Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 15. Система законодательства



1.Понятие и структура системы законодательства 2.Соотношение системы права и системы законодательства 3.Систематизация законодательства: понятие и виды.

 

1. Понятие и структура системы законодательства

В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

Систему законодательства характеризуют следующие признаки:

Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции государства.

Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).

Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.

Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта, которая в свою очередь зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от положения в системе государственно-властной иерархии органа, данный акт принявшего (федеральные, региональные, местные).

Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т.п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального Конституционного закона о чрезвычайном положении (30.05.2001) закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом, ст. 26 этого же закона устанавливает порядок по которому «…органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характера – представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т.д.)

 

2. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, законодательным выражением не исчерпывается. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.

3. Систематизация законодательства: понятие и виды

Возникновение, изменение, прекращение правоотношений регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Для того, чтобы облегчить процесс использования этих актов и тем самым усилить эффективность правового регулирования, следует систематизировать законодательство, придать ему четкий структурированный характер.

Систематизация законодательства– это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и устранению возможных противоречий, неточностей, пробелов в действующем законодательстве.

Систематизация законодательства необходима для:

Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.

Облегчения поиска необходимого нормативного материала.

Устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующем законодательстве.

Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечении качественной реализации правовых норм в оптимальные сроки.

Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Кодификациядеятельность компетентных государственных органов, направленная на качественную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.

Кодификация представляет собой наиболее сложную форму систематизации. В результате кодификационной деятельности происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права. Как правило, кодифицированные акты характеризуются юридической целостностью, логической последовательностью и внутренней согласованностью нормативного материала.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, Федеральных служб и т.п.).

Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в специальных сборниках.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию законодательства, различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени государства компетентными государственными органами. На официальные инкорпорированные сборники, содержащие в себе те или иные нормативно-правовые акты, следует ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Примерами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.

Неофициальная инкорпорация осуществляется в целях реализации личных либо корпоративных (ведомственных) интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не имеют юридического значения. Ссылки на них в официальных документах не допускаются. Примерами неофициальной инкорпорации являются: Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера и т.п.

Инкорпорация отличается от кодификации по следующим основаниям:

1. Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не изменяющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию же завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт, являющийся самостоятельным источником права.

Консолидация представляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт, что является признаком кодификации. Вместе с тем, акты, объединяемые в рамках консолидированного акта, не теряют индивидуальной юридической силы – признак инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В этот период в качестве дополнительного раздела в Конституцию был включен Федеративный договор (31.03.1992).

Учет простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.

 

Лекция 16. Теория правоотношений

1.Правоотношения: понятие, признаки, виды 2.Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения 3.Понятие и структура правосубъектности 4.Предпосылки правоотношений.

 

1. Правоотношения: понятие, признаки, виды

Социальные связи, возникающие между людьми в процессе жизнедеятельности имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми.

Правовые нормы закрепляют в своих предписаниях правила поведения людей в обществе и тем самым, придает наиболее значимым общественным отношениям правовую форму. Таким образом, появляется особый вид отношений – правоотношения. В самом упрощенном виде правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права.

Более развернутое определение предполагает характеристику правоотношения в качестве общественного отношения, в котором участвующие стороны связаны между собой субъективными правами и обязанностями, закрепленными в правовых нормах и обеспеченными системой государственных гарантий и мер юридической ответственности.

Правоотношения обладают следующими признаками:

1. Являются разновидностью социальных отношений (возникают только между людьми).

2. Возникают на основе норм права.

3. Представляют собой форму правомерного поведения.

4. Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом).

5. Субъектами правоотношений могут быть только правосубъектные лица.

6. Реализация субъективных права и обязанностей участников правоотношений обеспечиваются системой государственных гарантий и мер юридической ответственности.

Правоотношения могут классифицироваться по следующим критериям:

По функциям права:

– регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений, направленных на реализацию позитивных интересов членов сообщества;

охранительные правоотношения – возникают в целях защиты установленного правопорядка от противоправных посягательств, а также в целях реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей

По степени определенности субъектов:

абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов (праву владельца на собственность корреспондирует неопределенное количество субъектов, обязанных уважать данное право и не нарушать его);

относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - судья и т.п.).

По отраслям права:

– конституционно правовые отношения;

– гражданско-правовые отношения;

– уголовно-правовые отношения;

– уголовно-процессуальные отношения;

– административно-правовые отношения и т.д.

По степени сложности:

простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

 

2. Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения.

Правоотношение - это сложное системное явление, в качестве составных элементов которого выступают предметы материального и нематериального мира, формирующие объект правоотношения; участвующие в правоотношении правосубъектные лица – субъекты правоотношения; наконец, само поведение субъектов, складывающееся из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера – содержание правоотношения.

Объект правоотношения – общественные отношения с возникновением, изменением, прекращением, формально-юридическим признанием которых связано конкретное правоотношение.

Отношения выступающие в качестве объектов правоотношений могут быть связаны как с материальными (вещными, финансовыми), так и не материальными (духовными, процессуальными) интересами субъектов.

Примерами объектов материального характера являются отношения связанные с владением, пользованием, распоряжением собственностью.

Примерами объектов не материального характера являются отношения связанные с защитой чести и доброго имени, признанием родственных отношений, ограничением или лишением дееспособности.

Субъекты правоотношений – это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках правоотношений субъективные права и юридические обязанности корреспондирующего характера.

В теории государства и права выделяют следующие виды субъектов правоотношения:

1. Индивидуальные субъекты, которые в зависимости от отрасли права могут иметь соответствующие названия: физические лица – в гражданском и уголовном праве; граждане – в конституционном праве и т.д.

2. Коллективные субъекты, которые так же в рамках определенных отраслей права в зависимости от сферы регулируемых общественных отношений могут рассматриваться как: юридические лица – в гражданском праве; политические партии, избирательные блоки – в конституционном праве; трудовые коллективы в трудовом праве и т.д.

Содержание правоотношенияобразуют субъективные права и обязанности участников правоотношения. Права и обязанности субъектов являются взаимными (корреспондирующими). Реализация права одним из субъектов непосредственным образом зависит от выполнения соответствующей обязанности другим субъектом.

Субъективные права – это варианты возможного поведения субъектов, которые могут быть реализованы в рамках правоотношения.

К субъективным правам относятся:

- право лица своими самостоятельными действиями удовлетворять свои позитивные интересы. К примеру право на участие в формировании представительных органов государственной власти может быть реализовано гражданином путем голосования по поводу той или иной кандидатуры;

- право лица требовать от другого субъекта правоотношения осуществления обязанностей с которыми связывается реализация соответствующих возможностей. К примеру возможность покупателя купить вещь предполагает обязанность продавца эту вещь продать;

- право лица требовать от компетентных государственных органов объективного разрешения спорной ситуации либо защиты законного интереса. Конституция России предусматривает право каждого на судебную защиту прав и свобод (ст. 46). Причем субъект может обратиться за защитой как федеральные органы правосудия, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Субъективные обязанности – это варианты должного поведения субъектов, реализация которых может быть обеспечена в принудительном порядке.

К субъективным обязанностям относятся

- обязанность лица совершать активные действия направленные на удовлетворение субъективного права другим субъектом правоотношения. К примеру продавец обязан предоставить покупателю по его требованию любую из продаваемых вещей;

- обязанность лица воздержаться от совершения действий способных причинить вред законным интересам другого субъекта. К примеру договаривающиеся стороны обязуются не совершать действий способный нанести ущерб друг другу;

- обязанность лица понести ответственность за нарушение правил регламентирующих правоотношение.

 

3. Понятие и структура правосубъектности

Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность индивидуального либо коллективного лица быть субъектом правоотношений.

Правосубъектность представляет собой юридическое состояние, подразумевающее наличие двух элементов – правоспособности и дееспособности.

В теории государства и права выделяют правосубъектность индивидуальных и коллективных субъектов.

Правоспособность индивидуальных субъектов (физических лиц) – это потенциальная возможность лица обладать правами и обязанностями.

Индивидуальная правоспособность характеризуется следующими признаками:

- возникает с момента рождения, а в ряде случаев и ранее этого момента (в наследственном праве предусматривается возможность составления завещания, в котором учитываются интересы не родившегося ребенка);

- прекращается в момент юридической регистрации факта смерти;

- не подлежит ограничению.

Дееспособность индивидуальных субъектов – это реальная возможность лица своими осознанными, волевыми деяниями осуществлять субъективные права и обязанности, а также нести определенную законом юридическую ответственность.

В отличие от правоспособности, возникающей у индивида сразу в полном объеме, возникновение дееспособности связывается с рядом предпосылок, важнейшими из которых являются совершеннолетие, вменяемость, законопослушность.

Совершеннолетним, с точки зрения приобретения дееспособности, считается лицо, достигшее 18-летнего возраста. Лицо, не достигшее 18-летия, считается частично-дееспособным. В гражданско-правовой сфере выделяют частичную дееспособность малолетних (с 6 до 14 лет) и частичную дееспособность несовершеннолетних (с 14 до 18 лет). Вместе с тем, по принципу эмансипации несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, если он с согласия родителей работает по трудовому договору либо занимается частнопредпринимательской деятельностью. Кроме того, полностью дееспособным считается лицо, вступившее в юридически оформленный брак.

В уголовно-правовой сфере дееспособными с точки зрения возможности привлечения к уголовной ответственности за большинство преступлений считаются лица, достигшие 16-летнего возраста, однако, за совершение особо тяжких преступлений дееспособность предусматривается с 14-летнего возраста.

Вменяемым считается лицо, которое по своимпсихическим качествам способно осознавать значимость и последствия совершаемых поступков. Лицо, признанное судом не вменяемым, не может самостоятельно реализовать субъективные права и обязанности и не подлежит ответственности за вредоносные деяния.

Законопослушным считается человек, не нарушающий требований законности. В противном случае, к человеку могут быть применены негативные меры ответственности, ограничивающие его дееспособность (лишение свободы, лишение права заниматься определенными видами деятельности и т.д.).

По характеру прав и обязанностей, реализуемых субъектом правоотношения различаются общая, родовая и специальная дееспособность.

Общая дееспособность определяется общеправовым статусом человека и гражданина (равенство всех перед законом, право на судебную защиту, обязанность законопослушного поведения и т.д.).

Родовая дееспособность определяется родом деятельности субъекта (государственная служба, правоохранительная деятельность, частнопредпринимательская деятельность и т.д.).

Специальная дееспособность предполагает специфику функциональных полномочий субъекта в рамках родовой дееспособности (специальная дееспособность следователей, участковых инспекторов, сотрудников спецподразделений МВД РФ).

Правосубъектность коллективных субъектов наступает с момента их юридической регистрации в органах юстиции и прекращается после фактической ликвидации.

Правосубъектность социальных общностей, таких как нация, народность, государство и т.д. может наступать, например, с момента международного признания или закрепления соответствующего конституционно-правового статуса.

 

4. Предпосылки правоотношений. Юридические факты

Предпосылки правоотношений – это условия предшествующие правоотношениям и обусловливающие их возможность. Такими условиями являются: соответствующие нормы права, обладающие правосубъектностью лица, юридические факты либо фактические составы.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки юридических фактов:

- имеют место в реальной действительности;

- обусловливают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Виды юридических фактов:

По связи с волей субъекта:

а) События – юридические факты, наступление которых не связано с волеизъявлением участников конкретного правоотношения. События могут быть абсолютными и относительными.

- абсолютные события – естественные природные явления, наступление которых никак не связано с человеческим фактором (наводнение, землетрясение, естественная смерть и т.д.);

- относительные события – это юридические факты, которые не связаны с волеизъявлением участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома инициирует страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).

б) Деяния – юридические факты поведенческого характера, связанные с волеизъявлением хотя бы одного из субъектов правоотношения. Деяния бывают правомерными и противоправными. По степени активности лица деяния подразделяются на активные (действия) и пассивные (бездействия).

- правомерные деяния активного характера предполагают совершение лицом социально-полезных действий;

- противоправные деяния активного характера предполагаютдействия лица, повлекшие за собой вредоносные последствия и квалифицируемые законом как противоправные;

- противоправные деяния пассивного характера предполагают не совершение лицом действий, которые то должно было и имело возможность осуществить.

По отношению субъекта к последствиям деяния:

- акты;

- поступки.

Акты – юридические факты, порождающие правоотношения, последствия которых субъекты четко себе представляли и стремились к их наступлению (заключение сделки, совершение умышленного преступления).

Поступки – юридические факты порождающие правоотношения, последствия которых субъекты себе не представляли, однако своими осознанными волевыми действиями обусловили их наступление (написание и опубликование книги приводит к возникновению авторского права и, как следствие - права на гонорар, на который автор в процессе творчества мог и не рассчитывать; поступком также является неумышленное правонарушение, совершенное, к примеру, в результате противоправной небрежности).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность – фактический состав.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Например, правоотношение между абитуриентом и ВУЗом возникнет только в том случае, если будет иметь место фактический состав, включающий в себя следующие юридические факты: наличие среднего образования, успешная сдача вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в ВУЗ.

Наряду с юридическими фактами и фактическими составами, правоотношения могут возникать при наличии обстоятельств, которые, не являясь фактами в прямом смысле этого слова, тем не менее, могут порождать конкретные правоотношения. Это юридические презумпции и фикции.

Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция виновности в гражданском процессе).

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).

 

Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности.

1.Понятие и структура правового статуса личности 2.Классификация прав и обязанностей человека и гражданина 3.Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина 4.Ограничение правового статуса личности.

1. Понятие и структура правового статуса личности

Правовой статус личности - система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.

В структуру правового статуса личности входят следующие элементы:

- правосубъектность;

- права, свободы и обязанности;

- законные интересы;

- юридическая ответственность.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный (или родовой) статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Общий правовой статус – это совокупность прав и обязанностей которыми обладает каждый человек как полноправный член общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Общий правовой статус является единым и одинаковым для всех людей.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, экологические и т.д.).

Личные права (права человека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала и, тем самым, обеспечивающих индивидуальность и персонифицированность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.

К числу личных прав относятся: право на жизнь; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность; право на имя и т.д. Личные права принадлежат индивиду не зависимо от того к гражданству какого государства он относится.

Гражданские права складываются из субъективных прав позитивного характера. Происхождение и реализация этих прав находится в непосредственной зависимости от государства (отсюда и название – «гражданские права»). От государства зависит законодательное закрепление поведенческих стереотипов положительного (правомерного) характера; при помощи системы государственных гарантий эти стереотипы приобретают реальную жизненную значимость; наконец, государство может и должно защищать гражданские права от противоправных посягательств. Следует отметить, что большей частью гражданских прав в государстве наряду с гражданами могут воспользоваться иностранцы и лица без гражданства (право на правосудие, право на образование, право на труд и т.п.). Вместе с тем, граждане обладают «гражданской прерогативой», предполагающей наличие у них комплекса прав исключительного характера (право избирать и быть избранными в представительные структуры государственной власти, право занимать определенные должности в государственном аппарате и заниматься определенными видами деятельности и т.д.). Как уже отмечалось, гражданские права складываются из политических, экономических, социальных и т.д.

Политические права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере управления государством и обществом. К числу политических прав относятся: активное и пассивное избирательное право; право на объединение; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; право на проведение собраний, митингов, демонстраций и др.

Экономические права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере производства и потребления материальных благ. К числу экономических прав относятся: право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.

Социальные права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере социального обеспечения. Основной целью социальной политики государства является обеспечение каждому гражданину не зависимо от его социально-правового статуса достойного образа жизни. К числу важнейших социальных прав относятся: право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на государственные пенсии и социальные пособия; право на бесплатное медицинское обслуживание и образование и др.

Экологические права включают правовые возможности, реализуемые субъектами в сфере природопользования и природоохраны. К числу экологических прав относятся: право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями и др.

 

3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности – это условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей в комплексе составляющих правовой статус.

Юридические гарантии правового статуса личности можно разделить на две большие группы:

а) гарантии реализации правового статуса личности;

б) гарантии охраны правового статуса личности

К первой группе гарантий относятся:

- нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и, прежде всего в Конституции государства;

- предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;

- стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительства жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т.д.);

- государственная забота о социально-незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т.д.).

Вторую группу юридических гарантий составляют:

- личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми, не запрещенными законом средствами;

- гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

- гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц;

- международные гарантии, предполагающие право личности обращаться за защитой своего нарушенного права в международные правозащитные организации.

4. Ограничение правового статуса личности

Ввиду сложности и многообразия общественных отношений, складывающихся в повседневной жизни людей, особую роль приобретает деятельность государства по их упорядочению и регламентации.

Условно все отношения в обществе можно разделить на две группы:

1) Отношения, урегулированные правом.

2) Отношения, урегулированные иными (неюридическими) нормами.

Правовое регулирование предполагает в качестве основных методов воздействия: убеждение, стимулирование, обязывание, запрещение и т.д.

При этом реализация перечисленных методов в ряде случаев предполагает использование механизма государственного принуждения, применение которого связано с вмешательством в сферу частных интересов и, соответственно, ограничением правового статуса личности. Однако, допуская возможность, а в определенных случаях и необходимость государственного вмешательства в сферу частных и корпоративных интересов, следует помнить о том, что государство не может использовать это право произвольно. Интересы личности могут быть ограничены только в случаях предусмотренных законом и в порядке установленных законом процедур. Более того, государство (в лице компетентных государственных органов и должностных лиц) направляя свою правоохранительную деятельность на ограничение правового статуса личности в свою очередь оказывается ограниченным «связанным» рядом требований, к числу которых можно отнести:

- законодательное закрепление функциональных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность, которая основывается на принципе «разрешено лишь то, что разрешено законом»;

- установление принципа, в соответствие с которым гражданам «разрешено все, что не запрещено законом». В соответствие с этим принципомне является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное законом в качестве такового.

В качестве своеобразного сдерживающего фактора, как уже было отмечено, следует рассматривать исчерпывающий перечень ситуаций, предусмотренных действующим законодательством, в рамках которых государство может в принудительном порядке ограничивать правовой статус личности. К таким ситуациям относятся:

- чрезвычайные ситуации (объявление карантина в следствии эпидемии, введение режима чрезвычайного положения в следствие стихийного бедствия, социального катаклизма, катастрофы техногенного характера и т.д.);

- ситуации, обусловленные «государственной целесообразностью» (взыскание налогов, обязательная служба в армии, ограничения таможенного характера и т.д.);

- ситуации, предусматривающие государственное вмешательство по инициативе заинтересованного лица (группы лиц). Как правило, такие ситуации возникают при разрешении конфликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений (взыскание долга с должника по заявлению кредитора, признание лица ограниченно дееспособным по заявлению заинтересованного лица и т.д.);

- ситуации, возникающие в следствие адекватной реакции государства на правонарушение (лишение свободы, принудительные работы и др.).

Следует особо подчеркнуть, что Конституция России допуская возможность ограничения ряда прав и свобод человека и гражданина, вместе с тем определяет перечень «абсолютных» прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это, к примеру, право на гражданство, право на уважение достоинства личности, право на правосудие и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.