Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И принятые в данном издании 25 страница



911. Константин IX не непосредственно сменил Калафата на престоле — между падением Калафата и воцарением Константина IX (21 апреля — 12 июня 1042 г.) империей правили сестры — Зоя и Феодора, вернее — синклитики из приближенных некогда к Константину VIII.

912. Удивительно, что это единственное место в сочинении Кекавмена, где он безусловно осуждает помазанника Божия — васи-левса, содержится в той части, которая обращена к самому василев-су. В других частях своего сочинения, обращенных к детям, неоднократно упоминая Мономаха, наш автор неизменно говорил о нем с добавлением эпитета «благочестивейший», хотя и сообщал о неудачах его царствования. Здесь, наконец, несмотря на преклонение. Кекавмена перед символом царской власти, прорвалось его собственное отношение к этому императору, особенно ненавистному во-

Советы и рассказы Кекавмена

енной аристократии. Оценка деятельности Константина IX Мономаха Кекавменом совпадает с той, которую дают современники Кекавмена. Скилица, например, пишет. «От этого василевса, от его распутства и амбиции, начали хиреть дела ромеев и, придя в упадок, достигли полного бессилия» (Io. Scyl. Р. 476.55-58). Даже любимец этого императора, Пселл, пытавшийся хоть как-то оправдать Мономаха в глазах потомков, признается. «То, что с тяжким потом и трудами накопил во дворце Василий, выбрасывалось на веселые забавы, тратилось и на другое, и спустя немного времени все было исчерпано» (Psellos, I. P. 120.15-17; 133.15-21; 147.1-5; II. Р. 4.3-7; 15.9-10; 35.11-17; 61.1-12; 62.13-27. Ср. Attal. P. 35.8-9; 44.19-45.13-51.8; Zon. III. P. 647.6-12).

913. См. прим. 25.

914. Здесь можно усмотреть намек на любовные похождения только что упомянутого Кекавменом Константина IX Мономаха.

915. Так я понимаю в данном месте слово πολιτεία («поведение»). Этот мотив (монарх — образец для подданных) был широко распространен в сочинениях и античных и средневековых авторов. Ср. Сирах 10, 2: «Каков правитель народа, таковы и служащие при нем, и каков начальствующий в городе, таковы и все, живущие в нем».

916. Философское учение о четырех главных добродетелях известно с глубокой древности. О них упоминают византийские авторы (Чичуров. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь. Гл. 1; Литаврин. Политическая теория. С. 72-82. Здесь и литература). Продолжатель Георгия Монаха (Амартола) приписывал их Никифору II Фоке и Иоанну I Цимисхию (Georg. Amari. Cont. P. 861.21-22, 866.11-12). Во время Кекавмена учение о четырех главных добродетелях развивал Симеон Новый Богослов, выдвигая на первое место скромность (Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt; Hausherr. Vie de Syméon le Nouveau Théologien; Beck. Kirche. S. 360 f., 585 f.; Каждая. Предварительные замечания. С. 31). См. примечание 149.

917. Целомудрие (σωφροσύνη). У Бека: Mässigung — «сдержанность», «умеренность» (Beck. Vademecum. S. 144), однако в древнерусских переводах с греческого это слово обычно переводится как «целомудрие» (Семенов. Древняя русская Пчела. С. 34 и ел.).

918. Триволы (τρίβόλοι) — древнеримское изобретение, описанное Вегецием (III, 24) (древнерусское «волчцы») — небольшое металлическое изделие с четырьмя острыми шипами. Их разбрасывали вокруг лагерей, крепостей и городов, на пути атакующей вражеской конницы («Тактика Льва» — PG, t. 107, col. 800, 864 Α-B). Впиваясь в мякоть конского копыта, триволы выводили

 

Комментарий

из строя всадника, а при массированной агаке могли привести еще до встречи нападающих с врагом к серьезному замешательству среди них (лошади падали наземь вместе с всадниками — см. Боб-чева. Въоръжението на Българската войска. С. 67-68). Согласно трактату X в. De castrametatione, каждый византийский воин в походе должен был иметь по восемь триволов (Кулаковский. Византийский лагерь. С. 83).

919. «так как ты не ведаешь, что затевают дурные люди». Не совсем ясно, что Кекавмен имеет в виду: осаду ли самого Константинополя мятежником-узурпатором (например, осаду 1047 г. Львом Торником, к которой был совершенно не готов Константин Мономах) или осаду дворца, как это имело место в апреле 1042 г. Дальнейший текст, как мне кажется, оправдывает последнее предположение.

920. Кесарь (καίσαρ, от лат. caesar) — первоначально имя собственное, но после Гая Юлия Цезаря ставшее нарицательным и прилагавшееся наряду с титулами imperator и augustus к государю Римской империи. Лишь в 629 г. впервые вместо латинских титулов правителя империи упомянут, видимо, незадолго до этого принятый, греческий титул «василевс» (см. прим. 24). Со времен Диоклетиана титул кесаря стал присваиваться как заместителю и возможному наследнику одного из августов разделившейся на две части империи. К концу V в. уже стало правилом, что кесарем называли возможного наследника императора, но вместе с тем титул caesar наряду с титулами imperator и augustus продолжал прилагаться и к самому правящему императору. С введением титула «василевс» титул кесаря утратил свой исключительно царский характер, так как даже наследники соправители стали также именоваться василевса-ми. Однако титул кесаря не исчез. Он сохранился до конца XI в. как высшее светское достоинство после императорского, как это отмечено в Клиторологии Филофея IX-X вв. Титул кесаря изредка даровался иноземным государям. Обычно его носили ближайшие родственники императора. Старая традиция, согласно которой кесарь был наследником престола, не была, впрочем, совсем забыта. О ней специально говорит Пселл, сообщая о спорах вокруг этого вопроса в 1057 г. (Psellos, II. Р. 99.11-14). Орфанотроф, возвышая Михаила Калафата в кесари, и Михаил VI, предлагая титул кесаря мятежному Исааку Комнину, имели в виду именно это значение титула «кесарь» как наследника императора при отсутствии у него соправителей и законных преемников (Скабаланович. Византийское государство. С. 149 и ел.; Guilland. Le césarat. P. 168 squ.; Moravcsik. Zur Geschichte des Herrschtitels «caesar > царь». S. 229-236).

Бек ошибочно перевел der ehemalige Kaiser — «бывший импера-

Советы и рассказы Кекавмена

тор» (Михаил) (Beck. Vademecum. S. 145, 164, Anm. 21). Кекавмен хочет сказать, что прежде чем стать императором, Михаил Калафат был провозглашен Михаилом IV по настоянию Орфанотрофа кесарем (см. прим. 900).

921. Третий час дня соответствовал девяти часам утра. Или Кекавмен употребляет здесь другое исчисление времени, или он противоречит себе: в другом месте (см. с. 252.22) он пишет, что Михаил V пострадал вечером.

922. Второе упоминание автора (см. первое на странице 252.21) о своей причастности к событиям. Кекавмен мог видеть Михаила V утром 21 апреля только во дворце, ибо весь город к этому времени был уже охвачен восстанием, а дворец осажден. Следовательно, Кекавмен находился вблизи от василевса — либо в качестве служащего, либо как синклитик, либо как участник обороны дворца. Не менее года назад он находился в армии Михаила IV во время похода императора против Деляна. Именно это место Баклер использует как еще один аргумент в пользу идентификации автора «Советов и рассказов» с Катакалоном Кекавменом. Согласно свидетельству Скилицы (Io. Scyl. P. 419.55-57), этот полководец остался верным Михаилу V и находился среди защитников дворца во время восстания (Buckler. Authorship. P. 15). Однако Бэнеску, возражая Баклер, указал на то, что Катакалон Кекавмен, как пишет тот же Скилица, вернулся из Италии лишь накануне восстания в столице (Io. Scyl. P. 419.55), а наш автор находился дома и в 1041 г. (во время похода в Болгарию) (Bănescu. A propos de Kékauménos. P. 133). Приведу в подкрепление мнения Бэнеску еще один аргумент. Уже в конце 30-х годов Катакалон Кекавмен был признанным полководцем, который в 1040-1041 гг. сумел отстоять Мессину, единственный оставшийся у Византии город в Сицилии после отозвания оттуда Ма-ниака (Io. Scyl. P. 406-407). Во время восстания 1057 г. трон было решено предложить сначала Катакалону как наиболее почтенному по возрасту полководцу. Следовательно, ему к этому времени едва ли было менее 50 лет (Ibid. P. 497). К 1067 г., таким образом, Катакалон достиг бы 60-летнего возраста, а его отец (самое малое) был бы 80-летним старцем. Но, как известно, именно отцу автора писал из Амасии в 1067 г. Никулина Дельфин. Мог ли быть такой старец адресатом Никулицы?

923. Кекавмен довольно точно цитирует Григория Богослова: εις ένιαυτός τεσσάρας ώρας φέρει, και μία ροπή καιρού πολλας πραγμάτων μεταβολάς — «один год имеет четыре сезона, и один миг времени — великие дел перемены» (Greg. Nazianz. — PG, t. 36, col. 616 С). Изречение это вошло в византийские «Пчелы» (Семенов. Древняя русская Пчела. С. 174).

Комментарий

924. Ср. с. 138, где точно такой совет Кекавмен дает не императору, а простому смертному.

925. Август Цезарь (Αύγουστος ό Καίσαρ). Имеется в виду Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (род. в 63 г. до н. э.; правил с 27 г. до н. э. до 14 г. н.э.). Слово Καίσαρ употреблено здесь, по моему мнению, как имя собственное — Caesar, поскольку Октавиан приходился племянником Юлию Цезарю, а затем был усыновлен им и объявлен наследником престола. В этом месте скорее слово Αύγουστος можно рассматривать как титул (его Октавиан получил уже после смерти Цезаря). Бек поступает как раз наоборот: Der Kaiser Augustus — «император Август» (Beck. Vademecum. S. 145).

926. Александрия — знаменитый город античного мира, основанный в 331 г. до н. э. в дельте Нила на месте египетской деревни Ракотиды Александром Македонским, после того как он завоевал последнюю персидскую провинцию (Египет). Когда держава Александра распалась, город стал резиденцией династии Птолемаидов. Птолемей I Сотер (с 323 по 305 г. сатрап Египта, с 305 по 285 г. — царь) построил в гавани города знаменитый фаросский маяк (одно из семи «чудес света»), Александрия была одним из главных очагов эллинистической культуры. Здесь находилась богатейшая библиотека древности, насчитывавшая несколько сот тысяч рукописей. В 30 г. Октавиан Август завоевал Египет. Во время римского владычества Александрия превратилась в один из крупнейших торговых центров всего Средиземноморья.

Епископ Александрии в IV в. становится одним из главных представителей высшего христианского духовенства в империи и получает в У в. сан патриарха. Фанатики-христиане преследовали ученых представителей античной образованности. В 390 г. монахи сожгли александрийскую библиотеку, а в 415 г. — растерзали крупного ученого, философа и математика Ипатию. В византийский период провинцией Египет с центром в Александрии правил императорский наместник, который фактически в отдельные периоды был независим. Александрия являлась главным портом по вывозу хлеба из Египта, игравшего до VII в. роль основной житницы империи. В 642 г. арабы (халиф Омар) временно, а в 646 г. окончательно овладели Александрией. Город был навсегда потерян для Византии. В годы жизни Кекавмена, т. е. в 70-х годах XI столетия, Александрией правила арабская династия Фатимидов.

927. Афинодор — философ-стоик родом из Тарса, занимался преподавательской деятельностью в Эпире, в городе Аполлонии, где его лекции посещал молодой Октавиан Август. Согласно Свето-нию (Suet. Claud. 4), Август взял себе в друзья и наставники именно этого Афинодора. Но Афинодор из Тарса не умер в Риме, как пи-

19 Ιο

Советы и рассказы Кекавмена

шет Кекавмен, а вернулся на родину в Таре, где занялся правом и ввел некоторые поправки к существовавшим здесь законам. Из сочинений Афинодора не сохранилось почти ничего. Излагаемый Ке-кавменом рассказ носит легендарный характер. Баклер полагает, что источник Кекавмена в данном месте неизвестен: у Диона Кассия эта легенда изложена иначе (Buckler. Writings Familiar. P. 139-140). Дьони, однако, считает, что Кекавмен заимствует свой рассказ именно из Диона Кассия или непосредственно, или из извлечений, которые вошли в составленный в XI в. Иоанном Ксифи-лином сборник. По мнению Дьони, рассказ взят из 52 книги (из 80 книг «Римской истории» Кассия сохранились лишь 37-54 книги) и из 56 книги. Но то, что Дьони приводит из Диона Кассия, мало похоже (и в этом Баклер права) на рассказ Кекавмена. Единственное, что совпадает в известиях Кассия и Кекавмена, — это имя наставника Августа (Афинодор) и сообщения о его большом влиянии на императора (Gyóni. L'œuvre. P. 155-159).

928. Имя Авгаров (Абгаров) носили восемь царей Эдесского царства в Месопотамии с 132 г. до н. э. до 216 г. н. э. Эдесское царство было завоевано римлянами, но не при Августе, а лишь в 115 г. н. э. при Траяне. Историю о том, как один из эдесских царей стал наставником Августа, не сообщает ни один другой источник. В 50-х годах н. э. Эдесское царство было в союзных отношениях с римлянами. Но тогда уже не было в живых Августа.

929. Эдесса (совр. Урфа) — город в Северной Месопотамии. До походов Александра Македонского входила в состав Персидского царства. После распада державы Александра вошла в пределы царства Селевкидов (до первой четверти III в. до н. э.). С последней трети II в. до н. э. Эдесса стала столицей самостоятельного Эдесского царства, которое в I-IV вв. было объектом постоянных споров между Римом и Парфией (затем — царством Сасанидов), хотя саму Эдессу с 115 г. прочно удерживали римляне. Во время византий-ско-персидских войн V-VI вв. Эдесса переходила из рук в руки. К концу правления Юстиниана I она входила в состав империи, но при его преемниках была потеряна, став центром одного из крупнейших арабских эмиратом. Лишь в 1032 г. Эдесса была возвращена полководцем Георгием Маниаком, однако вскоре после битвы при Манцикерте (1071 г.) ее захватили турки-сельджуки. Эдесса была навсегда потеряна для империи.

930. Нельзя не отметить довольно свободную манеру обращения нашего автора к «земному богу» — василевсу. По-видимому, преклонение перед символом императорской власти могло сочетаться у Кекавмена, как и у Симеона Нового Богослова, с весьма критической оценкой деятельности отдельных представителей им-

Комментарий

ператорского достоинства. М.Я. Сыркин (ПоэмаоДигенисеАкрите. С. 146-147) ссылается на эти пассажи «Советов» Кекавмена как на параллель к эпосу о Дигенисе Акрите, отразившем воззрения военной знати.

931. «имеет недостатки» (ελλιπής εστί). Ср. с. 308.25, примечание 942. Здесь слово ελλιπής имеет смысл недостатка, присущего чему-то, а не отсутствия чего-либо. Таково же значение этого слова и на странице 224.2.

932. Речь идет, по-видимому, об одном из подвижников, не имеющем ничего общего с Зосимой — историком V в. (ум. ок. 460 г.).

933. Первые издатели отметили, что сходная фраза находится в Житии Марии Египетской, где сказано: «когда старец изрек это, встал некто против него и сказал, обратясь к нему: «О Зосима, хорошо, что можно было бороться за человека, неплохо и ты завершил поприще подвижника, однако нет средь людей никакого, обладающего совершенством» (PG, t. 87, pars 3, col. 3700). Конец фразы повторяется и у Продолжателя Георгия Амартола (Georg. Amari. Cont. P. 861.23-25).

934. Распускать (καταλυθήνοα). Ср. с. 182.2: κατάλυσις του λαού — «развал войска»). По всей вероятности, Кекавмен имеет в виду случившийся на его памяти роспуск ивирийского войска Мономахом в 1045 г. (см. прим. 188).

935. «войско — слава василевса и сила дворца». Сходная идея: «Войско — сила государства» — проводится и в «Тактике Льва» (PG, t. 107, col. 637 С - 676 В).

936. Кекавмен намекает здесь, по моему мнению, на недавние события: пренебрег войском Мономах — и против него поднялись не только полководцы (Лев Торник), но даже сборщики налогов (Феофил Эротик) и шуты василевса (Роман Воила); пренебрег военными и обидел их Михаил VI Стратиотик — и против него восстал Исаак Комнин; последовал той же политике Константин X — и случилось восстание в Фессалии. И ныне (в момент написания советов к императору — при Михаиле VII) проводится та же, на взгляд Кекавмена, гибельная политика. О ее опасности и предупреждает автор молодого императора.

937. К 70-м годам XI в. флот империи действительно не составлял «славы Романии». Шесть морских фем, лежавших вдоль берегов Малой Азии, находились в упадке. Ко времени воцарения Алексея I Комнина (1081 г.) пять из них были захвачены турками (Antoniadis-Bibicou. Etudes d'histoire maritime de Byzance. P. 40-41; Àhrweiler. Byzance et la mer. P. 130).

938. Флотские архонты. Кекавмен не уточняет, кого среди них он имеет в виду. Вероятно, под архонтами здесь следует понимать

Советы и рассказы Кекавмена

не только военных флотоводцев, но и флотских чиновников — всех тех, кто занимался обеспечением военного флота продовольствием, снаряжением, заботился о строительстве судов, о наборе их экипажа (и гребцов и воинов).

939. Стратия (στράτεια). От точного истолкования этого термина зависит понимание всего пассажа. Лемерль предложил переводить этот термин как «военный участок», полагая, что речь идет здесь об обязанности владельцев стратий поставлять гребцов для военных судов, от чего они откупались, внося в качестве взятки для командиров флота двойную сумму эпирий в пользу флота (Lemerle. Prolégomènes. P. 90). Я некогда отвергал это толкование, считая, что «стратия» имеет здесь значение «военная служба» и Кекавмен говорит об освобождении не от эпирий в пользу флота, а от самой службы во флоте — и не только в качестве гребца, но и в качестве воина (Литаврин, Каждан. По поводу книги П. Лемерля. С. 290). Действительно, слово «стратия» в источниках того времени употребляется и в значении «военная служба» и «войско» (Psellos, SM, II. Р. 154.28-29; Io. Scyl. P. 424.58) и в значении «воинский участок» (Jus, III. P. 291; MM, IV. P. 256; Io. Scyl. P. 00. См. также: Heisenberg. Aus der Geschichte. S. 40). Э. Арвейлер устанавливает еще по крайней мере четыре значения этого технического термина: 1. военная служба; 2. повинность (военная или иная); 3. войско, отряд; 4. военный поход (особенно часто). Исследовательница отметила, что понимание термина «стратия» в каждом конкретном случае нередко затруднительно. Она пришла к заключению, что в X-XI вв. страти-оты беднели, их стратий (воинские участки) уже не были достаточны для того, чтобы обеспечить владельцам стратий возможность лично нести военную службу, но военные повинности с участков не снимались. Обедневшие владельцы стратий превращались в сопла-тельщиков, обязанных совместно с другими такими же бедными владельцами стратий экипировать и выставить воина. Термин «стратия» приобретал фискальный аспект. Владельцам военных стратий еще в X в. было разрешено выкупать свои военные обязанности, внося в казну пять номисм или 2,5 номисмы в зависимости от имущественного положения (Конст. Багр. Об управ, имп. С. 220, 244, 246). Военные участки, владельцы которых не могли нести военную службу сами, могли быть вычеркнуты из списков λογοθεσίου του στρατηγικού («военного ведомства»). Их владельцы переводились в разряд простых налогоплательщиков, подведомственных λογοθεσίφ του γενικού («ведомству геникона», ведавшего налогами). Но могли обедневшие владельцы таких стратий быть зачислены и в разряд легковооруженных воинов, несших службу по охране крепостей. Бывало, наконец, и так, что стратий разорившихся или по-

Комментарий

павших в зависимость от частных лиц крестьян вычеркивались вообще из всяких списков. Никифор II Фока пытался расширить контингент крестьян, обязанных нести военную службу или повинности, связанные с содержанием войска: он начал переносить военные повинности и на участки простых налогоплательщиков. Однако закат фемного войска трудно было остановить. Преобладание тагм, рекрутируемых в значительной части из иноземцев, потребовало резкого увеличения средств на содержание войска. Стратий становятся не специфически особой категорией военных участков, а одной из многих категорий крестьянских земель, обязанных платить налоги, которые шли на содержание войска. Происходила фиска-лизация стратий. Этот процесс завершился в основном уже к середине XI в.: роспуск ивирийского войска и замена военной службы уплатой налогов знаменовали последние этапы ликвидации провинциального войска. Попытка Романа IV возродить фемное ополчение закончилась плачевно (Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. P. 10-24; Литаврин. Византийское общество. С. 237-253; Górecki. The Strateia. P. 157-176).

В комментируемом здесь месте идет речь не о «стратий» вообще, а лишь об одном из по крайней мере пяти ее видов (у Зонары: стратий дрома, моряков, пехотинцев, легкой кавалерии и, наконец, тяжеловооруженных всадников-катафрактов, — Żon. III. P. 505-506). Кроме того, Кекавмен говорит о положении дел не в начале и даже не в середине XI в., а в середине 70-х годов этого столетия. Из текста следует, во-первых, что особые «морские стратий» (στράτεια πλευσπκή) продолжали существовать и в последней четверти XI в. Это были, по-видимому, участки крестьян, живущих близ морского побережья, особенно в морских фемах, где происходило формирование экипажей судов; строились эти суда, имелись стоянки (постоянные или временные) для военных кораблей. Согласно известию арабского автора XI в. Ибн-Хаукаля, византийские суда, хе-ландии и галеры, содержались на деньги, собранные с близких к морю селений — по два динара (номисмы?) с домохозяина. Причем из собранных средств воину-моряку выдавалось на экипировку 12 динаров — «питаться же он должен тем, что Бог пошлет и царь пожалует». Остатки денег от экипировки судов и воинов «морской префект» брал в поход и расходовал по своему усмотрению (Розен. Император Василий. С. 27.8). Такими районами были фемы Кивирре-отов, Эгейское море и Самос. Эти фемы должны были поставлять военные суда в полном вооружении и с полным комплектом гребцов и воинов. В новелле Константина VII Багрянородного сказано, что стратия такой фемы оценивалась как стратия воина-всадника (в четыре литры), тогда как стратия царского флота (где воинам

Советы и рассказы Кекавмена

выплачивалась руга и где службу несли на готовых судах) оценивалась всего в две литры (Jus, III. P. 262).

Итак, морские стратии, несшие военные повинности, сохранились во время жизни Кекавмена. Но сохранилось ли обязательство их владельцев лично отбывать службу на флоте или речь шла лишь об уплате денег на содержание флота? О том, что деньги взимались, у Кекавмена сказано прямо (номисмы в качестве эпирии для флота). На личную же службу как будто нет указаний. Однако так ли это? Допустим, что автор имеет в виду только уплату эпирии для флота, взыскиваемых на законном основании. Но если бы дело обстояло так, то владелец стратии вряд ли стал бы добровольно вносить эпирии в двойном размере архонтам флота, уплачивая одну часть в качестве прямой взятки. Ясно, что эпириями повинности не ограничивались: владельцы стратии добивались от архонтов флота незаконной экскуссии — освобождения от личного отбывания службы. Арвейлер, касаясь данного пассажа из Кекавмена, расценивает его как известие о «незаконном освобождении обложенной налогами стратии, которое предоставлялось чиновниками (военными или иными), обязанными взимать эти налоги» (Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. P. 22). Но какое же это освобождение, если оно сопровождалось, по существу, уплатой налога в двойном размере? Арвейлер отказывается, таким образом, даже от того предположения, которое делает Лемерль, — о несении владельцами стратии службы в качестве гребцов. Текст, следующий ниже, позволяет, на мой взгляд, заключить, что Кекавмен подразумевает личную службу не только в качестве гребцов, но и в качестве воинов (стратио-тов) — он пишет о воинах, которые давали взятки флотским архонтам для того, чтобы те позволили им отбывать службу без оружия (не тратясь на его приобретение). Эти воины, конечно, — не наемники, которые не только не дали бы взятки архонту флота, но скорее потребовали бы плату вперед. Это обязанные военной службой подданные империи, Крестьяне и горожане, владельцы стратии, у которых не хватило денег, чтобы полностью откупиться от службы, но которые были еще в состоянии дать взятку за позволение служить без оружия. Итак, говоря о морских стратиях, Кекавмен, на мой взгляд, имеет в виду и личную службу на флоте как в качестве гребцов (намек на это содержится в указании Кекавмена на нехватку весел у хеландии), так и в качестве воинов (которые норовили нести службу безоружными). Указание на личную военную службу усматривают в этом тексте и Бек (Flottendienst — Beck. Vademecum. S. 147) и Антониадис-Бибику, по мнению которой Кекавмен говорит о личной военной службе незаконно освобождаемых от нее владельцев стратии и об обязанности моряков обеспечить собствен-

Комментарий

ную экипировку (Antoniadis-Bibicou. Etudes d'histoire maritime de Byzance. P. 40-41). Еще в начале X в., согласно «Тактике Льва», некоторые стратиги предоставляли иногда за взятку или по дружбе экскуссию отдельным воинам, освобождая их от государственных повинностей (PG, 1107, col. 1032 С).

940. Об экскуссии см. прим. 471, 473.

941. Хеландия — вид византийского военного судна, поднимавшего 100-150 воинов (Antoniadis-Bibicou. Etudes d'histoire maritime de Byzance. P. 94). В арабском источнике XII в. сказано, что хеландия — судно, покрытое палубой, на которой сражаются воины и под которой находятся гребцы (Розен. Император Василий. С. 275). Хеландия — лишь другое (просторечное) название «дромо-на» (см. прим. 313; Dolley. The Warships. P. 48, n. 8; Ahrweiler. Byzance et la mer. P. 411-417).

942. «и хеландия оказывается с недостатком» (και γίνεται χελάν-διον ελλιπές). Васильевский переводил: «и вот одна хеландия в недостаче» (Советы и рассказы // ЖМНП, ч. 216. С. 348). Бек переводит: ein ganzes Kriegsschiff kann dabei ausfallen — «можно при этом недосчитаться целого военного корабля» (Beck. Vademecum. S. 147). Действительно, слово ελλιπές может означать и нехватку чего-либо и качественный и количественный недостаток в чем-либо (см. прим. 931). Но далее следует сравнение, которое поясняет, в каком смысле Кекавмен употребляет это слово здесь: орел не может хорошо летать без одного крыла, а хеландия — быстро плавать, если у нее не хватает весел.

943. Полет (πτησις). Принимаю предлагавшуюся в качестве альтернативной первыми издателями, одобренную Лемерлем (Le-merle. Prolégomènes. P. 90, n. 1) и отклоненную мною в моем первом издании конъектуру: πτησις («полет») вместо πτώσις («падение») рукописи.

944. См. прим. 940: речь идет не о стратиотах вообще, а лишь о тех, которые несут службу с морских стратии. О том, что архонты флота вымогали дары у воинов (так называемое «обычное» — συνήθεια), говорится и в «Тактике Льва» (PG, 1107, col. 996 D).

945. Дж. Баклер, старающаяся всюду отыскать у Кекавмена намеки на конкретные события, полагает, что наш автор имеет в виду неудачное для греков второе морское сражение с русскими в 1043 г. (Buckler. Authorship. P. 24). Разбитые в первом бою под Константинополем, русские отступили. В погоню за ними пустились 24 византийские триеры. Настигнув русских в одной из бухт, греки, однако, испугались множества вражеских ладей и повернули вспять. Но русские сумели отрезать выход из бухты. Четыре триеры были ими захвачены, а прочие разбились, выбросившись на ска-

Советы и рассказы Кекавмена

лы (Io. Scyl. P. 438; Литаврин. Византия, Болгария, Древняя Русь. С. 228-276). Ничто, впрочем, не подкрепляет предположения английской исследовательницы.

946. «под предлогом пресловутой сторожевой службы» (προφά-σει λογικής φυλακής). Перевод предположителен. У Бека: angeblich um dieses zu sichern — «будто бы для того, чтобы охранять его [район островов]» (Beck. Vademecum. S. 148). Он сближает значение слова λογική с причастием λογιζόμενη («мнимая»), которое Кекавмен часто употребляет в других местах. Лемерль пишет, что значение слова λογική в данном месте ему также осталось неясным (Lemerle. Prolégomènes. P. 90, n. 4). Возможно, речь идет о вспомогательном военном флоте, несшем патрульную службу в Эгейском море. О подобном флоте катепаната Италия см.: Eickhoff. Byzantinischen Wachtflottillen in Unteritalien. S. 340-444. Эта обязанность охраны побережья, впрочем, была возложена и на фемные флоты (PG, t 107, col. 1000 С, 1013 A; Antoniadis-Bibicou. Etudes d'histoire maritime de Byzance. P. 88).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.