Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как используют слово «коучинг» у нас

Русский коучинг- заморская штучка на совдеповский манер

Несколько лет назад автор этих строк был участником программы обучения по коучингу. В те времена слово «коучинг» было в диковинку даже для многих психологов и представлялось неким заморским экслюзивным чудом, которому можно обучиться в России всего лишь у нескольких гуру. Когда же пришлось получать заветную бумажку, вспоминается, как в душе бродили смутные сомнения при словах «Поздравляю, теперь ты - коуч», которые говорил «гуру», пожимая руку. Сегодня с позиции Гештальт- терапевта ( Гештальт – направление в психотерапии), забавно вспоминать это «обучение» и профессионализм столичного «гуру», и книжку этого одиозного автора которая оказалась сплошь плагиатом небезизвестных книг Джима Коллинза «От хорошего к великому» и Ричарда Коха «Принцип 80/20», на которых не было даже ссылок. С тех пор понимание рынка о том, что такое коучинг изменилось лишь в том, что слово «коучинг» стало не просто «на слуху», а очень даже модным, и создало условия для процветания большого количества людей, подобных описанному « гуру».

 

Из истории коучинга

Коучинг – вид консультирования, направленный на оказание помощи людям в достижении их целей, он возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства.

Но прежде чем говорить о коучинге, пожалуй, стоит начать с того, где и почему он возник. Коучинг возник на Западе неслучайно - он отражение идеологии современного западного человека с одной стороны, и потребностей развития бизнеса в условиях высокой конкуренции с другой стороны. Идеология западного человека – «ты должен быть сильным, уверенным, ответственным за свою жизнь, самому решать свои проблемы, не надеясь на то, когда подоспеет помощь» – этим пронизано все искусство развитых стран, достаточно вспомнить фильмы: «Крепкий орешек», «Смертельное оружие», «Команда», «Рембо» и т.д. Чтобы не только выжить, но и достигнуть успеха, человек должен уметь правильно ставить цели и достигать их. Поэтому культуру формирования зрелой, уверенной в себе личности поддерживают государства, к примеру, в Америке государство следит за тем, чтобы на каждые 100 человек жителей был психолог/ психотерапевт, а их услуги внесены в обязательное медицинское страхование. Поэтому специалисты по целям – большое подспорье в решение социальных программ и поддержании идеологии и этому ремеслу на Западе обучали социальных работников, педагогов.

Коучинг прекрасно обслуживает и потребность бизнес сообщества в мотивации персонала, поскольку в условиях высокой конкуренции люди становятся одним из ключевых факторов успеха компании. Коучинг на Западе - это стиль менеджмента и управления персоналом, которому обучают менеджеров. Названия книг основоположника коучинга Джона Уитмора неумолимо свидетельствуют об этом: «Коучинг для производства», «Коучинг – новый стиль менеджмента и управления персоналом». Получившая всеобщее признание методика работы с целью «GROW» сера Джона Уитмора – владельца компании «Performance Consutants»– лежит в основе коучинга для менеджеров и социальных работников.

 

«GROW» - алгоритм работы с целью: 1 этап: - постановка Цели(Gool), второй этап – исследование Реальности, ее ресурсов, возможностей( Reality), выбор оптимальных вариантов, пути, разработка Действия(Options), активизации Воли(Will) к действию.

Однако со временем в отношении коучинга сформировался еще один подход - более широкий и профессиональный, при котором консультациями занимаются профессиональные психотерапевты, используя в работе не только метод «GROW», а полный инструментарийпсихотерапевтической школы (психоанализ, гештальт- подход, юнгианский анализ, трансактный анализ, психодрамма , НЛП и т.д.)

Таким образом, в руках таких специалистов коучинг – это история не только про цель, а консультирование в рамках профессиональной деятельности клиента вообще. При таком подходе, возможно решать задачи, связанные не только с целями, но и проводить диагностику корпоративной среды, связей человека с предприятием, отношений с другими людьми, разрабатывать видение, миссию, устанавливать связи и приводит в соответствие разные уровни предприятия, помогать разрешать конфликты, находить точки приложения усилий и даже определять наилучшие направления для вкладывания денег в бизнесе, выбирать претендентов на должность и т.д.

 

Как используют слово «коучинг» у нас

В России западные технологии зачастую приобретают местный колорит. Коучинг в этом не исключение. Зачастую у нас не занимаются коучингом, а используют это слово для зарабатывания денег на несведущих потребителях. Как считает руководитель направления «Организационное консультирование» Московского института Гештальта Юлия Баскина в России коучинг – модное слово, его используют те психологи, которые в своем багаже ничего не имеют кроме знаний полученных в вузе. И автор полностью присоединяется к этому мнению, поясняя читателю, то, что, к сожалению, наше вузовское образование ретроспективное, реальных инструментов работы с человеком оно не дает, поэтому те, кто хочет работать с людьми, вынуждены получать еще одно коммерческое образование по западным стандартам обучения в перечисленных выше психотерапевтических практиках. Для тех, кто не утруждает себя дополнительным профессиональным образованием, появилась практика проведения 4 –5 двухдневных сессий по так называемому коучингу, которые обычно практикуют столичные тренеры на периферии, что очень удобно решает проблемы образования…. на бумаге.

Отсюда закономерен вопрос: можно ли стать коучем за 10 дней? – конечно же, нет. Но получить бумажку о том, что ты коуч – в России можно. Кому? – всем тем, кто заплатит деньги. В этой связи вспоминается случай, когда автору этих строк топ- менеджер амбициозно объявлял: «Да я сам – коуч!», при этом симптоматика невроза была налицо.

(Кстати, сам Джон Уитмор – бывший профессиональный гонщик -

имеет психологическое образование. ) Коуч по роду деятельности не должен давать советов и рекомендаций, его искусство - в задавании вопросов. Его задача - расширение арсенала возможностей, внутренних ресурсов клиента, при этом клиент делает свой выбор сам. Такая позиция коуча требует от него навыка безоценочного взгляда на клиента, толерантности - принятия клиента, эмпатичного отношения к нему (эмпатия – умение почувствовать чувства другого) т.е. качеств и умений, которые развиваются только в ходе прохождения собственной психотерапии. Именно поэтому Санкт- Петербургский институт коучинга предлагает двухлетнее образование, с обязательным прохождением психотерапии, а его преподаватели – юнгианские аналитики.

Разочарование вызывает и некоторая российская литература по коучингу. Поскольку российский печатный бизнес предоставляет возможность издавать книги всем, кому хочется писать, в такой ситуации плагиат западных книг не самая большая беда как в случае с книжкой нашего гуру. Хуже когда книги по коучингу, претендующие на руководство к действию, пишутся людьми далекими от психологии. К примеру в книге о коучинге ( «Коучинг от А до Я») автор с техническим образованием, но с регалиями международного коуча, рассуждает о специфических бессознательных ньюансах, которые возникают в клиентом в ходе терапевтической сессии контексте психотерапевтических отношений, замешивая в одну кучу термины из всех направлений психотерапии. После чего дают советы как консультировать (?!).

 

 

Что общего в развитии русского коучинга и в западного? – в нарастающих спорах о коучинге ( см. отрывки из статьи «Топ коучинг: прямая и реальная угроза»). Также как и на Западе в России есть разделение на коучинг, которым занимаются психологи, получившие психотерапевтическое образование и коучинг, которым занимаются другие специалисты. По мнению западного гуру менеджмента Уоррен Бенниса: « В основном коучинг – это приемлемая форма психотерапии». Российская практика не отличается от западной, поэтому неслучайно в консультировании менеджеров GROW приходится пользоваться редко.

Лариса Винникова, управляющий партнер консалтинговой группы «Контакт», Гештальт терапевт, бизнес – тренер.

 

Из статьи

«Топ коучинг: прямая и реальная угроза!

Стивен Берглас , журнал «Hard Business Review», 2002 год

 

Топ – коучинг –помощь руководителям в решении личных проблем – за последние 15 лет обрел невиданную популярность, стал быстрорастущей индустрией и дорогостоящей процедурой ( в России в 2-3 раза дороже чем психотерапия. По западным оценкам гонорар за 4 месяца работы коуча психотерапевт отрабатывает за 10 лет!) Ответ на вопрос «почему компании платят такие гонорары» - прост. Потому что коуч- консультанты предлагают на первый взгляд легкие и быстрые решения. В психотерапии руководителей часто пугает не цена, а затраченное время.

Современный мир помешался на поиске простых ответов на сложные вопросы – именно этим во многом объясняется столь большая популярность коучинга. Люди ищут возможность быстро и желательно без усилий изменить жизнь к лучшему. Рынок наводнили разные самоучители типа «12 простых щагов к успеху» или « 7 привычек эффективного человека». На этом фоне серьезная психотерапия теряет популярность ( в Росси она не успела быть популярной) , а образовавшуюся брешь заполняет коучинг, предлагающий быструю альтернативу.

Многие коуч- консультанты, особенно те, что черпают вдохновение в спорте, преподносят себя как специалисты, способные дать простые ответы на сложные вопросы и обеспечить быстрые результаты. Чтобы быстро получить результаты, многие коучи используют примерно те же методы, что и спортивные тренеры, отвергая подходы, требующие серьезных затрат времени. Это нравится руководителям. К тому же многим проще сказать: «Я советуюсь с коуч- консультантом», чем « Я иду на прием к психотерапевту». Коучи склонны делать основной упор на поведенческие аспекты – зачастую подходы коуча- консультанта базируются на бихевеористике (изучение поведенческих особенностей). Открытия в бихевеористике значительно помогли людям скорректировать свое поведение, однако ее достижений недостаточно, чтобы решать проблемы руководителей. Поэтому они рискуют попасть в ловушки лечения симптомов, а не самой болезни. Такие специалисты часто недооценивают или просто игнорируют серьезные психологические проблемы клиентов, и тогда коучинг может причинить ощутимый вред. Подчас проблемы руководителя обусловлены глубоким психологическим конфликтом на подсознательном уровне, и в этом случае любое непрофессиональное вмешательство опасно…

Печально то, что коучинг, направленный в неверное русло, игнорирует и даже создает глубокие психологические проблемы, с которыми часто может справиться только психотерапия. При такой работе консультант часто упускает из виду подсознательный психологический конфликт, который возможно, мучит сотрудника. Это могут иметь ужасные последствия как для компании, так и для самого человека.

( Полная версия статьи опубликована в сборнике классика «Hard Business Review» «Как стать эффективным руководителем», изд. «Альпина Бизнес Букс», 2005г.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.