Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И принятые в данном издании 4 страница



100. О том, что враг, каков бы он ни был, заслуживает не презрения, а изучения, говорится и в «Тактике Льва» (PG, t. 107, col. 1017 С, 1020 D, 1060 C-D).

101. Невозмутим (ασκυλτος). Перевожу согласно словарю С. Византиоса (Βυζάντιος, Λεξικόν της ελληνικής γλώσσης, s. v.), где ασκυλτος - ανενόχλητος — «невозмутимый». Бек переводит — kein Zauderer («не медлящий», «решительный» — Beck. Vademecum. S. 34). Может быть, ασκυλτος — синоним встречающегося в «Тактике Льва» эпитета ατάραχος, имеющего то же значение (PG, t. 107, col. 689 А).

102. «зачем двинулся на страну врага (πολεμίαν)». Бек перевел: warum bist du dann in den Kampf gezogen? — «зачем ты тогда выступил на войну?» (Beck. Vademecum. S. 34), но πολέμια («вражеская страна») имеет еще только одно значение — «вражеское войско» (см. С. 150.4 и прим. 93).

103. У Бека описка: tollkühn — «храбрый» вместо «трусливый» (δειλός) (Beck. Vademecum. S. 35).

104. Кекавмен имеет в виду стратегиконы античных и византийских авторов. Подробно о построении армии рассказано, например, в «Стратегике императора Никифора» (С. 12-15 и ел., 34-37).

105. О необходимости сообразовывать характер боевого построения с военными привычками каждого враждебного народа говорится и в «Тактике Льва» (PG, t. 107, col. 677 D, 956 А-957 С, 964 С). Ср. Spadaro. Note testuali. P. 933-934.

106. Под словом «ромейский» ('Ρωμαϊκή) здесь можно понимать не только «византийский», но и «римский». Однако и в «Тактике Льва» говорится, что наилучшим является построение византийского войска (PG, t 107, col. 948 С). По сообщению Пселла, Василий II строил войско то в соответствии с военной наукой, то сообразуясь с условиями места и времени. За нарушение строя он жес-

Советы и рассказы Кекавмена

токо карал ослушников (Psellos, I. Р. 21. 1-10). О термине «ромей» см. прим. 165.

107. Такой же совет дается и в «Тактике Льва» (PG, t. 107,

col. 944 D).

108. πρόνοιαν. Поскольку этот термин встречается в византийских источниках XI в. в техническом значении — императорское пожалование иод условием несения службы (этого значения он не имеет ни здесь, ни еще в двух местах — см. 194.8 и 312.30), постольку следовало бы, по мнению Хр. Ханника (Hannick, рец. на «Советы и рассказы». Р. 47), специально подчеркнуть это обстоятельство, так как Г. Острогорский в одной из своих работ упомянутое значение этого понятия у Кекавмена усмотрел (Острогорскиј Г. Проноја. Прилог историји феудализма С. 16).

109. Твои люди — οι οικείοι (букв, «собственные»). В литературе того времени этот термин означал обычно приближенных лиц, родственников, домочадцев и слуг императора или знатного и богатого человека. Иногда он имел также значение «помощники», которые напоминали западных вассалов. Здесь οικείοι равнозначно, по моему мнению, понятию «твои воины» (Verpeaux. Les oikeioi. P. 89-99).

НО. В рукописи здесь нет ни абзаца, ни заголовка. Следуя содержанию, я выделил вторую часть параграфа рукописи в особый раздел, озаглавленный мною «Об устройстве лагеря».

111. Лагерь (κατοϋνα) — слово, по-видимому, италийского (cantone — место, район, округ) или латинского происхождения, широко распространенное до сих пор на Балканском полуострове и вошедшее в разных формах в славянские языки, а также в валашский (румынский), венгерский и простонародный греческий. В страте-гиконах оно означало обычно «воинский стан», «лагерь». Так я понимаю это слово и здесь. Иногда оно имело значение «палатка», «снаряжение воина» (Kolias. Περί άπλήκτου. Σ. 149; Moravcsik. A magyar szókines görög. P. 273). Бек перевел: Zelt — «палатка» (Beck. Vademecum. S. 36), что, на мой взгляд, в данном случае подходит меньше, чем «лагерь». Впоследствии, в XII—XV вв. (и до сих пор), слово κατοϋνα стало означать преимущественно «стан», «кочевой лагерь» скотоводов (Horger, Katona. P. 334-337). Об устройстве римско-византийского лагеря см.: Grosse, Das römisch-byzantinische Marschlager. S. 90-121. О византийском лагере в стратегиконе конца X в. см.: Кулаковский, Византийский лагерь конца X в. С. 63-90.

112. Первые издатели неуверенно предложили οχυρούς («укрепленных») заменить на ευρύχωρους («просторных») (Cec. Strat. P. 17) или ως («как») на εις («на», «в»). Лемерль считает, что οχυρούς нельзя сохранить и, может быть, следует принять и ту и другую поправку (Lemerle, Prolégomènes. P. 101). От исправления οχυρούς удержи-

Комментарий

вает употребление этого же слова на следующей строке, о чем ни первые издатели, ни Лемерль не упоминают (см. прим. 113). Я принимаю только вторую конъектуру, так как в «Тактике Льва» сказано: Εν δε τφ του πολέμου καιρώ δέον σε εις οχυρούς τόπους τα απλικτα έπινοεϊν — «Во время же войны должно, чтобы ты помышлял о стоянке в укрепленных местах» (PG, t. 107, col. 804 A, cf. 797 D). Об όχύρωμα в смысле естественно, природой защищенное место см. Dagron (avec collabor. des collègues). L'organisation et le déroulement des courses. P. 227.

113. То же слово — οχυρούς («укрепленных»). Ср. прим. 112.

114. Ср. о том же в «Тактике Льва» (PG, t. 107, col. 773A).

115. άπλίκευε — от. лат. applico — «располагать» — технический термин стратегиконов и византийских актов, передающий понятия расквартировки, расположения и постоя (απληκτος) войска или чиновников. См. Bartusis. State Demands. P. 121 f.

116. Древние авторы (οι αρχαίοι) — не обязательно «античные»: Кекавмен употребляет это определение нередко и по отношению к событиям едва пятидесятилетней давности (см., например, с. 280.4) и мог здесь иметь в виду стратегиконы X в. Действительно, в «Тактике Льва» рассказывается о том, как нужно выбирать место для лагеря, когда менять место его расположения из гигиенических соображений и т. д. (PG, t. 107, col. 793 Α-B; Buckler. Writings Familiar.P. 141). Словами οι αρχαίοι открывается синтаксически неумело построенная, тяжелая фраза, в которой Кекавмен стремится кратко суммировать рекомендованные «древними» правила устройства лагеря. Я вынужден для лучшего понимания текста вставить в скобки отсутствующие в тексте слова.

117. См. о том же в «Тактике Льва» (PG, t. 107, col. 857А).

118. См. о том же «Тактику Льва» (PG, t. 107, col. 932 Α-B).

119. Фраза «чтобы... нападения» (Ίνα — εφοδον) пропущена в переводе Бека (Beck. Vademscum. S. 36).

120. Смертная казнь — κεφαλική τιμωρία. Под этим выражением (см., например, «Тактику Льва», где κεφαλική τιμωρία приравнена к εσχάτη τιμωρία — «крайняя степень наказания» (PG, t. 107, col. 764 В—С), имеется в виду обычно смертная казнь (см. также: Vari. Zur Überlieferung mittelgriechischen Taktiker. S. 84, 86, 87). Cp. την κεφαλικήν απόφασιν — «смертный приговор» (Attal. P. 315.8).

121. Ср. приписываемый Диону Римлянину (Кассию) совет: «Разрешай с безопасностью свободу речи каждому, кем бы он ни был» (Семенов. Древняя русская Пчела. С. 18).

122. Подобный совет дается стратигу и в «Тактике Льва» (PG, 1.107, col. 692 В, 696 А-697 D). Специально об этом см.: Кучма, Методы морально-политического воздействия. С. 106. Ср., впрочем:

Советы и рассказы Кекавмена

Сирах 6, 6: «Живущих с тобою в мире да будет много, а советчиком твоим — один из тысячи».

123. Дань — πάκτα (от лат. pactum — «договор»). О термине πάκτον в значении «дань», «контрибуция» или «договор» ведутся длительные споры. Согласно другому пониманию, в данном случае можно перевести: «вступить в договор» (см.: Ангелов, История на Византия, I. С. 250, бел. 28). Я предпочитаю «дань», так как в противном случае будет тавтология («мир заключить» — «в договор

вступить»).

124. См. о том же «Тактику Льва» (PG, 1.107, col. 976 А, 1017 С,

1020 D, 1060 C-D).

125. ασκυλτον. Ср. С. 166.3 и прим. 101. Здесь Бек переводит: du nicht in Unruhe gerätst — «ты не будешь охвачен беспокойством» {Beck. Vademecum. S. 37).

126. Кекавмен не видит никакой пользы в спасении жизни полководца ценой гибели войска. См. с. 164.21, где автор утверждает, что для полководца лучше доблестная смерть, чем позорная жизнь. Ср. возражения: Spadaro. Note testuali. P. 934-935.

127. См. ту же мысль в «Тактике Льва» (PG, t. 107, col.689 C-D). Ср. Мф. 10, 29: «И ни одна из них (птиц) не упадет на землю без воли Отца вашего».

128. К инициативе и изобретательству соответственно требованиям конкретной обстановки призывается стратиг и в «Тактике Льва» (PG, 1107, col. 896 А—В; Кучма, Методы морально-политического воздействия. С. 102-103).

129. πρέσβεις или αποκρισιάριοι — «послы», «посланцы»; «парламентеры». См. о них: Emerceau, Apocrisiaires et apocrisiarat. P. 289-297; 542-548.

130. Бек снова переводит κατουνα как «палатка» вместо «лагерь» (Beck. Vademecum. S. 39).

131. У Бека недосмотр: вместо «будут превозносить тебя» (μεγ-αλύνουσί σε) — sie werden... sie rühmen, т. e. «они будут их (дары) хва-лигь» (Beck. Vademecum. S. 40).

132. В «Тактике Льва» проводится мысль, что дисциплина тем выше, чем более любим стратиг своими подчиненными (PG, t. 107, col. 684 С, cf. col. 764-768, 908 В-С, 1016. См.: Кучма, Состояние дисциплины в византийской армии. С. 124-127; Он же, Методы морально-политического воздействия. С. 101-118).

133. «так как они не уточнили — как или каким образом» (διότι ουκ έδωκαν άπόφασιν πώς η ποίω τρόπω). Бек переводит: weil sie ihre Behauptung nicht näher bestimmt haben — «так как они не уточнили своего утверждения» (Beck. Vademecum. S. 40). И все-таки эта фраза кажется темной. Непонятно, что имеет в виду Кекавмен: то ли

Комментарий

степень страха и любви, которые стратиг должен внушать, то ли он намекает на способы, какими это достигается. Неясно и то, подразумевается ли какое-либо различие между отделенными союзом ή («или») наречиями πώς («как», «каким образом») и ποίω τρόπφ («каким образом») или же это синонимы? Ниже (см. С. 160.21-22) Кекавмен хвалит стратига, которого и любят и боятся.

134. Призыв к стратигу не брать взяток и творить правый суд содержится и в «ТактикеЛьва» (PG, 1107, col. 680 D, 681 Α-D, 1016 Α-D, 1028 D, 1032 C, 1036 D).

135. Призывая стратига быть справедливым к воинам и заботливым, Кекавмен, имеет в виду, конечно, тот произвол, который тогда вершили над своими воинами стратиги. См., например: Io. Scyl. II. P. 410.15-19. Об этом же: Кучма, Методы морально-политического воздействия. С. 105.

136. Давид — царь Израиля, правил предположительно в 1010-975 гг. до н. э. Чтится христианской церковью как пророк: ему приписывается значительная часть псалмов, вошедших в Библию.

137. Константин Великий, или Константин I, — римский император (324-337), выстроивший на месте древнего Византия Константинополь и перенесший сюда, на Восток, столицу Римской империи (330 г.). Константин принимал меры, направленные на утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Церковь причисляет Константина к лику «равноапостольных» святых.

138. Эпарх (о έπαρχος της πόλεως) — имеется в виду эпарх Константинополя, высшее гражданское должностное лицо столицы с 359 г. («отец города», как о нем тогда говорили). Эпарх ведал всей хозяйственной жизнью столицы, контролировал ее снабжение, ремесла и торговлю, внутреннюю и внешнюю; был ответствен за охрану жизни и имущества горожан, являясь высшей властью над полицейскими силами Константинополя. Ему же были подчинены и тюрьмы города. Окрестности Константинополя на сто миль в окружности также были подвластны эпарху. О хозяйственной власти эпарха свидетельствует так называемая «Книга эпарха» (см.: «Византийская книга Эпарха»). Во времена Кекавмена роль эпарха еще оставалась очень важной; она стала падать лишь к концу XI столетия. Михаил Пселл называл пост эпарха «царской властью, лишенной только порфиры» (βασιλείας δε αυτή αρχή, ει μη όσον απόρφυρος) (Psellos, Ι. Ρ. 30. 2-4). См. Успенский. Константинопольский эпарх. С. 79-104.

139. Сообщение Кекавмена не точно. Бек (Beck. Vademecum. S. 155, Anni. 25) указывает на легенду, содержащуюся в одном из наиболее известных «Чудес св. Николая» (Praxis de tribiisstratilatis, —

Советы и рассказы Кекавмена

см. Annal. Hagios Nikolaos. S. 67-96), но там речь идет не об эпархе, а о префекте претория Аблабии, занимавшем этот пост в 329-337 гг. (Каждан. К вопросу. С. 160).

140. Отмечаю нейтральный, общий смысл глагола εύεργετήσαι («облагодетельствовать»), который Г. Цанкова-Петкова склонна толковать в смысле наделения бедняка землей со стороны знатного лица (Цанкова-Петкова. Югозападните български земи. С. 604). Ср. С. 218.1, прим. 521. В «Тактике Льва» говорится, что стратиг должен быть богатым, чтобы он мог оказывать помощь бедным воинам, причем разумеется отнюдь не наделять их землей (PG, 1.107, col. 688 С, 689 А, 1041 В, 1044 С; Кучма. Методы морально-политического воздействия. С. 105-106).

141. Одобрит - αποδέξεται. Ср. С. 170.21, прим. 203. С. 274.11, прим. 670.

142. См. о том же в «Тактике Льва» (PG, 1.107, col. 697 А).

143. Кекавмен имеет в виду знаменитого Пирра II Эпирского — царя Эпира (род. ок. 318 г. до н. э. — ум. в 272 г. до н. э.), прославившегося борьбой с римлянами.

144. Ηπειρώτης (Эпирский). См. прим. 775.

145. Имеется в виду знаменитый Ганнибал, сын Гамилькара Барки, живший в 247-183 гг. до н. э.

146. Καρχηδόνιος (Карфагенский) от Καρχηδών (Карфаген). Город в Африке, на южном берегу Средиземного моря, близ современного Туниса, основанный, по преданию, в 814 г. до н. э. финикийцами, знаменитый враг Рима в ΙΙΙ-ΙΙ вв. до н. э.

147. Имеется в виду Публий Сципион Эмилиан Африканский Младший (род. в 185 — ум. в 129 г. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, взявший и разрушивший Карфаген в конце третьей Пунической войны (146 г. до н. э.).

148. Велисарий (жил в 494-565 гг.) — знаменитый византийский полководец во время царствования Юстиниана I (527-565). Основные сведения о Велисарий сообщает бывший секретарь и советчик полководца, участник его походов — византийский писатель Прокопий Кесарийокий: см. его сочинения «Война с готами», «Война с вандалами», «Война с персами» (Ргосор. Caesar. I-III). О войнах Велисария в Италии см.: Удальцова. Италия и Византия. С. 255-390, литературу см. также: Moravcsik. Byzantinoturcica, I. S. 489-500. Я считаю, что написание имени полководца в нашей рукописи (Βουλησάριος) подверглось искажению переписчиками. Кекавмен не мог не знать звучание имени своего древнего коллеги. Мы принимаем написание Βελισάριος, как оно дано Прокопием Ке-сарийским.

149. Согласно «Тактике Льва», стратиг должен был превосхо-

Комментарий

дить всех в четырех добродеталях: в благоразумии (φρονήσει), храбрости (ανδρεία), справедливости (δικαιοσύνη) и целомудрии (σωφροσύνη) (PG, t. 107, col. 680 D). Cp. C. 304.17 и прим. 917.

150. Ср. изречение, встречающееся в «Пчелах»: Αίροΰ καλώς τε-θνάναι μάλλον ή ζην αίσχρώς — «Считай предпочтительней доблестную смерть постыдной жизни» (Семенов. Древняя русская Пчела С. 407).

151. Советы Кекавмена о том, каким должен быть стратиг, во многом совпадают с описанием примерного стратига в «Тактике Льва» (PG, t. 107, col. 680 D, 685 С, 688 C-D, 689 A, C-D, 692 А, 1016 Α-D; Buckler. Writings Familiar. P. 141).

152. Согласно данному выражению Кекавмена, тараны и прочие осадные орудия сооружали те древние авторы, которые описали их в своих стратегиконах. Это, разумеется, оговорка или результат неумения выражать свои мысли: Кекавмен, конечно, знал, что отнюдь не все авторы стратегиконов сами были полководцами.

153. Таран (κριός — букв.: «баран», поскольку торцу бревна тарана, окованному металлом, часто придавали вид бараньей головы). О действии тарана см.: Anna, III. P. 95.4; Анна. С. 344, прим. 1313 (здесь и литература).

154. Как ранее, так и здесь и в последующем Кекавмен призывает стратига к инициативе, к действиям, диктуемым не застывшими канонами военной науки, но особенностями данного момента. Этот прогрессивный принцип проводится уже в «Тактике Льва» (см., например: PG, t. 107, col. 896 Α-B; Buckler. Writings Familiar. P. 141-142).

155. Слова «или преследовать противника, или напасть на него» (είτε του διώξαι είτε του έπιτέσθαι τοις πολεμίοις) пропущены в переводе Бека (Beck. Vademecum. P. 44).

156. Эта фраза заставляет предполагать, что нашему автору не доводилось командовать большой армией, когда полководец лишен возможности знать храбрецов каждого отряда. По-видимому, здесь, говоря о «стратиге», Кекавмен имеет в виду не полководца столичных тагм или крупной фемы, а предводителя войска небольшой провинции. Ср. прим. 54.

157. Снова то же слово ασκυλτος — «невозмутимый» (ср. прим. 101 и 125), означающее выдержку, спокойствие, присутствие духа. Бек здесь переводит, пытаясь передать смысл слова целым выражением: ohne darüber scheel angesehen zu werden — «Не вызывая в том зависти» (Beck. Vademecum. S. 44).

158. Огни (φλάμουλα — греческая транскрипция заимствованного из латинского слова flammula, букв.: «огонек», «маленький костер», а также «воинский знак», «штандарт», «знамя»). В стратеги-

Советы и рассказы Кекавмена

конах flammula имеет обычно это последнее значение. Свои знамена, значки и штандарты имело каждое мелкое и крупное подразделение византийского войска (см. «Стратегика императора Ники-фора»·. С. 14.33; Grosse. Die Fahnen. S. 359—372). Описанную Кекав-меном хитрость советует применять и «Тактика Льва» (PG, t. 107, col. 720 A squ., 821 В squ., 840 А; см. об этом: Кучма. Методы морально-политического воздействия. С. НО). Столетием с четвертью позже времени жизни Кекавмена дож Дандоло спас остатки разгромленного болгарами под Адрианополем войска латинян, приказав ночью разжечь многочисленные костры, а затем бесшумно покинуть лагерь (Me. Chon. P. 617.64-70).

159. Об уважении к послам врага говорится и в «Тактике Льва» (PG,t. 107, col. 916 А, 1021 D).

160. καινοτομία - здесь явно «убыток», «расход».См. прим. 5.

161. Кекавмен — сторонник оборонительной тактики, которая в основном в период его жизни, между концом царствования Василия II и воцарением Алексея I (с 1025 по 1081 г.), была официальным курсом внешней политики ослабевшего Византийского государства. К оборонительной тактике призывает уже «Тактика Льва» (PG, t. 107, col. 692 D, 693А; см.: Кучма. Методы морально-политического воздействия. С. 103).

162. Твоей страны (της χώρας σου). Слово χώρα («страна», «область») многозначно. Ниже (см. с. 314. 15.316.2). Кекавмен обозначает этим словом и собственную землю топарха — иноплеменного князька, и завоеванные империей земли [см. об этом: Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. P. 79, n. 4; ср. Арутюнова-Фиданян В.А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994. С. 43 ел.; Она же. К вопросу о конеп-ции контактной зоны (По поводу статьи В.П. Степаненко) // ВВ, 59(84). С. 71-74. Ср. Степаненко В.П. Армяне-халкидониты в истории Византии XI в. (По поводу книги В.А. Арутюновой-Фида-нян) // ВВ, 59(84), 2000. С. 52-5]. Здесь, однако, Кекавмен имеет в виду подчиненную стратигу в силу его служебного положения провинцию, а не собственную землю стратига. Выплата соседним, враждебным империи, народам денег широко практиковалась со времени Константина VIII (1025-1028), особенно при Константине IX Мономахе. Затрата стратегом на эти цели каких-то казенных сумм, по-видимому, иногда не была предосудительной. Впрочем, для второй половины XI в. вполне возможно, что стратиг обладал в подвластной ему провинция и собственными землями.

163. Кекавмен имеет в виду как оправданные законом сборы и реквизиции с населения в пользу войска, так и мародерство солдат. Особенно большие масштабы грабеж населения своим же войском

Комментарий

принял как раз в годы жизни Кекавмена, когда в составе византийской армии всё больший удельный вес приобретали наемники (см. прим. 206). О грабежах, творимых «своим» войском при его передвижениях по провинциям, византийские авторы свидетельствуют также весьма часто. Призывает щадить местное сельское население во время похода и «Тактика Льва», где несколько раз повторяется мысль о содружестве воина с земледельцем: крестьянин кормит воина, а воин защищает его (PG, t. 107, col. 768 В-С, 772 В-С, 796 А, 996 С, 1000 С, 1069 C-D; см. также: Кучма, Методы морально-политического воздействия С. 104).

164. Снова «в твоей стране» (της χώρας σου), но здесь еще более определенно речь идет о подчиненной стратигу пограничной феме (ср. прим. 162). Случаи поселения на территории Византии соседних племенных архонтов на условиям принятия подданства, уплаты налогов и несения военной службы были в XI в. неоднократными. Однако, по данным других источников, земля при этом предоставлялась иноплеменникам в результате их специального соглашения с императором, а не со стратегом фемы. Скорее всего Кекавмен имеет в виду, что первоначально договоренность (с последующим ее оформлением в Константинополе) достигалась между архонтом-иноземцем и стратигом пограничной фемы, который, видимо, обладал в подобных делах правом инициативы.

165. Ромеи ('Ρωμαίοι), т. е. римляне (от 'Ρώμη — Рим) — так обычно звали себя византийцы, рассматривавшие свое государство как непосредственное продолжение Римской империи. Русская транскрипция — «ромеи» в приложении к византийцам является условной. Она утвердилась в историографии лишь в последние полвека (Литаврин. Геополитическое положение. С. 17-25. Здесь и литература).

166. Исмаилиты (Ίσμαηλίται) — наименование, нередко дававшееся христианскими авторами арабам, так как они заселяли земли, где, согласно Библии, некогда жили потомки Исмаила (Ισμαήλ), сына патриарха Авраама и его служанки Агари (поэтому византийцы называли арабов также «агарянами» — см. прим. 384). Название «исмаилиты» впоследствии было перенесено и на турок и означало «мусульмане».

167. Египет — имеется в виду бывшая византийская провинция со столицей в Александрии (см. прим. 926), охватывавшая оба берега Нила по среднему и нижнему течению и его дельту. Одна из богатейших провинций, снабжавшая страну, в частности Константинополь, хлебом. В конце 10-х — начале 20-х годов VII в. Египет был окончательно захвачен арабами не при Ираклии (см. прим. 169), а позднее — в 646 г., когда была взята Александрия. Тогда Египет был

Советы и рассказы Кекавмена

навсегда потерян для Византии (см. Butler. The Arab Conquest of Egypt. P 194 squ.).

168. Палестина — бывшая римская (с середины I в. до н. э.), затем византийская провинция на юго-восточном берегу Средиземного моря с центром в Иерусалиме. В 636-638 гг. завоевана арабами. В 70-х годах X в., во время походов Иоанна I Цимисхия, северные районы Палестины были отвоеваны византийцами. Однако закрепиться им здесь больше не удалось (см.: Starr. Notes on the Byzantine Incursions. P. 94-95). Фраза испорчена, но, учитывая контекст, можно высказать догадку, что Кекавмен, по всей вероятности, имеет в виду проводившуюся в VI-VII вв. на востоке политику в отношении арабских племен, постоянно враждовавших друг с другом: византийские императоры селили некоторые арабские племена на своей земле для того, чтобы использовать их в обороне границ империи от других арабских племен (см.: Пигулевская. Арабы у границ Византии. С. 216 ел.).

169. Ираклий — один из наиболее выдающихся византийских императоров (5.Х.610-11.11.641), прославившийся рядом внутренних реформ (при нем стала складываться система фем — см. прим. 54) и победоносной борьбой с персами. См.: Ostrogorsky. Geschichte. S. 73-93 и указанную там литературу.

Кекавмен, кажется, допускает неточности. Практику поселения иноземных племен на территории империи (см. прим. 172) нельзя приписать именно Ираклию: она осуществлялась едва ли не со времен Поздней Римской империи. При Ираклии же утрата Египта и Палестины произошла не в результате ошибочной политики этого императора, а вследствие военного превосходства арабов, что справедливо подчеркнуто Беком (Веск. Vademecum. S. 155, Anm. 26). Во всяком случае, о каком-либо соглашении Ираклия с арабами относительно Палестины ничего не известно. Ничего мы не знаем о такого рода договорах Ираклия и с арабами относительно Египта. Основные неудачи постигли империю в этой провинции лишь после смерти Ираклия. Однако, вполне вероятно, что Кекавмен, несколько ошибаясь в хронологии, имеет в виду договор, который императрица Мартина (вдова Ираклия) и Ираклон (его сын) поручили заключить с арабами патриарху Александрии Киру. Переговоры были длительными и завершились подписанием соглашения лишь после падения Мартины и Ираклона, при императоре Константе II, в ноябре 641 г. Этот договор, по существу, представлял собой капитуляцию империи перед арабами: они получали право свободного проживания в Египте, а византийцы обязывались через определенный срок вывести из Александрии свои войска. 12 сентября 642 г. они ушли из города, а 29 сентября его уже заняли арабы. В конце

Комментарий

644 — начале 645 г. византийский флот вернул Александрию, но летом 646 г. византийцы были изгнаны оттуда окончательно (см.: Dölger. Regesten. I, № 220).

170. Печенеги (Πατζινάκαι) — тюркский кочевой народ, пришедший в конце IX в. из глубин Азии в степи Северного Причерноморья. В конце IX — начале X в. печенеги достигли низовьев Дуная. Они были союзниками болгарского царя Симеона в его войнах с венграми и византийцами. В середине X в. Византия уже рассматривала печенегов как основных потенциальных союзников против Руси (см.: Конст. Багр. Об управ, имп., гл. 1-8). Их первый набег на северобалканские провинции Византии относится к 1026 г. После поражения, которое печенеги потерпели в 1036 г. от войск Ярослава Мудрого, они придвинулись к венгерским и византийским границам и стали постоянной угрозой для империи. Кекавмен имеет в виду события, последовавшие за неудачным дипломатическим маневром византийского двора по отношению к печенегам в 1046-1047 гг. Печенежские орды занимали в эго время северные берега нижнего Дуная. Кочевники были охвачены племенными смутами. Один из печенежских ханов — Кеген, боясь своего более сильного соперника — хана Тираха, обратился к императору с просьбой разрешить ему с его ордой поселиться на территория Византии на условиях несения военной службы империи. Константин IX Мономах с готовностью согласился. Печенегам Кегена были отведены земли в Паристрионе, между Дунаем и Балканским хребтом. Кеген быстро втянул империю в конфликт со своими соплеменниками на севере от Дуная. Зимой 1046/47 г. бесчисленные печенежские полчища перешли Дунай по льду и стали опустошать земли империи. Пользуясь вспыхнувшей среди печенегов эпидемией, византийцы нанесли им поражение. Затем с помощью даров, раздачи титулов и достоинств император склонил их к договору. Печенеги были расселены по Фракии и Македонии, они обязались нести военную службу и платить налоги в пользу империи. Но новые подданные недолго сохраняли лояльность. В 1048 г., самовольно (с полпути) вернувшись из похода в Азию, куда печенеги были посланы, они взбунтовались и принялись за старое, терроризируя весь север Балканского полуострова. В течение почти столетия печенеги угрожали европейским владениям империи и самому Константинополю. Войны с ними, жестокие и непрерывные, отняли в 50-70-х годах XI в. много сил у византийцев. Эти войны и набеги и имеет в виду Кекавмен (см.: Васильевский. Византия и печенеги; Златарски. История. II. С. 88-119; Расовский. Печенеги, торки и берендеи; Дуйчев. Проучвания; Каждая. Иоанн Мавропод, печенеги и русские. Литературу см. также: Moravcsik. Byzantinoturcica, I.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.