Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка величины, состава, структуры и динамики валовой прибыли предприятия туристской индустрии



Ранее (см. Глава 1) мы уже отмечали, что валовая прибыль – это расчетный показатель, определяемый вычитанием из суммы выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка) величины себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов). Значимость анализа валовой прибыли определяется многими обстоятельствами, среди которых можно отметить следующие:

· высокоэффективное, нормально функционирующее предприятие чистую прибыль формирует на основе валовой прибыли;

· прибыль (убыток) от продаж любого предприятия детерминируется именно величиной валовой прибыли;

· недостатки и изъяны в основной деятельности оказывают решающее влияние на величину валовой прибыли и пр.

Итак, состав, структура и динамика валовой прибыли дает прочные основания для суждений о том, насколько туристское предприятие достигает цели своей основной деятельности.

Таблица 24

Анализ состава, структуры и динамики валовой прибыли
ОАО «Пилигрим» за 2006–2007 гг.

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в валовой прибыли (%) Влияние показателя на валовую прибыль
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за период
Абсолютные Относительные (%) Темп прироста (%) 2006 г. 2007 г. Изменения за период  
Выручка (нетто) от продажи продукции -121395 82,41 -17,59 455,66 314,05 -141,61 -80,16
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (538629) (387599) -151030 71,96 -28,04 -355,66 -214,05 -141,61 99,72
Валовая прибыль 119,56 19,56 - -

Примечание:

1. В Отчете о прибылях и убытках анализируемого общества величина себестоимости проданных товаров, продукции, услуг равна сумме материальных затрат, отраженных в Приложении к бухгалтерскому балансу.

 

Данные, содержащиеся в табл. 24, позволяют заключить, что валовая прибыль ОАО «Пилигрим» в течение 2006 г. увеличилась на 29635 тыс. рублей (темп прироста составил 19,56 %) и в конце анализируемого периода составила 181081 тыс. рублей.

Материальные затраты на производство проданной продукции сократилась на 28,04 % или на 151030 тыс. рублей. Существенное сокращение материальных затрат стало главным фактором, позволившим предприятию увеличить валовую прибыль.

Рост валовой прибыли и сокращение материальных затрат происходили в условиях значительного сокращения выручки от продажи продукции и роста цен на реализуемую продукцию. Указанная выручка сократилась на 121395 тыс. рублей и составила лишь 82,41 % от суммы валовой прибыли в 2005 г.

Выявленная разнонаправленная динамика выручки от реализации продукции и валовой прибыли, а также сокращение материальных затрат свидетельствует о сворачивании основной деятельности предприятия. Очевидно, что именно сокращение объемов продаж повлекло за собой уменьшение затрат, формирующих себестоимость продукции.

Таким образом, несмотря на положительные изменения в сумме валовой прибыли, ее качество, состав и структуру нельзя признать удовлетворительными.

       
   
 
 
Рис. 27. Динамика и прогноз суммы валовой прибыли ОАО «Пилигрим» (тыс. руб.)

 


Как мы видим (см. рис. 26), динамика валовой прибыли ОАО «Пилигрим» за 2004–2007 гг. имеет неустойчивый характер. Можно предположить, что в 2008 г., при сохранении условий хозяйственной деятельности, сложившихся в 2007 г., величина валовой прибыли ОАО «Пилигрим» сократится и не превысит суммы 165000 тыс. рублей. Более точный прогноз можно составить, используя формулу (6).

Для осуществления сравнительного (пространственного) анализа, автор настоящей монографии рекомендует использовать соответствующую таблицу (см. табл. 25). Между тем, аналитик может сформировать и использовать более совершенные, по его мнению, инструменты сравнительного анализа.

Таблица 25

Вариант сравнительной аналитической таблицы, предназначенной для сопоставления сведений об изменении валовой прибыли ОАО «Пилигрим» с плановыми показателями и показателями других экономических субъектов (2007 г.)

№ п/п ПОКАЗАТЕЛЬ Темп прироста (%) Удельный вес (доля) показателя в сумме валовой прибыли на конец периода (%)  
ОАО «Пилигрим» Среднеотраслевой показатель Показатели основных конкурентов  
№ 1 № 2 ОАО «Пилигрим» Среднеотраслевой показатель Показатели основных конкурентов  
План 2007 г.  
План 2007 г.  
№ 1 № 2  
Валовая прибыль                      
Выручка от продажи продукции                      
Себестоимость проданной продукции                      

Укажем еще и на то, что О.В. Ефимова[64], отмечая значимость валовой прибыли как характеристики возможностей организации в покрытии обычных и прочих операционных расходов, как показателя, существенно влияющего на величину чистой прибыли, рекомендуют вычислять и оценивать динамику «коэффициента (нормы) валовой прибыли», который следует определять следующим образом:

 
 


(12)

 

 

где КВПр – коэффициент (норма) валовой прибыли;

ВПр – валовая прибыль анализируемого периода;

Вр – выручка от продажи продукции.

 

В табл. 26 представлены рассчитанные нами с использованием формулы (12) значения коэффициента валовой прибыли анализируемого предприятия за несколько лет.

Таблица 26

Значения коэффициента валовой прибыли ОАО «Пилигрим»
в 2004–2007 гг.

№ п/п Показатель Анализируемый период
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Коэффициент валовой прибыли 0,31 0,21 0,22 0,31

 

Как мы видим, после серьезного падения значения коэффициента валовой прибыли в 2005 г., предприятию удалось лишь в 2007 г. выйти на уровень 2004 г.

В целом, анализ величины, состава, структуры и динамики валовой прибыли в полной мере подтверждает основные выводы, сделанные нами ранее, в разделе 2.1. Анализ доходов и расходов туристского предприятия.

2.6. Оценка величины, состава и динамики прибыли (убытка)
от продаж предприятия туристской индустрии

Главным источником финансовых результатов субъекта хозяйственной деятельности является прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг – прибыль от продаж (иными словами – прибыль от основной деятельности). Именно рост указанной прибыли формирует основу для удовлетворения потребностей собственников предприятия, расширения производства, выполнения обязательств перед бюджетом, кредиторами, в общем, – для решения всех тех задач, которые обеспечивают достижение стратегических целей функционирования хозяйствующего субъекта. Как известно прибыль от продаж характеризует абсолютный экономический эффект от основной деятельности предприятия туристской индустрии. Не случайно прибыль от продаж признана решающим компонентом прибыли до налогообложения туристского предприятия.

Именно поэтому, мы, как и многие другие авторы, полагаем, что анализ рассматриваемого показателя финансовых результатов деятельности туристского предприятия требует особой тщательности и внимания[65]. Отметим, что наряду с прочим, ведущим направлением оценки прибыли (убытка) от продаж является определение целесообразности изменения управленческих и коммерческих расходов, соответствие темпов роста указанных расходов темпам изменения объема продаж.

Аналитические процедуры при оценке прибыли (убытка) от продаж туристского предприятия включают горизонтальный, факторный, трендовый и сравнительный анализы. При их проведении определяются необходимые показатели, формируется и заполняется специальная сравнительная аналитическая таблица (см. табл. 27), выявляются изменения в прибыли (убытке) от продаж и в строках таблицы, определяется тренд изменений, сопоставляются имеющиеся данные с плановыми (нормативными) показателями и показателями основных конкурентов (среднеотраслевыми показателями). Особое значение для выявления причин изменения прибыли от продаж и обоснования путей совершенствования управления этой прибылью имеет факторный анализ. Проведение такого анализа дает возможность выявить резервы повышения эффективности производства и обосновать управленческие решения по оптимальному использованию потенциала туристского предприятия.


Таблица 27

Анализ состава и динамики прибыли (убытка) от продаж
ОАО «Пилигрим» за 2006–2007 гг.

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.)
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за период
Абсолютные (тыс. руб.) Относительные (%) Темп прироста (%)
Выручка (нетто) от продажи продукции -121395 82,41 -17,59
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (538629) (387599) -151030 71,96 -28,04
Валовая прибыль 119,56 19,56
Коммерческие расходы (30260) (15140) -15120 50,03 -49,97
Управленческие расходы (87226) (108566) 124,46 24,46
Прибыль (убыток) от продаж 168,95 68,95

Примечание: В Отчете о прибылях и убытках анализируемого общества величина себестоимости проданных товаров, продукции, услуг равна сумме материальных затрат, отраженных в Приложении к бухгалтерскому балансу.

 

Между учеными и специалистами нет единства в вопросе о необходимости осуществления вертикального (структурного) анализа прибыли (убытка) от продаж. Исследование доступной автору литературы показывает, что чаще всего вертикальный анализ в полном объеме не проводится. Вместе с тем, ряд специалистов, которые активно применяют вертикальный анализ, при структурном анализе в качестве итогового показателя почему-то выбирают не прибыль (убыток) от продаж, а выручку от продажи продукции[66]. На наш взгляд подобный подход не безошибочен, – ведь цель вертикального анализа, – определить структуру (ее изменения) именно оцениваемого показателя, в данном случае – прибыли (убытка) от продаж. Таким образом, именно показатель прибыли (убытка) от продаж и должен быть исходной базой (100 %) для расчетов

Возвращаясь к табл. 27, в 2007 г., мы видим, что по сравнению с 2006 г., прибыль от продаж ОАО «Пилигрим» увеличилась на 23 415 тыс. рублей и достигла 168,95 % от суммы этой прибыли, полученной в 2006 г. Темп прироста прибыли от продаж был впечатляющим – 68,95 % в год; этот темп значительно превысил темп инфляции в 2007 г. (индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению в 2007 г. составили 111,9 %).

Прирост прибыли от продаж происходил на фоне значительного снижения выручки от продаж продукции (на 121 396 тыс. рублей; темп снижения – 17,59), резкого, более чем на 28 % (на 151 030 тыс. рублей), сокращения материальных затрат, роста цен на продукцию анализируемого предприятия, а также почти 50-ти процентного уменьшения (на 15 120 тыс. рублей) коммерческих расходов (расходов, связанных с продвижением и реализацией продукции). На первый взгляд кажется, что в 2007 г. резко возросла результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако, как это мы продемонстрировали выше, на деле сократились объемы текущей деятельности, соответственно, затраты на формирование туристского продукта. Кроме того, как мы уже это отмечали, столь существенное снижение коммерческих расходов нельзя рассматривать, как исключительно положительный феномен. Напротив, именно в сокращении указанных расходов мы усматриваем серьезную угрозу предприятию, связанную с возрастающими трудностями в реализации формируемого турпродукта.

Тем не менее, темпы сокращения материальных затрат превысили темпы снижения выручки от продаж, что позволяет говорить о снижении удельных затрат. Сокращение коммерческих расходов в рассматриваемом периоде также позволило нарастить прибыль от продажи продукции.

Одновременно существенно, более чем на 24 % (на 21 340 тыс. рублей) возросли управленческие расходы, парализовав прирост прибыли от продаж продукции. Темпы прироста управленческих расходов (24,46 %) значительно превысили темпы прироста валовой прибыли (19,57 %). Между тем поддержание управленческих расходов на уровне 2006 г. позволило бы увеличить прибыль от реализации продукции на 21 340 тыс. рублей.

Итак, финансовые результаты деятельности ОАО «Пилигрим» в 2007 г. по сравнению с 2006 г. значительно улучшились (в данном случае речь не идет о качестве этого улучшения). Текущая деятельность предприятия, несмотря на ее свертывание, приносит большой эффект: прибыль от продаж увеличилась за год на 68,95 % и достигла 57375 тыс. рублей.

Следующим шагом в анализе прибыли от продаж является факторный анализ. Именно этот анализ позволяет выявить причины изменения прибыли от продаж и обосновать пути совершенствования управления этой прибылью, так как факторный анализ предоставляет возможность обнаружить резервы повышения результативности производства продукции и обосновать управленческие решения по оптимальному использованию экономического потенциала туристского предприятия.

 

 

 


Факторы, влияющие на величину прибыли от продаж, весьма разнообразны и подробно описаны в научной и специальной литературе. При различиях в их выделении авторы подразделяют эти факторы на внешние и внутренние факторы. К примеру, внешними факторами, обуславливающими величину прибыли от продаж являются:

· социально-экономические условия ведения бизнеса;

· природные условия (особенно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность туристских предприятий);

· цены на энергоносители, материальные ресурсы, транспортные тарифы и пр.;

· уровень развития внешнеэкономических связей и др.

Внешние факторы для субъектов хозяйственной деятельности являются заданными и хозяйствующий субъект повлиять на них не может. Именно поэтому факторный анализ прибыли от продаж включает в себя оценку воздействия на этот финансовый результат внутренних, т. е. зависящих от данного предприятия факторов (см. рис. 28). При этом отметим, что для осуществления факторного анализа в рамках внешнего финансового анализа аналитик имеет чрезвычайно ограниченные источники информации, соответственно, в этом случае возможности факторного анализа ограничиваются.

Среди факторов изменения прибыли от продаж можно выделить факторы первого порядка – факторы, оказывающие непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а также факторы второго порядка.

Для оценки влияния факторов первого порядка используется сравнение базовых и отчетных данных. Воздействие факторов второго порядка можно корректно оценить только в процессе внутреннего финансового анализа.

В литературе обнаруживаются различные варианты факторного анализа этой прибыли. Воспользуемся для нашего анализа версией, описанной С.В. Дыбаль. Информационной базой этой версии факторного анализа является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Соответственно, оценить степень влияния всех факторов, зафиксированных на рис. 28, на прибыль от продаж не представляется возможным. Значит, факторами прибыли от продаж в этом варианте становятся элементы, представленные в названном отчете. Соответственно в формализованном виде расчет прибыли от продаж можно представить следующим образом:

 

Прп = Вр – Сп – Ру – Рк(13)

 

где Прп – прибыль от продаж;

Вр – выручка (нетто) от продажи продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов, и аналогичных обязательных платежей), руб.;

Сп – полная себестоимость проданной продукции (исключая управленческие и коммерческие расходы), руб.;

Ру – управленческие расходы, руб.;

Рк – коммерческие расходы, руб.

Для факторного анализа прибыли от продаж преобразуем табл. 28 в табл. 29.


Таблица 28

Сравнительная аналитическая таблица для проведения
факторного анализа прибыли (убытка) от продаж ОАО «Пилигрим» за 2006–2007 гг.

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.)
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за период
Абсолютные (тыс. руб.) Темп прироста (%)
Выручка (нетто) от продажи продукции -121395 -17,59
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (538629) (387599) -151030 -28,04
Коммерческие расходы (30260) (15140) -15120 -49,97
Управленческие расходы (87226) (108566) 24,46
Прибыль (убыток) от продаж 68,95

Примечание: В Отчете о прибылях и убытках анализируемого общества величина себестоимости проданных товаров, продукции, услуг равна сумме материальных затрат, отраженных в Приложении к бухгалтерскому балансу.

 

Данные, содержащиеся в табл. 29, свидетельствуют о том, что прибыль от продаж ОАО «Пилигрим» увеличилась на 23 415 тыс. руб. (или на 69,95 %). Выявим факторы изменения этой прибыли.

Используя данные, представленные в табл. 29,определим влияние факторов на массу прибыли от продаж.

1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:

 

ΔПрп1 = Прп0 × Jр – Прпо, или ΔПрп1 = Прп0 × (Jр – 1)(14)

 

где ΔПрп1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции, руб.;

Прп0 – прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода, тыс. руб.;

– индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи (без НДС) отчетного периода (Вр1) к выручке от продажи предыдущего периода (Вр0) по формуле:

 

Jр = Вр1 : Вр0 (15)

 

Итак, Jр = 568680 : 690075 = 0,82408.

Соответственно, ΔПр1 = 33960 ×(0,82408 1) = 5974,24 тыс. руб.

 

2. Влияние изменения материальных затрат на прибыль от продаж:

 

ΔПрп2 = С0 × Jр – С1(16)

 

где ΔПрп2 – прирост (уменьшение) прибыли за счет снижения материальных затрат продукции, руб.;

С0, С1 – материальные затраты продукции базисного (предыдущего) и отчетного периодов, тыс. руб.

 

ΔПрп2 = 538629 × 0,82408 – 387599 = 56274,38 тыс. руб.

 

3. Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль от продаж:

 

ΔПрп3 = Рк0 × Jр – Рк1(17)

 

где ΔПрп3 – прирост (уменьшение) прибыли за счет коммерческих расходов, руб.;

Рк0, Рк1 – коммерческие расходы базисного (предыдущего) и отчетного периодов, руб.

 

ΔПрп3 = 30260 × 0,82408 – 15140 = 9796,66 тыс. руб.

 

4. Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от продаж:

 

ΔПрп4 = Ру0 × Jр – Ру1(18)

 

где ΔПрп4 – прирост (уменьшение) прибыли за счет управленческих расходов, руб.;

Ру0, Ру1 – управленческие расходы базисного (предыдущего) и отчетного периодов, руб.

 

ΔПрп4 = 87226 × 0,82408 – 108566 = – 36684,8 тыс. руб.

 

5. Сумма факторных отклонений:

 

ΔПрп = ΔПрп1 + ΔПрп2 + ΔПрп3 + ΔПрп4 (19)

 

где ΔПрп – прирост (уменьшение) прибыли от продаж, руб.;

ΔПрп1, ΔПрп2, ΔПрп3, ΔПрп4 – прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет определенных факторов, руб.

 

ΔПрп = 5974,24 + 56274,38 + 9796,66 – 36684,8 = 23412 тыс. руб.

 

Полученная сумма в 23412 тыс. руб. в допустимых пределах соответствует величине изменения прибыли от продаж за 2007 г., составившему 23415 тыс. руб. Незначительные расхождения в полученном и реальном результатах вызваны округлением рассчитанных значений.

Таблица 29

Оценка влияния факторов на изменение суммы прибыли от продаж ОАО «Пилигрим» (2007 г.)

№ п/п Наименование фактора изменения прибыли от продаж Сумма изменений прибыли, тыс. руб.
Изменение выручки от продажи продукции –5974,24
Изменение суммы материальных затрат 56274,38
Изменение коммерческих расходов 9796,66
Изменение управленческих расходов –36684,8
Изменение прибыли от продажи

 

Таким образом, факторный анализ позволяет нам заключить, что самое сильное негативное воздействие на сумму прибыли от продаж оказал рост управленческих расходов на 24,46 %. Увеличение управленческих расходов обусловило снижение суммы прибыли от продажи ОАО «Пилигрим» на 36684,8 тыс. рублей. Далее, отрицательное влияние на величину прибыли оказало уменьшение выручки от продажи продукции. Выручка эта сократилась на 17,59 %, что привело к снижению прибыли от продажи предприятия на 5974,24 тыс. рублей.

Факторами, оказавшими положительное влияние на изменение суммы прибыли от продаж ОАО «Пилигрим» в 2007 г. явились: снижение материальных затрат и сокращение коммерческих расходов. В частности, в результате снижения материальных затрат, приращение прибыли от продаж туристского предприятия составило 56274,38 тыс. рублей. Сокращение же коммерческих расходов позволило нарастить прибыль от продаж на 9796,66 тыс. рублей.

Кроме того, отметим, что темпы снижения выручки от продаж (- 17,59 %) отставали от темпов изменения материальных затрат
(- 28,04 %). Таким образом, удельные материальные затраты предприятия реально сократились.

Теперь очевидно, что главными угрозами для предприятия
(с точки зрения изменений суммы прибыли от продаж туристских продуктов) являются: дальнейшее сокращение объемов реализации, а значит – и суммы выручки от реализации продукции, а также возможное продолжение увеличения управленческих расходов. Следовательно, оптимизация анализируемого финансового результата предприятия возможна, прежде всего, на основе сокращения управленческих расходов и стабилизации (наращивания) суммы выручки от продажи продукции.

Еще одной вариацией факторного анализа прибыли от продаж является оценка влияния на эту прибыль:

· объема продаж;

· структуры продаж;

· цены реализации;

· себестоимости продукции.

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Считается, что увеличение объема продаж рентабельной продукции влечет рост массы прибыли. Напротив, наращивание выпуска убыточной продукции детерминирует уменьшение прибыли от реализации.

Направленность влияния структуры продаж (структуры товарной продукции) может также быть диаметрально противоположной. Чем выше доля высокорентабельной продукции в структуре продаж, тем выше прибыль от продаж и наоборот.

Между себестоимостью продукциии прибылью от продаж существует обратная корреляция: снижение себестоимости влечет за собой рост указанной прибыли. Напротив, увеличение себестоимости продукции гарантирует снижение суммы прибыли от продаж.

Наконец, изменение среднего уровня реализационных цен прямо воздействует на прибыль от продаж. В общем случае рост цен реализации обеспечивает увеличение суммы прибыли от реализации. Наоборот, когда цены реализации снижаются, сумма прибыли уменьшается.

Для оценки влияния на прибыль от продаж указанных факторов требуется подготовить ряд исходных данных (см. табл. 30).

 

Таблица 30

Исходные данные для факторного анализа прибыли
от реализации продукции

№ п/п Показатель Алгоритм расчета Расчет Значение
Количество продукции, ед.      
предыдущий период V0    
отчетный период V1    
Цена ед., руб.      
предыдущий период Ц0    
отчетный период Ц1    
Выручка от продажи (нетто), тыс. руб.      
предыдущий период Вр0 = V0 x Ц0    
отчетный период Вр1 = V1 x Ц1    
Выручка от продажи в отчетном году в ценах базисного года, тыс. руб. Вр усл. = V1 x Ц0    
Себестоимость ед., руб      
предыдущий период Сi0    
отчетный период Сi1    
Себестоимость полная, тыс. руб.      
предыдущий период Сп0 = Сi0 x V0    
отчетный период Сп1 = Сi1 x V1    
Условная полная себестоимость, тыс. руб. Спр1 = Сi0 x V1    
Рост цен на сырье и другие ресурсы в отчетном году    
Условная полная себестоимость с учетом индекса цен на сырье в отчетном году, тыс. руб. Спр2 = Сп0 x Jц    
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.      
предыдущий период Пр0 = Вр0 – Сп0    
отчетный период Пр1 = Вр1 – Сп1    
Прибыль условная с учетом расчетной себестоимости, тыс. руб. Пр2 = Вр усл. – Спр1    
Прибыль условная с учетом индекса цен, тыс. руб. Пр3 = Вр усл. – Спр2    

 

Далее полученные данные обобщают в табл. 31.

Таблица 31

Показатели для факторного анализа прибыли
от реализации продукции, тыс. руб.

№ п/п Показатель Предыдущий (базовый) период Отчетный период Расчетное значение
Выручка (нетто) от продажи продукции ххх ххх ххх
Полная себестоимость продукции ххх ххх ххх
В т.ч. с учетом индекса цен на сырье - - ххх
Прибыль от продажи продукции ххх ххх ххх
В т.ч. с учетом индекса цен на сырье - - ххх

 

Общее изменение прибыли от продажи продукции определяется по формуле:

 

ΔПр = Пр1 – Пр0(20)

 

где ΔПр – прирост (уменьшение) прибыли, руб.;

Пр0, Пр1 – см. табл. 30, 31.

 

Далее процедура расчета факторных влияний на прибыль от продажи продукции включает следующие шаги:

1. Оценка влияния на прибыль изменения отпускных цен на реализованную продукцию (ΔПр1) с использованием формулы:

 

ΔПр1 = Вр1 – Вр усл.(21)

 

где Вр1, Вр усл. – см. табл. 30, 31.

 

2. Оценка влияния на прибыль изменения отпускных цен на сырье, материалы и прочие ресурсы (ΔПр2) на основе формулы:

 

ΔПр2 = Спр2 – Сп1(22)

 

где Сп1, Спр2 – см. табл. 30, 31.

 

3. Анализ влияния на прибыль изменения объема продажи продукции в оценке по базисной полной себестоимости (ΔПр3) по формуле:

 

ΔПр3 = Пр0 x Jс – Пр0(23)

 

где Пр0 – см. табл. 30, 31;

– индекс изменения объема продажи продукции в оценке по базисной себестоимости, определяемый отношением условной полной себестоимости к себестоимости предыдущего периода по формуле:

 

Jс = Спр1 : Сп0(24)

 

4. Оценка влияния на прибыль изменения объема продажи продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔПр4) по формуле:

 

ΔПр4 = Пр0 x (Jк – Jс)(25)

 

где – индекс изменения объема продажи продукции в оценке по отпускным ценам, определяемый отношением реализации в отчетном периоде по ценам базисного периода (Вр усл.) к реализации в базисном периоде (Вр0):

 

Jк = Вр усл. : Вр0(26)

 

5. Оценка влияния на прибыль изменения затрат на 1 руб. товарной продукции (ΔПр5) по формуле:

 

ΔПр5 = Спр1 – Спр2(27)

 

6. Оценка влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔПр6) по формуле:

 

ΔПр6 = Сп0 x Jк – Спр1(28)

 

Рассмотренный вариант факторного анализа прибыли от продаж должен завершаться определением и изучением причин, инициировавших формирование условий для действия указанных факторов.

Помимо указанного выше, при анализе прибыли от продаж важно провести трендовый анализ.

Таблица 32

Величина прибыли от продаж ОАО «Пилигрим»

(2005–2007 гг., тыс. руб.)

№ п/п Год Величина прибыли от продаж

 

Среднегодовой темп прироста величины прибыли от продаж ОАО «Пилигрим» определим по формуле (6). Этот темп составляет » 14,2 % в год. Таким образом, при прочих равных условиях, в 2008 г. прибыль от продаж ОАО «Пилигрим» может возрасти более чем на 8 147 тыс. рублей, т. е. достичь величины свыше 65 522 тыс. рублей (см. рис. 29). Однако подчеркнем, что данные по ОАО «Пилигрим», которыми мы располагаем, свидетельствует о разнонаправленном характере изменения суммы прибыли от продаж (см. табл. 32, рис. 30). Очевидно, что достоверность определенного нами тренда изменения суммы прибыли от продаж ОАО «Пилигрим» и, соответственно, прогноза анализируемого показателя на 2008 г. очень низка.

 

 


 

       
   
 
 

 

 


Наконец, при наличии соответствующей информации, желательно провести сравнительный (пространственный) анализ, для чего можно использовать дополненную соответствующими показателями табл. 25.

Завершается анализ прибыли от продаж конкретной и лаконичной оценкой.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.