улице Мари-Роз у Ленина с Крупской была небольшая квартира, и многое с этим связано, хотя мы и стараемся теперь это забыть, но это уже история, и её не вычеркнешь. Впереди виден собор Парижской богоматери – этот каменный герой романа Гюго хорошо знаком всем, почти как живое существо. Движение нашего автобуса идет с большими остановками, и мы решили пойти далее пешком, и местным транспортом.

Примечательно, что Париж, как обнаженная женщина, старается выплеснуть свою жизнь на открытую улицу, это ощущается во всем: работают тысячи кафе, разместившие свой сервис на улице под цветными зонтами, уютные магазинчики, лавочки всегда к услугам туристов, кругом теснота. Но люди непринужденно общаются, смеются, всегда готовы указать дорогу новичку, дать совет, что посмотреть.

В Париже нет архитектурной цельности, наблюдается смесь стилей зодчества, но четко просматриваются блеск творчества разных эпох, есть тут и барокко, правда не такое яркое как в Праге. А вот куда отнести творение инженера Жана Эйфеля – его Башню, которую сначала считали уродством, а теперь она символ не только Парижа, но и всей Франции. Эйфелева башня высотой в 320 метров и кроме ресторанов и смотровых площадок, является одновременно хорошей радиомачтой. Конечно, мы побывали на башне, посмотрели на город с высоты, правда, денег на ресторан не было...

Долгие года в Париже провел Эрнест Хемингуэй, который в память об этом назвал свою книгу «Праздник, который всегда с тобой». Тогда Хемингуэй еще не был знаменит, но не страдал: «Иногда, в ясные дни, я покупал литр вина, хлеб и колбасу, садился на солнышко, читал только что купленную книгу и наблюдал за рыбной ловлей». А праздник Хемингуэй ощущал в человеческом общении с парижанами, чего он был лишен в Европе и даже у себя в Америке, но я отвлекся от осмотра Парижа...

Вот Нотр-Дам... В соборе происходили коронации и отпевания. Наполеон получил корону из рук самого папы, и практически сам надел её на себя. В соборе продолжают жить, как живые существа, Эсмиральда с козочкой и зловещий Квазимодо, а у Сэнт-Онора вместо ворот сейчас стоит памятник Жанне д’Арк – деве-полководцу, французская знать выдала Орлеанскую деву англичанам. В Руане я долго стоял у креста, нанесенном краской прямо на земле, в память о Жанне д’Арк, где произошло это событие.

А это уже Лувр – обитель мушкетеров, один из королевских дворцов, а сейчас музей. В Лувре был Петр I, когда он договаривался с Францией об изоляции Швеции. Лувр по своей планировке представляет город в городе, его фасад обращен к Сене трехарочным въездом, украшенным скульптурами. Далее идет Версаль со своим множеством садов. Они словно самоцветы на узорчатом бархате газонов, клумб, подстриженных кустов и деревьев. Здесь была летняя резиденция Людовика XIV, его крылатая фраза: «После меня хоть потоп». Он не мог обходиться без театра и литературы. Версаль создал классический балет.

Подходим к площади Бастилии. Хотя самой Бастилии уже нет, недаром 14 июля отмечается как день падения Бастилии. Это произошло уже при Людовике XVI. Ну, и конечно, нельзя не заметить Триумфальную арку – на ней отражены все победы Наполеона в Египте, Италии, под Аустерлицем, от которой лучами расходятся 12 улиц, в том числе в Елисеевские поля. В 1840 г. прах Наполеона был перевезен с острова святой Елены в Париж. Его гробница находится под куполом дворца Инвалидов, там всегда много туристов, включая и нашу большую группу. На зеленом граните постамента покоится саркофаг из красного гранита, привезенного из нашей Карелии. И здесь двенадцать исполинских изваяний символизируют боевые компании Наполеона... По словам Энгельса, Наполеон явился классическим сводом законов буржуазного строя. Но не следует умолять его заслуги для Франции: происходило строительство дорог, каналов, мостов, развитие промышленности, образования, научных исследований и т.д. Практически Наполеона выдвинула революция, и он взялся спасти Францию от монархистов и интервентов в угоду новых владык, и затем они расправились с ним.

В процессе экскурсии не обошли своим вниманием и тяжеловесную Вандомскую колонну, которая запечатлела позор России при Аустерлице, так как кольца, опоясывающие башню, отлиты из русских орудий, как трофеев после поражения, – и это тоже история…

На Монмартре

На «закуску» о Париже мы оставили Монмартр. Туда ведет улица Лепик, читаем мы в путеводителе. Лестница, к которой мы подошли, напоминает подъем на железнодорожную платформу. Эта улица, лестница с рядом обшарпанных домов с убогими балконами и деревянными жалюзями, идет на Монмартр. Здесь довольно многолюдно, слышатся обрывки английской и немецкой речи, из подъездов вышли два молодых человека с мольбертами и они сразу попали в объектив нашего фотоаппарата. Монмартр в переводе означает «Холм Мучеников» и это вполне справедливо. Монмартр – святое место, о чем свидетельствует каменная корона холма, Собор Сакре-Кер, сверкающий необычной белизной. Раньше на вершине холма стоял храм Меркурия, и жрецы принесли в жертву трех проповедников христианства. На встречу нам движутся два человека в черных сутанах – они молоды, и на их лицах видны сдержанные улыбки, а дальше видим седого здоровяка, который правой рукой наставляет на путь истинный своего внука, что-то приговаривая на ходу...

В 1871 году к Парижу подошли прусаки, и Монмартр ощетинился сотнями пушек, но правительство отказалось защищать столицу, так как боялось своего народа больше, чем прусаков... Так Монмартр стал главной огневой позицией Коммуны, и это позволило развернуть победное алое знамя над ратушей столицы. Но постепенно военные заслуги были забыты, и Монмартр превратился в район ночных развлечений, а днем отдан на откуп художникам...

Я помню, как засмотрелся на их работу, и сам стал «натурщиком» одному из них. Вероятно, это у них своеобразное «хобби», они не спрашивают разрешения у своего клиента, а просто дают ему готовый портрет и за него нужно платить. Сумма эта небольшая, но я на портрете был совершенно не похож – он больше напоминал дружеский шарж, с какой-то непонятной ухмылкой.

Такие портреты получили почти все члены нашей группы, тем более, что мы не толпились всем коллективом, а были разбиты на группы по три–четыре человека. Наша группа ходила отдельно, и мы услугами гида из посольства не пользовались, поэтому я его и не упоминаю во время экскурсии.

Наш поход по Парижу подходит к концу, остался левый берег реки Сены, там, у Сорбонны ждет нас наш автобус, такая с ним была договоренность.

Конечно, устали, хочется кушать, так как с собой были взяты одни бутерброды и к ним покупали пиво...

Левый берег Сены

Чтобы попасть туда спускаемся с Монмартра в центре столицы, у Норт-Дам, переходим на левый берег Сены. Впереди виден холм Сент-Женевьев, застроенный домами очень плотно, далее царит купол Пантеона – это здание, пример античной классики, в нем покоятся останки великих людей Франции. Гробницы Виктора Гюго, Эмиля Золя, Руссо, Вольтера, героя Сопротивления Ланжевена и дригих, а дальше идет старинная церковь парижского университета, основанная в XIII веке богословом Сорбонной, и теперь носит его имя – Сорбонна. Её окружают учебные корпуса и университетский городок. Этот район примыкает к Латинскому кварталу – это царство студентов...

Одна из наших групп уже обнаружила наш автобус и торопит остальных пойти к нему, приходится прислушаться и закончить экскурсию.

Прощаемся с нашим гидом, благодарим за помощь в организации экскурсии, приглашаем посетить судно. И вот мы в автобусе, все дружно бросаются к нашим продовольственным запасам, но их приходится остановить – необходимо помыть руки и сделать элементарную подготовку пищи. Помыли руки, а кушаем уже на ходу. Автобус начал движение в обратный путь. Все довольны экскурсией, масса впечатлений. Нашу дружную компанию дополняют еще 20 человек с другого судна, они ходили отдельно и пришли в автобус немного раньше нас, они уже покушали и теперь прилипли к окнам автобуса.

Обратный путь показался нам длиннее – на судно прибыли уже поздно ночью. Но не сразу легли спать, начались расспросы теми, кто оставался на судне, они вытащили несчастливый жребий...

Отпуск в Ярославле

В октябре 1963 года получил отпуск, прилетел из Риги, оформил отпускные, и мы с Людмилой на несколько дней отправились в деревню к её родителям, она так же оформила отпуск.

Сходили в домашнюю баню, посидели за праздничным столом по случаю нашего отпуска, обсудили поездку в Ярославль.

Когда стали ложиться спать, Людмила призналась, что беременна и в апреле месяце я стану отцом. Я очень был рад такому известию...

Через пять дней мы с Людмилой выехали в Ярославль. Там нас встретили родные и были рады, так как мы не виделись почти два года.

На второй день собрали хороший стол, пригласили знакомых и друзей. Праздник удался: пили в меру, но зато долго беседовали на разные темы.

На вокзале в Ярославле, когда мы выходили из вагона, произошла интересная встреча с моей учительницей, в которую я в детстве стрелял из резинки. Она с мужем встречала свою дочь. Вероятно, мы были сильно смущены, потому как её муж заметил: «Вы так смутились, как будто были любовниками!». Он по национальности был фин и говорил с заметным акцентом. А в моей памяти быстро пронеслось все детство, и я невольно ощутил деревянный ящик для книг на своих плечах. Люсе я об этом ничего не рассказал.

В нашем доме были нормальные условия для жизни: паровое отопление, колонка с душем, баллонный газ, свое молоко...

В конце ноября выпало много снега, и я начал поездки на лыжах, гора была прямо у дома, а внизу у речки проходила лыжная трасса. Я давно не становился на лыжи и появился азарт пробежать всю трассу – это, наверное, десять километров, которые бегал на соревнованиях в школе, а в училище я четыре года держал первое место по лыжам. Но когда заехал в лес, все изменилось, – захотелось понюхать хвои, посмотреть на заячьи следы.

Так прошло почти два месяца, подходил Новый год. Мы почти все время проводили дома, редко ходили в кино, два раза были на танцах, иногда навещали друзей и знакомых. Но вот получаю телеграмму – вызывают срочно в кадры, хотя мне осталось гулять еще больше месяца. Можно было затемнить, но я решил ехать, а остаток отпуска приберечь на лето. Быстро собрались, Люся тоже решила вернуться домой. Мы приехали налегке, поэтому проблем с отправкой не было, отец и сестры были против, но я решил ехать.

Билеты взяли через знакомую Анну Васильевну, а садились в поезд в Ярославле. В Архангельске жену проводил к тетке, а сам пошел в отдел кадров. Там мне объяснили, что на одном из судов заболел старпом, а на замену никого не было, и решили вызвать меня.

Так я попал на судно «Вычегдалес», которое стояло под погрузкой пилолеса в Цигломени и почти готово к выходу в рейс. Надо собрать чемодан и отправляться принимать дела. Рейс предстоит в Италию, в Геную и Венецию. Все мои вещи были у Люсиной тетки, но нужно было отвести Людмилу в деревню, куда мы отправились вечером, а утром я поехал на судно. Старпом уже был в больнице, поэтому входить в курс дела пришлось с помощью капитана.

Продукты, снабжение и топливо были получены, воды на рейс достаточно, а в мелочевке можно было разобраться по ходу дела, тем более, что встретил трех знакомых моряков. Заканчивается погрузка палубного груза, надо организовать крепление каравана и проверить наличие людей. Хорошо, что я на всякий случай попрощался, когда поехал на судно, а то времени для этого уже нет.

Капитан поехал оформить документы, а 3-й штурман – отход судна в рейс, на 20 часов заказали комиссию, а на 21 час лоцмана и буксиры. В отделе кадров были рады, что я приехал во время, и не будет задержки с отходом судна, а я поспешил замолвить словечко насчет летнего отпуска, возможно повезет. Надо успеть написать письмо своим родственникам, а то будут волноваться.

На отход проверили все судовые устройства, записал в черновой журнал, главные двигатели готовим на 20.00. К этому времени на борту должен быть весь экипаж. В 19.30 вернулся капитан Александр Викторович, а затем и 3-й помощник Виктор Петрович.

Грузовые документы и отход судна в рейс были оформлены. В 20.05 прибыла комиссия на отход судна в рейс и приступила к работе. 21.00 – прибыл лоцман и два буксира, комиссия закончила работу и ушла с борта.

Палубную команду вызвали по местам швартовки, начали отход судна. Отошли от причала, переменными ходами и курсами под проводкой лоцмана Большакова С.Н., следуем на выход. Палубную команду отпустили с мест швартовки.

Записываю журнал и иду кушать. Надо привыкать к новому судну, прежний старпом уже не вернется.

Проводку по реке осуществляет ледокол «Капитан Белоусов», но здесь лед сильно разбит и проводка ледокола пока не требуется.

Выход рекой и горлом Белого моря шли под проводкой ледокола «Капитан Белоусов». Нам повезло, что не было больше судов в море. На судовом фарватере были нерпы, они попадали под корпус ледокола и нашего судна, и позади по льду был виден кровавый след, – сколько их гибнет каждую зиму трудно сказать, но они всегда располагаются на ходовом русле.

Я не буду отнимать время, и дублировать снова описание морей и проливов – это уже было сделано выше. Отмечу только, что весь переход до Гибралтара проходил в тяжелых штормовых условиях и крене судна около 25 градусов. Средиземное море прошли при хорошей погоде, но приличном волнении.

Средиземное море

Средиземное море принадлежит к числу самых больших и глубоких морей Мирового океана. Достаточно сказать, что по 38-й параллели оно простирается на две тысячи миль, а это больше, чем ширина Атлантического океана между Африкой и Южной Америкой. Море лежит на стыке между Европой, Азией и Африкой. Оно со всех сторон окружено сушей, берега сравнительно высокие и успешно защищают его от сильных ветров, а число штормовых дней колеблется от двух до четырех в месяц.

Море никогда не замерзает, почти круглый год в нем удерживается теплая, ясная погода. В Средиземном море почти не сказывается влияние приливно-отливных явлений, большие глубины, мягкий климат делают море удобным и безопасным для плавания. Оно по праву считается колыбелью европейской цивилизации.

Средиземное море омывает 15 стран с общей территорией 8,5 млн. км2 и населением около 300 млн. человек. Особенно возросла его роль после постройки Суэцкого канала.

Единственным естественным выходом в Мировой океан служит Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки. Уровень воды в нём немного меньше, чем в Атлантическом океане, поэтому в него постоянно вливается мощный поток воды, равный водоносности десяти Волгам. Материковый склон в Средиземном море довольно крут, поэтому большие глубины начинаются сразу от берега. В центральной части моря отмечается повышение дна. Апеннинский полуостров и остров Сицилия разделяют Средиземное море почти на две равные части: восточную и западную. Соединяются эти два бассейна проливами Тунисским и Мессинским.

Первый разделяет остров Сицилию и Африку. По узкому и длинному Мессинскому проливу, проходящему между о.Сицилия и Апеннинским полуостровом, проходят оживленные региональ-ные пути Средиземного моря. Особенно необходимо следить за банкой, которая расположена у входа в пролив с запада.

Италия

Италия отделена от других европейских государств высокими Альпами, она ближе примыкает к островам, чем к материку. Береговая линия состоит из тяжелой гористой породы, поэтому судоходство является очень важным для страны.

Адриатическое море почти полностью лишено удобных бухт, а западная сторона – Апеннинский п-ов изрезан немного сильнее. Море между Сардинией и Сицилией называется Тирренским морем. Оно связано с Лигурийским морем Корсиканским проливом, в котором находится группа островов Тосканского архипелага.

Самый крупный из них о. Эльба, на котором имеется местонахождение железной руды. Омывает Апеннинский полуостров Ионическое море и образует полукруглый залив Таранто. В Италии, как и в России, наблюдается резкий контраст между промышленностью и отсталым сельским хозяйством.

Морской транспорт в Италии успешно связывает отдельные отросли народного хозяйства, части страны, а так же экспорт и импорт.

Общий грузооборот итальянских портов составляет 390 млн.т. Он рассредоточен между 144 портами, причем общегосударственное значение имеют 16 портов, на которые приходится 90% морского грузооборота.

Порт Генуя

Генуя – крупнейший порт Италии, расположен в вершине Генуэзского залива Лигурийского моря. Порт огражден внешними молами, длина которых составляет 6200 м, он имеет два входа восточный и западный: первый из них шириной 250 м, а второй – 105 м. Площадь порта 400 га, длина причального фронта – 17900 м. Порт доступен для самых крупных судов, одновременно могут обрабатываться до 200 судов. Порт оборудован гидравлическими и электрическими кранами, транспортерами для угля, зернохранилищами, пневматическими перегружателями, специальными складами, холодильниками, складами для генеральных грузов. В порту имеется мощное противопожарное оборудование, а также в порту находится морской вокзал с причалами для пассажирских судов. Порт имеет большое количество плавучих кранов различной грузоподъемности, а также более 600 лихтеров. Когда выходишь на палубу судна, то хорошо виден полукруглый бассейн, к которому амфитеатром спускаются старинные городские кварталы – самая старая часть порта, где еще в начале прошлого века была сосредоточена вся его хозяйственная деятельность. Сейчас им пользуются в основном пассажирские суда. Генуэзский порт, подобно марсельскому, начал развиваться в западном направлении. На общем фоне порта особо выделяется металлургический завод и крупный аэропорт, построенные на намытом грунте.

Генуя – второй после Марселя порт на Средиземном море и его значение для Италии трудно переоценить. Между этими портами очень много общего в историческом развитии и даже в рисунке и конструкции гавани, я – это наблюдал своими глазами.

В период средневековья, когда у власти находилась купеческая олигархия, Генуя была крупнейшим торговым посредником между странами Запада и Востока. Например, Генуей был основан ряд торговых факторий на берегах Черного моря. На первом месте стояли – Кафа (ныне Феодосия), Валаклава и Солдайя (ныне Судан). Эти фактории стали важнейшими центрами генуэзской торговли. Через Кафу и Солдайю шла торговля с Русью, Ираном, Центральной Азией и Китаем. Генуя сделалась крупнейшей торговой державой своего времени. В 1296 г. генуэзцы разгромили венецианский флот при Курцоле и еще больше укрепили свое могущество, но в 1380 г. венецианский флот разгромил генуэзский при Кьюдже и получил преобладание в восточной части Средиземного моря, в Крыму и на Кавказе, а венецианская фактория Тана (близ нынешнего Азова) приобрела почти такое же значение, как Кафа.

После постройки железных дорог порт стал морскими воротами для густонаселенной и экономически развитой долины р. По, особенно для индустриального треугольника Милан – Турин – Болонья. В Лигурийских Апеннинах были построены туннели для трех железных дорог и магистрального автошоссе. Уже в последние годы провели нефтепроводы в Швейцарию и ФРГ.

Генуя – главный порт итальянского торгового флота. Заходить в такой порт приятно и ответственно: кругом много судов, которые швартуются, отходят, но во всем чувствуется ответственность, нет суеты, буксиры при швартовках работают как часы.

Приняли лоцмана, переменными ходами заходим в восточный вход, швартуемся к лесному причалу правым бортом, крен на левый борт составляет 23 градуса. Ошвартовались, спустили трап, агент и портовые власти поднялись на борт судна. Палубная команда свободна, машина переведена в 2-х часовую готовность, объявлены береговые вахты по палубе и машине. На вахте по судну 2-й помощник капитана – Виктор Николаевич Ручкин. Палубная команда занята подготовкой к грузовым операциям – отдает найтовы.

Приход судна оформлен, агент и портовые власти покидают борт судна, время 16.15 по местному времени, нотис готовности судна к грузовым операциям по обычаям порта, принят на 08.00 завтрашнего дня. После длительного и тяжелого перехода в штормовых условиях, можно немного отдохнуть, а завтра навестить город. Деньги были заказаны с моря, и капитан их уже получил. Выгрузка будет производиться береговыми канатами, стоянка ожидается около двух недель, включая стоянку в Венеции.

Переход необходим, так как там другой получатель груза, и он экономит транспортные расходы.

Мне приходилось несколько раз бывать в Италии, и я всегда удивлялся исключительной распаханности этой страны – это даже невольно бросается в глаза, когда судно проходит вдоль итальянских берегов и островов. Даже Апеннины, Итальянские Альпы с вечными снегами и ледниками, 47% всей территории страны используется под культуру – сады, виноградники и поля. В южной части Италии поля перемежаются с виноградниками и садами. Значительная часть горной территории занята плантациями плодовых и технических деревьев, рассаженных правильными рядами, обвитых виноградом, в междурядьях которых вытянулись поля, засеянные пшеницей, бобами, ячменем и другими культурами.

Виноград здесь повенчан с ильмом. Это символ центральной Италии, районов Умбрии.

Настоящей житницей Италии является Ломбардия, которая вытянулась у подножья Итальянских Альп в долине р.По.

Примечательно, что даже 2000 лет мало изменили состав культур этой древней страны, так как у развалин Геркуланума и Помпея можно видеть остатки земледельческой культуры начала первого тысячелетия нашей эры: та же пшеница, те же ячмень и лен, что и в наши дни. Вот так сохраняются традиции земледелия, а Россия только научилась сохранять сорняки на больших площадях – земли много…

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.