Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Качественный состав экспертной комиссии — важное условие эффективности экспертного метода



К эксперту предъявляют следующие требования:

1. высокий уровень общей эрудиции;

2. оценки эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны;

3. наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках;

4. эксперт должен иметь определенный практический или исследовательский опыт и быть признанным специалистом в данной области знаний;

5. эксперт должен иметь психологическую установку на будущее;

6. он должен быть способен к адекватному отображению тенденций развития исследуемого объекта;

7. эксперт не должен быть заинтересован в конкретном результате прогноза.

Характеризуя экспертов, следует иметь в виду, что в результате выработки оценок могут иметь место ошибки двух видов:

1. Систематические ошибки – эксперт выдает значения, которые устойчиво отличаются от истинного в сторону увеличения или уменьшения. Для коррекции систематических ошибок можно применять поправочные коэффициенты или же использовать специально разработанные тренировочные игры

2. Случайные ошибки изменяются от одной экспертной оценки к другой и характеризуются величиной дисперсии. Исходя из анализа основных видов ошибок при вынесении экспертных суждений, можно добавить к рассмотренному ранее перечню требований к экспертам еще одно.

При наличии сведений о результатах работы эксперта в других экспертных группах критерием его квалификации может стать показатель или степень надежности — отношение числа случаев, когда мнение эксперта совпало с результатами экспертизы, к общему числу экспертиз, в которых он участвовал. Использование этого подхода к отбору экспертов требует накопления и анализа большого объема информации, но открывает возможность непрерывного совершенствования качественного состава экспертных групп.

Также необходимым инструктаж. На завершающем этапе формирования экспертной группыцелесообразно провести:

· Тестирование состоит в решении экспертами задач, подобных реальным, с известными (но не экспертам) ответами. На основании результатов тестирования устанавливается компетентность и профпригодность экспертов.

· Самооценка состоит в ответе каждым в строго ограниченное время на вопросы специально составленной анкеты, в результате чего быстро и просто проверяются ими же самими их профессиональные знания. Оценка их дается каждым экспертом по балльной системе. При всей субъективности такой оценки опыт показывает, что экспертные группы с высокими показателями самооценки экспертов ошибаются в меньшей степени.

· Взаимная оценка экспертами друг друга (также по балльной системе). Для этого они должны, разумеется, иметь опыт совместной работы.

При подборе экспертов большое внимание уделяется согласованности их мнений, которая характеризуется смещенной или несмещенной оценкой дисперсии отсчета. С этой целью на этапе формирования экспертной группы проводятся контрольные измерения с математической обработкой их результатов. Нередко при этом используется не один, а сразу несколько объектов измерений, которые в зависимости от их ценности или качества нужно расставить по шкале порядка, т.е. определить их ранг, ибо измерение по шкале порядка называется ранжированием. За меру согласованности мнений экспертов в этом случае принимается так называемый коэффициент конкордации.

где S — сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов; п — число экспертов; m — число объектов экспертизы. В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации может принимать значения от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии).

Кроме того, подготовка и проведение экспертного прогнозирования включает разработку анкет, содержащих набор вопросов по объекту прогноза. Структурно набор вопросов в анкете должен быть логически связан с центральной задачей экспертизы. Содержание вопросов определяется спецификой объекта прогнозирования, методикой прогнозирования и верификации прогноза.

 

Ход экспертного исследования.

 

Экспертные оценки.

Экспертные оценки могут быть: индивидуальные используют при прогнозировании в относительно узких областях науки и практики, и основаны на использовании мнений экспертов, не зависимых друг от друга; коллективные применяют при прогнозировании объектов и процессов, имеющих междисциплинарный характер.

Наиболее часто применимы:

· Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

· Аналитические экспертные оценки предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития исследуемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки. Психологическое давление на эксперта в этом случае минимально.

Однако индивидуальные экспертные методы мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий из-за ограниченности знаний одного эксперта.

Экспертные оценки - это оценки, которые в психодиагностике выносит испытуемому опытный человек (ЭКСПЕРТ), обладающий определенными знаниями и о ПРЕДМЕТЕ оценивания, и об ОБЪЕКТЕ. Экспертные оценки используются для независимого измерения свойств личности. Многие так называемые КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ фактически сводятся к вынесению ЭО. От ЭО следует отличать оценки, которые дают испытуемому просто знающие его люди (коллеги по работе, соученики и т.п.). Это наивные (или обыденные) оценки.

Эксперт - опытный специалист, способный быстро давать точные оценки для объектов и ситуаций в определенной области профессиональной деятельности, а также советы по принятию решений для лиц, ответственных за принятие решений.

Экспертиза — исследование некоего вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Для ее проведения привлекаются эксперты, т.е. опытные специалисты в данной области.

 

Процедура экспертного метода. Вся информация о факторах, влияющих на исследуемое явление, перерабатывается в его сознании, формируя определенное мнение о значимости каждого из существенных факторов. Значимость (ранг) фактора, определяемая одним экспертом, является случайной величиной. Однако общая закономерность распределения этих рангов практически не зависит от отдельных оценок, отражающих индивидуальные особенности мышления. Следовательно, полученные таким образом результаты обработки данных экспертного опроса можно считать близкими к объективным. Поэтому, чтобы повысить достоверность опроса, необходимо увеличивать количество экспертов, участвующих в оценке.

Однократное измерение экспертным методом требует использования большого объема априорной информации. При визуальной топографической съемке, например, большое значение имеет глазомер эксперта, при измерении эстетических показателей качества— его художественный вкус и т. д. Многократное измерение одной и той же физической (или другой) величины постоянного размера, либо показателя качества может быть организовано с последующим усреднением экспериментальных данных по времени (если измерение выполняется одним экспертом) или по множеству (если измерение производится одновременно несколькими экспертами). Первый способ применяется редко, так как субъективные особенности эксперта выступают в этом случае в качестве постоянно действующих факторов, трудно поддающихся исключению, компенсации или учету. Во втором способе они выступают в качестве случайных и нивелируются при усреднении по множеству. Отсчет, полученный группой экспертов, представляется множеством его отдельных значений или законом распределения вероятности. При большом количестве отдельных значений отсчета по правилу "трех сигм" легко обнаруживаются и устраняются ошибочные. Если отсчет подчиняется нормальному закону распределения вероятности, то его среднее арифметическое при количестве экспертов п > 30 ... 40 тоже подчиняется нормальному закону, а при меньшем их числе — закону распределения вероятности Стьюдента. Интервал возможных значений измеряемой величины или показателя качества в окрестностях среднего арифметического значения с выбранной доверительной вероятностью устанавливается по графикам.

Достоинства метода экспертных оценок. Пожалуй, основным достоинством данного метода является его универсальность и сравнительная простота процедуры. Особенно хорошо данный метод проявляет себя в задачах оценивания, для которых разработаны четкие, конкретные и измеряемые критерии оценки. Пример: психологическое и психиатрическое обследования на предмет наличия психических расстройств при приеме на работу, осуществляемое профессиональными психологами и психиатрами.

Недостатки метода экспертных оценок. Для того чтобы адекватно оценить деятельность человека в любом виде деятельности, недостаточно обладать знаниями и умениями в этой области. Необходимо также иметь четкое представление о модели рассматриваемой деятельности, понимать ее структуру и условия достижения успешных результатов. Как правило, чем больше успех деятельности связан с формальными, техническими операциями (их точностью, своевременностью и т.п.), тем более надежные результаты демонстрирует процедура экспертного оценивания.
В том же случае, когда результаты деятельности связаны с личностными особенностями, способностями человека, экспертные методы зачастую дают сбои. Это связано с тем, что, во-первых, эксперт не способен адекватно оценить психологические особенности личности человека и его способности, не будучи профессиональным психологом. И, во-вторых, связь между психологическими особенностями человека и результатами его деятельности зачастую носит очень сложный и неоднозначный характер, что приводит к ошибкам экспертов, которые представляют свои, подчас ошибочные суждения об этой связи, за абсолютную истину.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.