Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БИОСФЕРА. НООСФЕРА. ЧЕЛОВЕК



 
 

Ж

изнь («живая природа») как особое, очень сложное природное явление, проявляя себя в многообразии форм, оказывает на окру­жающий мир разнообразное воздействие и коренным образом преобра­жает его.

В естествознании изучение феномена жизни в его тесной взаимосвязи с окружающей природной средой получило название учения о биосфере.

9.1. Биосфера. Учение в.И. Вернадского о биосфере

Термин «биосфера» впервые был введен в научный оборот в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом (1831—1914), который оп­ределил биосферу как совокупность организмов, обитающих на по­верхности Земли, жизнедеятельность которых ограничена в про­странстве и времени. Таким образом, первоначально термином «био­сфера» обозначалась только совокупность живых организмов вне их взаимодействия со средой обитания.

В соответствии с современными представлениями под биосферой традиционно понимается совокупность всех живых организмов и среды их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосфе­ры и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами.

Два главных компонента биосферы — сами живые организмы и среда их обитания — непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном органическом единстве, образуя целостную ди­намическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема, в свою очередь, состоит из ряда подсистем.

Многообразие живых систем поражает воображение. За время существования жизни на Земле природой «было создано» колос­сальное количество различных видов живых организмов (по оцен­кам разных авторов, от одного до нескольких миллиардов). В на­стоящее время насчитывается около 1,2 млн видов животных и 0,5 млн видов растений, в то время как минеральных видов нежи­вой материи (по Вернадскому, «косное вещество») насчитывается лишь около 10 тысяч видов.



Особенностью живых организмов является то, что они не суще­ствуют обособленно и изолированно. В процессе своей жизнедея­тельности они объединяются в различные системы (сообщества), например в популяции — совокупности особей одного вида, дли­тельное время занимающих определенное пространство, имеющих общий генофонд, возможность свободно скрещиваться и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида. В ходе эволюции образовался также другой, качественно новый уровень живых систем — биоценозы, под которыми понимается со­вокупность растений, животных и микроорганизмов в локальной среде их обитания.

Эволюция жизни постепенно приводит к росту и углублению дифференциации внутри биосферы. Обмениваясь с окружающей средой (неживой природой) веществом и энергией, биоценозы об­разуют новые системы — биогеоценозы1 или, как их еще называют, «экосистемы»2. Биогеоценозы могут быть разного масштаба — мо­ре, озеро, лес, роща и т.д. По сути, биогеоценоз — это естественная модель биосферы в миниатюре, включающая все звенья биотиче­ского круговорота: от зеленых растений, создающих органическое вещество, до их потребителей, разлагающих в конечном итоге орга­ническое вещество до минеральных элементов. Иначе говоря, био­геоценоз — это элементарная ячейка биосферы. Таким образом, биосфера представляет собой иерархически построенную целостную суперсистему, которая включает следующие уровни жизни: особь, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Каждый из этих уровней обла­дает относительной независимостью, что обеспечивает возможность устойчивости и эволюции биосферы.

Комплексным изучением проблем биосферы всерьез начали за­ниматься только в начале XX в. Одним из первых учение о биосфере разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (труды «Биосфера» (1926), «Биогеохимические очерки», «Химическое строе­ние биосферы Земли» и др.). В отличие от предшествующих иссле­дователей природы, В.И. Вернадский не ограничивал понятие био­сферы только «живым веществом*, под которым он понимал сово­купность всех живых организмов планеты. В состав биосферы он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные живыми организмами за время существования жизни на Земле.

Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования «жи­вого вещества». По мнению В.И. Вернадского, живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом, а «живое вещество» есть совокупность организмов, участ-

1 Термин введен академиком В.Н. Сукачевым (1940).

2 Термин введен английским ботаником А. Тенсли (1935).


вующих в разнообразных геохимических процессах. В своих пред­ставлениях о «живом веществе» В.И. Вернадский исходил из того, что в процессе жизнедеятельности организмы получают из окру­жающей среды необходимые химические элементы, из которых строятся их тела, и после смерти или в процессе жизни возвращают их в ту же самую среду. Таким образом, и «живое», и «косное веще­ство» находятся в непрерывном тесном взаимодействии, обеспечи­вая бесконечный круговорот химических элементов. При этом «жи­вое вещество» служит основным системообразующим фактором, объединяющим биосферу в единое целое. Согласно В.И. Вернад­скому, живые организмы — это та геохимическая сила, которая играет главную роль в формировании облика нашей планеты.

Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы постоянно совершенствуются. Происхо­дит непрерывное размножение соответствующих систем жизни, включая биоценозы. Последние, в свою очередь, неизбежно взаи­модействуют между собой, что в конечном счете уравновешивает живые системы различного уровня организации. В результате дос­тигается динамическое равновесие (гармония) суперсистемы, име­нуемой биосферой.

Современное естествознание в ходе изучения биоценозов и био­сферы в целом вводит понятие коэволюции, означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости и систем­ной целостности биосферы. Идея коэволюции является новой пер­спективной идеей естественных и социальных наук. Ведь в приспо­соблении друг к другу (как в природе, так и в обществе) решающую роль играет не борьба за существование, не уничтожение, а взаимо­помощь, согласованность, своеобразное «сотрудничество» различ­ных видов, в том числе и не связанных между собой генетическими узами.

Развитие биосферы сопровождается усилением взаимодействия между живыми организмами и средой. Эволюция всех систем био­сферы идет по пути интеграции, т.е. усиления и развития взаимоза­висимости и взаимодействия живого и неживого компонентов био­сферы. Процесс интеграции В.И. Вернадский считал очень важной, сущностной характеристикой биосферы. «Живое вещество», когда-то оказывавшее лишь локальное влияние, в процессе длительного развития распространилось повсеместно, включая песчаные пусты­ни Азии и Африки и ледяные просторы Арктики и Антарктики, и постепенно стало фактором планетарного масштаба. Существование жизни на Земле коренным образом изменило и преобразило облик нашей планеты и такие его важные составляющие, как ландшафт и климат Земли.


 




 


9.2. человек и биосфера

Человек, вне всякого сомнения, является частью биосферы. Его связи с биосферой многочисленны и многофункциональны. Однако его появление как вида Homo sapiens (человека разумного) качест­венным образом изменило облик биосферы. Переход человека от простого биологического приспособления к условиям среды обита­ния, присущего всем без исключения живым организмам, к целена­правленному изменению окружающей природной среды обусловил то, что антропогенная деятельность превратилась в основной фактор, определяющий направления эволюции биосферы.

Миллионы лет тому назад, на заре существования человека, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия других приматов. И только много позднее его влияние на биосферу и про­текающие в ней процессы стало качественно другим, все более су­щественным. Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органического и неорганического мира. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.

Последствия появления человека в биосфере как существа, об­ладающего разумом, достаточно многообразны и неоднозначны. С одной стороны, используя для удовлетворения своих потребно­стей десятки и сотни тысяч видов диких живых организмов, чело­век одомашнил или вывел огромное количество пород животных и сортов культурных растений. Таким образом, было значительно увеличено разнообразие органических форм в биосфере. С другой стороны, отнюдь не меньшее число видов растений и животных человек сознательно или случайно уничтожил.

Во взаимодействии с человеком биосфера не остается нейтраль­ной. Если геосфера Земли в целом относительно пассивно реагиру­ет на его вмешательство, то живые организмы, напротив, или весь­ма активно приспосабливаются к новым условиям существования и присутствию в природе человека, или навсегда исчезают1. Напри­мер, многократно возросла устойчивость и невосприимчивость многих насекомых и грызунов к ядам, применяемым человеком. Появляются мутированные, или генетически измененные, виды живых организмов и популяции, вполне приспособленные к обита­нию в техногенной и сильно загрязненной среде обитания. Многие виды животных активно меняют формы своего поведения, приспо-

1 Следует отметить, что о пассивности геосферы можно говорить в известной мере условно. Многие современные природные катаклизмы — это активная, хотя и несколько отсроченная во времени, ответная реакция на антропогенное вмешательство.


сабливаясь обитать по соседству с человеком (в частности, птицы, мелкие животные).

Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разу­мом, строит свои взаимоотношения с природой на основе совершен­но иных принципов, чем другие живые организмы. «Живое вещест­во», преобразуя «косное» и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Человек же выступает как особая автономная целостность внутри биосферы. Если при формировании биосферы все биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обмена веществом и энергией, то человек, создавая множество новых искусственных предметов, в первую очередь осуществляет овеществление природы. В результате, качественно преобразуя биосферу с помощью орудий труда, он создает техносферу.

Однако далеко не все созданное человеком существует в гармо­нии с окружающим миром. Если живые организмы, выведенные человеком в процессе селекционной деятельности, в большинстве своем еще так или иначе вписываются в общую систему природы, то этого порой нельзя сказать о предметах, созданных человеком: зданиях, сооружениях, техногенных ландшафтах. Кроме того, рост материального производства приводит к истощению энергетических ресурсов. Бесконтрольное использование полезных ископаемых и истребление живых организмов, стремительное загрязнение окру­жающей среды, смертоносные изобретения (ядерное, водородное, технотронное оружие) ставят на грань катастрофы не только само существование человека как биологического вида, но и жизни как таковой.

9.3. Система «природа — биосфера — человек»

□ влияние природы на человека, географическая среда

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю техниче­скую мощь и независимость, остается составной частью биосферы. Человеческое общество неразрывно с ней связано многочисленны­ми узами, а потому не в состоянии существовать и развиваться вне природы.

Зависимость человека от окружающей природной среды особен­но ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства, в первую очередь полезные ископаемые, служат естествен­ной основой материального производства и жизни общества в целом. Поэтому, даже «выйдя из природы», человечество не в состоянии поддерживать жизнедеятельность без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы»,


а следовательно, и без природы как средства к существованию. Природа — это условие и естественная основа жизнедеятельности и отдельного человека, и общества в целом. Вне природы или ис­пользования предметов, созданных на основе природных ресурсов, человек существовать не может.

Наиболее тесно человек связан с такими элементами биосферы, как географическая и окружающая среда.

Географической средой называется та часть природы (раститель­ный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая во­влечена в сферу жизнедеятельности человека, прежде всего в его производственную деятельность. Географическая среда оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека и в первую очередь на развитие материального производства. Многообразие природы явилось естественной основой разделения труда (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных иско­паемых и т.д.). От особенностей географической среды зависят кон­кретные направления человеческой деятельности, в частности раз­витие тех или иных отраслей производства.

Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа весьма различно и обусловлено наличием или отсутствием полезных ископаемых, бла­гоприятных природных условий для сельскохозяйственного произ­водства. Данное различие было особенно чувствительным для чело­века на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный про­цент по сравнению с их прямым использованием в готовом виде.

В период невысокого уровня развития общества неблагоприят­ные природные условия существенно его тормозили. Не случайно древние цивилизации первоначально возникли именно в наиболее комфортных для человеческого вида условиях — в южных, близких к экватору странах (на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д.). Благоприятный климат требовал значительно меньших затрат труда на строительство жилищ, изготовление одежды и производст­во продуктов. В южных широтах открывались большие возможно­сти для дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочно­го продукта, появления культуры.

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества главным образом на ранних ступенях развития человеческого общества. В дальнейшем же благоприятные климати­ческие условия как положительный фактор в развитии общества парадоксальным образом превратился в отрицательный, ибо отсут­ствовал стимул для активного последующего развития производства и общества. В этом не было естественной необходимости и настоя­тельной потребности. Не случайно активная прежде история наро­дов южных регионов как бы замораживается в Средневековье.


Поскольку человек получал все необходимые ему средства к существованию в готовом виде из природы, он не имел стимулов для совершенствования производства, а следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных благоприятных природных условий для развития производст­ва, но также и их недостаток является фактором, способствующим развитию общества. В этом проявляется взаимодействие состав­ляющих системы «природа — биосфера — человек». Практика по­казала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее благоприятным фактором развития человека.

□ Географический детерминизм, геополитика

Степень воздействия природы на общество и зависимость чело­века от нее столь велики, что осознание этого факта послужило основой для появления нового направления в науке — географиче­ского детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие челове­ческого общества решающим образом определяется влиянием на него различных географических (природных) факторов. Дань этому направлению отдавали многие мыслители, в частности Платон (428-347 до н. э.), Аристотель, Г. Боклъ (1821-1862), Л.И. Мечников (1838-1888), К. Риттер (1779-1859) и др.

Так, Ш. Монтескье (1689—1755), Ж. Реклю, Г. Бокль считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, потребляемой пищей. В связи с этим характерно следующее высказывание французского писателя и ученого Ш. Монтескье: «Народы жарких климатов робки, как ста­рики, народы холодных климатов отважны как юноши»1. Англий­ский ученый Г. Бокль объяснял наличие рабства в Индии жарким климатом, влияющим на психику индусов. Отсюда и его активная пропаганда необходимости и полезности колониализма (помощи) просвещенных государств (метрополий) для развития отсталых юж­ных стран (колоний).

Разумеется, в подобной прямолинейности Г. Бокля и его сто­ронников немало преувеличенного, а то и политически заказного, поскольку Индия в то время была колонией Великобритании. Од­нако есть в этих характеристиках и немало метких наблюдений об очевидном влиянии природы и ее компонентов (например, клима­та) на поведение отдельных людей, этнических групп и целых наро­дов. Внимательно анализируя историю развития различных стран и этнические особенности населяющих их народов, нельзя не отме­тить их существенной зависимости от тех или иных природных условий.

Монтескье Ш. Избранные сочинения. — М.: Политиздат, 1955. — С. 350.


 



8 Концепции современного естествознания 225


Поэтому разумный учет влияния географического фактора на формирование этнических особенностей и развитие народов не будет лишним. Он позволяет обществу более осознанно оценивать свои особенности и возможности, а следовательно, более эффек­тивно строить свою политику и деятельность. Но совсем другое дело — возведение географического влияния в абсолют. Крайности в науке, как и в любом деле, только вредят. Как говорили древние: «Est modus in rebus!» («Всему есть предел!»).

В отличие от слишком категоричных выводов Г. Бокля и Ш. Мон­тескье, интересной и оригинальной является океаническая концепция Л.И. Мечникова. В работе «Цивилизация и великие исторические реки» Л.И. Мечников приходит к выводу о том, что развитие чело­веческого общества определяется в первую очередь последователь­ным освоением человеком водных ресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций. Первой из них была речная. В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Ки­тая, Индии, Египта и Месопотамии. Затем возникла средиземномор­ская цивилизация, позволившая людям овладеть уже морскими про­странствами и перемещаться с континента на континент. И, нако­нец, с открытием Америки и освоением океанов человечество всту­пило в период новой, океанической, цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможной спорности данной теории Л.И. Меч­никова в ней, в отличие от некоторых других социально-полити­ческих доктрин развития общества, не находится места для наси­лия, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Его идеи носят гуманистический, общечеловеческий характер.

Оригинальный русский мыслитель Л.Н. Гумилев (1912—1992) — сын знаменитых русских поэтов А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева, активно занимавшийся изучением проблемы этногенеза (происхож­дения народов), усматривал прямую зависимость этногенеза от гео­графической среды. Идеи Л.Н. Гумилева сводились к следующему. Поскольку географическая среда является фрагментом биосферы Земли, а она, в свою очередь, входит в состав Солнечной системы — участка Галактики, то человек и общество закономерно являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархи­ческой совместимости микромира (человека) с макромиром (космо­сом). Этому посвящена известная работа ученого «Этногенез и био­сфера Земли».

Л.Н. Гумилев много работал над концепцией пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов (народов) зависит от многих природных, в том числе и космических, факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Развитие этносов в значительной степени определяется пас­сионарным толчком, который, кроме того, обеспечивает и возник-

\

новение новых этносов. Огромную роль в создании этносов играют особые люди — пассионарии, обладающие сверхизбыточной энерги­ей, направляемой в любую сферу человеческой деятельности, а также непреодолимым стремлением к намеченной цели. Именно активностью и кипучей деятельностью пассионариев объясняются, по мнению ученого, главные исторические события в жизни наро­дов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионар­ной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их актив­ность, в свою очередь, тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (в частности, с излучением Солнца). Изменение природных условий, их неблагоприятное воз­действие на общество приводят к исчезновению пассионариев, следствием чего является деградация этносов.

Можно по-разному оценивать теории, относящиеся к географи­ческому детерминизму, но очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли природной среды в развитии человека и человеческого общества.

В то же время неумолимая и неподкупная практика, традици­онно используемая в качестве основного критерия истинности лю­бых теорий, свидетельствует и о значительной степени независимо­сти общества от природы, о возможности человека самому творить свою судьбу, несмотря на превратности климата и любые другие природные катаклизмы.

Отметим, что сторонники географического детерминизма в целом мирно пропагандировали свои идеи. Постулаты же геополитики — теорий, опирающихся на выводы географического детерминизма о значительной роли природных факторов в развитии общества, иногда могут носить весьма агрессивный характер. Основы геопо­литики в начале XX в. активно разрабатывали ученые Западной Европы, в частности немецкий географ и этнограф Ф. Ратцель (1844—1904) и шведский политолог Р. Челлен (1864—1922), автор термина «геополитика» (1916). Согласно этой теории политика государств (в первую очередь внешняя) во многом определяется различными географическими факторами (пространственным по­ложением, климатом, природными ресурсами, темпом роста насе­ления и т.п.).

Сторонниками геополитики история человеческого общества толкуется как постоянная борьба государств между собой. Подобно биологическим организмам страны воюют «за жизненное простран­ство» (Ф. Ратцель). Это положение геополитики послужило теоре­тическим оправданием и обоснованием внешней агрессии Герма­нии, Японии, Италии, Израиля и других государств, якобы боров­шихся за жизненное пространство из-за мнимого перенаселения. Этим же геофактором пытаются объяснить надуманный «антаго­низм» между морскими державами Запада и континентальными

в- 227


странами Востока, между передовым индустриальным Севером и отсталым аграрным Югом. Печальные последствия геополитиче­ских установок, примененных на практике, хорошо известны.

□ Окружающая среда и ее компоненты

В последнее время наряду с понятием географической среды в научный обиход также вошло понятие «окружающая природная среда» (или просто «окружающая среда»). Понятие окружающей среды является более широким1. Под ней следует понимать условия существования человека и других живых организмов, включая при­родные и социально-экономические факторы. К понятию «окру­жающая среда» близко понятие «экологические условия».

Помимо поверхности Земли и ее недр окружающая среда вклю­чает в себя часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им ма­териальный мир. В структуре окружающей среды выделяют две важ­нейшие составляющие — естественную и искусственную среды обитания.

Естественная среда обитания включает неживую и живую части природы — геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом. Однако в ходе сво­ей эволюции человек постепенно и с нарастающей интенсивностью осваивает естественную среду обитания. Первоначально это было простое потребление естественных богатств (диких плодов, расте­ний и животных). Затем человек начал использовать и естествен­ные источники средств жизни (полезные ископаемые, энергетиче­ские источники), преобразуя их в ходе практической деятельности в предметы труда.

Для человека положительные моменты потребления, освоения и преобразования природных ресурсов как составных элементов есте­ственной среды обитания неоспоримы. В результате этой деятель­ности человек смог не только выжить как биологический вид, но и приобрести то, что принципиально отличает его от других живых существ, — способность производить орудия труда, создавать и накапливать материальную и духовную культуру, целенаправленно преобразовывать окружающую среду.

Однако человек в ходе эволюции не остановился лишь на ис­пользовании в непосредственном или преобразованном виде мате­риалов, позаимствованных у природы. Человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать нечто свое, новое, искусственное, чего не было до сих пор в природе. В ходе челове-

1 В определения географической и окружающей среды в качестве составляющей
входит термин «природа». Под природой обычно понимают весь мир во всем
многообразии его форм. |


ческой деятельности и эволюции он создал искусственную среду обитания — все то, что специально создано человеком: разнообра­зие материальных объектов, преобразованные ландшафты, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания растения и животные.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастает. Попробуйте сегодня пред­ставить себе хоть на минуту человеческое общество без крупных городов, асфальтовых дорог, промышленных предприятий, высот­ных домов, современных автомобилей, разнообразнейшей бытовой техники и т.д. Все это создано самим человеком, является творени­ем его рук и разума.

□ Влияние человека на природу, техносфера

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны, и темпы ее развития увеличиваются в геомет­рической прогрессии. В наши дни техномасса (вес всего созданно­го человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес ди­ких живых организмов), соответственно 1013 и 1012 т/год. Это тре­вожный сигнал о необходимости вдумчивого отношения к балансу составляющих системы «природа — биосфера — человек».

Уровень антропогенного воздействия на окружающую среду во многом определяется степенью технической вооруженности обще­ства. Она была незначительной на начальных этапах его развития. Однако в дальнейшем, с ростом производительных сил, ситуация начала кардинальным образом меняться. XX век — век научно-технического прогресса, будучи связанным с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, колоссально уве­личил масштабы воздействия общества на природу и поставил пе­ред человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.

Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не только в прикладном, но и в глубоком теоретическом осмыслении. Техника уже не является для человека только вспомо­гательной силой. Все больше проявляется ее автономность (автома­тические линии, роботы, межпланетные станции, сложнейшие ком­пьютерные самоналаживающиеся системы). Техника стала прямым и весьма успешным конкурентом человека за первенство в сфере разума (шахматные матчи между компьютером и человеком).

Понятие «совокупность техники и технических систем» начина­ет обретать право на существование в науке. По аналогии с «живым веществом», составляющим основу биосферы, мы можем говорить о техновеществе как совокупности всех существующих технических устройств и систем (своеобразных техноценозов).

Структура техновещества рассматривается сегодня с разных то­чек зрения. Так, в одном случае классификация его структуры про-


изводится точно по аналогии со структурой и взаимодействием составляющих «живого вещества» (Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев). В состав техновещества включают:

1) технические устройства, добывающие полезные ископаемые и
вырабатывающие энергию, подобно зеленым растениям биосферы;

2) технический блок по переработке полученного сырья и про­
изводству средств производства;

3) технику, производящую средства потребления;

4) технические системы по передаче, использованию и хране­
нию средств информации.

В особый блок выделяют автономные многофункциональные сис­темы (роботы, автоматические межпланетные станции и др.). В по­следнее время появляются также техносистемы по переработке и утилизации отходов, включенные в непрерывный цикл безотходных технологий. Это своего рода «технические санитары», действующие аналогично биологическим, природным подсистемам. Таким обра­зом, структура техновещества как совокупности отдельных техниче­ских устройств и целых подсистем-техноценозов в определенной степени воспроизводит аналогичную организацию естественных природных живых систем.

Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагает швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три крупнейшие отрасли:

1) первичную — добычу природных ресурсов;

2) вторичную — обработку добытой продукции;

3) третичную — обслуживание производства (наука и управление).

По силе своего воздействия на планету техновещество, органи­зованное в систему техноценозов, уже в состоянии как минимум на равных спорить с «живым веществом». Дальнейшее развитие техни­ки со всей очевидностью требует просчета оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и последствий их влияния на биосферу.

В результате преобразования человеком естественной среды обитания в настоящее время можно говорить о реальном существо­вании ее нового состояния — о техносфере.

Техносфера есть совокупность технических устройств и систем, включая техническую деятельность человека.

Ее структура достаточно сложна, так как включает в себя техно­генное вещество, технические системы, «живое вещество», верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и уже охватывает околоземный космос.

Современному человеку нет смысла подробно рассказывать о роли и значении техносферы в жизни общества и природы. Чело-


век, создавая техносферу, все больше преобразует природу, изменя­ет прежние и создает новые ландшафты, активно влияет на все сферы и оболочки Земли и в первую очередь на биосферу.

Отмечая важнейшее значение техники в жизни человека, нельзя не остановиться на проблеме гуманизации техносферы. До послед­него времени наука и техника бьши нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуман­ного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удру­чают. Техногенные ландшафты из отходов производства, уничтоже­ние признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа — реальные плоды отрицательного влияния человека, воо­руженного техникой, на окружающую среду. Все это также является следствием недостаточного взаимодействия естественных и общест­венных наук в осмыслении данной проблемы.

□ ноосфера. Учение в.и. Вернадского о ноосфере

Огромное влияние человека на природу и масштабные послед­ствия антропогенной деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин «ноосфера» (от греч. noos — разум) пере­водится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый (палеонтолог, антрополог и математик) Э. Леруа (1870—1954). Вместе с П. Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, вне-биосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия «ноосфера» другие термины: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «со-циосфера» или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечислен­ными понятиями и понятием ноосферы имеется определенная смы­словая разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию.

Учение о ноосфере было сформулировано в трудах одного из основателей данной теории В.И. Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере, кото­рые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вер­надский начал развивать данную концепцию с начала 1930-х гг. после детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огром­ную роль человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупней­шей преобразующей геологической силой;


2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.
Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то,

что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естествен­ных и общественных наук при изучении проблем глобальной дея­тельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть качественно иная, высшая стадия развития биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне развития техни­ки (для этого достаточно понятия техносферы). Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда его преобразующая деятельность будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с интересами природы.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодейст­вия человека и природы, в пределах которой разумная человече­ская деятельность становится определяющим фактором развития.

В структуре ноосферы в качестве составляющих ее элементов можно выделить: человечество, общественные системы, системы на­учных знаний, совокупность техники и технологий в единстве с био­сферой. Гармоничная взаимосвязь всех элементов структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Рассматривая эволюционное развитие мира, его переход в ноо­сферу, основатели этого учения расходились в понимании сущно­сти данного процесса. П. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, «то есть в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания возникающих трудностей во взаимоотношениях между человеком и природой.

У В.И. Вернадского иной подход. В его учении о биосфере «жи­вое вещество» преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека увеличивается, и на определенном этапе человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Поэтому стержневой идеей учения Вернадского о ноосфере является утверждение, что человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты (за созданную цивилизацию). Осознание этой ответственности необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для оби­тания людей, а потому человеку следует соизмерять свои потребно­сти с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Только тогда постепенно биосфера будет преобразована в нвесферу и ее развитие приобретет направленный характер.


В этом и заключается непростой характер эволюции биосферы, появления ноосферы, определения роли и места в них человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. Но даже спустя несколько десятиле­тий после смерти В.И. Вернадского говорить об устойчивой разум­ной деятельности человека, т.е. о том, что мы уже достигли состоя­ния ноосферы, пока нет достаточных оснований. И так будет, по крайне мере, до тех пор, пока не будут решены глобальные пробле­мы планеты, в том числе экологические. О ноосфере правильнее говорить как о некоем идеале, к которому следует стремиться чело­вечеству.

□ Биосфера и космос

Говоря о взаимодействии человека и природы, мы оперировали в масштабах лишь одной планеты — Земли. Однако разнообразное взаимодействие между космосом, с одной стороны, и живой приро­дой и человеком — с другой, также имеет место.

Благодаря взаимосвязи всего существующего, космос оказывает активное влияние на различные процессы, обусловленные сущест­вованием жизни на Земле. В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и на кос­мическое влияние. Так, очевидно, что без космических светил (в частности, без Солнца) жизнь на Земле просто не могла бы сущест­вовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механи­ческую) в масштабах, определяющих границы существования био­сферы.

Более радикально относительно роли космоса в появлении жиз­ни на Земле высказывался шведский ученый, лауреат Нобелевской премии С. Аррениус (1859—1927). По его мнению, вполне вероятен занос жизни на Землю из космоса в виде спор или бактерий с по­мощью космической пыли под воздействием силы солнечного дав­ления. Космическое происхождение жизни не исключал и В.И. Вер­надский. В связи с этим интересно упомянуть об одной сенсацион­ной находке ученых. В 1996 г. в Антарктиде был найден метеорит «Мурчессон». В составе метеоритного вещества ученые обнаружили бактерии (аналоги сине-зеленых водорослей), возраст которых со­ставляет 4,6 млрд лет, в то время как возникновение жизни на Зем­ле датируется сроком 3,5 млрд лет.

Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (напри­мер, влияние Луны на морские приливы и отливы, воздействие солнечных затмений) люди подметили еще в древности. Однако многие века влияние космоса и его связь с Землей оценивались как несущественные, на уровне научных гипотез и догадок или вообще ставились вне рамок науки. Во многом это было обусловлено огра-


 


ничейными возможностями человека, недостаточностью научной базы и инструментария. В XX в. знания о влиянии космоса на Зем­лю существенно пополнились. В этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь представителей русского космизма, таких, как Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, В.И. Вер­надский и др.

Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, в пер­вую очередь Солнца, на жизнь и ее проявления во многом удалось русскому исследователю, выдающемуся ученому-энциклопедисту А.Л. Чижевскому (1897—1964). Еще будучи юно-•гг -¥.' Г:^, шей, он одним из первых доказал огромную роль ■*.~;: солнечных процессов в жизни Земли. Об этом jj» красноречиво свидетельствуют и названия его работ: «Физические факторы исторического про­цесса», «Земное эхо солнечных бурь» и др. - а* ^ ^^ г' 18-летний А.Л. Чижевский, само-■§* забвенно изучавший астрономию, химию и фи-•J» зику, обратил внимание на синхронность обра­зования солнечных пятен и одновременную А.Л. Чижевскийактивизацию боевых действий на фронтах Пер­вой мировой войны. Накопленный и обобщен­ный статистический материал позволил сделать данное исследова­ние строго научным и доказательным.

Ученые давно обратили внимание на проявления активности Солнца (возникающие пятна, факелы на поверхности, протуберан­цы). Эта активность, в свою очередь, оказалась связанной с элек­тромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. А.Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу о сущест­венном влиянии Солнца (особенно его активности) на биологиче­ские и социальные процессы на Земле1.

Смысл концепции А.Л. Чижевского состоял в том, что на бога­том фактическом материале доказывалось существование природ­ных и космических ритмов, зависимость биологической и общест­венной жизни на Земле от пульса космоса. К.Э. Циолковский так оценил труд своего молодого коллеги: «Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением чело­вечества и колебаниями в деятельности Солнца и путем вычисле­ний определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колеба­ний, создавая, таким образом, новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются Чи­жевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает


интерес. Этот труд является примером слияния различных наук во­едино на монистической почве физико-математического анализа»1.

Лишь через много лет высказанные А.Л. Чижевским мысли и сделанные выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены на практике.

Многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависи­мость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосу­дистых заболеваний у людей от периодических циклов активности Солнца. Прогнозы так называемых «неблагоприятных дней» для здо­ровья — обычное дело в наши дни. Однако мало кто знает, что впервые открыл существование этих циклов и доказал их влияние на людей наш соотечественник А.Л. Чижевский.

Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмуще­ния на Солнце в силу единства человека и космоса могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе правительств многих стран стоят немолодые люди. Суще­ствующие на Земле и в космосе ритмы, конечно же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тотали­тарных, диктаторских режимов. А если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологиче­ские реакции на космические возмущения могут привести к не­предсказуемым и трагическим последствиям как для народов своих стран, так и для всего человечества, тем более в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием массового уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце влияет не только на биологические, но и на социальные процессы на Земле. Социальные конфликты, постоянно происходя­щие на Земле (войны, бунты, революции), по убеждению А.Л. Чи­жевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего светила. По его расчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социальных проявлений в обществе (примерно 5%). Во время же пика активно­сти Солнца их число достигает 60%.

Многие идеи А.Л. Чижевского нашли применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрыв­ное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимное влияние.

Оригинальными были космические идеи первого представителя русского космизма Н.Ф. Федорова (1829—1903). Он возлагал очень большие надежды на будущее развитие науки. Именно наука, по мнению мыслителя, поможет человеку сначала существенно про­длить его жизнь, а в перспективе — сделать бессмертным. Расселе­ние людей на другие планеты из-за будущего перенаселения станет


 


1 Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924 (репринт, изд. 1994).


1 Коммуна. — Калуга. — 1924. — 4 апреля.


 


необходимой реальностью. Космос для Федорова — бескрайнее поле для человеческой деятельности. Н.Ф. Федоров в середине XIX в. предлагал свой вариант перемещения людей в космическом про­странстве. По мнению мыслителя, для этого нужно будет овладеть электромагнитной энергией земного шара. Это позволит регулиро­вать его движение в мировом пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос. В пер­спективе, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.

К.Э. Циолковский

Идеи Н.Ф. Федорова о расселении людей на другие планеты ак­тивно развивал гениальный ученый, основоположник теории раке­тостроения К.Э. Циолковский (1857—1935). Ему принадлежит также ряд оригинальных философ­ских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. «По­сле каждой смерти получается одно и то же — рассеяние... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеет­ся, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками време­ни...»1. Здесь мыслитель весьма близок к индус­ским учениям о переселении душ и к идеям Демокрита.

На основании этой диалектической в своей основе идеи о все­общности жизни, везде и всегда существующей посредством пере­мещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытается по­строить целостный каркас своей «космической философии».

Ученый был убежден, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. В качестве доказательства этого ут­верждения он считает достаточным того обстоятельства, что Все­ленная безгранична. Иначе «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим ми­ром?» На основании относительной, по сравнению с другими пла­нетами, молодости Земли им делается вывод о том, что на других, «старших планетах жизнь гораздо более совершенна»2. Более того, она активно влияет на другие уровни жизни, включая земную.

1 Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. — Тула: Приокское книжное изд-во, 1986. - С. 380, 381. 2 Там же. С. 378, 379.


В своей философской этике К.Э. Циолковский сугубо рациона­листичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, он видит этот процесс следующим об­разом. Не имеющее границ космическое пространство, по мнению


мыслителя, населено разумными существами различного уровня раз­вития. Есть планеты, которые по развитию разума и могуществу дос­тигли высшей степени и опередили все другие планеты. «Совершен­ные» существа, пройдя все муки эволюции, зная свое печальное про­шлое и былое несовершенство, обладают моральным правом регули­ровать жизнь на других, более примитивных планетах, в том числе избавлять их население от мук развития.

Технологию этой «гуманитарной» помощи Циолковский пред­ставляет следующим образом. «Совершенный мир» берет все заботы на себя. На других, более низких по уровню развития планетах им поддерживается и поощряется «только хорошее». «Всякое уклоне­ние ко злу или страданиям тщательно исправляется. Каким путем? Да путем подбора: плохое, или уклонившееся к дурному, оставляет­ся без потомства... Могущество совершенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места засе­ляются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и ос­тавляет только самые лучшие овощи!.. Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безболезненно уничтожается...»1.

К счастью, люди с планеты Земля, попадают, по Циолковскому, в разряд «подающих надежду» приблизиться в перспективе в своем развитии к совершенным существам Вселенной. Поэтому им не грозит селекционная работа космического разума в виде уничтоже­ния (избавления от мук).

К.Э. Циолковский наиболее глубоко из современников изучал и освещал философские проблемы освоения космоса. Он полагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая роль. Она относится к более поздним планетам, «подающим надежду». Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на самостоятельное развитие и мучения.

В ходе эволюции со временем будет образован союз всех разум­ных высших существ космоса: сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечно­сти, поскольку бесконечна сама Вселенная.

Нравственная, космическая задача Земли — внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначе­ние в деле совершенствования мира люди смогут, лишь покинув Землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою лич­ную задачу в помощи людям по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается «в переселении с

1 Циолковский К.Э. Указ. соч. С. 378, 379.


Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение раке- I ты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают I некоторые, видя в нем только ученого-ракетостроителя), а лишь способом проникновения в глубины космоса.

Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно усовер­шенствуют природу человека и его общественную организацию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит существенные | изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное «животное-растение», способное искусственно перерабатывать сол­нечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор его воли и независимости от среды обитания. В конце концов, человече­ство сможет эксплуатировать для своей нужды и пользы все около­солнечное пространство и солнечную энергию. А со временем зем­ное население расселится по всему околосолнечному пространству.

Идеи К.Э. Циолковского о единстве разнообразных миров Кос­моса, его постоянном совершенствовании, включая и самого чело­века, идея выхода человечества в Космос — все они носят важный мировоззренческий и гуманистический смысл.

Вслед за футуристическими размышлениями К.Э. Циолковского сегодня возникают уже практические проблемы влияния жизни и человека на космос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятность непреднамеренного заноса в космос, в частности на другие планеты, живых организмов. Известно, что ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать экстремаль­ные температурные, радиационные и иные условия существования. Температурная амплитуда существования у некоторых видов одно­клеточных достигает 600°С. Как они себя могут повести в иной, неземной, среде и какими окажутся последствия для космоса, пред­сказать невозможно.

Человек все более активно начинает использовать космос как средство для решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, проведение сварки и т.д. Косми­ческие спутники получили признание как средство сбора и переда­чи разнообразной информации.

9.4. Противоречия в системе

«природа — биосфера — человек»

□ Сущность и источники противоречий

Взаимоотношения природы и общества, биосферы и человека нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил по-


стоянно и стремительно расширяется господство человека над при­родой, которое в XX в. стало проявлять себя в планетарном мас­штабе. Во-вторых, благодаря этому постоянно растет уровень про­тиворечий между человеком и природой.

Природа, несмотря на бесчисленное многообразие ее элемен­тов, есть единое целое. В силу данного обстоятельства воздействие человека на ту или иную часть внешне покорной и мирной приро­ды оказывает (даже независимо от его воли и желания) одновре­менное воздействие и на все другие ее составляющие. Причем ре­зультаты ответной реакции плохо поддаются прогнозированию, а зачастую и вообще непредсказуемы. Человек распахивает землю, по­могая росту полезных ему растений, но из-за ошибок в земледелии смывается плодородный слой. Вырубка лесов под сельскохозяйст­венные угодья лишает почву достаточного количества влаги, и в ре­зультате поля вскоре делаются бесплодными. Уничтожение хищни­ков снижает сопротивляемость травоядных животных и ухудшает их генофонд. Подобный «черный список» локальных воздействий чело­века и ответной асимметричной реакции природы бесконечен.

Природа на любое несогласованное с ней воздействие ставит перед человеком все новые и новые, более сложные проблемы. Иг­норирование человеком целостного, диалектического характера при­роды приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества. Об этом в свое время писал Ф. Энгельс: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над приро­дой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рас­считывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредви­денные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых»1.

Не так давно целые поколения бравировали тем, что «диалекти­ку учили не по Гегелю». Серьезные пробелы в уровне культуры, игнорирование людьми закономерностей и особенностей существо­вания живого мира, к сожалению, печальная реальность сегодняш­него дня. Горькими свидетельствами того, как упорно человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить наши реки, обмелевшие после вырубки лесов, засоленные в результате неграмот­ного орошения и потому непригодные для земледелия поля, высо­хшие моря (Аральское море) и др. Вовсе не кажется преувеличени­ем высказывание Ж. Дорста, сравнившего человечество на Земле с червяком в плоде.

Особенно опасным как для природы, так и для общества стано­вится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20. — С. 495.


\


в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже плане­тарный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

□ глобальные экологические проблемы человечества

Под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых орга­низмов с окружающей средой.

Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий био­лог Э. Геккель (1834—1919). Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только изучением взаимоотношений животных и расте­ний со средой их обитания. Однако, исследуя современные пробле­мы экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 1970-е гг.), мы фактически говорим о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

В настоящее время экологическую ситуацию в мире можно оха­рактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде (1972) официально констатировала на­личие на Земле глобального экологического кризиса.

В XXI столетии налицо уже не локальные (региональные), а глобальные, т.е. всемирные, экологические проблемы. Вот некоторые из них:

1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов рас­
тений и животных, на значительных территориях истреблен лесной
покров;

2) стремительно сокращаются имеющиеся запасы полезных ис­
копаемых;

3) Мировой океан не только истощается в результате уничтоже­
ния живых организмов, но и перестает быть регулятором природ­
ных процессов;

4) уровни загрязнения водного и воздушного бассейнов во мно­
гих регионах превышают предельно допустимые концентрации, а
чистый воздух становится дефицитом;

5) на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного
метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные
человеком элементы;

6) дает о себе знать парниковый эффект (повышение средней
температуры поверхности Земли), обусловленный неконтролируемы­
ми выбросами огромного количества парниковых газов и аэрозолей.

С началом космических полетов экологические проблемы начи­нают перемещаться и в открытое космическое пространство. Отхо­ды деятельности человека накапливаются уже и в космосе. Их ути­лизация постепенно становится весьма острой проблемой. Даже на Луне американскими астронавтами были обнаружены многочис­ленные обломки и остатки от искусственных спутников. В опреде-


ленной мере уже сегодня можно говорить о нарождающейся про­блеме космической экологии. Не решена проблема влияния косми­ческих полетов на появление крайне опасных озоновых дыр в атмо­сфере Земли.

Возникла и еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека. Активно воздействуя на природу, продукты жиз­недеятельности человека и отходы производства самым отрицатель­ным образом сказываются на здоровье самого человечества. Загряз­нение атмосферы, гидросферы и почвы привело к росту и измене­нию структуры человеческих заболеваний. Возникают новые болез­ни, привнесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсиче­ские. Происходят генетические изменения в организме. В связи с крайне неблагоприятной экологической ситуацией в крупных про­мышленных городах резко увеличилось число заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к скачку сердечно-сосудистых, нервно-психи­ческих и онкологических заболеваний.

Становится совершенно очевидной пагубность потребительско­го отношения человека к природе лишь как к источнику опреде­ленных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе и, в конечном счете, к самому себе.

Каковы же пути решения экологических проблем! Прежде всего, следует перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, следует предпринять целенаправленные меры по экологизации производства, как-то: разработка природосберегающих технологий и производств, проведение обязательной экологической экспертизы новых проек­тов, а в идеале — создание безотходных технологий с замкнутым циклом производства, безвредных как для природы, так и для здо­ровья самого человека. Необходим неумолимый и жесткий кон­троль производства продуктов питания, что уже осуществляется во многих высокоразвитых странах.

Постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и человеком — основная задача современной ци­вилизации. Следует не только брать у природы, но и отдавать ей, восстанавливать и беречь ее, памятуя о том, что вне природы мы не существуем.

Однако ощутимый эффект те или иные меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран в деле спасения при­роды. Первая попытка такого международного объединения состоя­лась в начале XX в. Тогда, в ноябре 1913 г., в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качествен-


но новый уровень. Заключаются международные конвенции по ох­ране окружающей среды, осуществляются различные совместные ' разработки и программы. Активизируется деятельность так назы­ваемых «зеленых» (общественных организаций по защите окру­жающей среды — «Гринпис»). Экологический интернационал Зеле­ного Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабаты­вает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли. Следует, однако, признать, что из-за различного уровня социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от же­лаемого и необходимого.

Другим способом улучшения взаимоотношений человека и при­роды является разумное самоограничение в расходовании природ­ных ресурсов, особенно энергетических, имеющих для жизни чело­вечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребле­ния, то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, при­родного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой.

Не менее проблематичной остается ситуация в России. По про­гнозам Российской академии естественных наук, уже к 2025 г. могут быть практически полностью исчерпаны запасы нефти, газа, угля и свинца. В связи с этим необходимы разумные структурные измене­ния в мировом энергобалансе за счет повышения доли атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, но в то же время мак­симально безопасных, безвредных и возобновляемых источников энергии. Всемирным энергетическим советом к 2050 г. предусматри­вается удвоение доли использования мировых возобновляемых ис­точников энергии (с 20 до 40%) в общем производстве энергии.

Весьма важным направлением в решении экологических про­блем является формирование в обществе экологического сознания. Обладать экологическим сознанием — значит воспринимать приро­ду как другое живое существо, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны решаться на государственном уровне и проводиться с ран­него детства.

С большим трудом, с мучительными ошибками человечество по­степенно начинает осознавать необходимость перехода от потреби­тельского отношения к природе к необходимости гармонии с ней.

9.5. Универсальный эволюционизм

Размышления о будущем цивилизации, о перспективах сущест­вования вида Homo sapiens, формирование новой стратегии во взаи­моотношениях человека и природы, по мнению ряда ученых, долж-


ны опираться на определенную «картину мира» (общее его видение) с включением в нее и человека.

Существует множество описаний и интерпретаций имеющихся эмпирических данных и соответственно понимаемых картин совре­менного мира. Одна из них носит название универсального эволю­ционизма (Н.Н. Моисеев (1917—2000), В.А. Кутырев) и основана на «физикалистской картине мира», т.е. основных положениях совре­менной физики и других отраслей естествознания.

В основе универсального эволюционизма лежит понятие супер­системы. Вся наша Вселенная есть единая суперсистема, состоящая из взаимосвязанных между собой подсистем. Одно из проявлений этих связей — силы гравитации. За исходное начало существования Вселенной принимается некий первоначальный взрыв (как наибо­лее простой мыслимый акт творения).

Вселенная, по В.И. Вернадскому, непрерывно изменяется. Эво­люционирующая система подвержена как влиянию различных за­конов (физических, химических, дарвиновского отбора и др.), так и действию случайных факторов, особенно при чрезмерных нагруз­ках. Характерным результатом таких перегрузок является бифурка­ция — быстрая, коренная перестройка характера развития системы. Отсюда вытекают необратимость эволюции и ее непредсказуемость.

Знание принципов дарвиновского отбора и других законов по­зволяет человеку планировать свои действия, обеспечивая целена­правленное развитие. Уяснение же механизма бифуркации позволя­ет избежать непредсказуемых и опасных ситуаций, например гло­бальных экологических проблем, когда превышение уровня допус­тимой антропогенной нагрузки на природу может привести к не­предсказуемому характеру развития биосферы вплоть до исчезнове­ния человека. Кроме того, в ходе эволюции включается и начинает работать «механизм сборки», то есть процесс изменения функций и возникновения новых свойств системы.

В силу комплекса разнообразных факторов направленность ми­рового эволюционного процесса характеризуется усложнением орга­низационных структур материи, ведущим к росту их разнообразия. Одновременно происходит снижение степени стабильности систем по мере возрастания их с

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.