Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мой любимый поэт Николай Рубцов



Воспоминания капитана

 

Книга 1

 

 

 

Игорь Тюфтерев

 

 

Море было

моей судьбой

Воспоминания капитана

Книга 1

 

Ярославль

Игорь Тюфтерев

Море было моей судьбой. Воспоминания капитана. Книга 1. Ярославль, 2007. 186с.

От автора

Бессмертие откладывается на потом…

Человек хочет, чтобы о нем помнили…

Что есть человек, какая его роль на этой земле? Многие философы пытались ответить на этот вопрос?

Вот и мне на склоне своих лет, захотелось задать себе этот вопрос. Что я сделал? Зачем живу на земле? И хотя каждый из нас по-книжному знает, что его миссия на земле будет выполнена, если он: построил дом, посадил дерево, воспитал сына, но, если мы сделали все это, а Родину можем отдать врагу, то какая наша роль на Земле – пора задуматься каждому из нас, так как у нашей власти не хватает для этого времени – много чужих забот.

У молодежи – нашего будущего, складывается мнение: к чему учение, сила, ловкость, умение растить хлеб – пусть будут лучше наркотики, пиво – жизнь без тормозов, поскольку итог всего – могила, а кто будет думать о перспективе жизни в стране.

Неслучайно все религии придумали загробную жизнь, переселение в иной, радостны1й и беззаботный мир. Однако никто не возвращался «оттуда» и не удостоверял реальность «того» мира.

А страстно хотелось бы, чтобы о тебе помнили здесь, на земле, хотя бы родственники, для этого я пишу эти строки.

 

© Тюфтерев И. И., 2007


Светлой памяти своих родителей

Ивану Васильевичу и Марфе Андреевне

Посвящаю эту книгу

Зачем человеку Родина?

Я попробую ответить на этот вопрос как бывший моряк.

Родом я из Мологи, поэтому моя Родина сейчас находится на дне Рыбинского водохранилища… Моей матери, Марфе Андреевне шел тогда 45 год, в семье я был последним ребенком. Роды принимались дома. Мою пуповину положили под крыльцо, как это тогда было принято в русских селениях и она тоже оказалась в воде.

Возможно поэтому меня с детства тянуло к воде: сначала на речку Печегду, а затем в море...

Поскольку нашу семью переселили когда мне не было еще трех лет, то я эту Родину на дне моря не помню. Она в моей памяти связана с д. Коромыслово, что находится рядом с заводом Менделеева.

Во время учебы в школе и училище для меня понятие Родина было неразделимо связано с местом жительства и страной. А когда я стал работать на судах загранплавания, и по мере моего роста в должности, Родина тоже стала прибавлять в весе. Так что я почувствовал свою ответственность не только за себя, но и за весь экипаж. И понятие Родина - как страна, вышла на первый план, при этом понятие дом, семья не уменьшилось в своем значении, а приобрело новую окраску – гордость за свою страну, в которой я живу.

Причем это чувство острее воспринимается, когда ты находишься вдали от родных берегов. Связь с родными поддерживаешь с помощью радиопрограмм. При стоянке в загранпорту, олицетворением твоей Родины является само судно и гордо развевающийся флаг… Ты видишь лица людей, которые проходят по причалу или посещают судно, чувствуешь, как они к нам относятся, беседуешь с ними, и твое чувство к Родине перерастает в государственное, так как по тебе и твоим поступкам судят о стране, которую ты представляешь, и здесь уже появляется новая грань твоего чувства к Родине, которое укрепляется и растет.

Такое чувство нельзя насаждать искусственно, проведением показных мероприятий, для него необходимо создавать благоприятную почву, и тогда оно даст свои корешки, и даже обычные государственный символы приобретут другое звучание. Конечно, возвращение к истокам нашей истории хорошее дело, но лично о себе скажу так: «Мне бы на ходовой мостик судна на флаге которого двуглавый орлел, уже не подняться». Хотя чувство Родины в моей душе не страдает, перекраситься в один момент, как это сделали наши демократы, я не могу.

По данным социологов, в современной России семьдесят процентов жителей считают родиной место, где родились. И только 30 процентов родиной называют страну, где живут. Поэтому получается так, что для большинства россиян Россия родиной не является и это очень печальный факт.

Получается, что Россия – это страна бывших «совков» и «поколения, выбравшего пепси», между которыми лежит пересохшее русло нашей истории. На помойку выбрасываются не только пуповины, родившихся детей, но и они сами или продаются за рубеж. Не контролируемые потоки эмигрантов разных мастей, только пополняют ряды преступников и мошенников, тем самым не могут положительно решать другие наши проблемы.

Вот так, используя красивую «наживку» западной демократии, наши враги посадили Россию на смертельный крючок, за который нас дергают, как глупую рыбу нашими руками разрушили страну, открыли наши границы, наводнили страну всякой нечестью и получили возможность критиковать страну за ущемление демократии... А в сознании российского человека демократия отождествляется с понятием вседозволенности и беспредела.

В связи с этим приходится признавать, что Запад хорошо знает нашу психологию, и точно рассчитал смертельный удар.

Этим Запад добился, того, что разорвалась пуповина, связывающая нас с землей, родиной, родом. И мы сами им в этом помогаем, так как связаны условностями западной демократии, которую сам Запад нарушает в случае необходимости. Вот такая получается карусель!

Национальная идея. В чем она состоит?

Национальная идея – это то, что объединяет людей, живущих на своей родине. Если сказать проще, то за что, граждане любят Родину. Но главное в этом вопросе состоит в том, что национальная идея должна быть выражена словами понятными и доступными для каждого человека, независимо от его образования. Очень важно, чтобы национальная идея гармонично вписывалась в государственные символы…

В среду 25 декабря 1991 года в 19 часов 45 минут в России произошла смена флага, за пять дней до очередной годовщины образования СССР. И мы свыше десяти лет жили с паспортами государства, которого уже не существовало. Также поступили с гимном и гербом, взятыми от государства-призрака, плюс к этому возникла материальная и политическая нестабильность.

С каждым годом усиливается расслоение российского общества, причем не только материально, но и духовно. К этому я добавлю несколько штрихов: полсотни российских миллиардеров имеют суммарное состояние около 190 миллиардов долларов, что составляет почти ТРЕТЬ экономики страны. Причем здесь я называю всего четыре сферы их деятельности: металлургию, добычу нефти и газа, банки и финансы, торговлю. А если к этому добавить теневую экономику и различные виды мошенничества, то, что остается простому смертному? Госдума о нас не забыла: народные избранники считают, что прожить можно на ДВЕ ТЫСЯЧИ 653 РУБЛЯ – вот так выглядит депутатская щедрость в законе о потребительской корзине на 2006 год, а выходное пособие для выпускников детских домов составляет 1500 рублей.

Конечно, какой национальной идеей можно соединить такое общество? Как тут не вспомнить поэта Осипа Мандельштама: «Мы живем, под собою не чуя страны…». Это стихотворение было написано про усатого Сталина. За эти стихи Мандельштам поплатился своей жизнью, но мы и сейчас по-прежнему под собой страны не чуем. А где и как ее можно почуять? Если включи любой ТВ канал и там, как под копирку идут передачи о катастрофах, криминале, политике, спорте, погоде, рекламе. Какое впечатление сложится о стране после просмотра таких передач сказать не сложно, при этом ТВ каналы в таком режиме работают каждый день. Поэтому и создается впечатление, что в такой стране живут одни криминальные типы, политики, поп-звезды, частично разграбленные олигархи, а передач о жизни рядовых людей практически нет, поэтому и понятие о Родине повисает в воздухе и не имеет спроса.

Я был крайне удивлен, когда первого марта текущего года услышал из уст Дмитрия Медведева – первого вице-премьера и будущего приемника В.В. Путина, что наше телевидение – лучшее в мире. Это было сказано на совещание работников СМИ и ТВ каналов.

И вот, наконец, Евгений Примаков озвучил национальную идею России. По его мнению, ситуация в стране сейчас такова, что единственной национальной идеей России может быть элементарное физическое выживание нашего народа.

– Национальная идея России может заключаться в том, чтобы наша страна выжила! – заявил Евгений Максимович на заседании «круглого стола» российских парламентариев.

Пессимизм умудренного опытом политика очень веское основание. Только за прошлый год в России совершено 60 тысяч самоубийств, 3 тысяч убийств, 40 тысяч человек погибли в авариях, 36 тысяч умерли от алкоголя, 70 тысяч человек пропали без вести.

Между тем, за последние 12 лет не зарегистрировано ни одного отечественного медицинского препарата.

А ВЛАСТЬ БУБНИТ ЧТО-ТО ОБ УЛУЧШЕНИИ ЖИЗНИ НАРОДА. КАКОЕ УЖ ТУТ УЛУЧШЕНИЕ? В живых БЫ ОСТАТЬСЯ. /Газета Жизнь № 12, среда, 22 марта 2006 г./

При длительной работе на судах загранплавания мне в разных странах приходилось встречать фашизм в различных обличиях, включая и с боевым оскалом, когда шли в Чили с мирными грузами, а там уже наших моряков бросали с высоты в трюмы… Я думал тогда, что это далеко, как расстояние до Чили, но я ошибался, сейчас фашизм стоит на пороге моего дома прямо со свастикой и уверенно смотрит мне в лицо, поэтому я и хочу высказаться на эту тему.

Россия и фашизм

На первый взгляд эти две вещи несовместимы? Страна, победившая Гитлера, сама заражается этой болезнью! Но заглянем в историю России, посмотрим, не там ли зарыта собака, которую мы ищем. Хоть она много раз и переписывалась, некоторые факты все-таки остались в моей памяти навсегда.

Работая долгое время в Северном пароходстве, мне приходилось служить на пароходе «Степан Халтурин». Пароход имел имя известного террориста, который 5 февраля 1880 года совершил очередное покушение на жизнь Александра II. Конечно, террористом я его сейчас называю «посмертно», узнав факты рекордного по жестокости и количеству жертв, бессмысленного теракта… А тогда, глядя на портрет, я восхищался его подвигом. Ведь он тоже был родом из крестьянской семьи, его открытое лицо с пышной шевелюрой, черными усами и изящной бородкой подкупило мое доверие, а его клетчатая косоворотка подчеркивала народность и силу воли в таком подвиге. Нас заставляли верить в эту легенду. Портрет Степана Халтурина висел на почетном месте в красном уголке, и все члены экипажа хорошо знали его биографию. Не было только там сведений, что в результате этого теракта погибло десять невинных солдат и 33 человека были ранены. К нему проявили доверие, приняв на работу в Зимний дворец, а он уже видел сны на сундуке с динамитом... И подобных историй у России много.., а мы на них смотрели под другим ракурсом. Сейчас общественная палата призывает переписать учебники по истории, которые писались под каждого руководителя страны. Экзамены в гуманитарные вузы уже убрали, за исключением МГУ. Как оценят прежний терроризм, я не знаю. Не получилось бы так, как я однажды видел в Архангельске, когда иностранец мемуары Л.И. Брежнева на выходе из магазина опустил в урну. Вероятно, вернее будет, если власть надумает в корне менять к лучшему саму нашу ЖИЗНЬ.

В 60–70 годы прошлого столетия мне часто приходилось перевозить на судах из Бремена, Брака, Бремерхфена газовые трубы большого диаметра. Помню такой случай, когда я еще работал 2-м помощником капитана и отвечал за груз. После загрузки одного из трюмов, я спустился внутрь (зазоры позволяли), и начал проползать внутрь труб, чтобы проверить отсутствие повреждений на торцах труб, которые фиксировались в коносаменте на груз, как вдруг обнаружил в одной из них человека. Который как школьник рисовал фашистские знаки больших размеров. Причмокивая губами как заправский художник, высказывал различные пакости в адрес советского народа и СССР. Вероятно, он владел этим искусством в совершенстве. Как только человек заметил, что его обнаружили он запрыгал по трубам как обезьяна, успевая мне корчить рожи. Но все же мы его выловили и по-русски наказали – носом об стол. Заставим убрать все свои художества, чтобы докеры в порту не видели их. А сейчас у нас, такое можно увидеть на каждом шагу и мы к этому привыкли, считаем, что боремся, а следует выжигать каленым железом.

Сегодня Москва и Питер являются центрами бритоголовых, но не отстает от них и провинция – НЕОФАШИЗМ УВЕРЕННЫМ ШАГОМ ДВИЖЕТСЯ ОТ ВОРОНЕЖА ДО ВЛАДИВИСТОКА. А наша власть трусливо от них прячет голову в песок, делая вид, что ничего не происходит, и только выступления народа заставили власть говорить о расовой ненависти. Нам следует помнить, что любые ошибки и просчеты могут быть сразу использованы соответствующими организациями.

Возьмем простой пример: правительство решило досрочно выплатить 12 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ долга СССР Парижскому клубу и вычеркнуло 80 тысяч учителей – классных руководителей, о которых напомнил В.В. Путин.

Долгие годы примером для подражания был Павлик Морозов, который сдал своего отца, но как сейчас относиться к его поступку, если названия улиц еще остаются, имеются и лагеря для школьников.

Как привить уважение к иностранцу на рынке, если тот купается в деньгах, имеет наших девочек на выбор, а наш молодой человек ходит в своей стране голодный и холодный, а власть его угощает светлым будущим.

Взяточничество и коррупция процветает на всех уровнях, а закон о коррупции не могут принять ШЕСТЬ лет. Возможно, следует пригласить депутатов из-за рубежа как тренера по футболу. Ясно, что они при этом думают не о стране, а о себе.

И таких примеров можно привести десятки... Как где-то тряхнуло, первыми поднимаются в воздух самолеты МЧС, а если беда случилась у нас – люди рассчитывают только на свои силы.

Власти надо больше думать о своем народе, так как он ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЖИВЕТ, А ВЫЖИВАЕТ и эту истину нужно не просто признать, но и решить РЕАЛЬНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ.

Переезд из Мологи в д. Коромыслово

В связи с созданием Рыбинского водохранилища началось выселение жителей из Мологи. И мои родители Тюфтерев Иван Васильевич и мать Марфа Андреевна со своими детьми Наташей, Валентиной, братом Александром и мной, в возрасте двух лет, отправились в плавание по реке Волге.

Отец разобрал дом и скотный двор, перевез его на лошади к реке, сделал из бревен дома плот, водрузил на него все свои пожитки, семью и скот и двинулись на новое местожительство. Вместе с нами так же на плотах отправились еще две семьи.

Для коровы было взято сено, но за время движения по Волге приходилось периодически останавливаться, чтобы купить еды и покормить скот.

Через две недели плоты пристали у поселка Некрасовское, где плоты закрепили на берегу, а вещи и семью на лошадях отправили в деревню Коромыслово, в местный колхоз и поселили в сарае.

Родители стали работать в колхозе, а отец по вечерам перевозил на лошади бревна дома. Участок для строительства колхоз уже выделил. Так прошло лето... Так как в сарае не было отопления, родители сняли комнату с печным отоплением в одном из колхозных домов. Весной отец начал собирать дом, все бревна были пронумерованы. За лето дом был собран и к зиме, мы уже разместились в своем доме, скотина тоже справила новоселье.

Дом был поставлен почти на самой горе, внизу текла быстрая речка Печегда, открывалась красивая панорама местности с шоссейной дорогой и мостом через реку. Прямо перед окнами дома раскинул свои ветви могучий дуб, который стоит до сих пор. К дому примыкал земельный участок в 25 соток, часть которого пустили под огород, а остальная пошла под картошку.

В общем, жизнь стала по немногую налаживаться... Сестры и брат стали ходить в Константиновскую среднюю школу № 3, а я уже посещал речку Печегду...

Я очень рад, что родился в крестьянской семье, где ребенок взрослеет быстрее, чем в городских семьях, так как ты рано становишься самостоятельным: тебя некому опекать, сам определяешь, чем заняться, найти нужные игрушки, а если поцарапал руку или ногу - сам останавливаешь кровь...

Мне нравилось бегать на речку, находить там хороший песок, самостоятельно играть в нем, собирать ракушки, камешки и пр. У меня был собран целый ящичек этого богатства и я предпочитал их любым игрушкам.

Однажды летом отец принес двух маленьких зайцев, они попали под косилку, зайчиха убежала, а малыши остались в своем гнезде и были очень напуганы. Зайцев пристроили в хозяйственную корзину, положили травы и закрыли тряпкой.

Отец сказал, что если они приживутся, он сделает для них клетку. Я целый день не отходил от зайцев, подкладывал им свежей травы, но они уткнулись мордочками друг в друга и не притронулись к еде. Так прошло два дня, но голод не тетка... Я начал просить отца, чтобы он сделал клетку. Затем зайцы настолько привыкли ко мне, что иногда я засыпал с ними. Когда они выросли, их пришлось рассадить, они стали драться, у зайчихи появилось потомство...

Так у меня появился определенный вид обязанностей: забота о зайцах, курах, гусях, а вечером загонять из стада корову и овец.

Рано научился что-то мастерить для себя, глядя на отца и брата. Отец сам срубил дом, который перегнал из Мологи, один потом собирал его по вечерам после работы, любил технику, работал кузнецом, мельником, любил читать газеты, в доме был приемник «Родина», который работал на сухих батареях. Одна батарея была по размерам больше кирпича с двумя выходами.

Я вначале все не понимал, почему этот деревянный ящик говорит человеческим голосом, а там никого нет...

Мой любимый поэт Николай Рубцов

На Родине Николая Рубцова в Емецке 16 ноября текущего года открыли памятник поэту.

Эх ты море мое штормовое!

Как увижу я волны вокруг

В сердце что-то проснется такое,

Что словами не выразить вдруг.

Больно мне, если слышится рядом

Слабый плач перепуганных птиц

Но люблю я горящие взгляды,

Озаренность взволнованных лиц.

Я труду научился на флоте,

И теперь на любом берегу

Без большого размаха в работе

Я, наверное, жить не смогу…

Нет, не верю я выдумкам ложным

Будто скучно на Севере жить

Я в другом убежден:

Невозможно

Героический край не любить!

Этому краю я отдал 20 лучших лет своей жизни и работал на судне «Емецк» – родине Николая Рубцова. Судно было построено в Польской демократической республике в городе Гданьске в 1962 году, я принимал участие в его приемке. Порт приписки «Емецка» – Архангельск.

Море…

В нем все – и детства увлечения и юности былая страсть

И те счастливые мгновения годам, которых не украсть.

Начало учебы в школе

Начало учебы в школе пришлось на очень тяжелое время в стране: отступления наших войск, трудности с продовольствием. Бомбежки завода Менделеева, почти каждый день со спецнемецкой пунктуальностью в 22.00. Самолет всегда летал низко по руслу реки, и мы его наблюдали. Было объявлено, что зенитки могут стрелять прямо по домам, а наш дом стоял на горе реки Печегда. У каждой семьи была вырыта землянка под горой, и мы уходили туда каждый вечер на время обстрела. А утром, мы - пацаны, собирались вместе и шли собирать осколки и головки от снарядов. Хорошо было зимой, по снегу было видно, куда они упали. Мы соревновались, кто больше их соберет, играли на них в шары, вели обмен на другие вещи. Побаивались немцев, когда ходили в лес. На правом берегу реки Печегда зимой копали противотанковые рвы, они и сейчас хорошо видны на том месте.

Когда бомбежки достигали цели, баки с горючим горели по несколько часов. А однажды, несколько суток горели отходы производства, которые выгорели вместе с пропитанной землей, - говаривали, что пожарные машины были из Москвы.

Пришло время, и нашу школу № 3 заняли под госпиталь. Нас перевели из поселка Некрасовка на завод Менделеева, но там помещений не хватало, и всех учащихся из соседних деревень определили в сельские школы. Нас троих из д. Коромыслова: Павла Артюшова, Сашу Тутайку и меня определили в деревню Михальцево, но на третий день занятий мы там разбили окно и нас всех троих выгнали. Через несколько дней нас направили в школу в деревне Колово – это около 2,5 км от нашей деревни.

Зимой мы втроем ездили на лыжах... Учащихся было мало, поэтому был собран сборный класс с 1-го по 4-й, и вела занятия немка - Фрида Эрнестовна. Зимой в классе была такая холодина, что замерзали чернила. В класс от печки выходила одна только стенка, а топилась она в комнате учительницы. Конечно, о каких занятиях может идти речь зимой: мы сидели в одежде, шапках и рукавичках, можно было только что-то читать...

Учительница даст нам задание, а сама уходит к себе в комнату, оттуда всегда доносился запах кислых щей. Чтобы немного согреться, мы начинали баловаться, бегать по партам, тогда в дверях класса появлялась учительница, и кто из нас оказывался ближе к ней, получал половником по голове...

Тогда мы немного успокаивались и начиналась другая игра в «терпение», суть которой состояла в том, что зажженная спичка ставилась на руку, и нужно было терпение; кто не мог выдержать - был предатель, ну, а кто выдерживал – был герой. Я хорошо помню, что когда моя правая рука воспалилась – «пытки» начались на левой.

Из трех лет обучения в этой школе я только научился по слогам читать и знал несколько сказок. На четвертый год обучения нас перевели в другую школу в Колове, здесь было тепло уютно, но мы были настолько расхлябаны, что учиться не хотелось. Немецкие самолеты уже не летали, зенитчики покинули свои землянки на правом берегу реки Печегда, и мы обосновались в одной из них. Туда мы собрали все, что осталось от прежних жильцов, здесь было много «богатства», поэтому мы сделали тайник и временами, сидя у костра, перебирали лампочки, радиодетали и пр. мелочи. Здесь нам никто не мешал, нам было хорошо: покатаемся на лыжах, съездим в лес на тракторе, покушаем своих припасов, а наши ящички, сделанные своими руками, с книгами валяются в углу землянки. Однажды со мной случилась большая неприятность. Я сидел в классе на второй парте, напротив стола учительницы, у которой была привычка поднимать ноги на табурет. Я уронил под парту карандаш и спустился вниз, чтобы поднять его, и увидел ее обнаженные ноги, а в середине черное пятно. На пальцах моей правой руки была резинка от трусов, а в кармане бумажные пульки. Не знаю почему, но я выстрелил в черное пятно, а все остальное был сплошной кошмар… Раздался дикий крик учительницы, и вот меня за ухо извлекают из-под парты и отправляют домой за родителями. А ребята ничего не поняли, за что меня выгоняют: сидел под партой тихо, не хулиганил, а такой результат... Я собрал книги в свой ящичек, взял лыжи в раздевалке и на улицу, дождался своих друзей, они мне составили компанию и мы отправились к себе в землянку...

Конечно, родителям я ничего не сказал, да и что можно было сказать, в школу решили не ходить все вместе... Так прошло около 20 дней, а может больше, время шло не заметно, мы уходили из дома в школу, а сами были в землянке. Но вот я возвращаюсь из «школы» и вижу за столом свою учительницу, они с матерью пьют чай. Учительница, опережая события, говорит, что они все с матерью обсудили, и я завтра могу приходить в школу со своими друзьями. Мать уже решила ничего не говорить отцу о моем прогуле, взяв с меня слово, не делать больше подобного, но оказалось, что нас на тракторе видела соседка и она об этом сказала отцу. Получил ремня...

После окончания 4 класса нас перевели в школу № 3 на завод, но так как мы учились в основном в землянке, то наши знания были очень слабые по всем предметам и это тянулось по 7-й класс включительно.

После окончания семи классов, я хотел поступить в строительный техникум в Ярославле, но не прошел по конкурсу… и пошел в восьмой класс. Помню, что с восьмого класса было платное обучение и мне стало стыдно плохо учиться. Тем более, что однажды в класс на урок пришел морской офицер с кортиком, я заворожено смотрел на него и загорелся желанием поступить в военно-морское училище... Таких желающих собралось три человека: Геннадий Андреев, Виктор Павлов и я. Мы разработали жесткую программу подготовки по всем направлениям, и на первом месте была учеба… Готовились к урокам мы вместе по принципу вопросов и ответов.., но долго не удавалось изменить к себе отношение преподавателей, когда они привыкли нам ставить одни «тройки»...

Потом преподаватели узнали о наших планах и начали помогать нам готовиться к вступительным экзаменам в училище. Мы у всего класса оказались на виду, и даже девчонки изменили отношение к нам в лучшую сторону... Мы выучили азбуку Морзе, флажной семафор, обменивались информацией, на деле почувствовали результат, когда у тебя есть цель...

Весной, когда на речке Печегда проходил ледоход, мы шли сачком ловить рыбу; стоишь в ледяной воде, но стараешься держать марку, после чего нижняя часть тела покрывается фурункулами... И вот наступает 1952 год, мы своевременно высылаем документы в военно-морское училище имени М. Фрунзе и получаем вызовы на экзамены, успешно заканчиваем школу – десять классов; но у мня нет паспорта его нельзя получить – родители работают в колхозе и я должен учиться на тракториста… Вызов из военно-морского училища подействовал на председателя колхоза, и я получил паспорт…

Втроем мы едем в Ленинград в училище, проезд бесплатный. По адресу находим училище – набережная лейтенанта Шмидта. Устраиваемся с общежитием, в кубрике более ста человек. Как только выключили свет после отбоя, полетели подушки, началась беготня, дошло дело до драки, ночь практически прошла без сна, а утром подъем в шесть утра, физзарядка, туалет, прием пищи и мандатная комиссия в форме собеседования, затем медицинская комиссия и экзамены – восемь предметов.

Пока мы сдавали экзамены, я был два раза наказан и мне пришлось драить туалет (гальюн) из 18 толчков, мне показалось, что так и будет дальше... Нас уже подстригли наголо, оставался последний экзамен, на подготовку нам дали три дня... Я получил увольнение в город. Гуляя на Невском проспекте, увидел рекламу Высшего Арктического морского училища имени С.О. Макарова (тогда оно так называлось), и понял, что это «моё». Я поехал в училище на Заневский пр. 5 и узнал, что меня возьмут сразу, необходимо будет сдать только последний предмет...

Я вернулся в училище имени М. Фрунзе на крыльях новой мечты и решил поговорить со своими друзьями... Меня поддержал Геннадий, а Виктор решил остаться в училище… Набор в училище М. Фрунзе должен быть около 600 человек. Мы с Геннадием решили завалить последний экзамен – устный по математике, но это оказалось сделать непросто. Преподаватели знали обстановку в училище с набором и буквально тащили нас за уши. В конце концов, нам это удалось. Нам выдали справки на сданные экзамены, но отчисленных не отпустили, а повели в районный военкомат, его здание находилось на Васильевском острове недалеко от училища. Оказалось, что там набирали в военное училище реактивной авиации, выручил случай: сосед по скамейке жевал чай и поделился с нами, пронесло: появилось сердцебиение – не взяли. И вот мы уцели на Заневском пр., 5-е общежитие, успешно сдаем последний экзамен и едем в отпуск домой уже курсантами высшего училища, которое готовит моряков в Арктику... и это 1952 год.

А какая радость на душе: мальчишка из деревни, который до восьмого класса практически не учился, сумел поступить в лучшее в СССР училище имени С.О. Макарова. И я еду домой... Но следует признать, что пробелы по русскому языку я чувствую по настоящее время – это факт.

Не знаю почему, но наш выпуск из школы был самый удачный: основная часть поступила в высшие учебные заведения и в основном в Москву и Ленинград.

По окончании отпуска мы с Геннадием вернулись в училище на учебу...

Учеба в училище

Всего в училище было четыре факультета, судоводителей на первом курсе было две группы по 25 человек в каждой. В нашей 25 группе было два человека – Иван Степанов и Юрий Кузнецов, которые прошли войну. Иван стал командиром роты, а Юра у него помощником. Кроме этого было два китайца и один вьетнамец, они неважно знали русский язык, и им было тяжело учиться.

Мне нравилось учиться, притом учиться хорошо, да и преподаватели наши были все капитаны дальнего плавания, профессора с большой буквы, практически все учебники, по которым мы занимались, были написаны ими. Достаточно сказать, что судоводительский факультет возглавляла первая в мире женщина капитан Анна Ивановна Щетинина, которую впоследствии «скушал» её же ученик М. Гаврилюк, и она уехала во Владивосток.

Кроме занятий я посещал секцию самбо, ходил на лыжах, занимался в кружке бальных танцев. Так что время шло с полной нагрузкой. Свободного времени было мало, но зато не было проблем в выборе девочек. Учебный процесс проходил по лекционной системе без опроса, экзамены сдавали зимой и весной.

После окончания первого курса попали на плавательную практику на парусник «Профессор Визе», который раньше был грузовой шхуной, переоборудованный под учебное судно. Но все переоборудование сводилось к тому, что из грузового трюма сделали большой кубрик, поставили двойные деревянные койки по бортам судна, а посредине стоял большой стол для приема пищи и учебных занятий...

Выучить и сдать парусное вооружение никому за один раз не удавалось, а некоторые сдавали три–четыре раза. Я по штатному расписанию работал с парусами на салинге (на верху мачты), работа ответственная и опасная, так как при сильном крене ты находишся уже не над палубой, а над водой, да ночью в штормовую погоду. Малейшее неверное движение и последствия непредсказуемы. Для работы на высоте нас специально отбирали с жестким инструктажем.

Конечно, на практике все было интересно, но как вспомнишь: слышно, как начинается шторм, и вах-тенный штурман, открыв входной люк, крикнет: «Подъем, приготовиться к повороту!» – и тебе необхо-димо не просто встать, а вскочить, быстро одеться и наверх к парусам, а там сильный ветер и дождь, но ты твердо знаешь, что лично от твоих действий зависит судьба судна и экипажа, иты уже не так боишься высоты. Вперемежку с плаванием был и отдых. Парусник становился на якорь или подходил прямо к берегу, мы купались, играли в футбол. Когда ходили под парусами, нам не делалось никаких скидок на молодость и неопытность... Помню, один раз мы, выполнили неправильно поворот, и шлюпка перевернулась, все оказались в воде, я оказался под большим парусом и с трудом выбрался, но капитан разозлился, не дал даже нам обсохнуть и снова заставил выполнить тот же поворот. Помню, как мы сдавали Морзянку и флажной семафор, которые я хорошо знал еще до поступления в училище. Мне было легко, а вот мой друг китаец, Ким Сен Ман передавал хорошо, а читать не мог, и попросил меня ему помочь сдать. Передача всегда шла с ходового мостика, а читать можно было с любого места. Мы договорились, что язаберусь в шлюпку под брезент, а он встанет рядом. Все было хорошо. Текст был примерно такого содержания: «Капитану танкера "Керчь" передать 250 тонн дизельного топлива на судно "Полтава" Диспетчер тчк» Я сказал ему текст, он продублировал, и все было бы нормально, но я в шутку добавил: «И мне сто грамм за работу». После этих слов китайца весь экипаж парусника долго трясло от смеха. Меня изъяли из шлюпки, и я три дня драил палубу вне очереди, Ким получил «двойку» и несколько раз пересдавал, принимал у нас зачеты старпом и боцман. Недаром он даже не обижался, а может и гордился, что его называли «драконом». Но вот однажды он заставил Леву Голованя по кличке «Табуль» ремонтировать парус прямо на салинге, а сам стоял внизу и крыл его матом.Вдруг с высоты салинга полетела свайка и, пробив палубную доску, остановилась у металлической палубы в полуметре от ног боцмана, правда, когда она долетела до палубы, Лева крикнул: «Палундра», т.е. «берегись». Мы видели, как боцман побледнел. Больше не сказав ни слова, он и в этот день больше не показывался на палубе. Вероятно, правильно взвесив случившееся, Леву к капитану не вызывали, к тому же у нас был руководитель практики А. Лейкин, все прошло тихо, но боцмана как подменили – у него появилась человеческая речь, ивсе курсанты стали ходить сдавать зачеты только к нему.

Старпом этому был крайне удивлен, а возможно делал только вид. Было еще два неприятных случая: при стоянке судна мы все время купались и ныряли с бушприта – это довольно высоко, но при полете вниз имеешь ощущение птицы, и вот один из нас получил серьезную травму позвоночника. А второй случай произошел при спуске шлюпки, когда отдали блоки, с помощью которых спускается и поднимается шлюпка, и одни из курсантов сильно качнул такой блок, крикнув: «Лови, Коля», а тот не обратил внимания: блок ударил ему в висок, был сильным ушиб, затем у Николая К. на половине головы выпали волосы и его комиссовали, отчислили из училища.

С окончанием практики судовая комиссия во главе с капитаном проверила наши отчеты по практике иприняла экзамены в объеме нашей учебной программы.

В училище мы вернулись здоровые, возмужавшие, загорелые, а главное, вдоволь пощупали штормовую волну. Подъем якоря производили в ручную, хотя механический привод для этого был. Работали обычно попеременно, но работа не из легких.

Моря Арктики

Карское море

Карское море является самым пресноводным из арктических морей, так как в него впадает много крупных сибирских рек. В нем имеются большие и маленькие острова, большинство из которых находятся у материкового побережья. Барьером, разделяющим Баренцево и Карское моря, является Новая Земля, и она препятствует проникновению теплых вод в Карское море. Поэтому оно в зимнее время всегда замерзает, правда не по всей площади, имеются разводки. Но с открытием навигации в караванах проводят по 6–7 судов, три–четыре ледокола. Головной ледокол идет обычно без остановки, второй ледокол идет в середине каравана, а замыкающий ледокол оказывает помощь застрявшим судам. Суда у Новой Земли, следующие на восток и запад, проходят через пролив Карские Ворота, который имеет ширину 24 мили, и глубину до 120 м. Карские Ворота отделяют Новую Землю от о. Вайгач. Пролив Маточкин Шар используют только военные корабли, а проливом Югорский Шар пользуются гражданские суда очень редко. Ширина этих проливов в пределах 50 метров, а глубина около 12 м.

Архипелаг Северная Земля образует восточную границу моря и отделяется от материка проливом Велькицкого, по которому идет трасса Северного морского пути. Глубины там достаточно для прохода крупнотоннажных судов, а вот ледовая обстановка там всегда тяжелая и требует ледокольной проводки, особенно в условиях ограниченной видимости.

Море Лаптевых

Море названо в честь русских полярных исследователей Дмитрия и Харитона Лаптевых, которые первыми произвели здесь съемку берегов и выполнили описание природы этого моря. В нем не сказывается влияние теплых течений с востока и запада, в море всегда низкие температуры и близок полюс холода – Верхоянск. В море Лаптевых практически всегда встречаются льды, оно является самым глубоким из северных морей. Глубина достигает до 3000 м. При сильных ветрах происходит сильный сгон воды, уровень падает до 2,5 м, например, в бухте Тикси и Хатанге, где воронкообразная форма Хатангского залива, вдающегося в основании Таймырского пролива на 120 миль и постепенно сужающегося к югу.

Я сейчас вспоминаю, как на судне «Белозерсклес» пришел в Хатангский залив и из-за сгонных ветров не смог пройти в Хатангу. Выгрузку судна пришлось организовать на рейде, под защитой одного из островов на входе в реку. Выгрузка производилась на списанные военные десантные суда, и они своим ходом доставляли генеральные грузы в Хатангу. Выгрузка производилась больше месяца, так как при плохой погоде выгрузка не производилась.

Так на рейде нам пришлось сдавать весь груз. Как вспомнишь, то жуть берет, при сильном шторме приходилось сниматься с якоря и уходить в открытое море штормовать. При таких грузовых операциях невозможно обеспечить соблюдение различных инструкций и наставлений, а если будешь их соблюдать, то придется там зимовать. При следовании в Хатангу один из десантных судов перевернулся, и весь груз ушел в воду, один человек погиб.

Восточносибирское море

Западной границей этого моря являются Новосибирские острова, с восточной о. Врангеля, с южной морское побережье, а с севера оно отделяется 200 метровой изобатой. Это самое мелководное и опасное для плавания судов – море: при небольших глубинах наблюдаются колебания уровня за счет сгонно-нагонных ветров, частые туманы и всегда тяжелые льды, т.е. полный комплект «удовольствий» для капитанов судов и штурманского состава. Я испытал это на Колыме на судне «Сталинобад» еще будучи курсантом. Это одно их самых холодных морей, поэтому ширина сплошной кромки льда здесь больше, чем в других морях, но даже зимой при южных ветрах образуется так называемая Сибирская полынья – полоса открытой воды.

Остров Врангеля, находится от материка в 67 милях и отделяется от него проливом Лонга. Он служит границей между Восточно-Сибирским и Чукотским морями.

В центре Чукотского моря находится банка Геральд с глубиной 13 метров. На востоке Чукотское море граничит с морем Бофорта, у меридиана 156 з.д., проходящим через мыс Барроу, а на западе Чукотское море граничит с Восточно-Сибирским морем, на юге с Беринговым морем, поэтому климат Чукотского моря более мягкий, но значительно изменчивее, чем климат других арктических морей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.