С психологической точки зрения Интернет среда характеризуется широким спектром видов деятельности сопоставимым с ведущими видами деятельности человека. В Интернет-пространстве находят свое отражение игровые, познавательные и трудовые виды активности. Формы выражения вышеперечисленных способов активности достаточно разнообразны и реализуются главным образом через общение.
Существуют различные классификации способов общения в Интернете. По степени интерактивности коммуникаций разделяют наиболее интерактивные среды общения - чаты; наименее интерактивные - e-mail и телеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата, где люди общаются on-line). По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют:
1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ);
2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты);
3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.). В рамках этих типологий выделяют: Интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режиме off-line [7].
Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и, направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [8].
Основными функциями общения являются следующие:
- Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
- Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.
- Подтверждающая. Возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
- Организация и поддержание межличностных отношений.
- Внутриличностная функция общения.
При взаимодействии человека с информационными системами происходит преобразование деятельности за счет опосредования ее знаками [9].
В основе формирования сетевого сообщества на базе Интернет, может лежать заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии между собой. Отнесение себя к сообществу, связано с эмоциональной включенностью в общение с другими участниками, потребностью в аффилиации, что является реализацией частных целей и потребностей участников общения [10].
Говоря об особенностях Интернет-общения, Минаков А.В. выделяет затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербального компонента в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор) [4].
Эмоции в Интернет-пространстве присутствуют в скрытой форме. Эмоции характеризуют степень включенности индивида в процесс общения. Широкий спектр человеческих эмоций, который присутствует в процессе общения, представлен в Интернет-среде следующими формами:
· значки-смайлики;
· самоатрибуция;
Значки-смайлики представляют наиболее удобную и легко распознаваемую форму выражения эмоций. То, что в телефонном разговоре было бы выражено интонацией, в Интернет-общении выражают смайликами. Значки-смайлики придают сухому тексту окраску и снимают официальность.
Следующей формой выражения эмоций в Интернет-пространстве является самоатрибуция. Атрибуция - когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного. Суть атрибуции заключается в наделении людей качествами, которые не могут быть результатом непосредственного восприятия, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются, приписываются им. Атрибуция – это попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания [8]. Проявление эмоций через самоатрибуцию в Интернет пространстве может выражаться через прописывание своего психического состояния. Вследствие скудности проявления эмоций в Интернете, самоатрибутивные характеристики выступают формами выражения эмоционального состояния субъекта общения.
В целом, эмоции в Интернет пространстве находят свое выражение в синтезированной форме, которая включает в себя вышеперечисленные значки-смайлики, средства литературной образности и самоатрибуцию.
Общение в Сети имеет относительно недолгую историю по сравнению с общей историей коммуникации людей. Еще не до конца выработаны основные правила и положения такой коммуникации, нет эмпирических данных касающихся влияния Интернет-общения на общество в целом и на человека в частности. Перспективным для изучения является вопрос экспериментального исследования психических состояний в Интернет-среде и разработка критерия идентификации эмоций в процессе общения в Интернет-пространстве.
Заключение
В данной работе я не ставила себе целью найти «противоядие» от Интернета или решить проблемы с ним связанные. Эта работа показывает, что Интернет – лишь предшественник будущей проблемы: уже в ближайшем будущем, по мере распространения VRML-протокола, Интернет постепенно приобретет привычные нам трехмерные формы, хотя действительное число виртуальных измерений, как и в настоящих мифах, будет намного большим за счет наличия гиперссылок. Он будет заселен миллионами «живых» существ – аватаров. Думается, что эти виртуальные существа будут наглядно представлять собой весь спектр мифических, легендарных и архетипических персонажей. К сожалению, пока трудно представить, какие изменения в психологии и поведении пользователей повлекут за собой эти события.
В реальном же Интернете существует множество проблем: проблема защиты информации, проблема безопасности, вирусы, черви, Трояны… Можно ли эти виртуальные проблемы считать таковыми наряду с тем, что порождает сам Интернет: замкнутые личности, потраченное попусту время, стрессы, депрессии, доходящие до самоубийства…безусловно, многое зависит от личности. От того, насколько эта личность сильна, уверена в себе, открыта для окружающего мира. Согласитесь, современный, уверенный в себе человек не будет сутками «висеть в чате» или «болтать в Аське» - у него попросту нет времени, да и общения с окружающими его людьми вполне достаточно. Исходя из этого, я могу высказать субъективное суждение: в Интернете (а конкретно - в чатах, ICQ, сайтах знакомств и других популярных местах скопления молодых людей, не рассматривая форумы, официальные и научные сайты) очень редко попадаются действительно хорошие, умные, понимающие люди. Чаще всего – это только маска, под которой скрывается хмурое закомплексованное нечто, изредка выходящее из дома.
Интернет – это своеобразный мир, в котором каждый может почувствовать себя «принцем на белом коне» или грозным Терминатором. Но только от нас самих зависит, сможем ли мы потом вернуться «в себя», стать теми, кто мы есть и полюбить себя такими, какими нас создала природа. Интернет – это, в каком-то смысле, попытка исправить судьбу, исправить то, что нам предначертано свыше, попробовать жизнь заново, в другой роли, под другим именем, с другими людьми. Безусловно, случается в Интернете и настоящая любовь, и реальная дружба, но в реальном мире все эти чудесные вещи случаются гораздо чаще.
А те, кто утверждает, что Интернет - жизнь и такая, что не уступит реальной жизни... Этим людям просто не позавидуешь. Если мне выбирать - одно из двух - виртуальная жизнь с ее интересными людьми, с ее возможностями и размахом и реальная жизнь, пусть и с ее проблемами, то я смело нажму кнопку Power на системном блоке и пойду встречать реальную жизнь, какая бы она не была.
Приложение
Манифест «антивиртуалов»:
"Каждый день люди, которые лишили себя нормальных способов общения, гонят в "эфире" сотни и сотни килобайт текста. Вместо того, чтобы собраться, попить пивка или чайок, сходить в кино, или на худой конец, на дискотеку, тысячи людей сидят, наклонившись над клавиатурой, перед горящим во тьме монитором и, ругая плохие телефонные линии, ищут романтики в бесконечных пространствах Интернета. А сколько замечательных встреч не состоялось из-за того, что кто-то спешил скорее "залезть" на «Кроватку», сколько нервов израсходовано из-за того, что сервер упал и "любимая" пропала из эфира. Люди, придите в себя! Посмотрите вокруг, - сколько замечательных людей живет рядом с Вами, сколько прекрасных юношей и девушек вокруг Вас, для общения с которыми совсем не надо покупать модем на 28.800 бит и экономить на завтраках, чтобы заплатить провайдеру. Мы выступаем за уничтожение всех ненатуральных каналов общения, начиная с простеньких телнетовских говорилок, веб-чатов и IRC. Мы не хотим спокойно смотреть на развитие класса людей, лишенных радости простого человеческого общения, которые променяли поцелуй любимой девушки на набор символов на экране. Мы не согласны с тем, что подобные средства общения оказывают содействие развитию чего-нибудь, кроме замкнутости, зависимости от компьютера и ухудшения зрения. Мы не считаем, что подобные каналы общения есть отдушиной для людей, заваленных работой на компьютере, мы считаем, что подобное общение приводит к катастрофическому падению как производительности, так и эффективности работы. Мы не считаем, что подобное общение - выход из положения для стеснительных и закомплексованных людей, мы считаем, что пользование электронными каналами общения приводит лишь к увеличению психологических конфликтов. Мы считаем, что лишь уничтожение всех чат-серверов будет оказывать содействие настоящему развитию Интернета, как среды мирового общения. Прочь виртуальность в общении! Виртуальность - компьютерам, общение - людям!"
Список использованной литературы:
1. Хайтин А. "Интернет как катастрофа", "Мир Internet", № 5 (20), май, 1998г.
2. "Новости", "Мой компьютер" №38, 2000г.
3. Жичкина А. "Социально-психологические аспекты общения в Интернете" http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
4. Минаков А. В. "Некоторые психологические свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности" www.flogiston.ru – 2005
5. Лукьяненко С., «Лабиринт отражений» М., «Издательство АСТ», 2005
6. Золотов Е. «Работа не волк, в Сеть не убежит», www.computerra.ru
7. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Региональная специфика сообщества российских пользователей в сети Интернет. www.psynet.carfax.ru