Описание лабораторной установки. Исследование магнитносвязанных индуктивностией
Исследование магнитносвязанных индуктивностией
Руководство к лабораторной работе по курсу ТЭЦ
Томск 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
Исследование магнитносвязанных индуктивностей
Руководство к лабораторной работе
по дисциплине «Теория электрических цепей» для студентов радиотехнического факультета всех специальностей
Разработчики:
доцент кафедры ТОР
Б.Ф. Голев
доцент кафедры ТОР
В.Д. Дмитриев
Томск 2011
Цель работы
1.1 Экспериментальное определение собственной и взаимной индуктивностей.
1.2 Экспериментальная проверка расчетных величин эквивалентной индуктивности при последовательном и параллельном соединении согласно и встречно включенных магнитносвязанных катушек индуктивности.
1.3 Освоение методики определения одноименных и разноименных выводов.
Описание лабораторной установки
Лабораторная установка состоит из лабораторного макета и измерительного блока. Лабораторный макет включает генератор сигналов низкой частоты и панель «Исследование разветвленной цепи и магнитосвязанных индуктивностей». Внешний вид макета представлен на рис.1.
Рис.1. Макет «Исследование разветвленной цепи
и магнитосвязанных индуктивностей».
Магнитносвязанные катушки индуктивностей и .расположены в правой половине панели. Там же расположены два одинаковых резистора сопротивлением 1кОм, используемые для косвенного измерения тока через индуктивности.
Технические характеристики генератора сигналов низкой частоты (генератора ЭДС):
- Диапазон частот – 50Гц…1,5КГц;
- Выходное напряжение – 0…2В ампл.;
- Выходное сопротивление – 10Ом;
- Форма сигнала – гармоническая или последовательность прямоугольных импульсов (устанавливается переключателем «форма сигнала»).
Питание макета осуществляется от сети переменного тока 220В 50Гц.
Внешний вид измерительного блока представлен на рис.2. Он содержит мультиметры UT50C, UT50D и фазометр. Мультиметры предназначены для измерения частоты, напряжения, сопротивления, индуктивности и емкости. Питание измерительного блока осуществляется от лабораторного макета с помощью девятишлейфового плоского кабеля, подключаемого через внешние разъемы этих устройств.
Рис.2. Измерительный блок
Программа работы
3.1 По рекомендуемой литературе /1, с.106-113/ изучить особенности расчета и эквивалентных преобразований электрических цепей, содержащих магнитносвязанные индуктивности
3.2 Прямое измерение индуктивностей.
Переключить мультиметр UT50D в режим измерения индуктивностей. Измерить индуктивности и .
Исследовать последовательное соединение связанных индуктивностей:
- соединить перемычкой выводы 5 и 6. Измерить эквивалентную индуктивность последовательно включенных индуктивностей, рис.3.
Рис.3.
- соединить перемычкой выводы 4 и 5. Измерить эквивалентную индуктивность последовательно включенных индуктивностей, рис.4.
Рис.4
Измеренные данные занести в таблицу 1.
Таблица 1.
Индуктивность, мГн
Последовательное соединение
М
Параллельное соединение
измерение
расчет
По результатам измерений эквивалентных индуктивностей и определить одноименные узлы. В отчете по лабораторной работе одноименные узлы отметить звездочкой *.
Вычислить величину взаимной индуктивности по формуле
.
Полученное значение М занести в таблицу 1.
3.3 Исследование параллельного соединения связанных индуктивностей.
Используя данные таблицы 1. вычислить величину эквивалентной индуктивности параллельного соединения связанных индуктивностей, включенных согласно (), и встречно ().
Расчетные соотношения:
;
Измерить эквивалентную индуктивность параллельного соединения согласно включенных индуктивностей , и встречно включенных . Результаты измерений занести в таблицу 1. и сравнить с расчетными.
3.4 Косвенный метод экспериментального определения индуктивности L и взаимной индуктивности M.
Схема измерения представлена на рис.5. На рисунке обозначены номера выводов индуктивностей и резисторов.
Рис.5
На вход схемы (Рис.5а) подать гармоническое напряжение от генератора низкой частоты. Частота указывается преподавателем. Рекомендованные частоты 500…1000 Гц. Контроль частоты осуществляется мультиметром UT50C, установленным в режим измерения частоты.
Выставить напряжение на входе схемы В. Напряжение контролировать мультиметром UT50D, переведенным в режим измерения переменного напряжения.
Измерить напряжение и напряжение на разомкнутых концах индуктивности .
Поменять местами индуктивности и сопротивление R. Измерить напряжение UR (Uвх=1В!). Ток I численно равен напряжению UR в миллиамперах. Результаты измерения занести в Таблицу 2.
Таблица 2. Uвх=1В, R=1кОм.
UL1, В
UL2хх, В
UR, В
I, мА
М,
мГн
Рассчитать величину индуктивности L1и взаимной индуктивности М. Вычисленные значения L1и М сравнить с определенными в разделе 3.2 (Таблица 1).
Чтобы определить величину L2следует индуктивности L1и L2в схеме Рис.5 поменять местами.
Расчетные соотношения:
Если , то и
Взаимная индуктивность
4. Контрольные вопросы
1. Дать определение согласному и встречному включению индуктивных катушек, понятие одноименных зажимов магнитно-связанных катушек.
2. При последовательном соединении катушек, каждая из которых равна 40 мГн, были определены значения Lсогл=100 мГн, Lвстр=20 мГн. Определить взаимную индуктивность М и коэффициент связи k.
3. При параллельном согласном включении двух одинаковых магнитно-связанных катушек результирующая индуктивность равна , при встречном 5 мГн. Определить индуктивность этих катушек.
4. У двух магнитно-связанные катушек, каждая из которых индуктивностью 30 мГн, при параллельном согласном включении имеют эквивалентную индуктивность 20 мГн. Чему равна взаимная индуктивность М?
5. Доказать, что последовательном соединении двух магнитно-связанных катушек эквивалентная индуктивность: LЭ = L1+ L2 ± 2М.
6. Доказать, что при параллельном соединении двух магнитно-связанных катушек эквивалентная индуктивность равна: . Какому включению соответствует знак минус в знаменателе?
7. Какой метод определения взаимной индуктивности М является, по вашему мнению, более точным. Ответ поясните.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атабеков Г.И. Основы теории цепей. СПб. : «Лань», 2006.-432с.