Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И принятые в данном издании 11 страница



Советы и рассказы Кекавмена

ми. Вернее, может быть, было бы здесь говорить о противопоставлении не пеших и моряков, а сухопутных и морских сил. Πλοΐμοι — обычный в византийских источниках термин для обозначения военных моряков, которые с X в. приобрели определенный социальный статус. Около середины этого столетия специальный императорский декрет устанавливал, что стратиоты, которым надлежит нести морскую военную службу в царском флоте, должны иметь имущество, оцениваемое в две литры, а в фемном, местном флоте — в четыре литры, ибо фемные военные моряки снаряжали суда за свой счет (Jus, III. P. 262). Никифор II Фока увеличил контингент моряков, зачислив в этот род войска крестьян, некогда несших лишь разного рода повинности в пользу ведомства логофета дрома. Однако все это не имело отношения к морякам-наемникам, получавшим жалованье и целиком находившимся на государственном обеспечении. О них здесь и говорит наш автор (Ср. Malamut. Les insulaires des 10e — 12e siècles: marines ou soldats? P. 63-72.

351. Франки (Φράγγοι) — чрезвычайно неопределенный термин, который использовали византийские авторы для обозначения представителей западноевропейских народов. Здесь под словом Φράγγοι Кекавмен имеет в виду сицилийских и италийских норманнов. Норманны, набеги которых с конца VIII в. охватили морское побережье почти всей Европы, к началу 40-х годов XI в. утвердились в Сицилии и Южной Италии и в упорной борьбе с арабами и византийцами начали основывать в этих местах свои княжества. Ко времени описываемых Кекавменом событий (60-е годы XI в.) норманны уже отняли у империи большую часть катепаната Италия. Об одном из эпизодов борьбы норманнов с византийцами здесь и рассказывается.

352. Граф (κόμης) — здесь термин, которым византийцы ΧΙ-ΧΙΙ вв. обозначали западноевропейских военачальников (герцогов и графов — comes). У Анны Комнины наряду с этими значениями термин κόμης — вообще знатное лицо в западном войске (Anna, II. Р. 197.9). Существовали споры — кого конкретно из норманнских графов или герцогов имеет в виду Кекавмен. В зависимости от этого вопроса давалась и разная датировка эпизода. Наиболее основательно эта проблема рассмотрена М. Матью, которая устанавливает, что Кекавмен рассказывает о подчиненном Роберту Гвискару графе Гоффриде Тарентском, взявшем Отранто в 1064 г. (см. прим. 345). Ср. С. 310 и прим. 953.

353. «причинившее большие горе» (μεγάλης λύπης πρόξενον): Принимаю, хотя и не без сомнений, поправку Бартикяна — μεγάλης вместо μετά ркп. (Бартикян. Некоторые замечания. С. 75). Васильевский переводил: «и спасся спасением позорным и достойным жа-

Комментарий

лости» {Советы и рассказы // ЖМНП, ч. 215. С. 277). Бек переводит: brachte sich in eine tadelnswerte Sicherheit, die bedauerliche Folgen hatte — «добыл себе достойное порицания спасение, которое имело прискорбные последствия» (Beck. Vademecum. S. 64). Т. e. толкование Бека оправдывает как будто конъектуру Бартикяна. Видимо, Кекавмен хочет сказать, что спасение стратига, плохо исполнявшего свой воинский долг, не только позорно, но и грозит ему последующими бедствиями. Вероятно, наш автор здесь снова касается темы, которую он развивал выше (см. с. 158): стратиг не должен искать спасения в бегстве, бросив свое войско, так как от такого спасения ему не будет пользы.

354. о προμαχών, ό προμαχεών — выступающая наружу башня стены, особенно угловая, бастион.

355. Камни были необходимы не только для метательных орудий, но и для бросания вниз, на головы осаждающих. Их складывали на верху бастионов (PG, 1.107, col. 901 А).

356. Канаты (λέσας). Согласно Константину Багрянородному — это канаты, которыми иногда преграждали вход судам врага в реку или залив (Конст. Багр. Об управ, имп. С. 238.114, 240.119) (см.: Triandaphyllidis. Die Lehnwörter. S. 150 — нам недоступна). В таком значении, по всей вероятности, употребляет данное слово и Кекавмен. Но возможно иное толкование, так как источники упоминают под таким же названием и особого рода осадные и оборонительные орудия. Скилица пишет, что навесы, сплетенные из прутьев, покрытые бычьими шкурами и поставленные на колеса, использовались как прикрытие для осаждающих крепость воинов, когда они подкапывали и разрушали стены («такие машины называют лесами» — λέσας: Io. Scyl. P. 463.76). В перечне военных машин в трактате De castrametatione упомянуты и πετροβόλοι λέσας — «камнеметные лесы» (Traité de tactique. P. 119. 13). Употребление Кекавменом глагола πλέξον («сплети») не проясняет дела: плести можно было и канаты и части упомянутых машин (навесы из прутьев). Я все-таки предпочитаем «канаты», так как далее Кекавмен говорит о том, как канаты использовались для обороны крепости от таранов.

357. «Метательные устройства» (τζάγρα) — редкий военный термин, образованный, может быть, от старофранк. chancre (арбалет) (Grégoire. Notes sur Anne Comnène. P. 315-317; Staquet. Anna Comnena. Alexias, X, 8, ή τζάγγρα τόξον μεν εστί βαρβαρικόν). Следуя за Грегуаром и Стаке, Я.Н. Любарский ошибочно приписывает Анне Комнине первое упоминание (Anna, П. Р. 217.7) этого западного термина в византийской литературе (см. Анна. С. 565, прим. 1012). Как видим, византийцы были знакомы с этим западным оружием еще во времена Кекавмена.

Советы и рассказы Кекавмена

358. У Бека неточно: dann treib du einen Gegenstollen voran und halte dich unter der Mauer—«тогда поторопись со встречным подкопом и держись под стеной в том месте» (Beck. Vademecum. S. 64). Не говоря уже о некотором насилии над текстом (там говорится не о встречном подкопе, а о копании в глубину), из перевода Бека не ясно, как камнеметные орудия могут поразить врага, появившегося в штольне, выкопанной осажденными под стеной («держись под стеной»). Кекавмен советует рыть не подкоп, а яму вплотную к стене, в которую и вступит враг, пройдя под стеною.

359. У Бека более пространно и вольно: Wenn er sich dann herausarbeiten will und verärgert auf deine Gegenanlage stösst— «Когда он захочет затем выбраться и, рассерженный, натолкнется на твое сооружение» (Beck. Vademecum. S. 65).

360. Кекавмен имеет в виду насыпь, сооружаемую с наружной стороны, которая позволила бы осаждающим сойти с нее на верх стены.

361. Перевожу это место вольно, так как περίπατος (букв, «прогулка», «хождение») имеет в данном месте значение, для которого в русском языке нет эквивалента. Слово означает место на верху стены, защищенное с наружной стороны бруствером и зубцами; там ходит стража (отсюда и название) и там находятся защитники стены во время вражеской осады.

362. Βοϊάνος — Бояна, крепость в Болгарии близ Софии (ныне пригород столицы), у подножия горы Витоша. Скилица называет ее Βοιών (Ιο. Scyl. P. 354.86). Согласно его сообщению, эту крепость в конце 1015 г. взял в результате осады полководец Василия II Ни-кифор Ксифия (Ibid. P. 354.85-87). Во время восстания Деляна, она, как видно, снова оказалась в руках болгар. О происхождении названия крепости существует три гипотезы: протоболгарская (Миков. Произход и значение на имената. С. 33, 111), славянская (Mladenov. Albanisch und Thraco-Illyrisch. S. 181 f.) и римская (Пет-канов. Географското име Бояна. С. 352-353). Вопрос остается открытым.

363. Бек, комментируя это место, счел необходимым оговориться, что он не настаивает безусловно на имени Михаила IV Пафла-гонянина (warscheinlich, handelt es sich um Kaiser Michael IV — Beck. Vademecum. S. 159, Anm. 51). Считаю это имя здесь единственно возможным. Известно, что из семи византийских императоров, носивших имя Михаила и живших до Кекавмена или в его время, военные действия, против болгар предпринимали четыре: Михаил I (811-813), Михаил III (842-867), Михаил IV (1034-1041) и Михаил VII (1071-1078). Однако Михаил I вел только оборонительную войну, терпел от болгар поражения и не отваживался на похо-

Комментарий

ды в их земли; Михаил III ограничился военной демонстрацией, послав армию к границам Болгарии и флот к ее берегам, чтобы заставить Бориса принять христианство от Византии, а не от Запада. Михаил VII подавлял восстание в Болгарии в 1071-1072 гг., но сам он не предпринимал похода в болгарские земли, а карательные экспедиции его полководцев охватили лишь области, на которых развернулось восстание (Македония). София и Бояна лежали вне этой территории. Напротив, именно Михаил IV лично возглавил карательный поход в Болгарию во время восстания Петра Деляна в 1040-1041 гг. Я не говорю уже о том, что у Кекавмена нет ни одного эпизода, относящегося к IX в. Данное свидетельство Кекавмеиа позволяет сделать заключение, что восстание 1040-1041 гг. охватило и район Софии. Ср. также: Attal. P. 10.5.

364. Триадица (Τριάδιτζα) — античная Σαρδική (Сердика, Сарди-ка) — византийское название Софии — см. Attal. P. 10.5: Σερδική τη νυν λεγομένη Τριαδίτζη — «на Сардику, ныне называемую Триади-цей»). Древняя Сердика была разрушена гуннами в 40-х годах V в. Вскоре после их ухода город был отстроен и получил новое наименование — Триадица. Об истории города см.: Кацаров. Принос към старата история на София; Он же. София в древността; Иванов. Средновековна София; Wilhelmg, Hochbulgarien II, Sofia.

365. Предводитель (έξάρχων). См. прим. 88.

366. Выражение ούτω καλούμενος — «так называемый» Кекавмен употребляет лишь применительно к именам негреческого происхождения.

367. Болгарское мужское имя Ботко и ныне встречается в Болгарии, но оно не зафиксировано в средневековых источниках. Упомянутый Кекавменом болгарский воевода, как и весь эпизод, нигде более не встречается. И. Дуйчев думает, что в этом месте копиисты ошибочно написали τ вместо ϊ и следует читать Βοΐκος (от слова «бой») (Duicev, рец. на кн.: Gy. Moravcsik, Byzantinoturcica, II. S. 133). Воинов решительно отверг эту конъектуру (Voj nov. Nouvelle édition. P. 129).

368. Мория (Μόρεια) — болгарская крепость, точне местоположение которой неизвестно. Васильевский считал, что ее идентификация пока вообще невозможна (Советы и рассказы // ЖМНП, ч. 215. С. 284). Г. Баласчев идентифицировал Морию с Сереем-Кале — в 25 км к северо-востоку от Ихтимана, на реке Мативир (Баласчев. Българите. С. 27-31). Эту гипотезу отверг П. Мутафчиев, который искал Морию в котловине Креджа, на южном берегу Ма-тивира (Мутафчиев. Серсем-кале и Мория. С. 165 и ел.). Г. Цанко-ва-Петкова поддерживает идентификацию Баласчева (Цанкова-Петкова. За похода на Василия П. С. 279-286). Известна печать XI

Советы и рассказы Кекавмена

в. εκ προσώπου Μωρ[...] καί Φιλιππουπόλεως; В. Лоран читает Μώρ[ας] и считает, что ее территория в момент чеканки печати входила в фе-му Филиппополя (Laurent. Documents. P. 129-130), ссылаясь на комментарий Д. Закифиноса к перечню провинций в хрисовуле Алексея III Ангела от 1198 г. Там упомянута Moras et Archridii (Jus, III. P. 561; см. также: ЕЕВЕ, XVIII, 1948. Σ. 60-62). Осада Мории Василием II может быть отнесена к 986 г., 1004 г. или 1015-1016 гг., когда император предпринимал походы на Софию, оставшиеся, однако, безрезультатными. Следует, видимо, предпочесть более раннюю дату (986 или 1004 гг.), поскольку в конце этого рассказа говорится, что «люди в крепости остались свободными и непобежденными», а после похода Василия Пв1015-1016гг. через два года вся Болгария была покорена. Цанкова-Петкова считает более приемлемым 986 г. (За похода на Василия II).

369. В рукописи φιλίππουπόλεως, у первых издателей — Φιλίππου πόλεως. Бек (по неясным причинам) решил, что речь идет не о Фи-липпополе, а о македонском городе Филиппы (Philippoi — Beck. Vademecum. S. 66). Филиппополь (иногда именуемый Кренидесом и Тримонтием — римск. «город, лежащий на трех холмах», совр. Пловдив) основан в IV в. до н. э. Филиппом Македонским, от имени которого и получил название, на месте древнего города Евмол-пиада. Во время римского господства был столицей провинции Фракия. В византийскую эпоху — один из крупнейших городов, входивший в фему Фракия или объединенную фему Фракии и Македонии. В окрестностях города и в самом городе с VII в. постоянно жило много славян, затем сюда были переселены армяне с целью укрепления обороны границы с Болгарией. Район Филиппополя в годы жизни Кекавмена и позже был известен как средоточие ересей массалиан, богомилов и павликиан, с которыми правительство и церковь вели борьбу (Kazarov. Über die Namen der Stadt Philippopel). Подробно история Филиппополя освещена в кн.: Aposto-lidos. Ή της Φιλιππουπόλεως ιστορία (впрочем, автор изображает историю города как историю чисто греческого центра вплоть до 1878 г. — см. рецензию М. Стоянова в ИП, г. XXI, кн. 3, 1965. С. 107-110). Современное имя города — образование от его фракийского названия Pulpudeva (Бешевлиев. Античната топонимия).

370. Имеется в виду Василий II Болгаробойца.

371. Насыпь имела, следовательно, деревянную основу, о чем говорилось в начале этого же параграфа.

372. Огнеметами (πυρεκβόλους). По-видимому, имеются в виду сифоны — приспособления для выбрасывания так называемого «жидкого» («греческого») огня — особой смеси из смолы, нефти, селитры и серы (см. описание этого оружия в «ТактикеЛьва» — PG,

Комментарий

t. 107, col. 1008 C-D), которую с конца VII в. византийцы с успехом применяли в военных целях. Главное употребление «греческий огонь» находил на военных судах: византийские военные корабли были оборудованы специальными сифонами, через которые самовоспламеняющаяся смесь выбрасывалась на суда врага. Применялся «греческий огонь» и против осадных машин врага при обороне крепостей и городов, как и при осадах (забрасывался осаждающими в город или крепость, чтобы вызвать пожары). Это было для того времени грозное оружие, секрет которого тщательно охранялся. Оно не раз приносило византийцам победу в войнах с арабами и русскими. Однако, согласно данному свидетельству Кекавмена, в X в. секрет его изготовления был известен болгарам и они применяли это оружие против самих византийцев. (См. о «греческом огне»: Zenghelis. Le feu grégois. P. 265. Конст. Багр. Об управ, имп. С. 56.73-58.103; там и библиогр. - С. 342-343). В 986 г. под Софией болгары сожгли осадные сооружения Василия II. Вероятно, и здесь дело не обошлось без применения «греческого огня».

373. Люди крепости (οι του κάστρου). Бек переводит: die Leute im Lager — «люди в лагере» (Beck. Vademecum. S. 66), что не соответствует тексту.

374. В тексте лакуна, ничем не отмеченная в рукописи. Первые издатели заключили, что лакуна содержит название города, и высказали на этот счет интересное соображение. Они полагают, что последнее слово заголовка к параграфу 82 (έτερον ιστορία — «другая история») перенесено туда переписчиком из текста и искажено. Действительно ιστορία не согласовано в роде с определением (в других подобных случаях согласование выдержано — ср. Приложение № 1, заг. № 245, 246). Кроме того, первые издатели указывают, что слово κάστρον («крепость») в тексте четырьмя строками ниже употреблено без артикля, как имя собственное — μετά των πολιτών κάστρου («с жителями крепости»), и поэтому, считают они, именем города могли быть или Καστοριά (город Кастория в Южной Македонии, действительно захваченный Симеоном в 919 г.) или Καστ-ρίον (город, упоминаемый в источниках XIV в.), или, наконец, Κάστρο(ν) (Васильевский. Советы и рассказы // ЖМНП, ч. 215. С. 285-286). Однако вопрос остался открытым. Лемерль расценивает гипотезу первых издателей как маловероятную (Lemerle. Prolégomènes. P. 57). Действительно, ошибок, еще более грубых, в рукописи очень много, и основываться на них было бы слишком опрометчиво.

375. Симеон — болгарский царь (893-927). Вел длительные войны с Византией за преобладание на Балканах, мечтал об основании славяно-греческой державы с центром в Константинополе.

Советы и рассказы. Кекавмена

Описанный здесь эпизод не известен по другим источникам. Известно, что в 918 г. Симеон совершил поход в Грецию, дойдя до Коринфа (о датировке см.: Ostrogorsky. Gesichichte. S. 220 und Anni. 1). К этому времени, по всей вероятности, и следует относить описанное Кекавменом событие. Лишь у него сказано, что в походе в Грецию участвовал сам болгарский царь, на что обратил внимание еще М. Дринов (Дринов. Нов паметник. С. 634).

376. Симеон во время войн с византийцами присвоил себе титул βασιλεύς των Βουλγάρων και των 'Ρωμαίων — «василевс болгар и ρο-меев», претендуя на господство над землями империи, что вызвало острую дипломатическую борьбу между болгарским и константинопольским дворами. Византийцы не признавали нового титула болгарского царя. Кекавмен называет Симеона «архонтом» и «тираном». Τύραννος — термин, обозначавший обычно правителя, захватившего власть вопреки законным основаниям. Византийские авторы в Χ-ΧΙ вв. часто употребляли его в отношении мятежников против законного императора. Иногда, как и в данном месте, по мнению Дж. Баклер, это слово означает попросту иноземного правителя (Buckler. Anna Comnena. P. 286-287). Вполне возможно, однако, что и Кекавмен вкладывает в этот термин пейоративный смысл.

377. «с жителями крепости» (μετά των πολιτών κάστρου). См. прим. 373, 374.

378. Согласно сообщению Продолжателя Георгия Амартола, Алексей Комнин овладел Константинополем после того, как его воины, проникнув в город, обрубили топорами засовы ворот {Georg. Amari. Cont. P. 900. 20-22). Ср. о том же: Io. Scyl. P. 373. 28-30.

379. Антиохия на реке Оронте в Северной Сирии (часто называемая, как łi здесь, «Великой» в отличие от «Малой» в Малой Азии, на реке Меандре) — один из древнейших и крупнейших городов древнего и средневекового Востока. Основана в IV в. до н. э. Се-левком Никатором и названа им в честь своего отца Антиоха, полководца Филиппа Македонского. Уже в первые века нашей эры Ан-тиохия стала важнейшим экономическим, политическим и культурным центром в пределах Восточноримской империи. Император Юлиан Отступник (361-363) даже избрал его своей резиденцией. На Востоке, где этот город звали «Великим градом Божьим» (Θεούπολις), были убеждены, что если падет Антиохия, то падет и Константинополь (Розен. Император Василий Болгаробойца. С. 260). С V в. Антиохия стала резиденцией одного из патриархов восточноправославной церкви (Антиохийская патриархия). Во время длительных войн Византии с Персией персидские цари стремились овладеть Антиохией. В 540 г. персидский царь Хосров I

Комментарий

Ануширван (см. прим. 380) взял и разрушил Антиохию (Downey. The Persian Campaign in Syria in a. d. 540. P. 340-348). Об этом и рассказывает Кекавмен, излагая ход дела весьма близко к тому, что сообщает современник событий Прокопий Кесарийский (Ргосор. Caesar., I. Р. 186.10-187.11). Юстиниан I восстановил город, и Антиохия скоро снова стала центром восточных провинций. В 636 г. город захватили арабы и владели им до 969 г., когда Антиохию возвратил Византии полководец Никифора II Фоки Михаил Вурца. В 1084/85 г. город опять был потерян — на этот раз навсегда, — он оказался во власти турок-сельджуков.

Специально рассматривая вопрос об источниках труда Кекавмена, Баклер пришла к выводу, что Кекавмен не был знаком с сочинением Прокопия, а пользовался либо каким-то другим источником, либо устной народной традицией (Buckler. Authorship. P. 19), поскольку у Прокопия говорится о множестве жертв, которыми сопровождалось овладение городом, а Кекавмен сообщает о бескровном (άναιμωτί) захвате города Хосровом (Buckler. Writings Familiar. P. 133-134).

Но выражение άναιμωτί у Кекавмена — и здесь и в других местах (см. чуть выше — об овладении Симеоном «городом в Элладе») — отнюдь не означает, что при падении города среди местного населения вообще не было жертв: наш автор хочет сказать, употребляя это слово, что само овладение укреплениями города обошлось без сопротивления, без пролития крови их защитников. Так же переводит и Цукаракис (Κεκαυμένος. Στρατηγικόν. Σ. 122). Бартикян считает бесспорным, что Кекавмен был знаком с описанием этого эпизода Прокопием (Бартикян. Некоторые замечания. С. 76). Цукаракис полагает, впрочем, что у Кекавмена идет речь об овладении Антиохией Хосровом II (590-628) в 613 г. (Κεκαυμένος. Στρατηνικόν. Σ. 122, σημ. 7)!

380. Хосров I Ануширван (531-578/79) — царь Ирана. Вел длительные войны с Византией за господство в Малой Азии, на Кавказе и в Сирии. В 532 г. Юстиниан I заключил с ним «вечный мир», который, однако, был нарушен Хосровом в 540 г. Во второй войне с Византией, начатой в 540 г., Хосров достиг успехов не только в Сирии, но и в Ивирии, Армении и Лазике. Юстиниан I согласился на уплату дани персам. Лишь в 562 г. с Хосровом был заключен мир на 50 лет, и персидская опасность была временно устранена. В правление Хосрова I Сасанидский Иран достиг вершины своего могуще-i ства. Ср. толкование эпизода Бартикяном и предлагаемые им в связи с этим конъектуры (он полагает, что Антиохия была взята из-за ее несовершенных укреплений и поэтому предлагает рассматривать первую фразу как вопросительную: «А Антиохия Великая бы-,

Советы и рассказы Кекавмена

ла сдана [врагу] не из-за ее ли мнимых укреплений?» — Бартикян. Некоторые замечания. С. 76). Но эпизод с Антиохией Кекавмен приводит как иллюстрацию не недостатка укреплений, а опасности от небрежностей и неготовности противостоять случайностям.

381. Здесь Кекавмен употребил этникон «персы» в его прямом значении (ср. С. 170 и прим. 192).

382. «по проходу на верху стены» (τφ περιπατώ). См. прим. 361.

383. Недавно (νεωστί). Как установил А. Грегуар, Димитриаду арабы брали в 897 г., за семь лет до захвата и разграбления Фесса-лоники арабским пиратом Львом Трилолийским (Grégoire. La vie de samt Biaise d'Amorium. P. 403). Однако слово νεωστί мешает признать эту датировку безусловно относящейся к рассказу Кекавмена: даже события всего 25-30-летней давности он уже называет «древними» (см. прим. 588 и 824). Кроме того, известно, что арабы совершали нападения на города Греции и в X и в XI в., в том числе на ее восточные берега. Например, в 90-х годах X в. они разграбили лежащий близ Афона о-в Гимнопелагисий (Lama, \. № 12; см. Ост-рогорски. Сербское посольство к императору Василию II. С. 15-29; Ostrogorsry. Une ambassade serbe de l'empereur Basil II. P. 187-194). В 20-х годах XI в., при Константине VIII (1025-1028), и в 1032/33 г. они совершили набег на Киклады и побережье Греции (Io. Scyl. P. 373.10-12; 397.44-45). В 1035 г. африканские и сицилийские арабы напали на Киклады и побережье Фракисийской фемы (Ibid. Р. 398.75-76). Лемерль полагает, что во время одного из этих набегов арабы и захватили Димитриаду, о чем и пишет Кекавмен (Lemerle. Prolégomènes. P. 69-70). Цукаракис датирует эпизод 1030-1040 гг. (Κεκαυμένος. Στρατηγικόν. Σ. 122-123, σημ. 8). Я. Фер-луга склонен относить это событие даже к 50-60-м годам XI в. (Ферлуга. Кекавмен. С. 189). По мнению Лемерля, все изложение Кекавмена свидетельствует о том, что наш автор услышал об этом событии от очевидца (Lemerle. Prolégomènes. P. 69), а Баклер даже полагает, что Кекавмен сам и был очевидцем (Buckler. Authorship. P. 16).

384. Агарянские (от агаряне — Άγαρηνοί) (ср. «исмаилиты» — прим. 166), т. е. «происходящие от Агари» — рабыни, родом из Египта, наложницы патриарха Авраама, родившей ему сына Исма-ила. После рождения у Авраама сына Исаака от законной жены Сарры Агарь и Исмаил были прогнаны и ушли на юг Палестины (Быт. 16, 21, 25). Исмаил будто бы и стал родоначальником арабского народа. Дело осложняется, однако, тем, что в византийских источниках название Άγαρηνοί с XI в. стало прилагаться также к туркам-сельджукам (Moravcsik. Byzantinoturcica, II. S. 55), которые после битвы при Манцикерте (1071 г.) овладели огромными терри-

Комментарий

ториями в Малой Азии и в конце 70-х годов XI в. вышли к Эгейскому морю. К 90-м годам они имели уже значительный флот. Можно допустить, что в конце 60-х — начале 70-х годов отдельные турецкие суда уже могли заниматься разбоем в Эгейском море. Не они ли напали на Димитриаду? В таком случае слово νεωστί (см. прим. 383) нашло бы легкое объяснение.

385. «Первый час дня» соответствовал по византийскому измерению времени семи часам утра (Grumel. La Chronologie. P. 163).

386. Византиец (Βυζάντιος), т. е. «житель Византия», как византийские авторы, архаизируя, нередко называли Константинополь, построенный Константином I на месте древнего Византия (милетская колония, основанная в VII в. до н. э. — см.: Gerland. Byzantion und die Gründung der Stadt Konstantinopel; Janin. Constantinople byzantine; Dagron. La naissance de la capital). «Византиец» Ной (см. прим. 387), следовательно, — константинополец, получивший в управление Димитриаду, может быть, начальник ее гарнизона. Кекавмен называет Димитриаду в этом отрывке хорошо укрепленным городом, в эпизоде же с Лютовоем (см. с. 190) говорит, что ее укрепления обветшали и прибывший в город Лютовой должен был приводить оборонительные сооружения в порядок. Нельзя ли в этом обстоятельстве усмотреть некоторую опору для датировки, а именно, что захват арабами города произошел после восстания Деляна, т.е. после 1040-1041 гг., когда Димитриада снова была укреплена ?.

387. Ной (Νώε) — редко встречающееся в византийских источниках имя (в честь библейского Ноя).

388. Владения (κτήματα). В деловых документах того времени этим термином обозначаются обычно недвижимые владения. Следовательно, Ной стремился, используя служебное положение, вопреки существующим законам, приобрести или расширить свои владения, находящиеся по месту его службы (он — константинополец, а служил в Димитриаде). Процесс превращения местного чиновничества в провинциальную землевладельческую знать был весьма характерен для XI в., и данное место из труда Кекавмена совпадает с данными других источников.

389. Правитель (δυνάστης) — довольно неопределенный термин: «могущественный человек», «правитель», «обладатель большой власти». Здесь, по всей вероятности, — высшее должностное лицо в городе.

390. Сарацины (Σαρακηνοί) — еще одно название для арабов в византийской литературе (ср. прим. 166 и 385). Оно стало прилагаться и к туркам-сельджукам (Moravcsik. Byzantinoturcica, II. S. 268).

391. «итак, поторговав немного» (Πραγματευσάμενοι ούν... ολίγον).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.