Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Человек: индивид и личность



Как уже было отмечено, человек имеет двойственную природу. Он является существом биосоциальным — носителем как биологиче­ских, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансфор­мируется в проблему соотношения индивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — как личность.

Это различие в понимании человека как индивида и личности хорошо понял русский философ НА. Бердяев (1874—1948). «Лич­ность следует отличать от индивида, — писал он. — Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натура­листически-биологическая»1. Хотя, на наш взгляд, при объяснении личности речь должна идти не только и не столько о религиозности или нерелигиозности, сколько о культуре и духовности человека вообще.

Человек как индивид рассматривается в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле по­нятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируется каких-либо особенных или единичных социальных качеств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным. Зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид.

Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь видовую принадлежность и единичного представителя челове­ческого рода. Но как только мы начинаем указывать какие-то дру­гие качества человеческого индивида, то непременно ограничиваем объем понятия, выделяя особенные социальные группы. То есть здесь действует закон обратно пропорционального соотношения объема и содержания понятия. Так, сказав «бедные люди» или «бо­гатые люди», мы уже выделили определенные группы, отделив их от других. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет беднее по объему и богаче по содержанию. В результате путем


 


1 Фромм Э. Дцольф Гитлер: клинический случай некрофилии. — М.: Высшая школа, 1992. — С. 27.


1 Бердяев НА. Мое философское мировоззрение // Н. Бердяев о русской фило­софии. Ч. 1. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — С. 21.


персонификации индивида, отдельного человека мы придем к един­ственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть лич­ность. «Личность» — это понятие, весьма богатое по социальному содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

Следует сказать, что личность — это и есть социальная индиви­дуальность. Здесь человек рассматривается не только в аспекте его общих и специфических социальных качеств, но и в аспекте инди­видуальных социальных свойств. В конце концов то, что делает че­ловека личностью, — это, конечно, его социальная индивидуаль­ность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность. В понятие «личность» обычно не вклю­чают природно-индивидуальные характеристики человека. И это, видимо, правильно. Но следует иметь в виду, что природная индиви­дуальность оказывает влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Социальная индивидуальность человека не вырастает, безуслов­но, на пустом месте или только на основе биологических предпосы­лок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие множества разно­образных факторов, которые «стоят за ее спиной». И личность тем более значительна, и тем в большей степени может называться лич­ностью, чем сильнее она аккумулирует социокультурный опыт че­ловечества и, в свою очередь, вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Личность имеет сложную структуру, потому возможны различ­ные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, однако имеют важные отличия. Так, в общей психоло­гии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирую­щее начало, связывающее воедино различные психические процес­сы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчи­вость. Исходный момент социологических исследований личности со­стоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, той соци­альной группой, в которую включен индивид. На этой основе стро­ится ролевая концепция личности.

Проблема личности в науке — это вопрос о том, в чем заключа­ется сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выра-

 


жение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека состав­ляет ту основу, на которой и благодаря которой происходит разви­тие личности и выполнение ею различных социальных ролей в об­ществе. Только в деятельности человек выступает и самоутвержда­ется как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе все, что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, «кто участвует в состязаниях».

Другими словами, социально-деятельностная характеристика че­ловека лежит в основе его социализации, в процессе которой и про­исходит формирование личности. Социализация — это процесс ус­воения индивидом определенной системы знаний, норм и ценно­стей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адек­ватным для данного общества способом. Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности.

При этом социализация осуществляется как в филогенезе — процессе формирования родовых свойств и качеств человечества, так и в онтогенезе — процессе становления конкретной личности. Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида. В связи с этим А.Н. Леонтьев (1903—1979) писал, что «личностью не родятся, личностью становятся»1. Поскольку социализация носит ди­намический характер, то личность — это всегда процесс, постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, своих устремлениях, — деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчи­нен чужой воле или его действия в деталях запрограммированы, так что не остается места для свободы выбора и поступков.

Поскольку в основе формирования личности лежит социально-дея­тельностная сущность человека, то лишение его общения и возмож­ности выбора, известной свободы действий также отрицательно ска­зывается на развитии личности индивида. Не случайно изоляция че­ловека от общества, лишение его общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. И это вполне объяснимо, ибо изоляция и одиночество противоречат сущности личности. Но еще более от-

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — С. 176.


 

 

рицательное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишен­ный (посредством внушения, идеологического оболванивания, про­паганды и т.д.) собственного мировоззрения, мыслей и взглядов, перестает быть личностью. Также трудно назвать личностью инди­вида, лишенного разума и рассудка по каким-либо другим причи­нам. Люди, у которых отсутствует свобода действий, воля или ра­зум, не могут быть ответственны (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки.

Таким образом, мы подошли к очень важной характеристике личности — ее нравственно-духовной сущности. В содержание лич­ности в качестве важнейшего компонента входит направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем созна­ния, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безус­ловно, социальная среда оказывает существенное влияние на фор­мирование и поведение личности. Но не в меньшей степени лично­стные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духов­ным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллекту­ально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями и чем силь­нее он влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем коло­ритнее и значительней его личность. В данном случае она характе­ризуется силой духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность как бы возвышается над природной основой и в извест­ном смысле преодолевает ее, оставляя свой след даже после биоло­гической смерти.

Сила воли и духа личности, ее высокая нравственность, доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в оп­ределенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела. Видимо, не случайно даже в библейском писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». Именно тогда, когда дело до­ходит до реальных поступков, обнаруживается, как трудно быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным и т.д. По­этому, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным не только в мыслях, но прежде всего в поступках, а это — всегда тяжкое бремя. Таким образом, характеристика личности с точки зрения свободы, безусловно, необходима. Свобода — это атрибут личности. Но сво­бода без ответственности — произвол. Поэтому ответственность не в меньшей, а в большей степени является атрибутом личности, ибо быть свободным и ответственным труднее, чем просто свободным.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.