Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И принятые в данном издании 33 страница



25 γενεά δρακόντων πλατείας κεφάλας εχόντων, οφθαλμούς χρυσοειδεΐς- ου μην δε είς τους τένοντας αυτών κέρατα ουδέ γένεια είς τους λάρυγγας αυτών. 'Ων δη την γενεάν καλοΰσιν άγαθοδαίμονα, λέγουσι δε τούτους μη εχειν ϊον. Ό δε δράκων γενεά εστί ως καί τα λοιπά θηρία, έχει δε γένειον ως καί ό τράγος, καί προς τον τένοντα αύτοΰ ως κέρας, πλην ουκ εστί σκληρόν, άλλα σαρξ εστί

30 φαινόμενη ως κέρας. Οι δε οφθαλμοί αύτοΰ μεγάλοι καί χρυσοειδεΐς, γίνονται δε καί μεγάλοι καί μικροί καί ως εύρευθη. Πάσαι δε αί γενεαί των οφεων και ιοβόλοι είσί, μόνος δε ό δράκων ιόν ουκ έχει. Μυθολογοΰσι δε καί τούτοι, ότι υπό της βροντής διωκόμενος ό δράκων αναλαμβάνεται είς αέρα καί θανατοΰται. Εγώ δε ταύτα άκουσας έγέλασα, πώς ποτέ μεν άνθρωπόμορφον

35 αυτόν καί λογικον ποιοΰσι, ποτέ δε οφιν, ποτέ δε Θεώ άντιταττόμενον καί υπό Θεού διωκόμενον. "Οντως σφαλερόν ή άμαθία· μέγιστα γαρ βλαπτόμεθα εκ του μη αναγινώσκειν τάς θείας βίβλους καί έρευναν αύτας κατά τον του Κυρίου λόγον. 'Αλλ' ό μεν στρατιώτης λέγει, ότι· «Στρατιώτης ειμί καί ου χρείαν έχω αναγνώσεως». Ό δε γεωργός την γεωργικήν προφασίζεται, καί οι

40 καθεξής το αυτό, καί έσμέν πάντες ελλιπείς. Ή δε βροντή δράκοντα ου διώκει,

Приложения

1 См. Быт. 2,19.

 

именно: ангелов и людей». Дьявол же был единственным из ангельских сил, который, восстав против света, добровольно перешел во мрак. Две эти природы создал Бог разумными. Что же касается дракона, если он беседует с людьми, меняя облик, сходясь с женщиной и оказываясь то змеем, то человеком, как один из многих, то ясно, что он разумен и одарен более, чем человек. Но этого не было и нет. Пусть скажут, кто об этом свидетельствует. Ведь мы наставлены в догматах Моисея, а вернее — Святого Духа, говорящего его устами. Напротив, он говорит: «И привел Бог всех животных к Адаму, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

Поэтому и дракон был одним из животных. Я отнюдь не говорю тебе, что дракон не существует. Драконы существуют, но они суть змеи, рожденные от других драконов. Когда они новорожденны и молоды, они малы, а выросши и вступив в возраст, они становятся огромными и толстыми, превосходя толщиною и длиною других змей. Говорят, что они превосходят по размеру тридцать локтей, а по толщине бывают подобны большому бревну. Дион Римлянин, писавший об империи и демократии Рима и рассказывавший о знаменитой Карфагенской войне, говорит, что когда Регул, римский консул, воевал с Карфагеном, дракон, внезапно выползши из рва римского лагеря, спокойно улегся. По приказу Регу-ла римляне убили его и, ободрав, послали его шкуру как великое чудо римскому сенату. Как говорит сам Дион, измеренная в самом сенате, она оказалась имеющей в длину сто двадцать пядей. Соответствовала длине ее и ширина. Есть и другая порода драконов, имеющих плоскую голову и глаза цвета золота. И на затылках у них нет рога, а на гортанях — бороды. Эту породу называют добрым гением; говорят, что у них нет яда. Однако существует порода драконов, которая, как и прочие твари, имеет бороду, подобно козлу, а на затылке как бы рог. Но он не жесткий, а представляет собою мясо, выросшее наподобие рога. Глаза же его велики и имеют цвет золота. Бывают же они большими и маленькими, как попадется. Все породы змей являются ядовитыми, только дракон не имеет яда. Рассказывают сказки и о том, что гонимый громом дракон вздымается в воздух и гибнет. Я же, слыша это, смеялся, так как его изображают то человекоподобным и разумным, то змеем, то противящимся Господу и им гонимым. Мы наносим себе величайший вред тем, что не читаем божественных книг и не исследуем их согласно слову Господню. Но стратиот заявляет: «Я стратиот и не нуждаюсь в чтении». Земледелец ссылается как на предлог на земледелие, другие на свое, и все мы оказываемся ущербными. Гром не преследует дракона, а возникают громы, как говорят, от тучи, ког-

Советы и рассказы Кекавмена

Приложения

αλλ' od βρονταί γίνονται, ως φασίν, εκ του νέφους, οπόταν το νέφος νοτισθέν εξ ύγρότητος έλαυνόμενον δε υπό του πνεύματος ήτοι του ανέμου ογκωθη· έλθόντος γαρ ένδον αυτού του πνεύματος και ρήξαντος αυτό αποτελείται ό ήχος, και ή μεν άνωθεν κραυγή λέγεται βροντή, ει δε υπό του πνεύματος

5 βιαζόμενον εις την γήν κατενεχθή, λέγεται κεραυνός. "Οθεν προσπεσών είτε δώματι είτε δένδρω διαρρήσσει και σχίζει ταύτα, ει δε άνθρώπω ή άλλω τινί ζφω, φόνον ποιεί, διότι και ανθρώπους και ετέρα ζώα πολλάκις βλέπομεν υπό βροντής θανατούμενα και ου δράκοντας.

Οί δε άστραπαί αί μεν είσι γραμμοειδείς, αϊ δε ελικοειδείς, αϊ δε

10 πυραυγεΐς. Φασί δε, ότι ή αστραπή συν τη βροντή γίνεται· άμα γαρ τφ ραγήναι το νέφος ευθύς αστραπή συν τη βροντή. Και ή μεν αστραπή διαφανής ούσα αύτίκα φαίνεται, ή δε βροντή έως ου από του ΰψους επί της γης ό ήχος αυτής φθάση αργεί, και δια τούτο μεταγενέστερα ή βροντή της αστραπής έξακούεται. Ειπώ σοι δε καί τι τοιούτον παράδειγμα. Σκόπει ούν

15 οπόταν άπομήκοθέν σου εφ' υψηλού τόπου ϊσταταί τις καί σημαίνει' βλέπεις μεν την χείρα αυτού κρούουσαν το ξύλον, μετά δε τίνα ώραν έξακούεται είς το ους σου ό ήχος του κρούσματος. Ειπώ δε σοι καί έτερον υπόδειγμα περί της βροντής, ίδιωτικόν μεν, πλην αληθές. Λαβών φοΰσκαν χοίρου ην ούρήθραν λέγουσιν πλήσον αυτήν πνεύματος, είτα δεσμεύσας καί ένδον το

20 πνεύμα κλείσας θες επί της γης, καί πηδήσας αίφνης έπίστηθι τοις ποσίν επάνω αυτής, καί διαρρήγνυται ευθύς μετά τρισμού καί ψόφου. Συμβαίνει δε τούτο εκ του ένδον πνεύματος καί του κρούσματος των ποδών, ρηγνυμένης αυτής και έξακοντιζομένου εκ των εντός του πνεύματος. Τοιούτον νοεί καί επί του νέφους· πλησθέν γαρ πνεύματος ένδον της νοτίδος, ώσπερ συγκρατούσης

25 την του νέφους χαυνότητα καί συγκλειούσης αυτό, υπό μεν της νοτίδος έξωθεν συσφιγγόμενον, υπό δε του πνεύματος βία όηγνύμενον αποτελεί τον ήχον. Έστω δε καί προς έτερον νέφος ει τύχη συγκρουσθήναι, ήχησε μέγα.

Ύπόστασίς εστίν ή εν τη αρχή της εκάστου υπάρξεως καθ' έαυτήν σύμπηξις.

30 Από της πρώτης κτίσεως του ναού των Ιεροσολύμων, ης κατεβάλετο

Σολομών, μέχρι της καταλύσεως της επί Τίτου βασιλέως 'Ρωμαίων γενομένης έτη αρλ' και μήνας ζ' ημέρας ιέ', από δε της ύστερον κτίσεως επί Κύρου βασιλέως Περσών, ης έποιήσατο Άγγαίος ό Ζηροβάβελ έτη χλθ' και ημέρας μ'. Είσί δε οι επί Ούεσπασιανού καί Τίτου εν Ίεροσολύμοις αίχμαλωτισθέντες

35 καί αποθανόντες ίδίω θανάτω.....καί οί σφαγέντες Ч χιλιάδες· έλήθφησαν

δε ζώντες χίλιαι καί εκατόν χιλιάδες, και λιμώξαντες άπέθανον κατά

πασαν την πολιορκίαν.....πάντες δε μετά των σφαγέντων μυριάδες

διακόσιοι έβδομήκοντα, καθώς δε Ίώσηπος λέγει, δτι τριακόσιοι μυριάδες ήσαν εν τη πόλει καί άπώλοντο πάντες εν τη πολιορκία.

да она, пропитанная влагой, набухает, гонимая воздухом или ветром. Когда внутрь ее врывается воздух и раздирает ее, возникает эхо. А идущий сверху треск называется громом. Если же под давлением воздуха он опускается на землю, то это называется молнией. Посему, попав в дом или в дерево, она разрушает и раскалывает его, а если в человека или в какое иное животное, то причиняет смерть. Поэтому мы наблюдаем неоднократно людей и других животных, а не драконов, убитых громом.

Молнии бывают нитевидными, спиральными и подобными огненному лучу. Говорят, что молния возникает вместе с громом, так как одновременно с тем, как разрывается туча, тотчас [появляется] молния с громом. Молния, будучи бесшумной, возникает немедленно, а гром задерживается, пока его эхо дойдет с высоты до земли. Поэтому гром слышится после того, как появилась молния. Приведу тебе такой пример. Заметь, когда кто-нибудь стоит вдали от тебя и подает знаки. Ты видишь, как его рука стучит по дереву, через некоторое же время в твоих ушах раздается эхо удара. Приведу тебе и другой пример о громе, хотя и примитивный, но правдивый. Взяв свиной пузырь, который называют мочевым, наполни его воздухом, затем, завязав и заперев внутри воздух, положи на землю и, подойдя, враз встань на него ногами. И он тотчас разорвется с треском и шумом, произойдет же это из-за заключенного внутри воздуха и давления ног, так как пузырь порвется и воздух вылетит из него. То же самое происходит и с тучей. Ведь, наполненная воздухом между каплями дождя, образующими как бы оболочку тучи, когда она испытывает давление наружной влаги, туча разрывается под напором воздуха и рождает эхо. Также, если случится столкновение с другой тучей, раздается громкий треск.

Сущность содержится в основании каждой вещи, сама в себе.

От первого основания Иерусалимского храма, которое совершил Соломон, до разрушения, случившегося при римском императоре Тите, ИЗО лет, 7 месяцев, 15 дней, а от последнего основания при персидском царе Кире, которое осуществил Ангей Зоровавель, 639 лет и 40 дней. При Веспасиане и Тите в Иерусалиме было взято в плен, умерло своею смертью... и было убито 90 тысяч, захваченных же живыми было 1100, а от голода умерли в течение всей осады..., всех же вместе с убитыми 270 мириад, тогда как Иосиф свидетельствует, что в городе было 300 мириад и все они погибли при осаде.

Советы и рассказы Кекавмена

Греческий текст Приложения № 5 приведен здесь в точном соответствии с его первым изданием Васильевского — Ернштедта. Опущены лишь указания на конъектуры и разночтения сравнительно с соответствующими пассажами сочинений, приписываемых рукописной традицией Иоанну Дамаскину. Первые издатели не сомневались, что отрывки о драконах, громе и молнии представляют собой выписки с небольшими вариациями из трудов этого отца церкви. Действительно, среди изданных под именем Иоанна Да-маскина сочинений имеются фрагменты о драконах, о громе и молнии, о сатирах и о кентаврах.

Эти фрагменты были подвергнуты анализу Ж. Гуйаром2. Он показал, что редактор, расположивший фрагменты в том порядке, в каком они находятся теперь, нарушил композицию оригинала, в котором отрывок о драконах предшествовал отрывку о сатирах (доказательством этого является фраза о сатирах в начале отрывка: «что мы сказали о драконах, мы говорим и ныне»).

Гуйар показал также, что традиция, связывающая отрывки о драконах, громе и молнии с именем Иоанна Дамаскина, сомнительна. Ученый тщательно сравнил лексические и синтаксические особенности этих отрывков и самого труда Кекавмена и указал на яркие соответствия (например, о пользе чтения, о необходимости исследовать Писание, о том, сколь смешна нелепая мысль и т. п.). Гуйар пришел к выводу, что эти заметки скорее всего принадлежат перу Кекавмена, но не сочинены им, а извлечены при чтении чужих трудов и пересказаны им.

Сложнее вопрос с отрывком о сатирах. Сочинителю этого отрывка известно высказывание Иоанна Дамаскина о кентаврах, но он не знает приписываемую ему же заметку о сатирах. Свой рассказ о сатирах он преподносит как плод собственных размышлений. Следов стиля Кекавмена в этом отрывке мало, хотя они также имеются. Гуйар не решается приписать этот фрагмент перу Кекавмена и ставит вопрос о необходимости изучения всей рукописной традиции, в которой затронуты эти сюжеты, в частности, сюжет о сатирах затронут в житии Павла Фиванского3, как на это указывает сам Гуйар. Отмечу попутно, что сюжет о «человекоподобных сатирах» излагается с полным доверием в рукописи Греч. 250, л. 68 об., строки 11-20 (XÎV в.)4, содержащей сочинения митрополита Навпакта Иоанна Апокавка (первая треть XIII в.).

2 Guillard. Notes sur les paragraphes. P. 109-113.

3 Bidez. Deux versions grecques. P. 4-14, 3-15.

4 Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Приложения

Гуйар установил также, что заметка об «ипостаси» приведена в соответствии с ее определением в «Диалектике» Иоанна Дамаскина.

Что касается последнего фрагмента (об Иерусалимском храме), то, по заключению Гуйара, этот отрывок восходит через какой-то посредствующий источник к «Иудейской войне» Иосифа Флавия. Менее всего при этом с именем историка связана та часть фрагмента, где сообщается о числе погибших и умерших жителей Иерусалима при осаде города римлянами. Иосиф Флавий говорит о множестве убитых, взятых в плен и умерших от голода, но приводит лишь одну сравнительно скромную цифру — две тысячи5. Ближе к Иосифу Флавию другая часть фрагмента, содержащая хронологические расчеты. Ср.: «от первого его основания, которое совершил Соломон, до нынешнего разрушения, которое произошло на втором году правления Веспасиана, насчитывается тысяча сто тридцать лет, семь месяцев и пятнадцать дней, а от последнего, которое осуществил на втором году царствования Кира Ангей, вплоть до взятия Веспасианом — шестьсот тридцать девять лет и сорок пять дней»6.

Я считаю, что эти фрагменты попали в рукопись сочинения Кекавмена из его архива еще на стадии автографа. Они и занимали место после советов топарху, будучи последними листами всей стопы, исписанной рукой Кекавмена. Это заметки, частично буквальные выписки или почти буквальные (о сатирах), частью пересказы прочитанных нашим автором сочинений — заметки, которые с момента их написания вплоть до появления рукописи № 436 так и остались неотъемлемой частью сохранившегося до наших дней труда Кекавмена.

Некоторое сомнение вызывает только хронологические выкладки об Иерусалимском храме. Они не имеют никаких элементов, которые позволили бы сопоставить их с другими частями сочинения Кекавмена. Не является ли и эта заметка подобной той, которая приведена в Приложении № 4? Т. е. не была ли и она позднейшей записью, сделанной на пустом месте потомками автора или владельцами его автографа либо списка с него?

5 /05. Flav. Opera, VI. P. 568.

6 Ibid. P. 548.

БИБЛИОГРАФИЯ

Периодика

АДСВ — Античная древность и средние века

ВВ — Византийский временник

ВИ — Вопросы истории

ВО — Византийские очерки

ГИБИ — Гръцки извори за българската история

ГСУ — Годишник на Софийский университет

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения

ЗРВИ — Зборник Радова. Византолошки институт

ИБАИ — Известия на Българския археологически институт

ИИБИ — Известия на Института за българска история

ИБИД — Известия на Българското историческо дружество

ИИИ — Известия на Института за история

ИРАИК — Известия Русского археологического института в Константинополе

ИП — Исторически прегдед

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.