Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пример сессии коучинга



На протяжении четырех глав, раскрывающих каждый сегмент последовательности коучинга, я буду иллюстрировать определенные моменты диалогами вымышленной сессии коучинга с Джо Баттером. Джо является старшим менеджером по учету в лондонском рекламном агентстве. Стремительное продвижение по службе, которое раньше было ему свойственно, замедлилось в последние два года, совпав с наступлением среднего возраста и возросшим потреблением пищи и напитков, приводящих к возрастающей полноте.

Сейчас он пытается это прекратить и начал заниматься физическими упражнениями, но ему доставляют беспокойство скука, неудачи, чувство вины и отсутствие результатов. Он делится своими озабоченностями с коллегой Майком, который предлагает провести с ним коучинг по этой проблеме.

Майк: О`кей, Джо, чего бы ты хотел достичь к концу этого получаса в результате нашего с тобой разговора?

Джо: хотелось бы наметить что-то вроде плана улучшения моего физического самочувствия и развития.

Майк: На всю оставшуюся жизнь?

Джо: Нет, это было бы слишком прямолинейно и амбициозно. Для меня была бы очень полезна реалистичная программа на три месяца.

Майк: Давай на минуту рассмотрим долгосрочную перспективу. Какова для тебя цель улучшения физической формы?

Джо: Я чувствую себя потерянным, и моя работа ухудшается. Я хочу снова чувствовать себя хорошо.

Майк: Хорошо. Каких бы ты хотел добиться результатов и когда?

Джо: Я хотел бы сбросить 15 футов или около того и в течение нескольких месяцев не только вернуть способность взбегать по лестнице и бежать за трамваем, но и получать удовольствие от бега.

Майк: какой точно вес ты бы хотел иметь и к какой дате?

Джо: 210 фунтов к концу лета, т.е. я должен похудеть на 15 фунтов.

Майк: К какойточно дате?

Джо: К 20 сентября.

Майк: Сегодня 19 февраля, значит у тебя 7 месяцев.

Джо: Гм! Два фунта в месяц, или может быть это пойдет быстрее после начала.

Майк: Сколько бы ты хотел сбросить к 1 июня?

Джо: Десять фунтов.

Майк: ты мог бы этого добиться диетой без тренировок. Как мы будем измерять свою физическую форму?

Джо: Я буду пробегать 20 миль в неделю, начиная с сентября и далее и далее.

Майк: С какой-то определенной скоростью?

Джо:Нет, я был бы доволен просто суметь пробегать дистанцию, и я почувствую, когда буду делать это удовлетворительно.

Майк: Не важно, какую ты выберешь скорость, Джо, только определи для себя количественный целевой показатель. Какую скорость ты выбираешь?

Джо: О`кей, девять минут на одну милю.

Джо теперь имеет цель для сессии, перспективную цель и оценку позиции на полпути к ней. Его цели специфичны, измеримы и, видимо, включают все рекомендованные выше качества. Поскольку в данном случае нет корпоративных обязательств, он (Джо) целиком и полностью отвечает за свои собственные цели. Теперь настало время посмотреть на РЕАЛЬНОСТЬ.


 

10. Что такое реальность?

Определяя различные цели, мы должны прояснить текущую ситуацию. Могут спорить, что цели не следует устанавливать, пока не известна и не понята текущая ситуация, и что следует начинать с РЕАЛЬНОСТИ. Я отвергаю такой аргумент, исходя из того, что цель существенна, чтобы придать направление и смысл любой дискуссии. Даже если до детального анализа существующей ситуации цели могут быть определены несколько шире, их следует устанавливать вначале. Затем, когда реальность будет ясна, цели могут быть сформулированы более строго и конкретно, или даже скорректированы, если окажется, что ситуация выглядит несколько иначе, чем предполагалось вначале.

 

 

Будьте объективны.

 

 

Наиболее важный критерий для исследования действительного положения дел – объективность. Объективность (точнее ее отсутствие) – причина многих искажений взглядов, суждений, ожиданий, оценок, озабоченностей, надежд и опасений. Осознание представляет собой восприятие вещей такими, как они есть на самом деле. Самосознание в дополнение к этому включает понимание тех внутренних факторов, которые искажают собственное восприятие. Большинство людей считают себя объективными, но абсолютной объективности не существует. Лучшее, чего мы можем добиться, - это некоторая степень ее, и чем ближе мы сможем приблизиться к ней, тем лучше.

 

Чем ближе мы подходим к РЕАЛЬНОСТИ, тем больше могут проявляться искажения как со стороны коуча-преподавателя, так и со стороны обучаемого. Это требует высокой степени беспристрастности первого и способности так формулировать вопросы, чтобы стимулировать ответы обучаемого, раскрывающие факты. Вопрос «Какие факторы определили ваше решение?» будет вызывать более адекватную реакцию, чем «Почему вы это сделали?». Второй вариант вопроса ориентирует обучаемого дать такой ответ, который, как ему кажется, ожидает от него коуч, ил вызывает защитную реакцию.

 

Коуч-преподаватель должен использовать сам и помогать обучаемым применять описательную, а не оценочную терминологию. Это поддерживает беспристрастность и объективность и исключает контрпродуктивную самокритику, искажающую восприятие. Нижеприведенная диаграмма, возможно, наилучшим образом иллюстрирует это положение.

Терминология, используемая в обычном общении и при административных взаимодействиях, чаще всего соответствует левой стороне очерченных на рисунке рамок. В процессе коучинга мы стремимся двигаться вправо. Чем конкретнее становятся наши слова и фразы, чем точнее они описывают реальность, тем меньше они способствуют критицизму и тем более продуктивным будет коучинг.

Чтобы оставаться как можно ближе к горизонтальной оси, необходима определенная ориентация общения. Так, я не могу предпринять что-либо конкретное для улучшения работы, если мне всего лишь скажут, что проведенная мной презентация была плохой. Однако, если я получу обратную связь, что эта презентация была хорошо структурирована, монотонна, красочно иллюстрирована, но не соответствовала уровню знаний слушателей, у меня будет намного больше возможностей для улучшения. Конечно, часть слов, характеризующих цвета или размеры, мало описательна, другие можно упорядочить по вертикальной оси, когда сам идеал согласован. Некоторые слова определяют степень значения (такие слова, как «слабый» или «оживленный»); но ряд часто используемых слов существенно оценочен. Например, хорошо и плохо, правильно и неправильно, и их следует избегать.

Итак не стоит говорить стрелку, что он промазал, - это всего лишь ухудшит его ощущения. Он хотел бы знать, что его выстрел оказался, например, на три сантиметра выше и на полтора правее цели, если ему придется внести корректировку. Описание добавляет смысл, а критика обычно принижает.

Вопросы РЕАЛЬНОСТИ, задаваемые себе, обеспечивают наиболее полную самооценку в соответствии с выбранным направлением. Более подробное и полное рассмотрение этого, а так же путей саморазвития предлагается в гл.14. однако мастерство ставить эффективные вопросы о РЕАЛЬНОСТИ имеет первостепенную важность независимо от приложения.

 

 

 

 


Если коуч только задает вопросы и получает на них ответы, соответствующие нормальному уровню осознания, то он может быть помогает обучаемому структурировать его мысли, но не подводит его к новым или более глубоким уровням осознания. Если обучаемый не задумывается перед тем, как дать ответ, то это говорит о том, что осознание возрастает. Обучаемые должны проникнуть в новые глубины своего сознания в поиске информации. Как будто они копаются в «кабинете своих внутренних чувствований», чтобы найти ответ. Однажды найденное новое осознание будет использоваться всегда в аналогичной ситуации и обучаемый получает новые возможности благодаря ему. Мы имеем масштаб выбора и управляем тем, что мы осознаем, но то, что мы не осознаем, управляет нами.

Хороший коуч будет склонен следовать за интересом или последовательностью мыслей обучаемого, наблюдая в то же время, как он относится к проблеме в целом. Только когда обучаемый готов воспроизвести каждый аспект проблемы, коуч должен поднимать вопрос о чем-либо, что считает пропущенным. Если кажется, что обучаемый заинтересовался чем-то далеко выходящим за рамки основной темы, вопрос типа «Каким образом это связано с проблемой?» может вернуть его к теме или открыть вескую причину. В любом случае это позволяет ему и дальше играть ведущую роль в процессе.

Путем следования потоку мыслей обучаемых, а не отстаивания своих собственных коуч достигает доверия обучаемых, потому что он уважает их интересы и их потребности. Например, в контексте бизнеса, скажем, старший менеджер Элисон хочет расследовать и скорректировать явную проблему в отделе Питера. Если она поднимет эту проблему с самого начала разговора, то Питер воспримет это как угрозу и будет склонен защищаться. В этом случае его описание того, что случилось, будет искаженным – более благополучным, чем это есть на самом деле. С другой стороны, если она даст Питеру возможность вести разговор, затронет ли он интересующую Элисон тему? Возможно, вначале нет, но если Элисон потратит время или, говоря иначе, поработает языком, то Питер может почувствовать, что в достаточной мере безопасно поднять вопрос самостоятельно. В редких случаях подчиненный не чувствует наличия проблемы в отношениях, хотя в начале он не хочет признаваться в этом ни себе, ни другим. Когда подчиненный начинает воспринимать менеджера как поддержку, а не как угрозу, ему становится намного легче поднимать свои проблемы во время разговора с менеджером. Когда это случается, возможет честный диагноз и диалог, приводящий к скорому решению. Превалирующая пока в большей части бизнеса культура наказаний работает против этого, что вызывает «синдром неверной реальности» или ответ типа «Я скажу Вам то, что, как я думаю, Вы хотите слышать или что доставит мне меньше беспокойства». Всякие корректировки в работе, осуществляемые после этого, будут основываться на фальшивой реальности. Умудренный опытом менеджер начинает с более общего расследования и следует разговору обучаемого. Менеджер может помочь обучаемому в других, менее сложных вопросах, создавая при этом базу поддержки, а не угрозу. Такой подход с большей вероятностью ведет в верном направлении: к причине проблемы вместо симптома, который виден сначала. Проблемы должны адресоваться на уровень ниже, чем тот, на котором они проявляются, если их постоянно устраняют.

В большинстве сценариев коучинга, применяемых в структурах бизнеса, РЕАЛЬНОСТЬ будет касаться фактов и чисел, имевших место случаев, предпринятых действий, препятствий, которые надо преодолеть, имеющихся в распоряжении людей и ресурсов – всего того, что сформулировано и определено разумом. В то же время, если обучаемый овладевает новыми физическими навыками, такими, как использование товаров, которые он продает, - от железнодорожных двигателей до теннисных ракеток, то коучинг также должен быть сфокусирован и на чувствах: осязании, слухе, зрении.

Телесное осознание приходит со способностью автоматической самокоррекции. Если сразу в это трудно поверить, то закройте глаза и внутренне сконцентрируйте ваше внимание на мышцах лица. Возможно, вы заметите нахмуренную бровь или сжатые челюсти. Почти одновременно с таким осознанием может наступить расслабление этих мышц и бровь или челюсть станут полностью свободными. Аналогичный принцип применим к сложному физическому движению. Если внимание внутренне сконцентрировано на движущихся частях тела, то напряжение мышц, снижающее эффективность движения, будет ощущаться и автоматически устраниться, в результате чего повысится производительность.

Изложенное является базой нового подхода в рамках коучинга к развитию спортивной техники и навыков. Внутренне осознание повышает эффективность тела, что в свою очередь проявляется в более совершенной технике. Это техника, формирующаяся изнутри, в отличие от той, которая формируется извне. Более того, это техника собственная, интегрированная и уникальная в отношении тела в противоположность пониманию кого-то другого о хорошей технике, в соответствии с которым (т.е. пониманием) вы должны добиться поведения своего тела. Какой из этих вариантов с большей вероятностью приведет к оптимальной производительности?

 

 

Ощущения являются одним аспектом самоосознания. Другой аспект – это эмоции, которые, в частности, имеют отношение к межличностным проблемам и не только на работе. Для их осознания можно использовать следующие вопросы:

· Что вы чувствуете при неожиданном вызове в офис босса?

· Какие эмоции вы сдерживали при исполнении нынешнего раунда сокращения штатов?

· Чего вы опасаетесь, по вашему мнению?

· В каких частях тела вы ощущаете напряжение?

· Каким образом вы сдерживаете свой потенциал?

· Какое доминирующее чувство вы испытываете, когда, как вам кажется, вы выполнили хорошую работу?

· Можете ли вы оценить степень вашей уверенности (по шкале от 1 до 10) в собственную способность провести сегодня во второй половине дня хорошую презентацию?

 

 

Самосознание должно быть также внесено в наши мысли и отношения текущего момента, в том числе такие, которыми обычно слабо управляет наш разум. Каждый из нас сохраняет, иногда непосредственно из детства, убеждения и взгляды, которые окрашивают наше восприятие и наши взаимоотношения с другими. Если мы не признаем их существование и не стремимся компенсировать их эффект. То наше чувство РЕАЛЬНОСТИ будет искажаться ими. Важна также взаимосвязь тела и разума. Многие мысли вызывают эмоции; все эмоции отражаются в теле; ощущения тела часто дают толчок мыслям. Это происходит из-за того, что озабоченности, блокировки и запреты могут проходить как через разум, так и через тело и эмоции, и устранение их в одном вызывает высвобождение других, хотя и не всегда. Постоянный стресс, например, может быть уменьшен путем идентификации напряжений тела, либо осознанием чувств, которые приводят к перегрузкам в работе, либо раскрытием приукрашивающего образа мыслей. Возможно, что необходимо работать по каждому из трех направлений отдельно. Здесь я напомню вам Т.Голви, который говорит, что игрок Внутренней игры должен повысить производительность и эффективность путем устранения или сокращения внутренних препятствий внешней производительности.

 

 

Наступило время обратить внимание на некоторые вещи. Коуч может быть осведомлен о скрытых мотивах и стремлениях обучаемого глубже, чем ожидалось. В этом проявляется природа коучинга: он обращается к причинам, а не к симптомам. Коучинг может быть успешным и востребованным для решения межличностных проблем в организации, но он также обеспечивает должную отдачу в результативности. Однако, если вы неадекватно обучены коучингу или вам недостает мужества, отойдите в сторону! Если вы подозреваете, что проблемы взаимоотношений персонала имеют глубинное происхождение, то лучше пригласить профессионала с необходимым уровнем мастерства. Граница между коучингом и совещанием лишь в том, что первый большей частью пробуждает активность, а второе в основном ограничивает.

 

 

Вопросы о реальности

Вопросы о реальности особенно должны следовать ранее рассмотренному принципу «смотри на мяч». Здесь они повторены в несколько иных терминах.

· Требование ответа существенно для того, чтобы заставить обучаемого думать , анализировать, чувствовать, быть вовлеченным..

· Вопросы должны способствовать концентрации внимания, чтобы обеспечить высококачественный ввод.

· Ответы на вопросы о реальности должны быть дескриптивными (описательными), а не оценочными, чтобы обеспечить честность и точность.

· Ответы обязательно должны быть достаточного качества и частоты, чтобы создать для коуча эффективную цепь обратной связи.

На этой фазе коучинга вопросы по РЕАЛЬНОСТИ наиболее часто инициируются с использованием таких вопросительных местоимений, как ЧТО, КОГДА, ГДЕ. КТО и СКОЛЬКО. КАК и ПОЧЕМУ следует использовать умеренно, например, когда иные фразы не настолько эффективны. Эти два слова приглашают к анализу и высказыванию точек зрения, а также вызывают защитную реакцию, в то время как вопросы задаются для поиска фактов. В фазе коучинга, которая именуется РЕАЛЬНОСТЬ, факты исключительно важны и, как в полицейском расследовании, анализ ситуации до сбора всех фактов может привести к формированию теории, под которую потом предвзято будут подбираться факты. Коучи должны быть особенно настороже, чтобы, слушая и наблюдая. Подобрать все ключи к ходу опрашивания. Стоит подчеркнуть, что речь идет о повышении осознания обучаемых. Часто коучу нет необходимости знать всю историю ситуации, важнее быть уверенным, что она ясна обучаемым.

Следующий вопрос о РЕАЛЬНОСТИ6 «Какие действия вы предприняли для этого?» редко не приносит пользы. За ним следует вопрос: «Каков был эффект от предпринятых действий?». Это служит для акцентирования значимости действий и различия между размышлением о проблеме и действием. Часто люди бесконечно думают о проблеме, но только когда им задают вопрос о том, что они сделали для ее решения, они понимают, что никаких действий не предприняли.

 

 

Даже удивительно, насколько часто доскональное исследование РЕАЛЬНОСТИ подталкивает к ответу еще до того, как обучаемый попадает в третью или четвертую фазу коучинга. Конечно, ход действий, которые имеют место при изучении РЕАЛЬНОСТИ или даже при установлении ЦЕЛИ, часто сопровождается возгласом «Эврика!» и мощным импульсом к завершению задачи. Эти явления настолько значительны, что коучи должны приложить усилие, чтобы достаточно долго находиться с обучаемыми в фазах установления ЦЕЛИ и обследования РЕАЛЬНОСТИ и предотвращать ускоренный и преждевременный переход к формированию списка возможностей и альтернатив. В качестве иллюстрации этого давайте снова посетим сессию коучинга, которую Майк проводит с Джо.

Майк: Итак, для твоих целей, Джо, давай теперь посмотрим, как обстоят дела в настоящее время. Какой у тебя вес?

Джо: 225 фунтов в одежде.

Майк: Когда ты взвешивался в последний раз?

Джо: На прошлой неделе.

Майк: Соседняя дверь ведет в ванную комнату, где есть весы. Попробуй еще раз проверить свой вес.

Джо: …Ох! Сахар! У меня 235 фунтов.

Майк: Ты много ешь?

Джо: Да, я немного увлекаюсь шоколадом и вообще люблю хорошо поесть.

Майк: Ты много ешь последнее время?

Джо: Больше обычного. Мне кажется я ем больше, когда меня что-то беспокоит.

Майк: И что беспокоит тебя сейчас?

Джо: Мое здоровье, мой возраст. Я чувствую себя несколько незащищенным на своей работе.

Майк: что беспокоит тебя больше всего?

Джо: Я полагаю, мое здоровье. Я убежден, если бы у меня было все в порядке со здоровьем, то я мог бы лучше соображать и работать.

Майк: О`кей. Давай на этом и остановимся сегодня, но в другой сессии мы специально рассмотрим твою работу. Что ты обычно ешь больше всего?

Джо: Чипсы и десерты.

Майк: Во время каждой еды?

Джо: Чаще всего дважды в день, по меньшей мере - один раз.

Майк: Дома или вне его? Во время ленча или вечером?

Джо: Вечером дома и когда мы едим где-нибудь, не меньше двух вечеров в неделю.

Майк: с друзьями или с женой?

Джо: Большей частью вдвоем.

Майк: Твоя жена тоже любит хорошо поесть?

Джо: Не обязательно, но она знает, что мне это нравится, поэтому идет вместе со мной.

Майк: Итак, ты любишь сладкое и чипсы, больше ешь, когда тебя что-то беспокоит, и делаешь это в основном вечером с семьей. А как насчет выпивки?

Джо: Я иногда беру пиво во время ленча и обычно вечером выпиваю немного вина.

Майк: Сколько точно ты выпил пива за последние семь дней?

Джо: Дай подумать…, около 12.

Майк: А неделей раньше?

Джо: Если быть честным, то примерно столько же.

Майк: Давай теперь рассмотрим твои физические упражнения.

Джо: О`кей. По меньшей мере я начал бегать.

Майк: Как часто ты бегаешь и как долго?

Джо: Я делаю это около 15 минут два раза в неделю.

Майк: Когда ты бегал на этой неделе?

Джо: На этой неделе я не бегал, плохо себя чувствовал.

Майк: А неделей раньше?

Джо: В субботу утром, только один раз. Я намеревался пробежаться еще, но ноги болели.

Майк: Ты чувствуешь дискомфорт от бега?

Джо: Да. Болят лодыжки, голени, бедра, появляется одышка – я ненавижу все это.

Майк: Ты пробовал другие упражнения – ходьбу пешком, велосипед, ходить по леснице, не пользуясь лифтом?

Джо: Нет, но мне нравится временами посещать сауну.

Майк: Тебе это нравится и ты думаешь, что это полезно?

Джо: Это помогает не чувствовать себя виноватым и не требует больших усилий.

Джо сейчас более честен перед собой в отношении РЕАЛЬНОСТИ, в частности, в связи с его самоопраданием чрезмерности в еде и выпивке и в связи с незначительностью его физических упражнений. Его мысли о желаемом теперь основываются на РЕАЛЬНОСТИ. Более важно, что он теперь точно знает, откуда он стартует.

Майк возвращает его к рассмотрению его цели (снизить вес до 210 фунтов), которая, возможно, нереалистична, так как нынешний вес Джо составляет 235 фунтов. Однако Джо настолько тяготится своим весом, что он не хочет менять целевые 210 фунтов, несмотря на то, что это требует от него ежемесячного похудания в среднем более чем на три фунта. Майк все еще считает это возможным.

К счастью Майк предлагает Джо провести коучинг во время его занятий бегом с целью снизить дискомфорт, который он испытывает, и это даст нам возможность наблюдать сессию коучинга для физического развития.

Майк: О`кей, давай сейчас найдем начальную скорость, которая ощущается относительно комфортно. Какие изменения ты замечаешь в своем теле?

Джо: Мои голени напряжены.

Майк: Сейчас сконцентрируй свое внимание на голенях и скажи мне точно, что ты чувствуешь? Все время в обеих голенях, или как?

Джо: Нет, только когда я наступаю на ногу, и это ощущение больше в левой голени, чем в правой.

Майк: Попытайся оценить давление в правой голени по шкале от 1 до 10, имея ввиду, что 10 соответствует максимально неприятному ощущению, какое только ты можешь представить.

Джо: Сейчас стало легче. Мне кажется, что в правой ноге сдавленность иожно оценить на 5 единиц, а в левой – на 3.

Майк: Наблюдай за этими ощущениями и скажи мне, когда твоя оценка будет равна 2.

……

Джо: Обе голени сейчас на 2 единицы или даже меньше. Но я замечаю, что руки ноют, когда я ими машу в такт бегу.

Майк: О`кей. Теперь переключи внимание на боль в руках и расскажи мне о ней.

Джо: Гм-м. Как только я обратил внимание на руки, я почувствовал, что они расслабились, и заметил, что стал держать их в другом положении, несколько ниже.

Майк: Так более удобно?

Джо: Да, конечно, удобнее.

Майк: Это и выглядит более свободно и плавно.

Джо: Да, я действительно чувствую, что двигаюсь совсем неплохо. Обычно, пробегая это место, я дышу тяжеловато, а сейчас дыхание ритмичное.

Майк: Теперь понаблюдай за своим дыханием. Не пытайся его изменить, просто следи за каждым вдохом и выдохом.

Джо: Знаешь, дыхание становится медленнее и свободнее. Ура! Я становлюсь бегуном!

Майк: Какое качество ты бы больше всего хотел найти в беге?

Джо: Ты кажется назвал его. Это свобода и плавность. И я начинаю их чувствовать.

Майк: О`кей. Попробуй оценить плавность бега по той же шкале – от 1 до 10.

Джо: Так, это было около 4 единиц, а сейчас – около 6.

Майк: По какой точке в теле ты это определяешь?

Джо: По моим плечам.

Майк: А как сейчас?

Джо: Сейчас – 8. Я чувствую себя замечательно!

Майк: Да, и мы пробежали дистанцию на три минуты быстрее, чем ты оценивал свои возможности.

Джо: Просто поразительно. Я чувствую, что мог бы бежать еще 15 минут и не устал бы.

Майк: В дальнейшем так и будет. Сегодняшняя пробежка получилась удачной. Ты видишь, как концентрация внимания внутренне расширяет проблемную часть, приводит к расслаблению и это настолько интересно, что скука от занятий исчезает. Обязанность превращается в удовольствие.

Джо: Интересно, что хотя ты и не инструктировал меня, как правильнее бежать, я, кажется научился двигаться плавно и легко. Это дает мне хорошее самочувствие и раскрывает возможности в других областях.

 

В коучинге, применяемом для обучения или развития физических навыков в полевых условиях или в реальном времени, процесс, который мы используем, повторяемый, конечно, в разных формах, завершается на этой стадии. Повышение производительности происходит благодаря применению ОСОЗНАНИЯ на этой стадии РЕАЛЬНОСТИ. Однако для дальнейшего улучшения здоровья и самочувствия, как и для продвижения большинства процессов бизнеса, которые требуют планирования, обследования, анализа и других, надо пройти еще две фазы.


 

11. Какие возможности выбора есть у вас?

Когда вы уверенны, что у вас

Больше нет идей, тут одна из

Них и появляется

Целью фазы, названной в гл.6 СПИСОК ВОЗМОЖНОСТЕЙ, является не нахождение «правильного» ответа, а обоснование как можно большего числа альтернативных действий. Количество возможностей (длина списка) более важно на этой стадии, чем качество или пригодность каждой из них. Процесс стимулирования мышления по сбору всех вариантов так же важен, как и сам список альтернатив, поскольку он создает творческий поток сущностей. На этой широкой базе творческих возможностей будут выбираться конкретные шаги и действия. Если предпочтения, цензура, препятствия или необходимость завершения будут находить отражение в процессе сбора вариантов, то потенциально значимые возможности будут потеряны и выбор будет ограничен.

 

 

Максимизация выбора.

 

Коуч должен сделать все возможное, чтобы извлечь эти варианты из обучаемого или команды, которой он руководит или которую тренирует. Чтобы это сделать, ему надо создать такую обстановку, в которой участники будут чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы рассказать о своих мыслях и идеях без запретов или опасений осуждения со стороны коуча или других лиц. Предложения, как правило, фиксирует коуч. Надо записывать даже явно нелепые предложения, если они содержат здоровое зерно, которое может превратиться в нечто важное в свете последующих предложений и обсуждений.

 

 

Одним из факторов, который ухудшает генерирование творческих решений в бизнесе и других областях, являются наши неявные предположения, многие из которых мы едва осознаем. Например:

· Это невозможно сделать.

· Это нельзя сделать таким образом.

· На это никогда не согласятся.

· Это наверняка будет слишком дорого.

· Мы не можем тратить на это время.

Здесь приведены только некоторые из множества предположений. Обратите внимание, что все они содержат отрицание или исключение. Хороший коуч предложит своим обучаемым задать себе вопрос: «Что будет, если…?». Например:

· Что если у вас будет достаточно большой бюджет?

· Что если у вас будет больше персонала (работников)?

· Что если бы вы знали ответ, что бы тогда было?

· Если бы этого препятствия не существовало, как бы вы тогда поступили?

За счет этого процесса, который временно обходит цензуру рационального мышления, высвобождаются творческие мысли и, возможно, препятствия станут менее непреодолимыми, чем это казалось всегда. Другие члены группы могут знать, как обойти данное препятствие, тогда невозможное становится возможным путем объединения вклада более чем одной личности.


 

На наших курсах для коучей мы используем хорошо известное упражнение с девятью кружками, чтобы графически проиллюстрировать самоограничивающие предположения. Для тех из вас, кто незнаком с упражнением, или кто его делал, но не помнит ответ, оно приведено ниже.

Вы поймете или вспомните, что ограничение, которое вы должны преодолеть, можно сформулировать так: «Надо находиться внутри квадрата, образованного кругами».если вы преодолели ограничение и нашли решение, то подумайте, как сделать то же самое, используя три линии или меньше. Каким предположение вы ограничиваете себя теперь?

Никто не сказал, что вы должны проводить линии через центр кругов, но я могу поспорить, что вы предполагали именно это.

 

 

 
 

 

 


 

А как насчет решения задачи с помощью двух линий или даже одной? Никто ведь не говорил, что нельзя вырвать страницу и свернуть ее в виде конуса, разорвать ее на три части или сложить в несколько раз. Этим достигается преодоление представления о том, что у нас есть только одна переменная – положение линии. А кто сказал, что нельзя передвигать круги? Выявление всех подходящих переменных расширяет наше мышление и наш СПИСОК ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Выход за пределы подобных самоограничивающих предположений позволит решить старые проблемы новым, нестандартным способом. Главное – определить ложные предположения; после этого решение найти намного легче.

 

 

Польза и цена. Как только исчерпывающий список будет составлен, задачей следующей фазы буде простой выбор лучшей из альтернатив. Однако в сложных ситуациях. Которые на каждом шагу встречаются в бизнесе, может оказаться необходимым проанализировать список еще раз, обращая внимание на полезность и цену каждого варианта действий. Это следует выполнять также методом коучинга. И определенная комбинация двух или более идей может оказаться оптимальной.

Ввод со стороны коуча. Что делает коуч если он обладает определенными знаниями, навыками или опытом в сфере деятельности обучаемого, а последний не замечает очевидного решения? На каком этапе коучу следует предложить свое видение проблемы? Видимо, когда он поймет, что обучаемый исчерпал свои возможности. Но как он может обеспечить свой ввод и все же не подорвать чувство полного владения у обучаемого? Просто сказав: «Мне известна еще пара возможностей. Хотите знать их?», очень мало кто из обучаемых ответит отрицательно, но они могут попросить коуча подождать, пока не закончат определенную цепь умозаключений. Любые предложения коуча должны иметь такую же значимость, как и все другие из СПИСКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Расположение возможностей в списке. Следует избегать неявной иерархии возможностей (по их важности) при формировании списка. В связи с этим стоит отказаться от их представления в виде вертикальных колонок, а записывать в случайном порядке примерно так, как работают любители кроссвордов.

Давайте посмотрим, как Майк, которому ранее доводилось заниматься улучшением своей физической формы, определяет позиции списка возможностей для Джо, который явно ожидает от эксперта некоего рецепта для улучшения своего состояния здоровья.

Майк: Итак, Джо, каковы те самые различные вещи, которые ты можешь делать, чтобы стать стройнее и крепче.

Джо: Можно бы чаще заниматься бегом, на более длинную дистанцию и быстрее.

Майк: Что еще?

Джо: Надо меньше есть и сократить выпивку.

Майк: Еще?

Джо: Меньше есть пищи, приводящей к полноте.

Майк: Какими видами физических упражнений ты мог бы заниматься еще?

Джо: Да, я мог бы ходить на гимнастику.

Майк: Что-нибудь еще?

Джо: Я мог бы заняться плаванием или даже игровым спортом, например сквошем или гольфом.

Майк: Есть что-то еще, что ты мог бы делать и что не требует инвестиций, оборудования, членства в клубе, а позволяет тебе оставаться в рамках твоей обычной жизни?

Джо: Я ничего не могу придумать. Я не могу ездить на велосипеде, потому что у меня его нет, и я не собираюсь его покупать.

Майк: А если бы он у тебя был?

Джо: Я мог бы ездить на нем на работу. Кроме того, я мог бы ходить пешком на работу и взбегать вверх по лестнице вместо того, чтобы подниматься на лифте на четвертый этаж.

Майк: Действительно, ты мог бы. Это так?

Джо: Этого достаточно, не так ли?

Майк: Не хочешь рассмотреть еще одну возможность?

Джо: Конечно, если она есть.

Майк: Как насчет нагрузок и комплекса упражнений дома?

Джо: Да, это тоже возможно.

Джо и Майк далее изучают список и рассматривают достоинства и недостатки включенных в него возможностей. Гольф требует времени. Сквош – очень быстрая и более напряженная форма упражнений, но она требует немного времени для обучения и для того, чтобы добиться результата. Ближайший бассейн находится в пяти милях, но плавание безопасно с точки зрения травматизма. Вместе они рассмотрели практичность некоторых диет и возможность отказаться от выпивки на работе.

 

 

Утверждение сэра М.Эдвардса в его интервью Д.Эмери для книги «Спортивное совершенство»:

 

 

«Я всегда очень сомневаюсь по поводу включения в команду лиц с избыточным весом, не имеющих достаточных физических параметров; это предполагает недисциплинированность. Мне шестьдесят, и я играю в сквош три раза в неделю, и один раз – в теннис. Не имею избыточного веса, у меня энергии больше, чем было в пятьдесят. Я уверен, что более развит физически, чем мои оппоненты. Я не хотел бы, чтобы кто-либо в моей команде был недостаточно развит физически».

 

Теперь Джо осведомлен относительно возможностей, включенных в список, ему достаточно ясны аргументы за и против по каждой из них. Наступило время принимать решение.

 


12. Что вы будете делать?

Время для решения

И время

Для уточнения

Целью этой заключительной фазы в последовательности коучинга является преобразование обсуждения в решение. Это – конструирование плана действий для выполнения ясно определенных требований на полностью обследованной основе путем использования строительного материала на условиях широчайшего выбора.

Последующая совокупность вопросов для этой фазы применима в большинстве ситуаций коучинга. Конечно, коуч добавит свое подмножество вопросов для пояснения каждой из предлагаемых позиций, но приведенные вопросы формируют эффективную основу для данной фазы. Требования автократичного диктата часто встречают без сопротивления, отказа и негодования, хотя в дипломатичной форме они выражаются. С другой стороны, коуч может внести удивительную степень прочности в эту фазу своего опроса, не вызывая при этом негативных эмоций, поскольку он не навязывает свою волю. А активизирует волю обучаемого. Обучаемый всегда поддерживает выбор и владение, даже если он решает не предпринимать никаких действий, и поэтому он не будет чувствовать себя под давлением жестких вопросов. Для обучаемых тоже может быть забавной собственная амбивалентность (т.е. двойственность переживания). Если они чувствуют, что их к чему-то подталкивают, это означает, что коуч неосознанно проявляет свое желание, чтобы обучаемый осуществил данное действие.

Далее я рассматриваю смысл, направленность и лучший способ постановки каждого из этих вопросов.

Что вы предполагаете делать? Этот вопрос отличен от вопросов «Что вы могли бы сделать?», или «Что вы думаете сделать?», или «Что из этого вы предпочитаете?». Ни один из них не предполагает твердого ответа. За этим вопросом. Произнесенным ясным твердым голосом, обозначающим, что пришло время решения, можно задать следующий: «Какие из данных альтернатив вы намерены реализовать?». В большинстве из сессий коучинга план действий будет включать в скомбинированном виде более одного варианта из списка возможностей. Для формирования действия могут объединяться и части вариантов. Возможности были определены достаточно свободно. Теперь наступило время для коуча задать вопросы для прояснения деталей выбранных вариантов. Наиболее важными из них будут следующие.

Когда вы намереваетесь это сделать? Такой вопрос наиболее жесткий. Мы все полны идеей о том, что хотели бы и намереваемся сделать, но эти идеи переходят на уровень реальности только тогда, когда мы определяем для них временные рамки. И часто здесь недостаточно указать следующий год. Если что-то должно случиться, то время следует определить точно. Если требуется простое действие. То может быть, например такой ответ: «В 10-00 утра в следующий вторник, 8-го числа». Часто требуется определить дату начала и дату окончания. Если действие, которое должно быть выполнено, будет повторяться, то необходимо определить интервалы: «Мы будем встречаться в 9-00 утра первый вторник каждого месяца». Коуч вправе связать обучаемого точными временными ограничениями. Обучаемые могут уклоняться. Но хороший коуч им этого не позволит.

Позволит ли это действие вам приблизиться к цели?Теперь, когда у нас есть действия и их временные рамки, необходимо, до того как мы продолжим развитие процесса, проверить, движемся ли мы в направлении цели, определенной для сессии коучинга, и долгосрочной цели. Без обратной проверки обучаемые могут быть удивлены длительностью пути. Однако если это все же случается. То важно не спешить изменить действие, а сначала проверить, не надо ли уточнить цель с учетом того, что было исследовано и выяснено после ее определения.

Какие препятствия вы можете встретить на пути? Важно подготовиться и предусмотреть любые обстоятельства, которые могут возникнуть и воспрепятствовать завершению действия. Могут сказаться разрушительные внешние сценарии, но могут возникнуть и внутренние обстоятельства, такие как малодушие обучаемого. Некоторые люди внутренне ждут – не дождутся возникновения препятствий, которые могут оправдать невыполнение ими действий. Это должно быть предвосхищено процессом коучинга.

Кому нужно знать? Слишком часто в бизнесе меняются планы, и люди, которые должны быть оповещены об этом немедленно и точно, узнают о новых обстоятельствах из вторых рук. Что отрицательно влияет на взаимоотношения персонала. Коучу надо организовать дело таким образом, чтобы все необходимые лица были определены и разработанный для них план был своевременно доведен до их сведения.

Какая поддержка вам нужна? Возможно, это относится к предыдущему вопросу, но поддержка может осуществляться в различных формах. Она может означать привлечение извне людей, ресурсов и знаний, а может просто заключаться в информировании коллег о ваших намерениях и просьбах к ним напоминать вам и держать вас в курсе дела. Даже просто поделившись с другими своими намерениями в отношении предстоящих действий, вы сможете получить большую уверенность в том, что вы их осуществите.

Как и когда вы намереваетесь получить эту поддержку? Было бы нежелательным хотеть поддержки и не предпринимать шагов для ее получения. Здесь коуч должен упорствовать в том, чтобы действия обучаемых были ясными и определенными.

Какие другие соображения есть у вас? Это необходимый популярный вопрос, после которого обучаемый не сможет пожаловаться, что коуч что-то упустил. Это формирует у обучаемого ответственность за то, что ничего не упущено.

Оцените по шкале от 1 до 10 степень вашей уверенности в том, что вы выполните согласованные действия. Здесь не имеется в виду оценка того, что реально произойдет. Это рейтинг намерений обучаемого довести до конца свою часть задачи. Решение проблемы может зависеть от соглашения или от действий других лиц и это не входит в оценку. Если ваша оценка меньше восьми единиц, то стоит подумать, каким образом можно изменить объем задачи или увеличить отводимое на ее решение время, чтобы повысить рейтинг до восьми или выше. Если оценка остается ниже восьми единиц, вычеркните тот шаг вашего действия, который вам не хочется исполнять.

 

Это не саботаж выполнения, просто наш опыт показал, что те, кто дает указанную выше оценку меньше 8, редко выполняют намеченное. Хотя, оказавшись перед лицом возможной неудачи, обучаемый может обрести необходимую мотивацию.

Большинство из нас знакомы с моментами, задерживающими выполнение списка задач независимо от того, происходит это на работе или это случайные задачи, возникающие дома. Наш список задач от этого становится настолько нечитаемым из-за пометок, что в конечном счете придется его переписать, а те шаги, которые задерживают выполнение, мы переносим в новый список. Со временем мы начинаем чувствовать себя виноватыми, но это ничего не меняет. «Почему же это никак не удается выполнить?», - жалуемся мы самим себе. Наш список незавершенных работ является свидетелем нашей неудачи. Но почему надо из-за этого убиваться? Если вы не намереваетесь что-то сделать, вычеркните это из вашего списка. И если вы хотите иметь постоянный успех, не включайте подобные действия в список!

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.