Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепции познания в химии



До определенного времени шло накопление эмпирических хими­ческих знаний, пока не назрела необходимость в их классификации и систематизации, т.е. теоретическом обобщении. Основоположни­ком системного освоения химических знаний явился русский химик Д.И. Менделеев (1834—1907). Попытки объединения элементов в группы предпринимались и ранее, однако не были найдены опре­деляющие причины изменений их химических свойств.

Д.И. Менделеев при решении данной проблемы исходил из того принципа, что любое точное знание представляет систему. Данный подход позволил ему в 1869 г. открыть периодический закон и раз­работать Периодическую систему химических элементов. В его сис­теме основной характеристикой элемента является его атомный вес.

Периодический закон Д.И. Менделеева: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в перио­дической зависимости от величины атомных весов элементов»1.

Это обобщение давало новые представления об элементах, но в силу того, что еще не было известно строение атома, физический смысл его был не вполне доступен пониманию.

В современном представлении периодический закон формулируется следующим образом: «Строение и свойства элементов и их соеди­нений находятся в периодической зависимости от заряда ядра ато­мов и определяются периодически повторяющимися однотипными электронными конфигурациями их атомов»2.

В книге «Элементы», опубликованной в 1993 г., Дж. Эмсли оп­ределяет свойства элементов более чем по 20 параметрам.

До системного подхода в химии, разработанного Д.И. Менде­леевым, учебники по химии были очень громоздкими и состояли из многих томов по нескольку сот страниц. Учебник Д.И. Менделеева «Основы химии» (1868—1871), построенный на системных обобще­ниях, логично излагал в одной книге стройную систему знаний того времени.

Современная химическая наука опирается на ряд основных хи­мических законов:

закон сохранения массы: масса веществ, вступающих в реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции;


 

закон сохранения энергии: при любых взаимодействиях, имеющих
место в изолированной системе, энергия этой системы остает­
ся постоянной и возможны лишь переходы из одного вида
энергии в другой;

закон постоянства состава: любое химически индивидуальное
соединение имеет один и тот же количественный состав неза­
висимо от способа его получения;

закон кратных отношений: если два элемента образуют друг с
другом несколько химических соединений, то массы одного из
элементов, приходящихся в этих соединениях на одну и ту же
массу другого, относятся между собой как небольшие целые
числа;

закон объемных отношений: при одинаковых условиях объемы
вступающих в реакцию газов относятся друг к другу и к объ­
емам образующихся газообразных продуктов реакции как не­
большие числа;

закон Авогадро: в равных объемах любых газов, взятых при
одной и той же температуре и при одинаковом давлении, со­
держится одно и то же число молекул и др.1

Современную картину химических знаний объясняют с позиций четырех концептуальных систем, которые схематично представлены на рис. 7.1.

 

 

 

Учение

о химических процессах

Учение о составе вещества 1660-е гг.

Структурная химия

1970-е гг. — наст, время

1800-е гг.

1950-е гг.

Рис. 7.1

 

На данной схеме показано последовательное появление новых концепций в химической науке, которые опирались на предыдущие достижения, сохраняя при этом все знания предшествующих эта­пов, необходимые для дальнейшего развития.

О качественном росте знаний в химии при переходе от одной концептуальной системы к другой, более совершенной, и получе­нии на их базе новых веществ можно судить на примере изготовле­ния синтетического каучука.


 


1 Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Указ. соч. С. 31.

2 Глинка Н.Л. Общая химия. — М.: Интеграл-Пресс, 2002. — С. 79.


1 Глинка М.Л. Указ. соч. С. 19, 20.

2 Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.К Естествознание. — М.: Агар, 1996. —
С. 177.


Широкое развитие авто- и авиастроения потребовало производ­ства каучука в гораздо ббльших объемах, чем прежде. Назрела прр-блема получения искусственного каучука. В начале XX в. русский химик СВ. Лебедев (1874—1934) синтезировал каучук на основе ди­винила. Однако процесс синтеза оказался дорогостоящим и трудоем­ким. Исходное сырье дивинил синтезировали из этилового спирта, который получали из пищевых продуктов, содержащих крахмал и сахар, причем только третья часть спирта давала выход, а остальное шло в отходы. Во всей цепи по производству искусственного каучу­ка было занято значительное количество людей.

Новые возможности получения исходного сырья (дивинила) для производства синтетического каучука появились в связи с перехо­дом химического знания на уровень учения о химических процес­сах. Дивинил стали получать из нефти, отпала необходимость в '* использовании пищевого сырья. Такое производство существует и сегодня.

Более обнадеживающие перспективы получения синтетического каучука представляются на новом, эволюционном, уровне развития химии. Имеются сведения о пиролизе нефтяного сырья в атмосфере плазмы при температуре 4000—5000°С, при этом реакция протекает в течение тысячных долей секунды. Производительность при реали­зации указанных условий возрастает многократно по сравнению с существующим способом. Один человек, обслуживающий неболь­шой реактор-плазмотрон, может заменить целый завод.

7.3. Учение о составе вещества

На уровне учения о составе вещества решались вопросы опре­деления химического элемента, химического соединения и получе­ния новых материалов на базе более широкого использования хи­мических элементов.

Первое научное определение химического элемента (когда еще не бьшо открыто ни одного из них) сформулировал английский хи­мик и физик Р. Бойль (1627—1691). Первым в 1669 г. был открыт химический элемент фосфор, затем кобальт, никель и др. Открытие французским химиком А.Л. Лавуазье (1743—1794) кислорода и уста­новление его роли в образовании различных химических соедине­ний позволило отказаться от прежних представлений об «огненной материи» (флогистоне). Лавуазье впервые систематизировал химиче­ские элементы на базе знаний, существовавших в XVIII в. Эта систе­матизация оказалась ошибочной и в дальнейшем была усовершенст­вована Д.И. Менделеевым. Система Лавуазье определяла место эле­мента в соответствии с атомной массой. В настоящее время место химического элемента в периодической системе определяется заря­дом его атомного ядра, который отражает индивидуальные свойства

 


элемента. Например, элемент хлор имеет два изотопа (две разно­видности), отличающихся друг от друга массой атома. Но оба они тем не менее относятся к одному химическому элементу — хлору в связи с одинаковым зарядом их ядер.

В Периодической системе химических элементов Д.И. Менде­леева насчитывалось 62 элемента, в 1930-е гг. она заканчивалась ураном (Z = 92). В 2006 г. было сообщено, что в России путем физического синтеза атомных ядер открыт 117-й элемент.

Д.И. Менделеев

Вопросы, связанные с химическими со­единениями, длительное время не вызывали споров в среде химиков. Казалось очевид­ным, чтб именно относится к химическим соединениям, а чтб — к простым телам или смесям. Однако применение в последнее время физических методов исследования ве­щества позволило выявить физическую при­роду химизма, т.е. внутренние силы, которые объединяют атомы в молекулы, представ­ляющие собой прочную квантово-механическую целостность. Таки­ми силами оказались химические связи, в основе которых лежат волновые свойства валентных электронов.

Электрон ведет себя и как частица, и как волна, и как точечный заряд. В силу движения на очень малых расстояниях он выглядит как электронное облако, расположенное в поле действия атомного ядра. Химические связи представляют собой обменное взаимодей­ствие электронов с соответствующими характеристиками.

В результате химических и физических открытий претерпело изменение и классическое определение молекулы. Под молекулой понимается наименьшая частица вещества, которая в состоянии оп­ределять его свойства и в то же время существовать самостоятельно. Представления о классах молекул расширились. В них включают ионные системы, атомные и металлические монокристаллы и поли­меры, образуемые посредством водородных связей и представляю­щие собой макромолекулы. Макромолекулы обладают молекуляр­ным строением, хотя и не имеют строго постоянного состава.

С открытием физиками природы химизма как обменного взаи­модействия электронов химики совершенно по-другому стали рас­сматривать химическое соединение. «Это качественно определенное вещество, состоящее из одного или нескольких химических элемен­тов, атомы которых за счет обменного взаимодействия (химической связи) объединены в частицы — молекулы, комплексы, монокри­сталлы или иные агрегаты. «Химическое соединение» — понятие более широкое, чем «сложное вещество», которое должно состоять

 


 



 


из двух и более разных химических элементов. Химическое соеди­
нение может состоять и из одного элемента. Это молекулы Н2, (Ь,
графит, алмаз и другие кристаллы без посторонних включений в (их
решетку в идеальном случае»1. !

□ Проблема производства новых материалов

Проблема производства новых материалов связана с включени­ем в их состав новых химических элементов. Дело в том, что 98,7% массы слоя Земли, на котором осуществляет свою производствен­ную деятельность человек, составляют восемь химических элемен­тов: 47% приходится на кислород, 27,5% — кремний, 8,8% — алю­миний, 4,6% — железо, 3,6% — кальций, 2,6% — натрий, 2,5% — калий, 2,1% — на магний. Однако эти химические элементы рас­пределены неравномерно и так же неравномерно используются. Более 95% изделий из металла в своем составе содержат железо. Такое избирательное потребление ведет к дефициту этого металла. Поэтому стоит задача использования в человеческой деятельности и других химических элементов, способных заменить железо. Таким элементом, в частности, является кремний как наиболее распростра­ненный в природе. Силикаты — соединения кремния с кислородом и другими элементами — составляют 97% массы земной коры. Исхо­дя из этого вполне естественно возникает проблема использования силикатов в качестве основного вида сырья во всех сферах человече­ской деятельности — от строительства до машиностроения. Металлы и керамические изделия производятся почти в одинаковом количест­ве, но получение металлов обходится значительно дороже.

Современные достижения химии позволили заменить металлы керамикой не только как более экономичным, но во многих случа­ях и как более совершенным по сравнению с металлами конструкци­онным материалом. Более низкая плотность керамики (40%) дает возможность снизить массу изготовляемых из нее предметов. Вклю­чение в производство керамики новых химических элементов (тита­на, бора, хрома, вольфрама и др.) позволяет производить материалы с заранее заданными специальными свойствами (огнеупорность, термостойкость, высокая твердость и т.п.). В технологии производст­ва такой керамики используется прессование порошков, что позво­ляет получить изделия необходимой формы и исключить их даль­нейшую обработку.

В 1960-е гг. в нашей стране был получен сверхтвердый материал — гексанит-Р, одна из кристаллических разновидностей нитрида бора с температурой плавления 3200°С и твердостью почти такой же, как у алмаза. Этот материал помимо прочего обладает повышенной


вязкостью, что не присуще керамике. Кроме того, получена кера­мика, обладающая сверхпроводимостью, что открывает новые воз­можности в электронике.

Во второй половине XX в. в синтезе элементорганических со­единений стали использоваться все новые и новые химические эле­менты от алюминия до фтора. Одна часть таких соединений служит в качестве химических реагентов для лабораторных исследований, а другая — для синтеза новейших материалов.

7.4. Уровень структурной химии

Структурная химия — это уровень развития химических знаний, на котором доминирует понятие «структура», т.е. структура молеку­лы, макромолекулы, монокристалла. «Структура — это устойчивая упорядоченность качественно неизменной системы, каковой явля­ется молекула»1.

С возникновением структурной химии у химической науки поя­вились неизвестные ранее возможности целенаправленного качест­венного влияния на преобразование вещества. Еще в 1857 г. немец­кий химик Ф.А. Кекуле (1829—1896) показал, что углерод четырех­валентен, и это дает возможность присоединить к нему до четырех элементов одновалентного водорода. Азот может присоединить до трех одновалентных элементов, кислород — до двух. Схема Кекуле натолкнула исследователей на понимание механизма получения новых химических соединений. Русский химик А.М. Бутлеров (1828—1886) заметил, что в таких соединениях большую роль играет энергия, с которой вещества связываются между собой. В настоя­щее время под структурой молекулы понимается и пространствен­ная, и энергетическая упорядоченность.

В 1960—80-е гг. появился термин «органический синтез». Из ка­менноугольной смолы и аммиака были получены новые красители — фуксин, анилиновая соль, ализарин, а позднее — взрывчатые веще­ства и лекарственные препараты (аспирин и др.). Структурная химия дала повод для оптимистических заявлений, что химики могут все.

Однако дальнейшее развитие химической науки и основанного на ее достижениях производства показало более точно возможности и пределы структурной химии. На уровне структурной химии не представлялось возможным получение этилена, ацетилена, бензола и других непредельных углеводородов из парафиновых. Многие реакции органического синтеза на основе структурной химии дава­ли очень низкие выходы необходимого продукта и большие отходы в виде побочных продуктов. Вследствие этого их нельзя было ис­пользовать в промышленном масштабе.


 


1 Кузнецов В.И. и др. Указ. соч. С. 192, 193.


 


Кузнецов В.И. и др. Указ. соч. С. 203.



Кроме того, в производстве на основе органического синтеза использовалось дорогостоящее сельскохозяйственное сырье — зер­но, жиры, молочные продукты. А сам технологический процесс был многоэтапным и трудноуправляемым.

В последнее время ученые открыли новую группу металлорганиче-ских соединений с двойной структурой, получивших название «сэн-двичевых соединений». Это не что иное, как молекула, представляю­щая собой две пластины из соединений водорода и углерода, между которыми находится атом металла или атомы двух металлов. Пока эти соединения практического применения не нашли, но сам факт их существования заставил химиков пересмотреть прежние взгляды на валентность и химические связи. Их рассматривают как доказа­тельство наличия электронно-ядерного взаимодействия молекул.

Структурная химия неорганических соединений ищет пути по­лучения кристаллов для производства высокопрочных материалов с заданными свойствами, обладающих термостойкостью, сопротивле­нием агрессивной среде и другими качествами, предъявляемыми современным уровнем развития науки и техники. Решение этих вопросов наталкивается на различные препятствия. Выращивание, например, некоторых кристаллов требует исключения условий гра­витации, поэтому такие кристаллы выращивают в космосе, на ор­битальных станциях.

7.5. Учение о химических процессах

Химические процессы представляют собой сложнейшее явление как в неживой, так и живой природе. Эти процессы изучают химия, физика и биология. Перед химической наукой стоит принципиаль­ная задача — научиться управлять химическими процессами. Дело в том, что одни процессы не удается осуществить, хотя в принципе они осуществимы, другие трудно остановить (например, реакции горения и взрывы). Некоторые процессы трудноуправляемы, по­скольку в результате самопроизвольно образуется большое количе­ство побочных продуктов. Для управления химическими процесса­ми разработаны термодинамический и кинетический методы.

t°,P,Fe

Все химические реакции имеют свойство обратимости. Обрати­мость означает равновесие между прямой и обратной реакциями. В действительности равновесие зависит от условий протекания процесса и чистоты реагентов. Смещение равновесия в ту или иную сторону требует специальных способов управления реакциями. На­пример, реакция получения аммиака

±2NH,

N2+3H2<:


вить в законченном виде, так как методы управления ее протеканием не были известны. Реакция стала осуществимой только после откры­тия соответствующих законов нидерландским и французским физи-ко-химиками Я.Х. Вант-Гоффом (1852—1911) и А.Л. Ле Шателье (1850—1936). Было установлено, что «синтез аммиака происходит на поверхности твердого катализатора при сдвиге равновесия впра­во за счет высоких давлений»1.

Все проблемы, связанные с такими сложными процессами как, например, получение аммиака, решает химическая кинетика. Она устанавливает зависимость химических реакций от различных фак­торов — строения и концентрации реагентов, наличия катализато­ров или ингибиторов, материала и конструкции реактора и т.д.

7.6. Эволюционная химия

Химики давно пытались понять, каким образом из неорганической безжизненной материи возникает материя органическая как основа жизни на Земле. Какая лаборатория лежит в основе этого процесса? Лаборатория, в которой без участия человека получаются новые хи­мические соединения, более сложные, чем исходные вещества.

Й.Я. Берцелиус (1779—1848) первым установил, что основой жи­вого является биокатализ, предполагающий присутствие в реакци­онной среде различных природных веществ, способных управлять химической реакцией, замедляя или ускоряя ее протекание. Эти катализаторы в живых системах определены самой природой, что и служит идеалом для многих химиков. Идеалом совершенства считали «живую лабораторию» немецкий ученый Ю. Либих (1803—1873) и французский химик П. Бертло (1827—1907).

Современные химики полагают, что познав химию организмов, человек научится управлять биохимическими процессами, что позво­лит ему более экономично использовать имеющиеся в природе мате­риалы и с ббльшей пользой. Для решения проблемы биокатализа и использования его результатов в промышленных масштабах химиче­ская наука пытается применять отдельные ферменты для моделиро­вания биокатализаторов, осваивать механизмы живой природы, раз­вивать исследования с целью применения принципов биокатализа в производственных химических процессах и технологиях.

В эволюционной химии существенное место отводится проблеме «самоорганизации» систем. Теория самоорганизации «отражает зако­ны такого существования динамических систем, которое сопровож­дается их восхождением на все более высокие уровни сложности в системной упорядоченности, или материальной организации»2.


 


проста по составу элементов и своей структуре. Однако на протяже­нии целого столетия, с 1813 по 1913 г., химики не могли ее осущест-


1 Кузнецов В.И. и др. Указ. соч. С. 211.

2 Там же. С. 240.



В процессе самоорганизации предбиологических систем шел о^-бор необходимых элементов для появления жизни и ее функциони­рования. Из 117 химических элементов, открытых к настоящему вре­мени, многие принимают участие в жизнедеятельности живых орга­низмов. Наука же считает, что только шесть элементов — углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера — составляют основу живых систем, в связи с чем они получили название элементов-органогенов. Весовая доля этих элементов в живом организме составляет 97,4%. Кроме того, в состав биологически важных компонентов живых сис­тем входят еще 12 элементов: натрий, калий, кальций, магний, желе­зо, цинк, кремний, алюминий, хлор, медь, кобальт, бор. Еще около 20 элементов участвуют в жизнедеятельности живых систем в зави­симости от среды обитания и состава питания.

Не менее важно и то обстоятельство, что все элементы, участ­вующие в построении живых систем и их функционировании, отно­сительно равномерно распределены по всей поверхности Земли. Та­ким образом, жизнь могла возникнуть на Земле в любом месте, где для этого появлялись благоприятные условия. В Космосе же пре­имущественно господствуют два элемента — водород и гелий, а ос­тальные элементы существуют в виде примесей и составляют ничтож­но малую массу.

Особая роль отведена природой углероду. Этот элемент способен образовывать связи с элементами, противостоящими друг другу, и удерживать их. Атомы углерода образуют почти все типы химиче­ских связей. На основе шести органогенов и еще около 20 других элементов природа создала около 8 миллионов различных химиче­ских соединений, обнаруженных к настоящему времени. 96% из них составляют органические соединения.

Из такого огромного количества органических соединений в строительстве биомира задействованы природой всего несколько сотен. «Из 100 известных аминокислот в состав белков входят толь­ко 20; лишь по четыре нуклеотида ДНК и РНК лежат в основе всех сложных полимерных нуклеиновых кислот, ответственных за на­следственность и регуляцию белкового синтеза в любых живых ор­ганизмах»1. Химики стремятся открыть секреты природы. Как она из такого ограниченного количества химических элементов и хими­ческих соединений образовала сложнейший высокоорганизованный комплекс — биосистему? Ответ на этот вопрос можно получить, научившись из имеющихся в избытке химических веществ синтези­ровать необходимые, дефицитные продукты, например из загряз­няющего атмосферу СОг получать сахар и т.д.


Поиски природных катализаторов позволяют химикам сделать ряд выводов (к ним различными путями пришли также геология, геохимия, космохимия, термодинамика, химическая кинетика).

1. На ранних стадиях химической эволюции катализ отсутство­
вал. Условия высоких температур (выше 5000 К); наличие электри­
ческих разрядов и радиации препятствуют образованию конденси­
рованного состояния.

2. Первые проявления катализа начинаются при смягчении ус­
ловий (ниже 5000 К) и образовании первичных тел.

3. Роль катализатора возрастала по мере того, как физические
условия (главным образом, температура) приближались к совре­
менным значениям. Но общее значение катализа, вплоть до образо­
вания более или менее сложных органических молекул, все еще не
могло быть высоким.

4. Появление таких, даже относительно несложных систем, как
СН3ОН, СН2 = СН2, НС = СН, Н2СО, НСООН, НС ш N, а тем
более оксикислот, аминокислот и первичных Сахаров, было своеоб­
разной некаталитической подготовкой для большого катализа.

5. Роль катализа в развитии химических систем после достиже­
ния стартового состояния, т.е. известного количественного мини­
мума органических и неорганических соединений, начала возрас­
тать с фантастической быстротой. Отбор активных соединений про­
исходил в природе из тех продуктов, которые получались относи­
тельно большим числом химических путей и обладали широким
каталитическим спектром1.

Функциональный подход к объяснению предбиологической эво­люции сосредоточен на исследовании процессов самоорганизации материальных систем, выявлении законов, которым подчиняются такие процессы. Это в основном позиции физиков и математиков. Крайняя точка зрения здесь склоняется к тому, что живые системы могут быть смоделированы даже из металлосоединений.

В 1969 г. появилась общая теория химической эволюции и биогене­за, выдвинутая ранее в самых общих положениях профессором Мо­сковского университета А.П. Руденко. Используя рациональность субстратного и функционального подходов, она отвечает на вопро­сы о «движущих силах и механизме эволюционного процесса, т.е. о законах химической эволюции, об отборе элементов и структур и их причинной обусловленности, о высоте химической организации и иерархии химических систем как следствии эволюции»2.

Пока только эта теория в состоянии определить новую концеп­туальную систему, которая выходит за пределы учения о составе вещества, структурной химии и учения о химических процессах. «Сущ-


 


Кузнецов В.И. и др. Указ. соч. С. 243.


1 Кузнецов В.И. и др. Указ. соч. С. 245.

2 Там же. С. 246.


 




ность этой теории состоит в том, что химическая эволюция пред­ставляет собой саморазвитие каталитических систем и, следователь­но, эволюционирующим веществом являются катализаторы»1. В основе этой теории лежит утверждение о том, что процесс самораз­вития химических катализаторов двигался в сторону их совершен­ствования, шел постоянный отбор катализаторов с большей реак­ционной активностью.

Открытый А.П. Руденко основной закон химической эволюции гласит, что эволюционные изменения катализатора происходят в том направлении, где проявляется его максимальная активность. Саморазвитие, самоорганизация и самоусложнение каталитических систем происходят за счет энергии базисной реакции. Поэтому эво­люционируют каталитические системы с большей энергией. Такие системы разрушают химическое равновесие и в результате являются инструментом отбора наиболее устойчивых эволюционных измене­ний в катализаторе.

Теория развития каталитических систем дает возможность:

1) выявлять этапы химической эволюции и на этой основе клас­
сифицировать катализаторы по уровню их организации;

2) использовать принципиально новый метод изучения катализа;

3) давать конкретную характеристику пределов химической эво­
люции и перехода от химогенеза (химического становления) к био­
генезу, связанного с преодолением второго кинетического предела
саморазвития каталитических систем.

Набирает теоретический и практический потенциал новейшее направление, расширяющее представление об эволюции химических систем, — нестационарная кинетика. На ее основе разрабатывается теория управления нестационарными процессами. Уже наработанные в этой области эмпирические материалы приводят исследователей к выводу, что стационарность режима катализаторов является лишь частным случаем нестационарности. Появляются сведения о том, что нестационарные режимы создаются искусственно и способствуют интенсификации реакций в каталитических системах.

Развитие химических знаний позволяет надеяться на разреше­ние многих проблем, которые встали перед человечеством в резуль­тате его наукоемкой и энергоемкой практической деятельности. Предполагается значительное ускорение химических превращений за счет освоения катализаторов будущего на принципиально новой основе, бережное и полное использование всех видов углеводород­ного сырья, а не только нефти, создание полностью безотходных производств.

Химическая наука имеет предпосылки для промышленного по­лучения водорода из воды как самого высокоэффективного и эколо­гически чистого топлива, организации промышленного производст-

Кузнецов В.И. и др. Указ. соч. С. 246.


ва органических продуктов из углекислого газа, а также для промыш­ленного производства различных материалов, где в качестве исход­ного сырья вместо углеводородов будут использоваться фторуглеро-ды. Химическая наука ставит своей целью создание экономичных и экологически чистых производств и уже имеет для этого опреде­ленный потенциал.

Химическая наука на ее высшем эволюционном уровне углубля­ет представления о мире. Концепции эволюционной химии, в том числе о химической эволюции на Земле, самоорганизации и само­совершенствовании химических процессов, переходе от химической эволюции к биогенезу, являются убедительным аргументом, под­тверждающим научное понимание происхождения жизни во Все­ленной.

Химическая эволюция на Земле создала все предпосылки для появления живого из неживой природы. А Земля оказалась в таких специфических условиях, что эти предпосылки смогли реализовать­ся. Жизнь во всем ее многообразии возникла на Земле самопроиз­вольно из неживой материи, она сохранилась и функционирует уже миллиарды лет. Жизнь полностью зависит от сохранения соответст­вующих условий ее функционирования, а это во многом зависит от самого человека. Видимо, одним из проявлений природы и являет­ся появление человека как самосознающей себя материи. На опре­деленном этапе он может оказывать ощутимое воздействие на среду собственного обитания, причем как позитивное, так и негативное. О генезисе жизни, ее структурных уровнях речь пойдет в следую­щей главе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. От каких факторов зависят свойства веществ?

2. Что следует понимать под концептуальными системами хи­
мии?

3. Для чего химики изучают лабораторию «живой природы»?

4. Какими видятся конструкционные и строительные материалы
будущего?

5. Кто явился основоположником системного подхода в разви­
тии химических знаний? Какую систему он построил?

6. Какие элементы называют органогенами и почему?

7. Каковы потенциальные возможности химии?

8. Что такое катализаторы?


 




9. Какие химические соединения — составные части живого — появились в результате химической эволюции?

Библиографический список

М.:

1. Глинка Н.Л. Общая химия. — М.: Интеграл-Пресс, 2002.

2. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.И. Естествознание.
Агар, 1996.

3. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах
жизни. — М.: Наука, 1967.

4. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. — М.: Высшая
школа, 1989.

5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Ответы на вопросы. —
М.: I Федеративная книготорговая компания, 1997.

6. Шиманович И.Е., Павлович М.Л., Тикавый В.Ф., Малашко П.М.
Общая химия в формулах, определениях, схемах. — Минск: Универси­
тетское, 1996.

7. Эмсли Дж. Элементы. — М.: Мир, 1993.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.