Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процессы памяти и способы управления ею



Существуют три психических процесса, синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики:

запоминание – это анализ и идентификация поступающей информации (на основе имеющихся знаний);

хранение информации связано с ее организацией и удержанием полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

воспроизведение – основная функция, которая состоит в использовании данных своего опыта, активизации закрепленных знаний.

Установлено, что при запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке, перекодированию, в том числе анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

Основные способы управления памятью:

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатливаются не только слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу или цель. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. В этой связи особое внимание надо обращать на понимание материала и осознание смысла того, что с ним присходит в процессе запоминания.

Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Любая из частей должна сама представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, лучше запоминается и воспроизводится.

Один из интересных эффектов памяти называют реминисценцией. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть.

Запоминание у человека зависит от сознательной установки, которая играет огромную роль в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является волевым актом, сознательным выполнением задания.

Процесс развития памяти начинается с раннего детства и идёт по нескольким направлениям:

механическая память постепенно дополняется и замешается логической;

непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием различных приемов и средств;

непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека становится произвольным.

В развитии памяти в целом можно выделить 2 генетические линии: ее совершенствование у всех цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у индивида в процессе его социализации.

Вопросы для проверки знаний

1. Назовите виды и свойства ощущений.

2. Какова роль восприятияй и чем они отличаются от ощущений?

3. Каковы свойства внимания?

4. Назовите функции и виды внимания.

5. Каково значение памяти в жизни человека?

6. Какие основания для классификации видов памяти Вы знаете?

7. Назовите факторы, влияющие на развитие памяти.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.