Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Повар-лгун (для детей 5 — 6 лет)



Ведущий читает стихотворение:

Идет кисонька из кухни.

У ней глазоньки опухли.

— О чем ты, кисонька, плачешь?

— Как же мне, кисоньке, не плакать?

Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал.

Звучит музыка В. Калинникова «Кисонька». Ребенок изображает повара. Он делает вид, что лижет пенку с молока, разливая его по воображаемым кружкам. Повар идет к ребя­там и раздает им кружки с молоком. Дети спрашивают: «Где пеночка?» Повар отвечает: «Кисонька слизала». Они выпива­ют молоко и отдают свои кружки повару. Повар уходит. Входит ребенок, изображающий плачущую кисоньку. От нее дети узнают, что повар —лгун. Повар слышит это и прячется. Дети ищут повара, находят его и ведут к кисоньке. Повар просит прощения у кисоньки.

 

194. Просто старушка (для детей 5-6 лет)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет,— ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил мальчик. — Это просто старуш­ка.

Дети, прослушав рассказ В. Осеевой «Просто старушка», разыгрывают другую ситуацию: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация так, как она дана в рассказе В. Осеевой. Затем этюд проигрывается еще раз: мальчик и девочка вместе помогают старушке.

 

195. Чертенок, или Мальчик-наоборот (для детей 6 — 7 лет)

Мальчик-чертенок жил на болоте. Иногда по тропинке мимо болота проходили люди. Чертенку очень нравились люди, он хотел тоже им понравиться, поэтому, как увидит он кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней — только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертенка лицо... Чертенок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.

Но вот однажды по этой тропинке шел добрый человек. Он не отвернулся от чертенка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булав­ку и пристегнул ее к одежде чертенка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.

Мальчик, бывший чертенок, попросился жить к доброму человеку.

Вот стали они жить вместе. Добрый человек говорит: «Открой дверь» —а мальчик ее плотнее закрывает; «Приче­шись»—а мальчик лохматит себе волосы; «Делай уроки» —а мальчик бежит на улицу.

Добрый человек понял, что из чертенка получился мальчик - наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам говорить все наоборот: «Поколоти эту плаксу-девочку» - а мальчик начи­нал ее ласкать и успокаивать; «Включи свет, когда пойдешь гулять» —а мальчик его выключал и т. д. Так они и жили.

 

196. Шляпа старухи Шапокляк(для детей 6-7 лет)

Во Франции шляпу называют «шапо»1. Старуха Шапокляк так этому удивилась, что сняла шляпу с головы и стала ее со всех сторон рассматривать. Шапокляк и не заметила того, что, как только она сняла свой шапокляк, так тотчас же из проказливой и противной старухи превратилась в славную добрую бабушку. В это время мимо скамейки, где сидела Шапокляк, проходил заплаканный мальчик. Раньше бы старуха подставила мальчику подножку, чтобы тот упал, но теперь... Новая Шапокляк положила свою шляпу на скамейку, подошла к мальчику и стала его ласково расспрашивать, почему он такой расстроенный. Мальчик рассказал ей, что у него заболела мама. Ему надо перейти на другую сторону улицы, чтобы купить в аптеке лекарства для мамы, а машины так быстро, не останавливаясь, мчатся, что никак не перейти дорогу. Добрая Шапокляк успокоила мальчика и повела его к подземному переходу, который был довольно далеко.

В это время к скамейке, на которой лежала шляпа старухи Шапокляк, приблизилась девочка. Девочка любила наряжаться, но вместе с тем была доброй и милой девочкой. Девочка подумала: «Я только примерю эту шляпку и сразу же положу ее на место». Но как только девочка надела шляпку старухи Шапокляк на голову, так сразу же превратилась в против­ную, проказливую девочку. Губы у нее сами собой стали складываться и запели:

...Кто людям помогает,

Теряет время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя.

И я вам предлагаю

Всем делать точно так,

Как делает старуха

По кличке Шапокляк.

Напротив на скамейке сидели крокодил Гена и Чебурашка. Они рассматривали картинки в книге. Девочка подсела к ним и стала как будто бы тоже смотреть картинки, а сама поти­хоньку все оттесняла и оттесняла друзей к донцу скамейки, пока Чебурашка и крокодил Гена не упали в траву. Девочка состроила им гримасу и пошла хулиганить дальше (ребенок сам придумывает плохие поступки). Вдруг подул сильный ветер (роль ветра может исполнить ребенок). Он сбросил с головы девочки шляпу. Девочка сразу же стала снова хоро­шей и милой. Она побежала за шляпой, поймала ее и положи­ла на прежнее место. Потом девочка попросила прощения у крокодила Гены и Чебурашки, а также у всех тех, кому она успела досадить, пока на ее голове красовалась шляпа старухи Шапокляк.

 

197. Розовое словцо «привет»(для детей 6 — 7 лет)

Один мальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору (у доктора были огромные усищи), тот сказал:

— Открой рот, высунь язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки.— И потом велел мальчику пойти поискать хорошее слово. Сначала мальчик нашел такое слово (показывает расстояние сантиметров в двадцать), это было «у-у-уф!». То есть нехорошее слово. Потом вот такое (сантиметров в пять — десять) —«отстань!». Тоже плохое. Нако­нец, он обнаружил розовое словцо «привет!», положил его в карман, отнес домой и научился говорить добрые слова, стал хорошим мальчиком. (Дж. Родари.)

Дети получают роли мамы, врача и мальчика и начинают действовать в соответствии с фабулой рассказа.

 

198. Вредное колечко(для детей 6-7 лет)

Злой волшебник решает превратить хорошего и доброго мальчика в противного и плохого. Он бросает перед мальчи­ком колечко. Если надеть это колечко на палец, сразу же станешь вредным, драчливым и злым. Но хороший мальчик об этом не знает. Он наклоняется за колечком, надевает его на палец и превращается в скверного мальчишку. Ему хочется всех бить, все ломать, что он и начинает делать. Наконец, устав, он засыпает. К ребятам, обиженным злым мальчиком, подходит добрый волшебник. Он предлагает одному из детей снять у спящего с пальца вредное колечко. Все идут неслыш­ными шагами к злому мальчишке (этюд «Тише!»). Колечко снято — мальчик просыпается. Он снова хороший и добрый. Мальчик просит у всех прощения (этюд «Провинившийся»). Добрый волшебник ломает колечко —злой волшебник гибнет. Все весело маршируют (этюд «Хорошее настроение»).

Колечко может быть воображаемым или сделанным из мягкой проволоки.

 

199. Дети спасены(для детей 8 — 9 лет)

Пограничник Сергей Сенин прибыл домой в краткосроч­ный отпуск. Его дом находился рядом с небольшой железно­дорожной станцией.

Однажды Сергей шел к своим школьным друзьям. Перехо­дя железнодорожное полотно, увидел: по шпалам, взявшись за руки, идут две девочки-дошкольницы, а сзади к ним стремительно приближается пассажирский поезд. Увлеченные игрой, они не замечали опасности. Не раздумывая, погранич­ник бросился к детям и буквально из-под колес столкнул старшую девочку с полотна, а с младшей упал между рельсов. Все, кто видел происходящее, замерли. Когда поезд прошел, все увидели: Сергей поднялся, а с ним и ребенок.

Прослушав рассказ В. Шпандырева «Дети спасены», дети вместе с ведущим думают над тем, какие качества характера помогли пограничнику Сергею Сенину не растеряться, а спасти маленьких девочек. Затем дети распределяют между собой роли и проигрывают данную ситуацию.

 

200. Сердитая Маша(для детей 6-7 лет)

У Маши был младший брат, на которого она постоянно сердилась. Вот и на этот раз как же не сердиться! Мальчик нашел фломастеры и стал рисовать в ее новеньком альбоме для рисования. Маша вырвала у него из рук альбом и посмот­рела на брата так грозно, что он решил, что сестра сейчас начнет его бить.

Пока Маша возилась с альбомом, вынимая испорченные листы, малыш побежал в коридор, дотянулся до замка и выбежал на улицу.

Маша услышала, что замок щелкнул, вышла взглянуть, кто пришел. Никого. И что-то брата не слышно. Посмотрела Маша, мальчика дома не было. Выбежала девочка на улицу, стала его звать. А брат, услышав ее сердитый голос, совсем перепугался и побежал от сестры на противоположную сторо­ну улицы. Шоферы увидели малыша на дороге и остановили свои машины. Девочка же подумала, что они стоят из-за того, что ее умирающий брат лежит под колесами. Кинулась она вперед и увидела... живого брата. Маша догнала братишку и, крепко-крепко схватив его за руку, довела до тротуара. Ма­шины тут же ринулись вперед. Маша присела перед братом на корточки, стала его прижимать к себе и ласкать, еще до конца не веря, что он жив и здоров.

— Я тебя боялся, а ты хорошая, —сказал брат.

 

201. Два маленьких ревнивца(для детей 6-7 лет)

(Общая история)

Братья Гоша и Тоша были очень похожи друг на друга, только у Гоши волосы были темные, а у Тоши —светлые. Они очень любили свою маму, но их любовь не радовала ее, мальчики были очень ревнивы.

Однажды мама купила им две одинаковые гоночные ма­шинки. Гоше показалось, что мама дала Тоше лучшую ма­шинку. Он стал вырывать у брата игрушку и, плача, выкри­кивать: «Ему всегда все лучшее, ты его больше любишь!» Мама поставила машинки рядом. Они были совершенно оди­наковые, но Гоша не унимался: «У меня на машине царапина, а на его нет. Ты нарочно ему без царапинок дала!» «Тоша, поменяйся с братом», —сказала мама. Они поменялись. На Тошиной машинке оказалась не одна царапинка, а целых три.

Только приготовился Гоша снова повздорить с братом, как вдруг ему сделалось очень стыдно.

В другой раз Тоше показалось, что мама его любит мень­ше, чем Гошу. Гоша заболел— простудился. Мама осталась дома. Она уложила его в постель, принесла ему таблетки и воду и присела на стул около Гошиной кровати. Вдруг Тоша заплакал, стал укорять маму: «Ты Гошу больше любишь, ты никогда рядом со мной не сидишь, не даешь мне таблеток и воды!» Мама сказала устало: «Ложись». Тоша быстро разделся и лег в свою кровать. Мама принесла ему таблетки и воду. От таблеток у Тоши сделалось во рту горько-горько. Мама при­села около Тоши, но ему от этого не было никакой радости. Ведь трудно здоровому мальчику удержаться днем в постели, а признаться маме, что ему скучно, было стыдно.

Как-то незаметно и Гоша и Тоша заснули, и им приснился одинаковый сон: будто бы был болен не Гоша, а у Тоши разболелись зубы. Мама решила пойти с Тошей к зубному врачу. Гоша заворчал: «Когда я простудился, ты со мной к врачу не ходила, а с Тошенькой-то идешь». Мама ответила: «Одевайся, идем с нами». Пришли братья в поликлинику. Вышел доктор и забрал Тошу в кабинет. Тоша вскоре вышел, что-то держа в руке. Доктор позвал Гошу. Гоша спрятался за маму, а мама стала говорить, что у Гоши зубы не болят. Доктор, не слушая маму, крепко-крепко взял мальчика за руку и увел к себе в кабинет. А там было вот что... «У твоего брата во рту был лишний зуб —зуб ревности, —сказал до­ктор.—Дай-ка я посмотрю, нет ли и у тебя такого». Гоша открыл рот. Не успел он опомниться, как доктор вырвал у него какой-то зуб. «А вот и твой зуб ревности», —сказал доктор и протянул Гоше маленький зубик. Когда, возвраща­ясь домой, мальчики проходили мимо игрушечного магазина, то мама купила им две разные игрушки и братья впервые не поссорились. Придя домой, они стали дружно играть, но только каждый одной рукой, а другая у того и у другого была сжата в кулак. Потом они легли спать, а когда утром просну­лись... и одновременно на самом деле проснулись, то раскры­ли свои кулаки и увидели, что у них на ладонях лежит по одному бумажному зубу —зубу ревности. Они рассмеялись, побежали и выбросили эти бумажки в ведро.

Пришла мама, посмотрела на Гошу и сказала, что он вы­здоровел, но сегодня еще должен побыть дома, а Тоша может идти гулять. Раньше... сколько бы было слез и упреков маме, что она кого-то из мальчиков любит больше. «Без меня Гоше будет скучно одному», - сказал Тоша и остался дома. Мальчи­ки стали играть.

Никогда больше братья не ревновали друг друга к маме, и мама больше не расстраивалась.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Автоматизмы—действия, осуществляющиеся при почти пол­ном отсутствии контроля сознания. В отличие от физиоло­гических процессов (дыхание, работа сердца и т. п.), явля­ющихся изначально непроизвольными, психические дей­ствия первоначально протекают под контролем сознания и лишь постепенно, по мере научения, превращаются в автоматические, которые выступают как основа различно­го рода навыков. На физиологическом уровне автоматизму соответствует динамический стереотип.

Адаптация —приспособление органа, или организма (физио­логическая адаптация), или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если речь идет о новых межличностных отношениях, говорят о социально-психологической адаптации.

Альтруизм —понятие, обозначающее формы поведения, ори­ентированные на другого человека, без сознательного учета их выгоды для себя.

Амимия —отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы, локальных пора­жениях мозга, психических заболеваниях.

Астения —нервно-психическая слабость, проявляющаяся в по­вышенной утомляемости и истощаемое™, сниженном по­роге чувствительности, крайней неустойчивости настрое­ния, нарушении сна. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерных умственных и физических напряжениях и при длительных отрицательных пережива­ниях и конфликтах.

Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, ухо­дом от реального внешнего мира. У детей аутизм проявля­ется в нарушении поведения, фантазиях, снижении актив­ности в играх, в уменьшении речевого контакта; школьни­ки утрачивают интерес к учению, испытывают трудности в школьных занятиях, теряют контакт со сверстниками и взрослыми.

Аутогенная тренировка —вид психотерапии, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоци­ональные переживания, сопровождаемые резко выражен­ными двигательными проявлениями, развиваются в кри­тических условиях при неспособности субъекта найти адек­ватный выход из неожиданно возникающих ситуаций.

Вербальный —словесный, относящийся к речи.

Внимание — произвольная или непроизвольная направленность психической деятельности. Выделяются следующие виды нарушения внимания: сужение объема внимания (когда человек может воспринимать только небольшое число объ­ектов), неустойчивость внимания (когда нарушена концен­трация внимания) и его отвлекаемость на побочные эф­фекты.

Внушение —процесс воздействия на психику человека, харак­теризующийся снижением сознательности восприятия того, что внушается.

Воля —способность человека сознательно и целенаправленно регулировать свою деятельность.

Воображение (фантазия)—психический процесс, заключаю­щийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, по­лученных в предшествующем опыте.

Гиперактивность—сочетание общего двигательного беспокой­ства, неусидчивости, обилия лишних движений, недоста­точной целенаправленности поступков, повышенной аф­фективной возбудимости, эмоциональной лабильности, на­рушений концентрации внимания.

Гипомимия —легкое понижение выразительности мимики.

Депрессивное состояние —аффективное состояние, характери­зующееся отрицательным эмоциональным фоном, измене­нием мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания —подавленность, тоску, отчаяние.

Детский церебральный паралич - двигательные нарушения, воз­никающие вследствие органического поражения головного мозга, которые обнаруживаются при рождении ребенка или проявляются в первые месяцы жизни.

Дисфория - пониженное настроение с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздра­жительностью, агрессивностью, нередко страхами.

Задержка психического развития — нарушение темпа психичес­кого развития ребенка. У детей с задержкой психического развития обычно имеется парциальное (частичное) недо­развитие высших психических функций, носящее времен­ный характер и преодолеваемое в детском или подростко­вом возрасте.

Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоцио­нальной сферы, длительным сохранением игровых интере­сов и т. д.

Защитные механизмы —психологическое «ограждение» лич­ности от негативных, травмирующих переживаний. У детей аналогично, как и у взрослых, хотя и в значительно меньшей степени, наблюдаются различные защитные механизмы. В дошкольном и раннешкольном возрасте это чаще всего фантазирование.

Игровая терапия —метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает стабилизирующее вли­яние на развитие личности.

Идентификация—опознание, распознавание чего-либо, кого-либо; уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Инфантилизм— задержка в развитии организма. Характерный признак — сочетание физического и психического недо­развития. Психический инфантилизм отличается наличи­ем в личности взрослого человека особенностей поведения, свойственных ребенку.

Истерия —патологическое состояние психики человека, ха­рактеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для истерии характер­но несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т. п.

Катарсис— эмоциональное потрясение, испытываемое челове­ком под воздействием на него произведений искусства, способно привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения.

Комплекс оживления —положительная эмоциональная реак­ция ребенка, проявляющаяся в том, что при появлении взрослого, при звуке его голоса младенец начинает улы­баться, издавать звуки, сосредоточивать взор на взрослом, при этом меняется ритм движений его ручек и ножек. Комплекс оживления принято считать первой социальной реакцией ребенка.

Личность—человеккак продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные ка­чества.

Маниакальное состояниехарактеризуется немотивированным повышенным веселым настроением, ускорением ассоциа­тивных процессов, изменчивостью, неустойчивостью вни­мания, речедвигательным возбуждением.

Моральные (нравственные)чувства —высшие чувства, пере­живания, связанные с отношением человека к другим лю­дям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Музыкотерапия —использование музыки с лечебной целью.

Мутизм- отказ от речевого общения при отсутствии органичес­ких поражений речевого аппарата. В основе мутизма лежит психическая травма (испуг, обида, конфликт, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрас­те и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. Мутизм встречается при шизофрении и истерии. У детей чаще встречается избирательный мутизм: ребенок не вступает в речевое общение только в определен­ной обстановке и с определенными людьми.

Навязчивые состояния-мысли,сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. Отдельные, нестойкие навязчивые состояния могут появ­ляться у совершенно здоровых людей. Постоянные и не­преодолимые навязчивые состояния являются признаком ряда психических заболеваний.

Неврастения —заболеваниеиз группы неврозов, возникающее вследствие истощения нервной системы, при котором от­мечаются повышенная раздражительность, утомляемость, утрата способности к длительному умственному и физи­ческому напряжению.

Неврозы —группанервно-психических расстройств, характе­ризующихся нерезко выраженными функциональными на­рушениями со стороны высшей нервной деятельности.

Негативизм детский —сопротивление, стремление сделать на­оборот. В поведении ребенка различают два вида негати­визма: 1) пассивный негативизм-упрямство, нежелание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный негати­визм-выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.

Олигофрения- грубое недоразвитие нервно-психических функ­ций с преимущественной недостаточностью абстрактно-логического мышления вследствие органического пораже­ния головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. По степени интеллектуальной недостаточности различают три группы олигофрении: идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (легкая степень). Психические функции идиотов сводятся к реф­лекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных на­выков.

Онтогенез—развитие индивидуального организма. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозна­чения изменений психики ребенка, которые происхо­дят в условиях воспитания и обучения. Дизонтогенез-искажение развития.

Память—психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.

Пантомимика— один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест —выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Пиктограмма —рисунок,служащий символом определенно­го слова или понятия; пиктограмму используют при экспериментальном психологическом исследовании.

Психастения— болезненное расстройство психики, характери­зующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склон­ностью к навязчивым идеям.

Психастеники отличаются тревожно-мнительным характером, застенчивостью, малой инициативностью (при высокоразвитом чувстве долга), педантичностью. Из-за неуверенности в себе они склонны к многократной проверке своих действий.

«Психические занозы»— образное определение конкретных первопричин неврозов 3. Фрейдом, предложившим один из методов психотерапии —психоанализ. Было обнаруже­но, что травматические события, аффективные пережива­ния, неисполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению —активному уда­лению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, зашифрован­ной форме в виде невротических симптомов.

Психогении—расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.

Психогигиеначасть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно свя­зана с психопрофилактикой, главной целью которой яв­ляются устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положи­тельно на нее влияющих.

Психодрама — методгрупповой психотерапии, заключающий­ся в разыгрывании больными сцен из жизни, в которых воспроизводятся конфликтные ситуации и создается возможность адекватно отреагировать на них.

Психомышечная тренировка —вариантсамовнушения, осно­ванный на некоторых элементах «прогрессивной мы­шечной релаксации» Э. Джекобсона. Тренировка способ­ности к удержанию спокойного внимания на нужных мысленных образах происходит в процессе овладения расслаблением, согреванием и обездвиживанием ряда групп скелетных мышц.

Психопатия — патологияхарактера, при которой у субъекта наблюдается стойкое сочетание свойств характера, препят­ствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Психопатология — отрасльмедицины, изучающая общие за­кономерности болезней психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.

Психосоматические расстройства- расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.

Психосоматика-направление в медицине, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств организма человека.

Психотерапия—лечебное воздействие на психику больного или группу больных. Психотерапевтические воздействия являются воздействиями психическими, в первую оче­редь словом (а также мимикой, жестом, поведением и действием) и влиянием окружающей обстановки (лечение средой).

Приемами психотерапевтического воздействия на аномаль­ных детей должны владеть не только врачи-психоневроло­ги, но и педагоги-дефектологи.

Релаксация—физиологическое состояние покоя, расслаблен­ности при отходе ко сну и т. д., а также полное или частичное расслабление, наступающее в результате произ­вольных усилий типа аутогенной тренировки и других коррекционных приемов.

Ритмика-система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой. Ритмика является одним из видов художественного воспитания: она знако­мит детей с танцами, песнями. Ритмика играет существен­ную роль в формировании и коррекции речи, способст­вуя ее плавности и ритмичности.

Социометрия—метод социальной психологии по изучению межличностных отношений, преимущественно их качес­твенной стороны.

Спонтанный —самопроизвольный, возникший без внеш­него воздействия.

Стресс—состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицатель­ное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до ее полной дезорганизации.

Тест—один из методов стандартизированного испытания, выполнение которого может дать возможность определить знания человека, особенности его познавательных про­цессов (внимания, мышления и т. д.).

Физиогномика- изучение выражения лица и общего физического облика, в медицине используется для диаг­ностики болезней.

Фобии— навязчивые состояния страха. Разновидности фо­бий: навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.

Характер—индивидуальное сочетание устойчивых психичес­ких особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Эмпатия—способность индивида эмоционально отзываться

на переживания других людей.

Этюды—упражнения, направленные на изучение и разви­тие отдельных приемов в искусстве. Этюды (в психогим­настике) могут представлять собой образные и моторные упражнения.

 

 

Рекомендуемая литература

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении

ребенка. -М., 1986.

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей.-М., 1986.

И з а р д К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ. —М., 1980.

Развитие личности ребенка: Пер. с англ. —М., 1987.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З. Неверопич. — М., 1986.

РаншбургИ., Поп пер П. Секреты личности! Пер. с венг.—

М., 1983.

Р а т т е р М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. —М. , 1987. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности.— М.,

1980.

Э б е р л е и н Г . Страхи здоровых детей: Пер. с нем. —М., 1981. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой,—

М., 1985.

Ю н Г. Дети с отклонениями: Пер. с нем.— Кишинев, 1987.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

К читателю ......................................................................3

Часть первая

Общие вопросы психогимнастики ................................6

Что такое психогимнастика ........................................ -

Выразительные движения ............................................. 7

Классификация основных эмоций ............................ 11

Коррекция эмоциональной сферы.............................19

Словесный язык чувств...............................................30

Трудности поведения и характера .............................31

Вспомогательные средства общения,

способствующие коррекции настроения,

поведения и психомоторики детей ............................34

Часть вторая

Практический материал....................................................42

Словарь терминов....................................................... 105

Рекомендуемая литература........................................ 111

 

Учебное издание

 

ЧИСТЯКОВА Маргарита Ивановна

 

 

ПСИХОГИМНАСТИКА

 

Зав. редакцией Т. С. Залялова

Редакторы М. А. Степанова, Г. В. Колесникова

Художественный редактор Л. ф. Малышева

Набор и компьютерная верстка А.Н. Шатилов

Корректоры И. В. Чернова, Н. В. Белозерова

 

ИБ №16136

 

 

Лицензия ЛР №010001 от 10.10.91. Сдано в набор 21.01.95. Подписано в печать 14.08.95. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,8. Тираж 5Ь 000 экз. Заказ 1163.

 

 

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»

Комитета Российской Федерации по печати. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

 

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет, комн. 452, тел./факс 932-56-19, тел. 437-99-98, 437-34-53.

 

АООТ «Политех-4». 129110, Москва, ул. Б. Переяславская, 46.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.