Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 21. Юридическая ответственность



1.Понятие, основания и цели юридической ответственности 2.Принципы юридической ответственности 3.Виды юридической ответственности.

1. Понятие, основания и цели юридической ответственности

Совершение лицом правонарушения является основанием юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это форма правового воздействия, связанная с возложением на субъектов права обязанности претерпевать определенные лишения (неблагоприятные последствия), предусмотренные санкциями юридических норм и обеспеченные мерами государственного принуждения.

В соответствии с данным определением можно выделить основные признаки юридической ответственности:

1) Юридическая ответственность применяется в случае совершения правонарушения и носит персонифицированный характер.

2) Вид и мера юридической ответственности устанавливаются санкцией юридической нормы.

3) Юридическая ответственность обеспечивается мерами государственного принуждения.

4) Реализация юридической ответственности осуществляется в форме правоприменительных отношений

5) Юридическая ответственность предполагает наступление негативных последствий (лишений) для правонарушителя: ущемление его прав (лишения свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и др.). Таким образом, юридическая ответственность может наступать в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Цели юридической ответственности:

- защита правопорядка и личности от противоправных посягательств;

- восстановление нарушенного права;

- воспитание граждан в духе строгого соблюдения действующих законов;

- примирение правонарушителя с обществом;

- наказание (кара) правонарушителя.

Следует отметить, что особое значение для реализации юридической ответственности имеет наличие в деянии элементов состава правонарушения. Факт правонарушения указывает на момент возникновения процедуры юридической ответственности и порождает определенные правоотношения, участниками которых выступают правоохранительные органы государства с одной стороны и правонарушитель с другой.

 

2. Принципы юридической ответственности

Основными принципам юридической ответственности являются: законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость.

Принцип законности означает реализацию юридической ответственности в четком соответствии с требованиями, закрепленными в действующем законодательстве. Главное требование законности заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в установленных законом пределах. Недопустимо отступление от установленного законом порядка под видом ускорения, упрощения, эффективности и целесообразности ответственности либо ссылки на излишний формализм закона.

Принцип справедливости юридической ответственности проявляется в следующей системе формальных требований:

а) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;

б) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

в) ответственность несет лишь тот, кто совершил правонарушение;

г) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения;

д) если вред, причиненный правонарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение.

Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым и безнаказанным. Если за совершение деяния предусмотрено наступление юридической ответственности, то без законных оснований никто не может быть освобожден от этой ответственности ни под каким предлогом (общественное положение, родственные связи и т. д.).

Принцип своевременности означает, что наибольшую эффективность меры юридической ответственности, как правило, достигают в максимально короткие сроки после совершенного правонарушения. И наоборот – за деяния, утратившие свою социальную опасность в силу истечения сроков давности привлечение лица к юридической ответственности теряет свою значимость, так как не достигаются целей юридической ответственности.

Принцип целесообразности предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Целесообразность также означает индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. В этой связи особое значение приобретает учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Под смягчающими наказание обстоятельствами понимаются обстоятельства, определенным образом характеризующие правонарушение и личность виновного и обязывающие назначать в пределах санкции статьи более мягкое наказание. Так, например, ст. 61 УК РФ к таким обстоятельствам относит:

- совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

- несовершеннолетие виновного;

- беременность, наличие малолетних детей;

- совершение преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания и т.д.

Данный перечень законодатель оставляет открытым, т.е. допускает возможность распространительного толкования соответствующей статьи. При назначении наказания могут быть учтены и иные обстоятельства, не указанные в законе.

Кроме вышеизложенного следует отметить, что принцип целесообразности означает возможность замены юридической ответственности иными мерами воздействия, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления. К числу альтернативных мер можно отнести, например, меры общественного воздействия, отсрочку от исполнения наказания, освобождение от наказания вследствие амнистии и т.д.

Достижению целей юридической ответственности может способствовать не только ее смягчение, но и, наоборот ужесточение. Поэтому принцип целесообразности подразумевает так же и учет отягчающих наказание обстоятельств.

Обстоятельства, отягчающие наказание – это обстоятельства, свидетельствующие о повышенной общественной опасности, как правонарушения, так и самого правонарушителя. Перечень этих обстоятельств, как правило, фиксируется в нормативных актах, определяющих наказуемость деяний и по общему правилу является исчерпывающим (закрытым), требующим адекватного толкования. Так, например, в ст. 63 УК РФ приводится следующий перечень обстоятельств отягчающих наказание:

- неоднократность, рецидив преступлений;

- наступление тяжких последствий;

- особо активная роль в совершении преступления;

- совершение преступления с особой жестокостью и т.д.

 

3. Виды юридической ответственности

В теории права классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность; по характеру санкции; по функциям и т.д.

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по предмету правового регулирования. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную.

Уголовно-правовая ответственность наступает за совершение преступлений и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном Кодексе. Уголовная ответственность устанавливается только законом, никакие другие нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Решение о применении к лицу меры уголовно-правовой ответственности может принять только суд. В соответствие с российским законодательством к уголовно-правовой ответственности могут привлекаться только физические лица, организация не может рассматриваться в качестве субъекта уголовно-правовой ответственности. Уголовно-правовая ответственность предполагает следующие виды наказаний: лишение свободы, лишение субъективного права, принудительные работы и т.д.

Административно-правовая ответственность следует за административные проступки. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, таможенного и т.д.). Видами административных взысканий являются: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, административный арест и др.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения обязательств имущественного и личного неимущественного характера, вытекающих из условий договора между субъектами либо из фактического состояния ответственного субъекта (обязанность родителей нести гражданско-правовую ответственность за поступки несовершеннолетних детей). Основной целью гражданско-правовой ответственности является возмещение ущерба, причиненного гражданско-правовым проступком. Мерами гражданско-правовой ответственности являются: принудительное списание денежных средств, банкротство и т.п.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Видами дисциплинарных взысканий могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу и т.д. Решение о применении дисциплинарной ответственности принимает должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями: командир воинской части, руководитель учреждения, директор предприятия и т.д.

 

Лекция 22. Законность и правопорядок

1.Понятие, принципы и гарантии законности 2.Понятие общественного порядка и правопорядка

 

1. Понятие, принципы и гарантии законности

Законностьэто правовой режим жизнедеятельности общества, в рамках которого осуществляется принятие и обеспечивается реализация законов и других правовых актов.

Основными требованиями законности являются:

– верховенство правового закона по отношению к другим юридическим актам и предписаниям;

– издание нормативно-правовых актов компетентными органами в пределах своей компетенции;

– своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;

– обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных внутригосударственными и международными актами;

– контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;

– недопущение случаев беззакония и произвола.

К основным принципам (основополагающим началам) законности относятся:

а) Единство – режим законности обеспечивает эффективную реализацию правовых предписаний на всей юрисдикционной территории государства. Создание в регионах автономных от общефедеральной и противопоставляемых ей систем законности не допускается.

б) Всеобщность – в рамках режима законности обеспечивается исполнение законодательно закрепленных требований всеми субъектами права – государственными органами, должностными лицами и гражданами.

в) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и защиту важнейших правовых институтов и принципов и, в силу этого, целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с тем, целесообразность не может противопоставляться законности. Утрата законом актуальности не означает возникновения возможности его несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

Гарантии законности – это механизмы, при помощи которых обеспечивается высокая эффективность законности как политико-правового режима защиты интересов государства и общества, прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии – это социальные факторы, обусловленные объективными закономерностями общественного развития, с которыми связывается упорядоченность общественных отношений, их соразмерность законам данного государства.

К общим гарантиям законности относятся:

Экономические (материальные) гарантии законности – это материальные условия жизни общества, способствующие обеспечению режима законности. Основу данной группы гарантий составляют такие факторы, как степень эффективности правового регулирования экономикой, приоритетность конкретных форм собственности (частной, корпоративной, муниципальной, государственной), приоритетность определенных направлений экономического развития (государственная поддержка промышленности, торговли, сферы обслуживания и т.д.).

Социальные гарантии законности тесно связаны с экономическими и включают в себя комплекс мер, направленных на поддержание необходимого уровня благосостояния граждан, осуществление государственной поддержки социально незащищенным категориям лиц – пенсионерам, инвалидам, малоимущим гражданам и т.д. Кроме того, социальные гарантии подразумевают развитие таких отраслей, как медицина, образование, организация массового досуга и пр.

Политические гарантии законности связаны с деятельностью государства по обеспечению стабильности политической системы общества, созданию условий безопасности граждан, формированию действенных механизмов противодействия преступности и т.п.

Идеологические гарантии законности подразумевают установившуюся в обществе систему конструктивных взглядов, идей, учений, при помощи которых формируется позитивное отношение людей к общественным институтам, государству и праву, собственно законности и т.д. Основной задачей идеологических гарантий является воспитание у граждан чувства уважения к требованиям законности, глубокой внутренней убежденности в необходимости законосообразного поведения.

Юридические гарантии законности – это система специальных юридических средств и методов, при помощи которых осуществляется укрепление режима законности, обеспечивается законосообразное поведение всех субъектов права, в том числе и самого государства, действующего в лице соответствующих органов и должностных лиц.

К юридическим гарантиям законности относятся:

– Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» - Конституция.

– Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны и т.д.).

– Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.).

– Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства.

– Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.).

– Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных стандартов в сфере обеспечения прав и свобод личности).

 

2. Понятие общественного порядка и правопорядка

Общественный порядок составляют фактически складывающиеся общественные отношения, которые могут иметь как правовой, так и не правовой характер. Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в конечном итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.

Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

Правопорядок – это составная часть общественного порядка - итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений. Таким образом, правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

К признакам правопорядка можно отнести:

Формальная определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

Системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

Устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Правопорядок основан на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.

 

Лекция 23. Правовые системы и правовые семьи современного мира

1.Понятие правовой системы. 2.Общая характеристика основных правовых семей современности.

1. Понятие правовой системы.

Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

Иными словами, правовая система – это комплексная категория, характеризующая правовую жизнь общества в рамках той или иной цивилизационной культуры.

Понятия «правовая система» и «система права» соотносятся как «целое» и «часть». Термин «система права» характеризует право с точки зрения его внутреннего устройства, в свою очередь, «правовая система» представляет собой комплексную, интегрирующую категорию, отражающую всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Национальная правовая системаэто конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в пределах юрисдикционной территории конкретного государства.

Иными словами, национальная правовая система – это реальное «живое» право сформировавшееся и функционирующее в пространственных пределах того или иного государства (правовая система современной России).

2. Общая характеристика основных правовых семей современности

В отличие от национальных правовых систем, характеризующих право применительно к отдельным государствам, при помощи категории правовая семья характеризуются схожие по структуре и принципам функционирования правовые системы в комплексе образующие некую правовую совокупность.

Правовая семьяэто совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры (системы) права и исторических традиций его формирования и реализации.

Основными правовыми семьями современного мира, по мнению большинства исследователей, являются:

Англосаксонская правовая семья (семья общего права) – исторически сложилась в Англии, США и странах британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений – прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Романо-германская правовая семья возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, скандинавские страны).

В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель, в связи с этим, должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей, участвующих в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны.

Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах.

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).

Основным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, Коран содержит установления, в достаточной степени, юридического характера.

Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.

Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.

Иджма - конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества

 

Лекция 24. Механизм правового регулирования

1.Понятие и структура механизма правового регулирования 2.Средства и методы правового регулирования 3.Стадии правового регулирования 4.Типы правового регулирования.

1. Понятие и структура механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования – это система объединенных структурными и функциональными связями субъектов права, правовых актов, средств, методов, процессов и процедур, при помощи которых и в рамках которых осуществляется результативное воздействие права на общественные отношения.

Основной целью формирования и функционирования механизма правового регулирования является обеспечение социальной стабильности и поддержание режима законности и правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений, реализация мер юридической ответственности.

Структурными элементами механизма правового регулирования являются:

- правовые акты (нормативные, правоприменительные, интерпретационные) регламентирующие поведение субъектов права;

- субъекты права – правосубъектные участники юридически значимых отношений;

- правоотношения, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов;

- юридические средства, методы, процедуры, при помощи которых и в рамках которых осуществляется процесс правового регулирования;

- юридические факты и фактические составы, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение правоотношений;

- юридические последствия субъективных деяний, предусмотренных правовыми актами.

Действие механизма правового регулирования, является упорядоченным и осуществляется в рамках определенного правового режима.

Правовой режим – это особый порядок, выражающийся в определенном сочетании структурных элементов механизма правового регулирования, взаимодействие которых создает условия, благоприятствующие (препятствующие) реализации интересов субъектов права.

2. Средства и методы правового регулирования

Правовые средства – это юридические «инструменты», с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, разрешаются юридические коллизии, реализуются меры юридической ответственности.

Основными правовыми средствами являются:

- правомочия – предусмотренные правом возможности, реализация которых непосредственным образом зависит от воли управомоченного субъекта;

- обязанности – закрепленные правом долженствования, побуждающие субъекта к совершению определенных деяний правомерного характера и устанавливающих юридическую ответственность, как за отказ от совершения этих деяний, так и за совершение их с нарушением предусмотренных правил;

- запреты – закрепленные правом долженствования, предостерегающие субъекта от совершения деяний противоправного характера и устанавливающие юридическую ответственность за совершение этих деяний.

Кроме того выделяются правовые средства производного характера:

- правовые стимулы – законодательно закрепленные факторы, побуждающие субъектов к совершению активных действий правомерного характера и обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения позитивных интересов этих субъектов;

- правовые ограничения – законодательно закрепленные факторы сдерживающего характера. При помощи правовых ограничений создаются условия для охраны интересов субъектов юридически значимых отношений от возможных посягательств;

- правовые льготы – законодательно закрепленные факторы, облегчающие положение субъекта права и позволяющие ему с большей эффективностью удовлетворять свои позитивные интересы. Правовые льготы выражаются как в предоставлении субъекту дополнительных возможностей (правомочий), так и в освобождении его от определенных обязанностей;

- правовые поощрения – законодательно закрепленные формы и меры правового одобрения добровольного позитивного действия, выражающиеся в вознаграждении субъекта, наступлении в отношении него определенных благоприятных последствий.

Методы правового регулирования – это определенные правовые «технологии», определяющие порядок применения правых средств в процессе правового регулирования.

Основными методами правового регулирования являются:

- императивный метод – предполагает регулирование отношений «власти-подчинения». В основу этих отношений положены принципы иерархии и субординации. Суть императивного метода правового регулирования заключается в издании властных предписаний обязательного характера, не допускающих свободы выбора варианта поведения со стороны субъекта, которому это предписание адресовано. Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях права (например, в конституционном, административном, уголовном праве).

- диспозитивный метод - предполагает регулирование отношений договорного (консессуального) характера. В основу этих отношений положены принципы координации. Суть диспозитивного метода правового регулирования заключается в определении и закреплении при помощи правовых норм границ допустимого поведения субъектов права. При этом в рамках установленных границ субъекты могут самостоятельно выбрать вариант поведения. Диспозитивный метод правового регулирования чаще всего применяется в частно-правовых отраслях права (например, в гражданском, трудовом, семейном праве).

 

3. Стадии правового регулирования

Процесс правового регулирования можно представить в виде динамической системы, включающей ряд последовательных взаимосвязанных этапов (стадий). Основными стадиями правового регулирования являются:

- оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права – на этой стадии осуществляется «юридизация» сложившихся в ходе объективного общественного развития правил поведения людей (социальных норм). В свою очередь, процесс «юридизации» социальных норм предполагает официальное признание государством той или иной нормы в качестве общезначимой; ее юридическую оценку (норма может быть признана как позитивной – правомерной, так и негативной – противоправной[1]); определение круга лиц (субъектов), на которых эта норма распространяет властное воздействие; установление пространственных и временных пределов ее действия; закрепление нормы в формально-юридическом источнике права – правовом акте; обнародование этого акта и наделение его юридической силой.

- реализация правовых актов наделенных юридической силой – на этой стадии осуществляется непосредственное результативное воздействие права на общественные отношения. В рамках процесса правового регулирования осуществляется реализация как непосредственно регулятивной, так и охранительной функции права, о содержании которых говорилось в лекции № 10 «Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права».

Процесс реализации правовых актов включает в себя персонификацию правового предписания по отношению к конкретному субъекту права; возникновение конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов и фактических составов) с наступлением которых законодатель связывает конкретные правоотношения; реализацию субъектами правоотношений в рамках этих отношений корреспондирующих прав и обязанностей; оформление юридически значимых результатов правоотношений соответствующими правовыми актами (правоприменительными и интерпретационными актами).

4. Типы правового регулирования

В теории государства и права, как правило, выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основан на принципе «разрешено все, что прямо не запрещено законом». При этом субъекты в своем поведении руководствуются диспозитивным методом, предполагающим добровольность выбора варианта позитивного поведения и реальную возможность своими непосредственными деяниями (действиями или бездействиями) реализовать предписания правовых норм. Общедозволительный тип правового регулирования не предполагает специального разрешения со стороны государства на совершение субъектом тех или иных деяний. Основным условием признания этих деяний правомерными является отсутствие в законодательстве запрета на их совершение. К примеру, недопустимость применения аналогий в уголовно-правовой сфере обусловливается принципом «Не является преступлением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом»

Разрешительный тип правового регулирования основан на принципе «разрешено лишь то, что предписано законом». При этом субъекты в своем поведении должны руководствоваться императивным методом, предполагающим принудительное побуждение к тем или иным деяниям либо напротив запрет их совершения под угрозой наказания. Разрешительный тип правового регулирования обусловливает совершение тех или иных субъективных деяний получением специального разрешения от компетентного государственного органа. К примеру, приобретение охотничьего оружия становиться возможным только при условии получения специального разрешения от соответствующего структурного подразделения ОВД.

 

Лекция 25. Правосознание и правовая культура

1.Правовая культура общества 2.Правовая культура личности 3.Понятие структура и виды правосознания.

 

1. Правовая культура общества

Правовая культура – это совокупность правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права. Иными словами, правовая культура – это правовая среда жизнедеятельности государства, общества, индивида.

Правовая культура общества – это часть социальной культуры, сформировавшейся в обществе на определенном этапе его развития. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Содержательными элементами правовой культуры общества являются: правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение.

Правовые ценности как наиболее значимые для государства, общества, личности руководящие установки характеризуют перспективные цели правового воздействия. В ценностях воплощается сложившийся в данном обществе, на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

Действующее законодательство представляет собой совокупность действующих (обладающих юридической силой) источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты (нормы) общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения.

Общественное правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, переживаний, выражающих отношение большинства членов данного сообщества к правовым явлениям.

Правомерное поведение представляет собой практическое воплощение предписаний правовых норм в правомерных деяниях (действиях, бездействиях) членов сообщества.

Формирование правовой культуры общества связано с такими качественными характеристиками как:

- качеством нормативного материала, используемого в процессе правового регулирования;

- правовой информированностью населения;

- сознательным выполнением правовых предписаний большинством членов сообщества;

- эффективной деятельностью механизмов правотворчества и реализации права.

Высокий уровень правовой культура общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области правового регулирования, обеспечить баланс правовых интересов государства и общества, гарантировать права и свободы личности, защитить эти права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств.

 

2. Правовая культура личности

Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать специфику индивидуальных взглядов на сущность и содержание правовых явлений. Используя данный критерий можно выделить два основных уровня правовой культуры личности: обыденный и профессиональный.

- Обыденный уровень правовой культуры личности предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его соответствия (не соответствия) здравому смыслу простого человека (рядового обывателя). На формирование правовой культуры на обыденном уровне наиболее активное влияние оказывают такие повседневные факторы как среда обитания, средства массовой информации, общественное мнение и т.п.

- Профессиональный уровень правовой культуры предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его функциональной значимости и социальной эффективности. Профессиональная правовая культура формируется у людей, по роду своей практической деятельности связанных с процессами правового регулирования (профессиональная правовая культура сотрудников милиции). На повышение уровня профессиональной правовой культуры оказывают влияние такие факторы, как: профессиональная подготовка, правовое воспитание, опыт практической деятельности и т.п. Характерными особенностями профессиональной правовой культуры являются: более высокая по сравнению с обыденным уровнем степень правового информирования субъекта; обладание определенной юридической квалификацией; осуществление профессиональной деятельности в области юридической науки и практики.

 

3. Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание – это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.).

Правосознание является одной из форм субъективного сознания, влияющего на выработку позитивной или негативной реакции людей по поводу требований права.

Правосознание предполагает:

– осмысление сущности права;

– соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.);

– оценку права с точки зрения его социальной значимости;

– осознание необходимости правомерного поведения;

– восприятие результатов реализации права.

Структуру правосознания составляют: правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний соответствующих эмпирическому, обыденному уровню индивидуального (группового) сознания, формирующемуся в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности (воспитания, обучения, профессиональной деятельности и т.п.).

Правовая психология представляет своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государственную деятельность, законодательство, правовое регулирование, другие юридические феномены.

Правовая идеология – это совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

По сравнению с правовой психологией, в основу которой положены психологические переживания людей по поводу отдельных конкретных проявлений государственно-правового воздействия, идеология представляет и оценивает право как целостное социальное явление. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп (классов, наций, религиозных конфессий и т.д.). Вместе с тем, элемент индивидуального, личностного присутствует и идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается, как правило, отдельными людьми – учеными и политиками, и лишь впоследствии приобретает свойства системного целостного отражения государства и права.

Правосознание подразделяется на виды, чаще всего в соответствии с двумя основными критериями: 1) по субъекту 2) по уровню.

1). В соответствии с первым критерием (субъектом) правосознание бывает общественным, групповым и индивидуальным.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают в коллективном сознании типичные свойства его юридической действительности.

Групповое сознание (коллективное сознание социальных групп) складывается из специфических нормативных ценностей социально-демографических групп (правосознание сотрудников милиции, студентов юридических вузов, военнослужащих и т.д.).

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического жизненного опыта.

2). В соответствии со вторым критерием (уровнем адекватности восприятия права) правосознание подразделяется на:обыденное, научное, профессиональное.

Обыденное правосознание – это складывающиеся под влиянием жизненного опыта массовые, стихийные представления людей о государстве и праве. Обыденным правосознанием обладают все люди не зависимо от своего социально-правового статуса.

Профессиональное правосознание – это понятия, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессиональных юристов. Профессиональным правосознанием обладают граждане, осуществляющие толкование и реализацию правовых предписаний на профессиональной основе: сотрудники органов внутренних дел, адвокаты, судьи и т.п.

Научное правосознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие высокий уровень систематизированного, теоретического освоения права. Научным правосознанием обладают ученые-юристы.

 


[1] К примеру социальный обычай перехода имущества умершего к его родственникам, был признан государством полезным и в силу этого правомерным. В свою очередь не менее древний обычай кровной мести государством был оценен в качестве социально вредного и соответственно противоправного

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.