Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 17. Политические идеологии



 

1. Идеология как форма политической мысли.

2. Основные разновидности политических идеологий.

 

 

1. Между идеологией и политикой существует неразрывная связь. Это объясняется тем, что борьба за политическую власть (в любой форме) всегда требует определенной доли идейного обоснования: «во имя чего меняется власть»?

Прежде всего дадим определение базовой категории «идеология». Так, Энциклопедический словарь дает такое определение: «Идеология – это система политических, правовых, нравственных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп» (М., 1999, с.273-274).

Сторонники конкретной идеологии, как правило, создают партию, ставящую политические цели, и стремятся политическими методами прийти к власти, чтобы реализовать на практике свои теории. Идеология отличается от социальной науки тем, что используя ее готовые выводы, выстраивает определенную модель действий и систему рационализации этих действий, отнюдь не обязательно совпадающую с научными результатами.

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Политическая идеология – это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использования и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.

В отличие от науки (чьей задачей является поиск истины) функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием, к внедрению в него критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, на которые люди должны ориентироваться в политической жизни. Идеология должна создавать позитивный образ проводимой политической линии, ее соответствия интересам общества. Она должна стимулировать целенаправленные действия граждан.

Идеология стремится интегрировать общество на базе интересов какой-либо социальной группы либо на почве сознательно сформулированных целей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты. Способность реально интегрировать общество непосредственно зависит от того, насколько идеология соответствует обыденным взглядам большинства людей.

Помимо теоретически обоснованных положений, любая идеология содержит цели и идеалы, которые населению предлагается воспринимать на веру. Так, официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики, в основном приукрашивают действительность и инициируют апологетические настроения. Поэтому идеология предполагает некоторый отход от действительности. Большей предрасположенностью к утопическим приукрашиваниям обладают идеологии оппозиционных сил, стремящихся с помощью красивого идеала привлечь к себе больше сторонников.

Поскольку идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства; программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс актуализированный, который характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия (см. схему 1).

 

2. В мире существуют множество различных идеологий. Однако не все из них могут считаться глобальными, претендующими на объяснение всех фактов мироздания. Есть довольно большая группа «частных» идеологий, затрагивающих лишь одну проблему. Сюда, например, мы можем отнести национализм, являющийся одной самых распространенных идеологий, но все же затрагивающие лишь частные проблемы конкретных этносов, а также другие частные идеологии, отражающие конкретные проблемы отдельных государств в определенный исторический период (бонапартизм, голлизм и пр.).

Глобальными могут считаться лишь три группы идеологий (мегаидеологии) – либерализм, консерватизм, социализм. Эти группы идеологий являются глобальными, так как защищают одну из важнейших для человека ценностей. Так, для либерализма главной ценностью является свобода, для консерватизма – порядок, для социализма – социальная справедливость. И поэтому все эти мегаидеологии имеют свои корни в самой сущности человека.

Основными ценностями либеральной идеологии являются свобода личности, частная собственность, рынок, свободная конкуренция, предпринимательство, правовое равенство граждан, договорная природа государства, демократия и т.д.

Либерализм – это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием закона, понимаемого как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении либерализм стал доминирующим типом политической культуры Запада (см. схему 2).

 

Консервативная идеология, также поддерживая основополагающие принципы устройства общества на основе частного владения, рынка, делает акцент на стабильность капиталистических отношений. При таком подходе ценности свободы, равенства и прогресса утрачивают свою первостепенность по сравнению с идеями традиционализма, преемственности, иерархичности, аристократизма. Политическими следствиями таких установок явились воззрения, понимавшие свободу как послушание государству, утверждавшие незыблемость институтов власти, защищавшие привилегии власть предержащих.

Консерватизм (от латинского слова conservare – «охранять», «сохранять») в политике можно трактовать как политическую философию, ориентированную на защиту традиционных устоев общественной жизни, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; как умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, так и отдельным индивидам, характеризующееся приверженностью к стабильности, упорядоченности, признанием необходимости «органического» строения общества; на уровне политической практики – это программный курс консервативных партий. Охранительство и реакционность являются крайностями консерватизма. Истинный консерватор – не реакционер и не примитивный, поверхностный приверженец старого. Цивилизованный консерватор не «консервирует» все, что было в прошлом; он поддерживает реальную жизнедеятельность общества на основе последовательного развития. Однако любое изменение общественной системы консерватору видится как фундаментально-структурное обновление, связанное с принципиальными изменениями в ней. Примером может послужить переход от индустриального к постиндустриальному обществу, что вызвало и обновление идеологии, а именно – переход к неоконсерватизму (см. схему 3).

 

Социализмом называют совокупность учений, выдвигающих в качестве идеала создание общества социальной справедливости и равенства. В ХХ веке социализмом называлась и экономическая система, установленная в СССР, в странах Восточной Европы, Китае, на Кубе, а также в почти полусотне стран «социалистической ориентации» в Азии и Африке. Одновременно социализмом называли и систему социального обеспечения в ряде стран Западной Европы, управляемых социал-демократами (например, шведский социализм). По-настоящему социализм превратился в идеологию лишь тогда, когда стал идеологической основой рабочего движения. Временем рождения социалистической (а также коммунистической) идеологии считается 1848 г., когда Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом был написан «Манифест Коммунистической партии»). К этому времени понятие «социализм» и «коммунизм» прочно утвердились в политической науке. В эту историческую эпоху их использовали практически как синонимы.

На основании опыта европейских революций 1848 г. и Парижской Коммуны 1871 г. Маркс пришел к выводу, что организовать пролетарскую революцию может только политическая партия, и что для осуществления необходимых социалистических преобразований необходима диктатура пролетариата на переходный период. Уже на первой стадии новой коммунистической общественно-экономической формации – при социализме исчезнут классы, а государство будет способом общественного самоуправления. Социалистическое общество – это сознательно регулированное, самоуправляемое и нерыночное общество.

Социал-демократическая идеология исходит не из революции, а из эволюции общества, его реформирования, отказа от классовой борьбы, усиления социальной защиты трудящихся. Основную теоретическую платформу этой идеологии составляют категории справедливости, свободы, солидарности, концепция «социального партнерства». В настоящее время роль социал-демократической идеологии в Западной Европе несколько снизилась, хотя в Восточной Европе ее значение возросло.

Идеологической основой социал-демократии является доктрина демократического социализма. Решающим условием утверждения социализма социал-демократы считают осуществление полной демократии во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной.

Политическая демократия должна обеспечить все права и свободы граждан, гарантировать существование парламентской системы, всеобщего избирательного права, многопартийности, права на оппозицию, свободы слова, реальное участие граждан в управлении общественными делами.

Экономическая демократия призвана обеспечить создание такой экономической системы, которая бы гарантировала использование всех богатств в интересах всего общества, утверждение контроля общества над экономикой, многообразие форм собственности, определяющую роль рынка и активное участие государства в развитии экономики, участие трудящихся в управлении производством.

Конечная цель социал-демократии состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспечении всех социальных прав трудящихся (право на труд, образование, лечение, жилище, социальное обеспечение), в ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации человека человеком, в гарантии условий для свободного развития каждой личности. Цели демократического социализма должны достигаться мирными, демократическими средствами, путем постоянной эволюции общества, с помощью реформ. В настоящее время в мире насчитывается более 80 социал-демократических партий с количеством членов свыше 17 миллионов человек. Международной формой их организации является Социалистический интернационал. На сегодня в Социнтерн входят (в качестве полноправных или консультативных членов) 68 партий всех континентов. 27 из них являются правящими (самостоятельно или в коалиции) (см. схему 4).

 

Схема 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.