Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бессознательное и сознательное в человеке



С вопросом биологического и социального тесно связана про­блема бессознательного и сознательного в человеке.

На протяжении длительного времени в науке и философии до­минировал принцип антропологического рационализма: человек, мо­тивы его поведения и само бытие рассматривались только как прояв­ление сознательной жизни. Этот взгляд нашел яркое воплощение в знаменитом высказывании французского ученого и философа Р. Де­карта: «Cogito ещо sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Чело­век, таким образом, выступал лишь как «человек разумный». Но на­чиная с Нового времени в учении о человеке все большее место стала занимать проблема бессознательного. Такие мыслители, как Г. Лейб­ниц, И. Кант, С. Кьеркегор (1813—1855), Э. Гартман (1842—1906), А. Шопенгауэр (1788—1860), Ф. Ницше (1844—1900), начали анализи­ровать роль и значение психических процессов, не осознаваемых человеком.

Однако определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в учении о челове­ке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человече­ского измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

Согласно концепции Фрейда психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и мощный пласт — «Оно» (id) — находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические вле­чения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытеснен-


ные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человече­ского духа — «Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общест­ва, сфера долженствования и моральная цензура.

По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между, образно говоря, Сциллой и Хариб­дой — неосознанными влечениями и побуждениями «Оно» и нрав­ственно-культурной цензурой «Сверх-Я». В итоге оказывается, что собственное «Я» — сознание человека — не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчинен­ная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэтому сам чело­век — прежде всего существо, управляемое и движимое сексуаль­ными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования, по Фрейду, «усилива­ется тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предель­ное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов Эрос и Танатос1 рассматриваются Фрейдом как две наиболее могу­щественные силы, определяющие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек получился сотканным сплошь из противоречий между биологическими влечениями и соци­ально обусловленными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Чело­век, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управ­ляемое бессознательными инстинктами.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского пси­холога и культуролога К. Г. Юнга. Однако он выступил против трак­товки человека как существа эротического и попытался более глу­боко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг вы­делил в нем, помимо «личностного бессознательного» как отражения в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений.

Содержание коллективного бессознательного составляют, по Юнгу, общечеловеческие первообразы — архетипы (например, об­раз матери-родины, народного героя, богатыря и т.д). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который на­следуется новыми. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений,

1 Эрос — в греческой мифологии бог любви, Танатос — олицетворение смерти.


символики художественного творчества1. Сущностное ядро лично­сти составляет единство индивидуального и коллективного бессоз­нательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Чело­век, таким образом, — это прежде всего существо архетипное.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и дру­гими представителями психоанализа — последователями Фрейда, которые уточняли и развивали его учение, внося в него свои кор­рективы. Австрийский врач-психиатр и психолог А. Адлер (18701937)подверг критике учение Фрейда за его биологическую и эро­тическую детерминацию человека. По Адлеру, человек — не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность кото­рого связана с сознательными интересами. Потому «бессознательное не противоречит сознанию»2, как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени социологизирует бессозна­тельное и пытается снять противоречие, возникающее при рассмот­рении соотношения бессознательного и сознательного в человеке.

Неофрейдистское видение бессознательного наблюдается и у ав­стрийского психиатра В. Райха (1897—1957), и у американского со­циального психолога и социолога К. Хорни (1885—1952). Но если В. Райх вслед за 3. Фрейдом биологизирует бессознательное, рас­сматривая человека вместе с тем как природно-социальное сущест­во, то К. Хорни подобно А. Адлеру пытается социологизироватъ бес­сознательное, делая акцент на социокультурные условия бытия. Для нее человек — существо, стремящееся к самореализации.

Наиболее ярким представителем неофрейдизма, или современ­ного фрейдизма, является немецко-американский психолог и со­циолог Э. Фромм (1900—1980). Он выступил против биологизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда за провозглашен­ный ею антагонизм между сущностью человека и культурой. Вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. Фромм попытался соединить психоаналитические идеи Фрейда с марксист­ской концепцией происхождения человека и найти между ними не­которую золотую середину. По собственному признанию Фромма, его точка зрения является «не биологической и не социальной»3.

Один из наиболее важных факторов развития человека, по мне­нию Фромма, — это противоречие, вытекающее из его двойственной природы: человек является частью природы и подчиняется ее зако­нам, но одновременно он — субъект, наделенный разумом, сущест­во социальное. Это противоречие Фромм называет «экзистенциаль­ной дихотомией». Она связана с тем, что из-за отсутствия сильных инстинктов, которые в жизни помогают животным, человек должен

1 Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. — 1988. - № 1.

2 AdlerA. Superiority and social interest. — N.Y., 1979. — P. 215.

3 Fromm E. The sane society. — L., 1963. — P. 14.


принимать решения, руководствуясь только сознанием. Но резуль­таты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порожда­ет тревогу и беспокойство. Поэтому «цена, которую человек платит за сознание», — его неуверенность.

Человек, по Фромму, — биологически неприспособленный ин­дивид, следствием чего и является его социальное развитие. Но до конца развить свои социальные способности он тоже не может, ибо смертен. Поэтому человек — существо «незавершенное и неполное», существование которого наполнено внутренними противоречиями. Мотивы поведения человека исследуются Фроммом через призму этих противоречий.

Если говорить об общей характеристике бессознательного, то оно Фроммом социологизируется и экзистенциализируется. Однако в конце концов в концепции Фромма поведение человека оказыва­ется обусловленным все-таки побуждениями и конфликтами в об­ласти бессознательного. В споре между Фрейдом и Марксом, отда^ вая должное заслугам последнего, Фромм тем не менее склоняется к точке зрения Фрейда, считая, что Маркс преувеличил роль соци­ального и разумного в человеке.

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его по­следователей, следует отметить, что сама постановка данной про­блемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и созна­тельного внес новые моменты в науку и философское понимание проблемы. Однако у Фрейда наблюдается явная абсолютизация ро­ли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли созна­ния в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось либидо (сексуальная энергия).

Впрочем, эволюция фрейдизма свидетельствует о том, что пред­ставители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие человека.

Так, согласно Фромму — самому значительному представителю неофрейдизма, новая эпоха, связанная с функционированием рыноч­ных отношений в условиях «развитого капитализма», рождает и «че­ловека нового типа», которого он описывает как «рыночный харак­тер». «Человек, обладающий рыночным характером, — пишет он, — воспринимает все как товар — не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки, и его главная цель — в любой ситуации совершить вы­годную сделку»1. Альтернативой обществу «обладания», порождаю-


щему «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие. Изменение способа суще­ствования человека и его характера связывается им с изменением самого общества, в котором основным принципом будет «быть», а не «иметь».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.