1.Понятие и структура системы законодательства 2.Соотношение системы права и системы законодательства 3.Систематизация законодательства: понятие и виды.
1. Понятие и структура системы законодательства
В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.
Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.
Систему законодательства характеризуют следующие признаки:
Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции государства.
Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.
Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).
Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.
Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.
Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».
Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.
Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.
Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта, которая в свою очередь зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от положения в системе государственно-властной иерархии органа, данный акт принявшего (федеральные, региональные, местные).
Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т.п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.
Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.
Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.
Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального Конституционного закона о чрезвычайном положении (30.05.2001) закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом, ст. 26 этого же закона устанавливает порядок по которому «…органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».
Законодательство общего характера – представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).
Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т.д.)
2. Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.
Система права соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.
Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.
Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.
Первичным элементом системы права является норма права.
Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, законодательным выражением не исчерпывается. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.
Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.
3. Систематизация законодательства: понятие и виды
Возникновение, изменение, прекращение правоотношений регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Для того, чтобы облегчить процесс использования этих актов и тем самым усилить эффективность правового регулирования, следует систематизировать законодательство, придать ему четкий структурированный характер.
Систематизация законодательства– это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и устранению возможных противоречий, неточностей, пробелов в действующем законодательстве.
Систематизация законодательства необходима для:
Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.
Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.
Устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующем законодательстве.
Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.
Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечении качественной реализации правовых норм в оптимальные сроки.
Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.
Кодификация – деятельность компетентных государственных органов, направленная на качественную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.
Кодификация представляет собой наиболее сложную форму систематизации. В результате кодификационной деятельности происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права. Как правило, кодифицированные акты характеризуются юридической целостностью, логической последовательностью и внутренней согласованностью нормативного материала.
В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, Федеральных служб и т.п.).
Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в специальных сборниках.
В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию законодательства, различают официальную и неофициальную инкорпорацию.
Официальная инкорпорация осуществляется от имени государства компетентными государственными органами. На официальные инкорпорированные сборники, содержащие в себе те или иные нормативно-правовые акты, следует ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Примерами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.
Неофициальная инкорпорация осуществляется в целях реализации личных либо корпоративных (ведомственных) интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не имеют юридического значения. Ссылки на них в официальных документах не допускаются. Примерами неофициальной инкорпорации являются: Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера и т.п.
Инкорпорация отличается от кодификации по следующим основаниям:
1. Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не изменяющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.
2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию же завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт, являющийся самостоятельным источником права.
Консолидацияпредставляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт, что является признаком кодификации. Вместе с тем, акты, объединяемые в рамках консолидированного акта, не теряют индивидуальной юридической силы – признак инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В этот период в качестве дополнительного раздела в Конституцию был включен Федеративный договор (31.03.1992).
Учет – простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.
Лекция 16. Теория правоотношений
1.Правоотношения: понятие, признаки, виды 2.Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения 3.Понятие и структура правосубъектности 4.Предпосылки правоотношений.
1. Правоотношения: понятие, признаки, виды
Социальные связи, возникающие между людьми в процессе жизнедеятельности имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми.
Правовые нормы закрепляют в своих предписаниях правила поведения людей в обществе и тем самым, придает наиболее значимым общественным отношениям правовую форму. Таким образом, появляется особый вид отношений – правоотношения. В самом упрощенном виде правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права.
Более развернутое определение предполагает характеристику правоотношения в качестве общественного отношения, в котором участвующие стороны связаны между собой субъективными правами и обязанностями, закрепленными в правовых нормах и обеспеченными системой государственных гарантий и мер юридической ответственности.
Правоотношения обладают следующими признаками:
1. Являются разновидностью социальных отношений (возникают только между людьми).
2. Возникают на основе норм права.
3. Представляют собой форму правомерного поведения.
4. Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом).
5. Субъектами правоотношений могут быть только правосубъектные лица.
6. Реализация субъективных права и обязанностей участников правоотношений обеспечиваются системой государственных гарантий и мер юридической ответственности.
Правоотношения могут классифицироваться по следующим критериям:
По функциям права:
– регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений, направленных на реализацию позитивных интересов членов сообщества;
– охранительные правоотношения – возникают в целях защиты установленного правопорядка от противоправных посягательств, а также в целях реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей
По степени определенности субъектов:
– абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов (праву владельца на собственность корреспондирует неопределенное количество субъектов, обязанных уважать данное право и не нарушать его);
– относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - судья и т.п.).
По отраслям права:
– конституционно правовые отношения;
– гражданско-правовые отношения;
– уголовно-правовые отношения;
– уголовно-процессуальные отношения;
– административно-правовые отношения и т.д.
По степени сложности:
– простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);
– сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).
2. Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения.
Правоотношение - это сложное системное явление, в качестве составных элементов которого выступают предметы материального и нематериального мира, формирующие объект правоотношения; участвующие в правоотношении правосубъектные лица – субъекты правоотношения; наконец, само поведение субъектов, складывающееся из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера – содержание правоотношения.
Объект правоотношения – общественные отношения с возникновением, изменением, прекращением, формально-юридическим признанием которых связано конкретное правоотношение.
Отношения выступающие в качестве объектов правоотношений могут быть связаны как с материальными (вещными, финансовыми), так и не материальными (духовными, процессуальными) интересами субъектов.
Примерами объектов материального характера являются отношения связанные с владением, пользованием, распоряжением собственностью.
Примерами объектов не материального характера являются отношения связанные с защитой чести и доброго имени, признанием родственных отношений, ограничением или лишением дееспособности.
Субъекты правоотношений – это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках правоотношений субъективные права и юридические обязанности корреспондирующего характера.
В теории государства и права выделяют следующие виды субъектов правоотношения:
1. Индивидуальные субъекты, которые в зависимости от отрасли права могут иметь соответствующие названия: физические лица – в гражданском и уголовном праве; граждане – в конституционном праве и т.д.
2. Коллективные субъекты, которые так же в рамках определенных отраслей права в зависимости от сферы регулируемых общественных отношений могут рассматриваться как: юридические лица – в гражданском праве; политические партии, избирательные блоки – в конституционном праве; трудовые коллективы в трудовом праве и т.д.
Содержание правоотношенияобразуют субъективные права и обязанности участников правоотношения. Права и обязанности субъектов являются взаимными (корреспондирующими). Реализация права одним из субъектов непосредственным образом зависит от выполнения соответствующей обязанности другим субъектом.
Субъективные права – это варианты возможного поведения субъектов, которые могут быть реализованы в рамках правоотношения.
К субъективным правам относятся:
- право лица своими самостоятельными действиями удовлетворять свои позитивные интересы. К примеру право на участие в формировании представительных органов государственной власти может быть реализовано гражданином путем голосования по поводу той или иной кандидатуры;
- право лица требовать от другого субъекта правоотношения осуществления обязанностей с которыми связывается реализация соответствующих возможностей. К примеру возможность покупателя купить вещь предполагает обязанность продавца эту вещь продать;
- право лица требовать от компетентных государственных органов объективного разрешения спорной ситуации либо защиты законного интереса. Конституция России предусматривает право каждого на судебную защиту прав и свобод (ст. 46). Причем субъект может обратиться за защитой как федеральные органы правосудия, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Субъективные обязанности – это варианты должного поведения субъектов, реализация которых может быть обеспечена в принудительном порядке.
К субъективным обязанностям относятся
- обязанность лица совершать активные действия направленные на удовлетворение субъективного права другим субъектом правоотношения. К примеру продавец обязан предоставить покупателю по его требованию любую из продаваемых вещей;
- обязанность лица воздержаться от совершения действий способных причинить вред законным интересам другого субъекта. К примеру договаривающиеся стороны обязуются не совершать действий способный нанести ущерб друг другу;
- обязанность лица понести ответственность за нарушение правил регламентирующих правоотношение.
3. Понятие и структура правосубъектности
Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность индивидуального либо коллективного лица быть субъектом правоотношений.
Правосубъектность представляет собой юридическое состояние, подразумевающее наличие двух элементов – правоспособности и дееспособности.
В теории государства и права выделяют правосубъектность индивидуальных и коллективных субъектов.
Правоспособность индивидуальных субъектов (физических лиц) – это потенциальная возможность лица обладать правами и обязанностями.
Индивидуальная правоспособность характеризуется следующими признаками:
- возникает с момента рождения, а в ряде случаев и ранее этого момента (в наследственном праве предусматривается возможность составления завещания, в котором учитываются интересы не родившегося ребенка);
- прекращается в момент юридической регистрации факта смерти;
- не подлежит ограничению.
Дееспособность индивидуальных субъектов – это реальная возможность лица своими осознанными, волевыми деяниями осуществлять субъективные права и обязанности, а также нести определенную законом юридическую ответственность.
В отличие от правоспособности, возникающей у индивида сразу в полном объеме, возникновение дееспособности связывается с рядом предпосылок, важнейшими из которых являются совершеннолетие, вменяемость, законопослушность.
Совершеннолетним, с точки зрения приобретения дееспособности, считается лицо, достигшее 18-летнего возраста. Лицо, не достигшее 18-летия, считается частично-дееспособным. В гражданско-правовой сфере выделяют частичную дееспособность малолетних (с 6 до 14 лет) и частичную дееспособность несовершеннолетних (с 14 до 18 лет). Вместе с тем, по принципу эмансипации несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, если он с согласия родителей работает по трудовому договору либо занимается частнопредпринимательской деятельностью. Кроме того, полностью дееспособным считается лицо, вступившее в юридически оформленный брак.
В уголовно-правовой сфере дееспособными с точки зрения возможности привлечения к уголовной ответственности за большинство преступлений считаются лица, достигшие 16-летнего возраста, однако, за совершение особо тяжких преступлений дееспособность предусматривается с 14-летнего возраста.
Вменяемым считается лицо, которое по своимпсихическим качествам способно осознавать значимость и последствия совершаемых поступков. Лицо, признанное судом не вменяемым, не может самостоятельно реализовать субъективные права и обязанности и не подлежит ответственности за вредоносные деяния.
Законопослушным считается человек, не нарушающий требований законности. В противном случае, к человеку могут быть применены негативные меры ответственности, ограничивающие его дееспособность (лишение свободы, лишение права заниматься определенными видами деятельности и т.д.).
По характеру прав и обязанностей, реализуемых субъектом правоотношения различаются общая, родовая и специальная дееспособность.
Общая дееспособность определяется общеправовым статусом человека и гражданина (равенство всех перед законом, право на судебную защиту, обязанность законопослушного поведения и т.д.).
Родовая дееспособность определяется родом деятельности субъекта (государственная служба, правоохранительная деятельность, частнопредпринимательская деятельность и т.д.).
Специальная дееспособность предполагает специфику функциональных полномочий субъекта в рамках родовой дееспособности (специальная дееспособность следователей, участковых инспекторов, сотрудников спецподразделений МВД РФ).
Правосубъектность коллективных субъектовнаступает с момента их юридической регистрации в органах юстиции и прекращается после фактической ликвидации.
Правосубъектность социальных общностей, таких как нация, народность, государство и т.д. может наступать, например, с момента международного признания или закрепления соответствующего конституционно-правового статуса.
4. Предпосылки правоотношений. Юридические факты
Предпосылки правоотношений – это условия предшествующие правоотношениям и обусловливающие их возможность. Такими условиями являются: соответствующие нормы права, обладающие правосубъектностью лица, юридические факты либо фактические составы.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Признаки юридических фактов:
- имеют место в реальной действительности;
- обусловливают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Виды юридических фактов:
По связи с волей субъекта:
а) События – юридические факты, наступление которых не связано с волеизъявлением участников конкретного правоотношения. События могут быть абсолютными и относительными.
- абсолютные события – естественные природные явления, наступление которых никак не связано с человеческим фактором (наводнение, землетрясение, естественная смерть и т.д.);
- относительные события – это юридические факты, которые не связаны с волеизъявлением участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома инициирует страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).
б) Деяния – юридические факты поведенческого характера, связанные с волеизъявлением хотя бы одного из субъектов правоотношения. Деяния бывают правомерными и противоправными. По степени активности лица деяния подразделяются на активные (действия) и пассивные (бездействия).
- правомерные деяния активного характера предполагают совершение лицом социально-полезных действий;
- противоправные деяния активного характера предполагаютдействия лица, повлекшие за собой вредоносные последствия и квалифицируемые законом как противоправные;
- противоправные деяния пассивного характера предполагают не совершение лицом действий, которые то должно было и имело возможность осуществить.
По отношению субъекта к последствиям деяния:
- акты;
- поступки.
Акты – юридические факты, порождающие правоотношения, последствия которых субъекты четко себе представляли и стремились к их наступлению (заключение сделки, совершение умышленного преступления).
Поступки – юридические факты порождающие правоотношения, последствия которых субъекты себе не представляли, однако своими осознанными волевыми действиями обусловили их наступление (написание и опубликование книги приводит к возникновению авторского права и, как следствие - права на гонорар, на который автор в процессе творчества мог и не рассчитывать; поступком также является неумышленное правонарушение, совершенное, к примеру, в результате противоправной небрежности).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность – фактический состав.
Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Например, правоотношение между абитуриентом и ВУЗом возникнет только в том случае, если будет иметь место фактический состав, включающий в себя следующие юридические факты: наличие среднего образования, успешная сдача вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в ВУЗ.
Наряду с юридическими фактами и фактическими составами, правоотношения могут возникать при наличии обстоятельств, которые, не являясь фактами в прямом смысле этого слова, тем не менее, могут порождать конкретные правоотношения. Это юридические презумпции и фикции.
Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция виновности в гражданском процессе).
Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности.
1.Понятие и структура правового статуса личности 2.Классификация прав и обязанностей человека и гражданина 3.Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина 4.Ограничение правового статуса личности.
1. Понятие и структура правового статуса личности
Правовой статус личности - система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.
В структуру правового статуса личности входят следующие элементы:
- правосубъектность;
- права, свободы и обязанности;
- законные интересы;
- юридическая ответственность.
В зависимости от перечисленных критериев различают:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный (или родовой) статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус.
Общий правовой статус – это совокупность прав и обязанностей которыми обладает каждый человек как полноправный член общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Общий правовой статус является единым и одинаковым для всех людей.
Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).
Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.
Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.
2. Классификация прав и свобод человека и гражданина
Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, экологические и т.д.).
Личные права (права человека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала и, тем самым, обеспечивающих индивидуальность и персонифицированность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.
К числу личных прав относятся: право на жизнь; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность; право на имя и т.д. Личные права принадлежат индивиду не зависимо от того к гражданству какого государства он относится.
Гражданские права складываются из субъективных прав позитивного характера. Происхождение и реализация этих прав находится в непосредственной зависимости от государства (отсюда и название – «гражданские права»). От государства зависит законодательное закрепление поведенческих стереотипов положительного (правомерного) характера; при помощи системы государственных гарантий эти стереотипы приобретают реальную жизненную значимость; наконец, государство может и должно защищать гражданские права от противоправных посягательств. Следует отметить, что большей частью гражданских прав в государстве наряду с гражданами могут воспользоваться иностранцы и лица без гражданства (право на правосудие, право на образование, право на труд и т.п.). Вместе с тем, граждане обладают «гражданской прерогативой», предполагающей наличие у них комплекса прав исключительного характера (право избирать и быть избранными в представительные структуры государственной власти, право занимать определенные должности в государственном аппарате и заниматься определенными видами деятельности и т.д.). Как уже отмечалось, гражданские права складываются из политических, экономических, социальных и т.д.
Политические права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере управления государством и обществом. К числу политических прав относятся: активное и пассивное избирательное право; право на объединение; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; право на проведение собраний, митингов, демонстраций и др.
Экономические права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере производства и потребления материальных благ. К числу экономических прав относятся: право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.
Социальные права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере социального обеспечения. Основной целью социальной политики государства является обеспечение каждому гражданину не зависимо от его социально-правового статуса достойного образа жизни. К числу важнейших социальных прав относятся: право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на государственные пенсии и социальные пособия; право на бесплатное медицинское обслуживание и образование и др.
Экологические права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере природопользования и природоохраны. К числу экологических прав относятся: право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями и др.
3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности
Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности – это условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей в комплексе составляющих правовой статус.
Юридические гарантии правового статуса личности можно разделить на две большие группы:
а) гарантии реализации правового статуса личности;
б) гарантии охраны правового статуса личности
К первой группе гарантий относятся:
- нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и, прежде всего в Конституции государства;
- предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;
- стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительства жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т.д.);
- государственная забота о социально-незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т.д.).
Вторую группу юридических гарантий составляют:
- личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми, не запрещенными законом средствами;
- гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);
- гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц;
- международные гарантии, предполагающие право личности обращаться за защитой своего нарушенного права в международные правозащитные организации.
4. Ограничение правового статуса личности
Ввиду сложности и многообразия общественных отношений, складывающихся в повседневной жизни людей, особую роль приобретает деятельность государства по их упорядочению и регламентации.
Условно все отношения в обществе можно разделить на две группы:
Правовое регулирование предполагает в качестве основных методов воздействия: убеждение, стимулирование, обязывание, запрещение и т.д.
При этом реализация перечисленных методов в ряде случаев предполагает использование механизма государственного принуждения, применение которого связано с вмешательством в сферу частных интересов и, соответственно, ограничением правового статуса личности. Однако, допуская возможность, а в определенных случаях и необходимость государственного вмешательства в сферу частных и корпоративных интересов, следует помнить о том, что государство не может использовать это право произвольно. Интересы личности могут быть ограничены только в случаях предусмотренных законом и в порядке установленных законом процедур. Более того, государство (в лице компетентных государственных органов и должностных лиц) направляя свою правоохранительную деятельность на ограничение правового статуса личности в свою очередь оказывается ограниченным «связанным» рядом требований, к числу которых можно отнести:
- законодательное закрепление функциональных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность, которая основывается на принципе «разрешено лишь то, что разрешено законом»;
- установление принципа, в соответствие с которым гражданам «разрешено все, что не запрещено законом». В соответствие с этим принципомне является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное законом в качестве такового.
В качестве своеобразного сдерживающего фактора, как уже было отмечено, следует рассматривать исчерпывающий перечень ситуаций, предусмотренных действующим законодательством, в рамках которых государство может в принудительном порядке ограничивать правовой статус личности. К таким ситуациям относятся:
- чрезвычайные ситуации (объявление карантина в следствии эпидемии, введение режима чрезвычайного положения в следствие стихийного бедствия, социального катаклизма, катастрофы техногенного характера и т.д.);
- ситуации, обусловленные «государственной целесообразностью» (взыскание налогов, обязательная служба в армии, ограничения таможенного характера и т.д.);
- ситуации, предусматривающие государственное вмешательство по инициативе заинтересованного лица (группы лиц). Как правило, такие ситуации возникают при разрешении конфликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений (взыскание долга с должника по заявлению кредитора, признание лица ограниченно дееспособным по заявлению заинтересованного лица и т.д.);
- ситуации, возникающие в следствие адекватной реакции государства на правонарушение (лишение свободы, принудительные работы и др.).
Следует особо подчеркнуть, что Конституция России допуская возможность ограничения ряда прав и свобод человека и гражданина, вместе с тем определяет перечень «абсолютных» прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это, к примеру, право на гражданство, право на уважение достоинства личности, право на правосудие и т.д.