1. Политическая культура – это часть общей культуры, являющейся продуктом жизнедеятельности людей.
Культура предстает в единстве духовного, предметного и функционального бытия. В духовной форме культура фиксируется в представлениях об окружающем мире, идеях, религиях, научных теориях и т. д. В предметной форме культура выступает как орудия труда, предметы производства, произведения искусства и литературы, архитектура. В функциональной форме – в способах деятельности человека, социальных общностей и институтов.
Политическая культура в большей мере связана с духовной и функциональной формами. Политическая культура – неотъемлемая часть общей культуры человечества, непосредственно связанная с деятельностью в политической сфере.
Термин «политическая культура» впервые был употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в ХVIII в. Первые концепции политической культуры возникли в середине ХХ в. на Западе. Весомый вклад в нее внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет и др.
Основные направления трактовки политической культуры:
1) политическая культура – культура личности, социальной общности, которая объединяет в себе политическую образованность, сознательность и общественно-политическую деятельность;
2) политическая культура – часть культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;
3) политическая культура – совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной общности или личности;
4) политическая культура – реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества).
Таким образом, политическая культура – это культура политического мышления и деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни общества.
Основные характерные черты политической культуры:
· «предписывание» во взаимоотношениях власти и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них одна часть оформлена законодательно, а другая утверждается в обществе в форме традиций, обрядов;
· обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Это происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы, именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организации общества;
· координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом, сочетание интересов различных социальных групп, государства и его граждан.
Политическая культура имеет особую структуру. В нее входят познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы. Познавательный элемент включает в себя политические знания, образованность и способы политического мышления. Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей. Поведенческая составляющая содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности и политического поведения.
Именно через политическую культуру проявляются особенности конкретной политической системы, господствующий политический режим, политическое сознание и поведение социальных общностей и политических лидеров.
2. Политическая культура не является чем-то постоянным, она изменяется, во-первых, с течением времени, поскольку накапливаются новые факты политических отношений, которые обобщаются и становятся нормой культуры, идет дальнейшая научная разработка проблем политической культуры, что оказывает свое влияние на ее формы и содержание. Во-вторых, с изменением общественного строя, т. к. каждый общественно-политический строй имеет свои политические институты, мораль, нормы, правила, что отражается на формировании своеобразной политической культуры.
Американские политологи Алмонд, Верба выделили 3 «чистых» типа политической культуры:
1) патриархальный тип характеризуется отсутствием интереса к политической жизни и четко выраженных политических ролей в обществе;
2) подданнический тип характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но вместе с тем – низким уровнем участия граждан в политической жизни;
3) активистский тип характеризуется значительным интересом граждан как к политической системе, так и к своему участию в политической жизни.
В чистом виде эти типы не существуют, соединяясь в определенных пропорциях, они дают реально функционирующие культуры. Алмонд, Верба считают высшим типом культуру гражданственности, где преобладает активистская политическая культура с некоторыми элементами подданнической.
В западной политологии даются и иные типологии, в основу которых берется
- общественно-политический принцип: политическая культура элиты, политическая культура всего общества;
- экономико-территориальный принцип: политическая культура доиндустриальная, континентальноевропейская, англо-американская.
Е. Вятр разделяет политическую культуру докапиталистической формации (племенная, теократическая) и капиталистической формации (консервативная, либеральная).
В СССР типы политической культуры выделялись на основе классового подхода: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.
Политическая культура – явление более устойчивое, чем формы правления и политические режимы.
3. Политическая социализация личности.
Первичным субъектом политики, как известно, является личность. Именно она, ее интересы, цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности партий, движений, классов и т. д. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации, которая направлена на вступление личности в мир политики, освоение определенной системы знаний и ценностей, позволяющей ей функционировать в качестве полнокровного члена общества. Политическая социализация выступает как процесс формирования политического «Я».
3.1. Политическая социализация – вся совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности.
Этапы политической социализации:
1) от 3-5 лет до 13 – политические ориентации позитивны, критического восприятия нет;
2) от 13 до 18 лет – формируется, хотя и неустойчивое, политическое «Я», эмоциональное восприятие дополняется знанием должностных лиц и политических институтов;
3) с 18 лет – зрелое восприятие политики (право избирать и быть избранным, быть членом партии, участвовать в работе общественных движений и организаций и т. д.).
Различают вторичную (повторную) социализацию, когда под влиянием коренных перемен в жизни общества у человека происходит переоценка ценностей, меняются идеалы и жизненные установки личности.
3.2. Процесс социализации личности вообще и политической социализации в частности происходит под воздействием множества разнообразных факторов. Большинство из них можно объединить в две большие группы:
- микросреда – семья, школа, неформальные общности, отдельные личности, СМИ, самовоспитание.
Социальная среда и личность – это два встречных процесса, то есть общество определяет личность, а личность влияет на общество. В разные исторические эпохи существовал свой идеал человека политического.
Существуют 2 принципиальные схемы взаимоотношений политической власти и индивида:
1) модель подчинения, то есть необходимость подчинения личности государству;
2) модель интереса, то есть главным источником вовлечения личности в политический процесс являются интересы самой личности.
3.3. В результате политической социализации формируется определенный уровень политического сознания и политической культуры личности, обусловливающий тип политического поведения человека.
Существует два основных типа политического поведения личности:
- политическое участие или активный, открытый тип (выборы, демонстрации, депутатская деятельность, митинги) и др.;
- политическая иммобильность или закрытый тип – выключенность человека из политической жизни, что возможно чаще всего в двух случаях: а) когда в результате социализации уровень политического сознания и культуры очень низкий (недостаточный), и человек не понимает закономерностей политического процесса; б) уровень политического сознания и политической культуры достаточно высок, однако человек пытается дистанцироваться от мира политики.
Политическая социализация личности позволяет, таким образом, во-первых, обеспечить преемственность и передачу от поколения к поколению политических установок, ценностей; во-вторых, ознакомить с правами и обязанностями всех граждан, осуществить их вхождение в общественнно-политическую жизнь; в-третьих, обеспечить стабильность, устойчивость политической системы.
Вопросы и задания к теме:
1. Что отражает понятие “политическая культура”?
2. Какую роль играет политическая культура в жизни общества и личности? Приведите конкретные примеры ее значимости.
3. Можно ли с помощью политической культуры объяснить различия в политическом устройстве, организации власти в конкретных странах?
4. Что составляет содержание политической культуры?
5. Какие признаки отличают культуру гражданственности?
6. Чем важен процесс политической социализации для развития личности и общества в целом?
7. Что означает понятие “политическая социализация”?
8. Какие этапы процесса политической социализации выделяются в политической науке?
Темы рефератов:
1. Политическая культура современного украинского общества.