Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Распределение часов по темам и видам учебной работы



Тема Количество часов по учебному плану
В Л ПЗ, С СР
Раздел 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.1. Понятие, формирование, предмет теории организации
1.2. Развитие организационно-управленческой мысли
Раздел 2. Природа и сущность организации
2.1. Социальная организация. Организация как система
2.2. Организация как открытая система
2.3. Внутренняя и внешняя среда организации
2.4. Жизненный цикл организации
Раздел 3. Законы и принципы организации
3.1. Основные законы организации
3.2. Законы организации второго уровня
3.3. Принципы организации
Раздел 4. Типы, виды и формы организаций
4.1. Классификации организаций
4.2. Виды и формы организаций
4.3. Тенденции развития организаций
Раздел 5. Организация и управление
5.1. Субъекты организаторской деятельности. Организационная структура
5.2. Организационная культура
5.3. Коммуникации в организациях
5.4. Проектирование и оценка эффективности организационных систем
Итого:

В – всего; Л – лекции; ПЗ, С – практические занятия, семинары, СР – самостоятельная работа.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

Раздел 1
Теория организации и ее место в системе научных знаний

Тема 1.1. Понятие, формирование, предмет теории организации

Понятие теория организации и ее формирование. Место теории организации в системе научных знаний. Предмет теории ор­ганизации. Принципы научного исследова­ния. Связь теории ор­ганизации с другими науками с позиции профессионального становления будущего менеджера.

Вопросы для самопроверки

1. Какие требования предъявляются стандартом к образованию студента по дисциплине "Теория организации"?

2. Что является предметом теории организации?

3. На какие вопросы отвечает теория организации как научная дисциплина?

4.Каковы функции теоретических знаний в теории организации?

5. С какими другими дисциплинами взаимодействует теория организации и в чем суть этого взаимодействия?

Тема 1.2. Развитие организационно-управленческой мысли

Классическая теория организации. Рацио­нальная организация. Бюрократическая организа­ция. Школа человеческих отношений. Теория коллектив­ного единства. Теория организационного потенциала. Теория социальных институтов. Современная теория организации. Характеристики эффективной организации. Развитие и совершенствование организационных систем: контролинг, аудит.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается классическая теория организации?

2. Каковы основные характеристики бюрократической теории организации?

3. В чем заключается теория организационного потенциала?

4. В чем заключается теория институтов и институциональных изменений?

5. Какие существуют тенденции развития теоретических разработок, имеющих практическую значимость для современных организаций?

6. Какие существуют факторы эффективности организации?

7. Что такое контролинг? Какова типология контролинга?

8. Что такое аудит? Расскажите об особенностях и основных принципах организационного аудита.

Раздел 2
Природа и сущность организации

Тема 2.1. Социальная организация. Организация как система

Понятия организация, социальная организация. Организация как социальная реальность и как функция управления. Сущность и назначение социальной организации. Фор­мы коллективного поведения и возникновение организаций. Черты и свойства организаций. Функции организаций. Сущность системного подхода. Общие свойства систем. Организационный эф­фект.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое организация, социальная организация?

2. Почему так распространены организации? Для чего они существуют?

3. Что такое система, социальная организация как система? Перечислите общие свойства систем.

4. Какие существуют виды социальных систем?

5. Что такое подсистемы организации? Перечислите основные подсистемы организации. Приведите примеры.

6. Из каких пяти частей состоит организация по теории Генри Минцберга?

7. Каковы основные особенности системного подхода к определению сущности организации?

8. Что такое организационный эффект?

Тема 2.2. Организация как открытая система

Связь организации с окружающей средой. Ресурсы, процессы и результаты деятельности организаций.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое окружающая среда?

2. Что такое закрытая система?

3. Что такое организация как открытая система?

4. Чем отличаются открытые системы от закрытых?

5. Перечислите ресурсы на входе, необходимые для нормальной работы организации?

6. Какие процессы осуществляются в организации в целях преобразования ресурсов в результаты?

7. Что такое ресурсы на выходе?

8. Что относится к результатам организации?

Тема 2.3. Внутренняя и внешняя среда организации

Характеристика внутренней среды организации. Миссия, цели, стратегии, структуры, технологии, организационная культура. Типы и характеристики внешней среды организации. Методы анализа внешней среды организации. Адаптация к неопределенности внешней среды организации.

Вопросы для самопроверки

1. Как можно классифицировать компоненты внутренней среды организации?

2. Что такое миссия организации? Приведите примеры.

3. Что такое цели организации? Приведите примеры.

4. Что такое стратегия организации? Какая разница между целью и стратегией?

5. Что такое внешняя среда организации?

6. Что такое макро- и микросреда?

7. Какие методы используются для анализа внешней среды организации?

8. Как проводится анализ внутренней среды организации?

Тема 2.4. Жизненный цикл организации

Понятия жизненный цикл организации, стадия жизненного цикла. Основные стадии развития организации. Характеристика конкретных стадий развития организации. Особенности управления организацией на разных стадиях жизненного цикла организации. Статическая и динамическая организация.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое жизненный цикл организации?

2. Что такое стадия жизненного цикла организации?

3. Назовите основные стадии жизненного цикла организации. Дайте их характеристики.

4. Каковы основные различия между статической и динамической организацией?

Раздел 3
Законы и принципы организации

Тема 3.1. Основные законы организации

Характер законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организаций. Характеристика сущности основных законов организации: закона синергии; закона самосохранения; закона развития.

Вопросы для самопроверки

1. В чем различие понятий зависимость, закономерность, закон?

2. В чем сущность закона синергии?

3. В чем заключается закон самосохранения?

4. Каковы основные принципы закона развития?

Тема 3.2. Законы организации второго уровня

Характеристика сущности законов информированно­сти–упорядочен­ности, единства анализа/синтеза, компози­ции и пропорциональности. Специфические законы социальной организации. Взаимосвязь законов организации.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается закон информированно­сти–упорядоченности?

2. В чем заключается закон единства анализа/синтеза?

3. Каковы основные принципы закона компози­ции и пропорциональности?

4. Каковы специфические законы социальной организации?

5. Какова взаимосвязь законов организации? Приведите примеры.

Тема 3.3. Принципы организации

Характеристика принципов статической и динамической организаций. Принципы рационализации.

Вопросы для самопроверки

1. Какие принципы относятся к принципам приоритета?

2. Какие принципы относятся к принципам соответствия?

3. Сформулируйте принципы построения процесса организации.

4. Какие выделяются принципы рационализации?

Раздел 4
Типы, виды и формы организаций

Тема 4.1. Классификации организаций

Основания типологии организаций. Классификации организаций: формальные и неформальные, коммерческие и некоммерческие, общественные и хозяйственные и т.д. Социально-экономи­ческие организации. Хозяйственные организации. Государственные и муниципальные организации. Организационно-правовые формы организации.

Вопросы для самопроверки

1. Как можно классифицировать организации?

2. Каковы особенности социально-экономических организаций?

3. Что такое хозяйственная организация?

4. Каковы организационно-правовые формы организации?

Тема 4.2. Виды и формы организаций

Характеристика конкретных видов и форм организации. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Производственные кооперативы. Ассоциация. Фонд. Типы организаций по функциональному назначению. Дочерние и зависимые общества. Международные совме­стные предприятия.

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют организационные формы?

2. Что такое общество с ограниченной ответственностью?

3. Что такое акционерное общество?

4. Что такое производственные кооперативы?

5. Что такое ассоциация?

6. Что такое фонд?

7. Что такое дочерние и зависимые общества?

8. Каковы основные типы организаций по функциональному назначению?

 

Тема 4.3. Тенденции развития организаций

Адаптация организаций к рынку. Перспективные формы организаций (сетевые организации, виртуальные организации, обучающаяся организация и др.).

Вопросы для самопроверки

1. Какие перспективные тенденции развития организаций существуют в настоящее время?

2. Что такое сетевая организация?

3. Что такое виртуальная организация?

4. Что такое обучающаяся организация?

Раздел 5
Организация и управление

Тема 5.1. Субъекты организаторской деятельности. Организационная структура

Субъекты и объекты организаторской деятельности. Взаимообусловленность и взаимодействие организации как социальной открытой системы и системы управления организацией. Понятие потребности объекта в управлении. Адаптивность управления к потребностям организации. Способность управления адаптировать организации к требованиям внешней среды и системы управления. Основные состав­ляющие организаторской деятельности субъекта управления. Информационная система организации.

Понятие организационная структура. Сущность и назначение организационных структур. Основные типы организационных структур, их сильные и слабые стороны.

Разделение труда. Степень специализации. Департаментализация: функцио­нальная, территориальная, по продукту, по потребителю. Нормы управляемо­сти. Делегирование полномочий. Верти­кальные и горизонтальные связи в организации

Вопросы для самопроверки

1. Что такое организаторская деятельность?

2. Кто относится к субъектам организаторской деятельности?

3. Какие параметры определяют принадлежность работника к субъекту или объекту организаторской деятельности?

4. Каковы основные составляющие организаторская деятельность субъекта управления?

5. Что такое "организационная структура"?

6. Отражается ли структура организации на структурной схеме?

7. Какие существуют типы оргструктур? Их сильные и слабые стороны.

8. Перечислите современные тенденции в изменении организационных структур. Раскройте их содержание.

 

Тема 5.2. Организационная культура

Сущность, основные свойства, виды и функции организационной культуры. Влияние организационной культуры на эффективность организации.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое организационная культура?

2. Перечислите основные компоненты оргкультуры.

3. Каковы основные свойства и функции оргкультуры?

4. Какие существуют модели организационной культуры?

5. Что собой представляют нормы корпоративной этики и кодекс корпоративного поведения?

6. Охарактеризуйте принципы ведения бизнеса на основе принятых этических стандартов.

Тема 5.3. Коммуникации в организациях

Организационные коммуникации. Типологии и модели коммуникаций. Функции, факторы, элементы коммуникаций. Барьеры, мешающие коммуникации.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое организационные коммуникации?

2. Какие существуют типологии коммуникаций?

3. Какие существуют барьеры, мешающие коммуникации?

Тема 5.4. Проектирование и оценка эффективности организационных систем

Проектирование как способ развития организации. Значение и задачи организационного проектирования. Принципы оргпроектирования. Методы проектирования структур. Подходы к оценке эффективности организаций. Комплексная модель эффективности.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы задачи организационного проектирования?

2. Основы проектирования организационных систем.

3. Какие стадии включает в себя процесс создания организации?

4. Перечислите 10 основных этапов создания организации.

5. Какие имеются пути для создания совместного предприятия?

6. Какие существуют подходы к оценке эффективности организации?

 

Рекомендации.С целью эффективного изучения теоретического курса важно сразу с помощью государственного стандарта по своей специальности представить общие требования к подготовке менеджера по дисциплине, общее содержание и объем изучаемой дисциплины.

Необходимо посмотреть в библиотеке литературу по теории организации, внимательно изучить содержание и структуру рекомендованных преподавателем учебников, содержание и структуру УМК по дисциплине. С целью углубленного самостоятельного изучения дисциплины проанализировать содержание электронной библиотеки АСОУ.

Надо быть активным участником лекций и дискуссий, возникающих во время лекций. Важно понимать, что лекции дают обзорно-ориенти­ро­воч­ное представление о тех основных вопросах, которые закреплены в качестве обязательного минимума учебной программы. Это дает возможность сориентироваться в теоретическом материале, а дальнейшее во многом зависит от самостоятельной дополнительной проработки теории. В ходе лекции важно фиксировать практические примеры, которые анализируются на лекциях в целях разъяснения теоретического материала. Конспекты лекций позволяют всегда иметь под рукой краткий справочник по изучаемой дисциплине, так как при подготовке материалов лекций использовано большое количество различных источников информации, на поиск и изучение которых может потребоваться много времени. Кроме того, конспект может быть использован:

при выполнении заданий по дисциплине, составленным для самостоятельной работы;

при подготовке к семинарским занятиям;

при подготовке и выполнении аудиторной контрольной работы;

при подготовке к экзамену;

в практической деятельности после окончания академии и трудоустройстве.

Конспекты лекций могут помочь молодому специалисту решать на первых этапах карьерного роста задачи, поставленные руководством компании-работодателя.

Для более эффективного изучения теоретического курса дисциплины рекомендуется завести тетрадь для записи лекционного материала, в которой оставлять поля для вопросов и комментариев. Важно периодически просматривать содержание лекций, презентаций по курсу. В ходе лекции, по ее окончанию, на семинарах и практических занятиях записывать возникающие вопросы по теории, своевременно решать проблемы по освоению теоретического курса на консультациях.

Для качественного освоения теории особое внимание целесообразно уделять основным понятиям дисциплины, не игнорировать глоссарии к учебникам и УМК по дисциплине, дополнительно работать со словарями по управлению организацией, справочниками для менеджеров, изучать дополнительную литературу.

После изучения теоретического материала по конкретной теме попытаться изложить свое понимание темы, ответить на поставленные в конце глав (параграфов) учебника вопросы для самопроверки и обсуждения.

 

 

5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НИМ

Занятие 1 – семинарское по теме 1.2

Цель: осознать роль и значение развития организационно-управлен­ческих идей о сущности, содержании и структуре организации для практической деятельности менеджеров.

Форма проведения: обсуждение докладов.

Вопросы и задания

1. Выбрать представителя известной научной школы менеджмента, прочитать и законспектировать наиболее интересную, на ваш взгляд, и полезную для вашего профессионального становления в области развития сущности и структуры организации работу этого исследователя.

2. Подготовить доклад по выбранной теме.

3. Рассказать о роли выбранного вами исследователя в области развития взглядов на сущность и структуру организации, представить его конкретные подходы.

4. Объяснить, как современный менеджер может воспользоваться этим знанием в своей практической деятельности.

Литература: [2, с. 26, 29, 44]; [3, с. 27, 135]; [7]; [13]; [16].

Занятие 2 – практическое по теме 1.2

Цель: овладеть инструментами анализа и оценки состояния дел в организации, определения ее свойств и характеристик, важных для эффективного управления организацией.

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы и задания

1. На примере выбранной организации раскрыть характерные черты бюрократической организации Вебера.

2. На примере этой организации продемонстрировать основные положения подхода Мэйо к организационной концепции человеческих отношений.

3. Авторы ранних теорий менеджмента полагали, что организации должны везде и во всем стремиться к логике и рациональности. Обсудите положительные и отрицательные стороны этого подхода применительно к современным организациям.

Литература: [2, с. 26, 29, 44]; [3, с. 27, 135]; [16].

Занятие 3 – семинарское по теме 2.1

Цель: понять сущность социальной организации, научиться воспринимать ее как систему, овладеть знаниями о структуре организации в целях ее анализа и дальнейшего развития.

Форма проведения: обсуждение сообщений.

Вопросы и задания

1. Раскройте понятия организация, социальная организация.

2. Объясните причины распространенности организаций. Раскройте смысл их существования.

3. Дайте определение: что такое система. Перечислите общие свойства систем.

4. Расскажите, какие существуют виды социальных систем.

5. Перечислите основные подсистемы организации. Приведите примеры.

6. Раскройте содержание пяти частей организация по теории Генри Минцберга.

7. Объясните, что такое организационный эффект. Приведите пример.

Литература: [2, с.13, 15]; [3, с. 65].

Занятие 4 – практическое по теме 2.2

Цель: научиться видеть организацию как открытую систему, понимать преимущества такого восприятия организации для работы менеджера.

Форма проведения: сообщения, ролевая игра, заполнение таблицы по открытой системе.

Вопросы и задания

1. Организация как открытая система.

2. Основные "выходы" организации.

3. "Входы" (поступающие основные ресурсы) в организацию.

4. Главные процессы, которые осуществляются в социальных организациях разных видов.

5. Расскажите о выбранной вами организации как открытой системе.

Примечание. При подготовке к практическому занятию важно начать с определения выходов выбранной организации, определить основные из них и постараться описать организацию как открытую систему, ориентируясь на конкретный выход. Это минимизирует объем работы и позволит осуществить системный подход к описанию организации.

Занятие завершается заполнением таблицы по открытой системе.

Литература: [2, с. 17, 232–234].

Занятие 5 – семинарское по теме 2.3

Цель: представить внутреннюю среду организации и научиться выделять ее основные компоненты, правильно формулировать миссию, цели, стратегии организации.

Форма проведения: обсуждение сообщений, выполнение практического задания.

Вопросы и задания

1. Классификация компонентов внутренней среды организации.

2. Миссия организации.

3. Цели организации.

4. Стратегия организации. Различия между целью и стратегией.

5. Проанализируйте предложенные миссии организаций с целью определения, отвечают ли они требованиям к формулировке миссии.

Литература: [2, с. 154–185].

Занятие 6 – практическое к теме 2.3

Цель: научиться определять характер влияния внешней среды на организацию, использовать методы анализа внешней среды организации.

Форма проведения: развернутая беседа.

Вопросы и задания

1. Определение внешней среды организации.

2. Типы внешней среды организации.

3. Основные характеристики внешней среды.

4. Методы анализа внешней среды. Раскройте их содержание и методики проведения.

5. ИспользуяPEST- и SWOT-анализы, опишите внешнюю среду выбранной вами организации и покажите, какое влияние эта среда оказывает на деятельность и результаты работы организации. Выявите риски и возможности организации при решении конкретной задачи.

Примечание. С целью эффективного проведения анализа необходимо определить задачу, для решения которой проводится анализ внешней среды. Рассказывая о внешней среде организации, важно продемонстрировать знание и понимание сути используемых методов.

Литература: [2, с. 154–185].

Занятие 7 – практическое по теме 2.4

Цель: научиться определять, на какой стадии развития находится организация.

Форма проведения: работа с кейсом.

Вопросы и задания

1. Определение жизненного цикла организации.

2. Стадии жизненного цикла организации.

3. Этапы жизненного цикла организации (статическая группа).

4. Этапы жизненного цикла организации (динамическая группа).

5. Статическая и динамическая организация.

6. Опираясь на характеристики, специфику каждой стадии развития организации, расскажите, на какой стадии развития находится ваша организация. Обоснуйте свой ответ.

Литература: [2, с. 381–412]; [3, с. 75].

 

Занятие 8 – практическое по теме 3.1

Цель: понять сущность законов синергии, самосохранения, развития организации, уметь определять на их основании состояние организации, объяснять ситуации, которые складываются в организации и их возможные последствия, заранее предусматривать эти последствия.

Форма проведения: беседа на основе сообщений.

Вопросы и задания

1. Различие понятий зависимость, закономерность, закон.

2. Определение синергии. Сущность закона синергии.

3. Понятие потенциал. Содержание закона самосохранения.

4. Определение энергии удержания.

5. Понятие развитие. Сущность закона развития.

6. На примере конкретной организации расскажите о действии одного из основных законов организации.

Литература: [12, с. 135]; [4]; [презентация к курсу].

Занятие 9 – практическое по теме 3.2

Цель: понять сущность законов информированности-упорядоченности, единства анализа/синтеза, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации; уметь определять на их основании состояние организации.

Форма проведения: развернутая беседа по результатам практической работы.

Вопросы и задания

1. Закон информированно­сти-упорядоченности.

2. Закон единства анализа/синтеза.

3. Основные принципы закона компози­ции и пропорциональности.

4. Специфические законы социальной организации.

5. На примере конкретной организации расскажите о действии одного из перечисленных законов организации.

Литература: [12, с. 187]; [4]; [презентация к курсу].

Занятие 10 – семинарское по теме 3.3

Цель: понять сущность, значение и возможности использования принципов организации в практической деятельности менеджера.

Форма проведения: обсуждение сообщений.

Вопросы и задания

1. Принципы приоритета.

2. Принципы соответствия.

3. Сформулируйте принципы построения процесса организации. Приведите примеры по эффективному использованию принципов формирования процесса организации.

4. Принципы рационализации.

5. Механизм реализации принципа приоритета цели.

6. Использование принципа приоритета функций над структурами и принципа приоритета структуры над функциями.

7. Механизм использования принципов соответствия.

8. Связь между принципом рационализма и закона анализа/синтеза.

Литература: [12, с. 245]; [4]; [презентация к курсу].

Занятие 11 – практическое по теме 4.2

Цель: знать особенности деятельности организации в зависимости от ее типа, вида и формы; осознать, как понимание типа, вида и формы организации может влиять на характер работы менеджера и выстраивания отношений как внутри, так и вне организации.

Форма проведения: представление результатов практического задания, проведение подготовленных консультаций.

Вопросы и задания

1. Изучив классификации организаций, представьте свою организацию как организацию определенного типа и вида (назовите полное название организации, объясните, что это значит: дайте содержательную характеристику типа и вида выбранной организации).

2. Покажите, как тип, вид и форма организации сказываются на ее работе.

3. Дополнительно выберите любой другой вид организации и подготовьте консультацию для участников практического занятия о специфике существования и деятельности организации выбранного типа, вида, формы. Дайте рекомендации, что следует учесть менеджеру, который в силу разных причин может иметь дело с таким видом организации.

Литература: [2, с. 14]; [3, с. 330–474].

Занятие 12 – семинарское по теме 4.3

Цель: знать тенденции развития организаций, имеющие практическое значение при адаптации организации к рынку, перспективные формы организаций с целью изменений организаций, их проектирования.

Форма проведения: обсуждение докладов.

Вопросы и задания

1. Перспективные тенденции развития организаций.

2. Сетевая организация.

3. Виртуальная организация.

4. Обучающаяся организация.

5. Выберите одну из перспективных форм организации и подготовьте доклад о сущности, свойствах и перспективах выбранной формы организации.

Литература: [2, с. 34]; [3, с. 284, 531–601].

Занятие 13 – семинарское по теме 5.1

Цель: понять взаимообусловленность и взаимодействие организации как социальной открытой системы и системы управления организацией, ответственность менеджеров за организацию и их возможности по адаптации организации к изменяющимся условиям.

Форма проведения: сообщения.

Вопросы и задания

1. Определите, что такое организаторская деятельность.

2. Раскройте понятие субъект организаторской деятельности. Параметры принадлежности работника к субъекту или объекту организаторской деятельности. Индивидуальный или коллективный субъект организаторской деятельности.

3. Назовите основные составляющие организаторской деятельности субъекта управления.

4. Раскройте на примере адаптивность управления к потребностям организации.

5. Покажите на примере, каким образом управление способно адаптировать организации к требованиям внешней среды и системы управления.

6. Дайте характеристику документов, регламентирующих организаторскую деятельность для субъектов управления.

Литература: [2, с. 99–140]; [3, с. 85–149]; [12, с. 310].

Занятие 14 – практическое по теме 5.1

Цель: знать особенности разных организационных структур и их влияние на эффективность деятельности организации; уметь "читать" организационные схемы и составлять их в соответствии с потребностями организации.

Форма проведения: составление и характеристика структурных схем выбранных организаций.

Вопросы и задания

1. Понятие организационная структура.

2. Структура организации и структурная схема.

3. Типы оргструктур. Их сильные и слабые стороны.

4. Раскройте такие понятия, как специализация, департаментализация, норма управляемо­сти, делегирование полномочий, верти­кальные и горизонтальные связи, на примере конкретной организационной структуры.

5. Перечислите современные тенденции в изменении организационных структур. Раскройте их содержание.

Примечание. При подготовке к практическому занятию необходимо описать организационную структуру конкретной организации и на ее примере раскрыть поставленные выше вопросы (кроме вопроса 5): нарисовать организационную схему, назвать тип структуры, объяснить ее сильные и слабые стороны, рассказать о вертикальных и горизонтальных связях, выполняются ли нормы управляемости, рассказать о специализации и делегировании полномочий.

Литература: [2, с. 99–140]; [3, с. 85–149]; [8].

Занятие 15 – семинарское по теме 5.2

Цель: уметь "видеть", оценивать организационную культуру в конкретной компании; понять, как с помощью организационной культуры можно влиять на эффективность организации.

Форма проведения: развернутая беседа.

Вопросы и задания

1. Понятие организационная культура.

2. Основные компоненты оргкультуры.

3. Свойства и функции оргкультуры.

4. Модели организационной культуры.

5. Нормы корпоративной этики и кодекс корпоративного поведения.

Литература: [2, с. 420–454, 494–498]; [3, с. 171, 305].

Занятие 16 – практическое по теме 5.2

Цель: уметь анализировать и описывать организационную культуру конкретной организации, анализировать рычаги влияния с помощью организационной культуры на деятельность организации.

Форма проведения: работа с кейсом, выполнение упражнения.

Вопросы и задания

1. Опишите организационную культуру студенческой группы.

2. На основании полученных знаний об организационной культуре опишите организационную культуру выбранной вами организации.

3. Охарактеризуйте принципы ведения бизнеса на основе принятых этических стандартов.

Литература: [2, с. 420–463, 494–498]; [3, с. 171, 305].

Занятие 17 – семинарское по теме 5.3

Цель: понимать роль, значение, функции коммуникаций в организации, их типологии и модели; знать барьеры, мешающие коммуникации, находить пути их преодоления.

Форма проведения: сообщения, ролевая игра.

Вопросы и задания

1. Понятие организационные коммуникации.

2. Типологии и модели коммуникаций.

3. Существующие основания классификаций управленческой информации.

4. Основные направления движения информации при коммуникациях в организации.

5. Неформальные коммуникации, их цели.

6. Барьеры, мешающие коммуникации.

7. Рекомендации для установления эффективных коммуникаций между руководителем и подчиненными.

8. Покажите на конкретном примере, какое влияние информационные технологии оказывают на эффективность деятельности организации.

Литература: [2, с. 412–414]; [3, с. 226].

Занятие 18 – практическое по теме 5.4

Цель: понять, знать сущность, структуру, методы организационного проектирования; уметь использовать методы организационного проектирования в практической деятельности.

Форма проведения: работа с кейсом, заполнение таблицы.

Вопросы и задания

1. Задачи организационного проектирования.

2. Сущность системного подхода при организационном проектировании.

3. Стадии процесса создания организации.

4. Десять основных этапов создания организации.

5. Характеристики методов организационного проектирования, их практическое использование.

6. Пути создания совместного предприятия.

7. Подходы к оценке эффективности организации.

8. Суть комплексной модели эффективности.

9. Критерии оценки эффективности, используемые при различных временных подходах к анализу деятельности организации?

Литература: [2, с. 77–95, 113]; [3, с. 241, 474]; [12, с. 273].

 

Рекомендации.Практические и семинарские занятия предназначены для более детальной проработки сложных тем учебного курса. Они помогают понять теоретический материал, увидеть возможность его применения для решения конкретных практических проблем и ситуаций, возникающих в работе менеджеров.

Для эффективной работы необходимо иметь специальную тетрадь для выполнения практических заданий и подготовки к семинарским занятиям. Эта тетрадь по мере выполнения заданий периодически проверяется преподавателем для последующей комплексной аттестации студента по дисциплине "Теория организации".

Целью семинарских занятий является закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы над конкретными темами.

Целью практических занятий является приобретение знаний, умений и навыков по практическому применению теоретического материала, приобретение компетенций в области теории организации, необходимых для эффективной практической работы менеджера.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо:

внимательно ознакомиться с тематикой семинара;

прочесть конспект лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;

составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;

подготовить доклад или сообщение;

проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

При подготовке к практическому занятию необходимо:

внимательно ознакомиться с темой занятия;

прочесть конспект лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;

в зависимости от конкретных заданий подготовить доклад, сообщение, выполнить упражнение, проанализировать текст, подготовиться к дискуссии, к консультации, законспектировать текст.

Студенты, не присутствовавшие на семинарских и практических занятиях или не участвовавшие в обсуждении поставленных в плане вопросов, обязаны отрабатывать их индивидуально в устной или письменной форме. В случае невыполнения этого условия в течение семестра преподаватель задает на экзамене дополнительные вопросы по пропущенным темам.

На семинарские и практические занятия необходимо приходить подготовленными. Хорошая подготовка будет способствовать своевременному усвоению изучаемого материала и учитываться при итоговой аттестации студента.

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Самостоятельная работа студентов является важнейшим звеном в системе обучения по дисциплине "Теория организации". Она способствует более глубокому усвоению изучаемой дисциплины и своевременной и успешной сдаче экзамена, а также самоорганизации, формированию навыков информационно-эвристической и аналитической работы, развитию умений применять теоретические знания на практике, навыков решения конкретных жизненных ситуаций.

Самостоятельная работа позволяет максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря личностному выбору студентами времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.

Задания для самостоятельной работы даются по темам, по которым требуются дополнительная проработка и анализ предлагаемого преподавателем во время аудиторных занятий материала.

 

 

Тема для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Формы контроля
1.1. Понятие, формирование, предмет теории организации Выбрать конкретную организацию для наблюдения в течение всего курса Изучить материалы лекции, поработать с презентацией Прочитать материалы по теме в пособиях [2, с. 7, 29, 44]; [3, с. 21] Поработать с основными понятиями в справочной литературе [7]; [13] Сведения о выбранной организации Выписки в рабочей тетради из справочной литературы  
1.2. Развитие организационно-управлен­ческой мысли Изучить материалы лекции, поработать с презентацией Прочитать материалы по теме в пособиях [2, с. 29, 44]; [3, с. 27, 135]; [7]; [13]; [16] Выбрать представителя известной научной школы менеджмента, прочитать и законспектировать наиболее интересную, на ваш взгляд, и полезную для вашего профессионального становления в области развития сущности и структуры организации работу этого исследователя Подготовить доклад по выбранной теме Подготовить сообщение по результатам анализа выбранной организации в соответствии с заданием к практическому занятию, подготовиться к дискуссии по заданию [2, с. 44, зад. 10] Конспект Выступление на семинаре Записи в рабочей тетради, сообщение на практическом занятии, участие в дискуссии
2.1. Социальная организация. Организация как система Изучить материалы лекции, поработать с презентацией Прочитать материалы по теме в пособиях [2, с. 13, 15]; [3, с. 65] Подготовить сообщение Выступление на семинаре с сообщением
2.2. Организация как открытая система Используя схему организации как открытой системы, описать выбранную организацию как открытую систему Подготовиться к выполнению контрольного задания (заполнение таблицы по открытой системе). С этой целью изучить материалы лекции, поработать с презентацией, прочитать материалы по теме в пособии [2, с. 17, 232–234] Записи в рабочей тетради Выступления на практическом занятии Результаты заполнения таблицы по открытой системе  
2.3. Внутренняя и внешняя среда организации Изучив материал по теме на основании лекции и литературы [2, с. 154–185], выполнить в рабочей тетради задания, указанные в учебнике [2, с. 45], рассмотреть вопросы для обсуждения [2, с. 89] ИспользуяPEST- и SWOT- анализы, проанализировать и описать внешнюю среду выбранной организации, дать ее характеристику Подготовить рассказ о влиянии этой среды на деятельность и результаты работы организации Выявить риски и возможности организации при решении конкретной задачи Записи в рабочей тетради Выступление на семинаре, участие в дискуссии Результаты экспресс-опроса Записи в рабочей тетради Выступление с сообщением, участие в дискуссии
2.4. Жизненный цикл организации Изучить материал по теме: [2, с. 381–412]; [3, с. 75]. На основании полученных знаний описать, на какой стадии развития находится выбранная организация Выполнить практическое задание [2, с. 410, зад. 9] Записи в рабочей тетради Выступление с сообщением, участие в дискуссии  
3.1. Основные законы организации   Изучить материал по теме [12, с. 135]; [4]; [презентация к курсу] Подготовить на примере конкретной организации рассказ о действии какого-то одного из основных законов организации (синергии, самосохранения, развития) То же
3.2. Законы организации второго уровня Изучить материал по теме [12, с. 135]; [4]; [презентация к курсу] Подготовить на примере конкретной организации рассказ о действии какого-то одного из законов организации второго уровня (информированности-упорядоченности; единства анализа /синтеза/; ком­позиции и пропорциональности) " "
3.3. Принципы организации Изучить материал по теме [12, с. 245]; [4]; [презентация к курсу] Подготовить примеры для демонстрации на семинарском занятии применения, действия принципов в конкретных ситуациях На основании пройденного материала подготовиться к срезовой контрольной работе Записи в рабочей тетради Выступление с сообщением, участие в дискуссии
4.1. Классификация организаций Изучить материалы лекции, поработать с презентацией Прочитать материалы по теме в пособиях [2, с. 14]; [3, с. 330–474] С учетом рассмотренных на лекции классификаций организаций и вопросов к практическому занятию подготовить полную характеристику выбранной организации по типу, виду и форме То же
4.2. Виды и формы организаций Изучить материалы лекции, учебников [2, с. 14]; [3, с. 330–474] Дополнительно выбрать любой другой вид организации (кроме своей) и подготовить консультацию для участников практического занятия о специфике существования и деятельности организации выбранного типа, вида, формы Проведение консультации для группы
4.3. Тенденции развития организации Прочитать материалы по теме в пособиях [2, с. 34]; [3, с. 284, 531–601] Выбрать одну из перспективных форм организации и подготовить доклад о сущности, свойствах и перспективах выбранной формы организации Доклад Выступление на семинаре
5.1. Субъекты организаторской деятельности. Организационная структура Прочитать материалы по теме в пособиях [2, с. 99–140]; [3, с. 85–149]; [12, с. 310]; [4] Проработать вопросы для обсуждения [2, с. 142] Подготовить структурную схему выбранной организации Используя полученные знания об организационной структуре, подготовить рассказ о структуре выбранной организации Выполнить задание по планированию организации [2, с. 143] Записи и структурные схемы в рабочей тетради Выступление с сообщением, участие в дискуссии
5.2. Организационная культура Прочитать материалы по теме в пособиях [2, с. 420–454, 494–498]; [3, с. 171, 305], поработать с презентацией Подготовить рассказ об организационной культуре выбранной организации Записи в рабочей тетради Выступление с сообщением, участие в дискуссии
5.3. Коммуникации в организациях Изучить материалы пособий [2, с. 412–414]; [3, с. 226] Проработать ситуации [2, с. 364] Выступление с сообщением, участие в дискуссии Экспресс-опрос
5.4. Проектирование и оценка эффективности организационных систем Изучить материалы пособий [2, с. 77–95, 113]; [3, с. 241, 474]; [12, с. 273] Проработать комплексную модель оценки эффективности на практическом примере Записи в рабочей тетради Выступление с сообщением, участие в дискуссии

 

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента – сдаче экзамена. При этом проводятся тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание и обсуждение докладов, сообщений, проверка письменных работ по результатам самостоятельной работы.

 

Методические рекомендации.Организация самостоятельной работы для студента-менеджера – не просто составная часть учебного плана и учебного процесса в высшем учебном заведении, но и обязательная составляющая его будущей профессиональной деятельности. Овладение способами и методами самоменеджмента является ключом к развитию профессионализма менеджера.

Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо:

1) понять с помощью данного УМК общий объем и содержание работы по курсу дисциплины;

2) создать общее представление об имеющейся литературе по дисциплине;

3) иметь тетрадь для лекций и рабочую тетрадь для практических и семинарских занятий с выделенными полями для записи практических примеров, возникающих вопросов, своих замечаний, комментариев;

4) выделить приоритеты в организации самостоятельной работы (что легче с точки зрения индивидуальных особенностей, что сложнее);

5) работать постоянно, целенаправленно, для чего:

спланировать время;

выстроить последовательность освоения материала и алгоритм выполнения заданий, – организовать работу с учебной литературой и поиск дополнительной информации в различных источниках;

проводить самоконтроль.

Самостоятельная работа может быть организована как на лекциях, семинарских и практических занятиях, так и вне учебных занятий, как под руководством преподавателя, так и без его непосредственного участия.

Для эффективной самостоятельной работы на учебных занятиях требуется активное включение в осмысление предлагаемого преподавателем материала: важно участвовать в дискуссиях, выявлять и фиксировать в тетрадях возникающие вопросы, задавать эти вопросы во время занятий. При выявлении затруднений следует сразу обратиться за консультацией к преподавателю.

В целях эффективности самостоятельной работы во время подготовки к практическим и семинарским занятиям важно заранее прорабатывать вопросы для обсуждения и задания, которые даются в учебниках и в планах к семинарским и практическим занятиям. Попытки выполнять задания "в последнюю минуту" обычно не дают желаемого эффекта, не способствуют развитию необходимых навыков, так как при стихийной работе в авральном режиме не достигается необходимая для хорошего усвоения качественная проработка материала.

Самостоятельное изучение дополнительных источников по конкретной теме целесообразно осуществлять сразу после лекции. Это позволит затратить меньше времени на обработку материала и выделение из него полезной дополнительной информации.

Полученную в ходе самостоятельной работы дополнительную информацию по изучаемым темам целесообразно вносить в соответствующий раздел конспекта лекций, чтобы лекционная тетрадь содержала одновременно две составляющие: лекционный материал и дополнительную информацию по теме.

При организации самостоятельной работы над дополнительной литературой и составлении конспекта важно записывать точные выходные данные, название работы, указывать полностью фамилию, имя, отчество автора, интересоваться краткой биографией автора. Следует также составлять конспекты или краткие тезисы работы с выводами и своими замечаниями, наблюдениями, комментариями.

При подготовке докладов надо учитывать следующие положения.

Доклад – это развёрнутое устное сообщение на какую-либо тему, сде­ланную публично, чаще всего на семинарском занятии. В качестве тем для докладов преподаватель главным образом предлагает тот материал учебной дисциплины, который не освещался в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами.

Доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, позво­ляют дополнить лекционный материал, а также дают возможность препода­вателю оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и на­учным материалом.

Построение доклада включает, как правило, три части: вступле­ние, основную часть и заключение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишённым ненужных отступлений и повторений. Работа над докладом не только позволяет приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов познания, приобретению на­выков публичного выступления.

Следует иметь в виду, что актив­ными формами самостоятельной работы являются также участие в на­учно-исследовательской работе кафедры, в работе студенческих кружков и конференций. О своем желании участвовать в этих видах деятельности следует проинформировать преподавателя или заявить на кафедру общего менеджмента.

Задания для самостоятельной работы должны выполняться в рабочих тетрадях в письменном виде и сдаваться преподавателю по первому требованию.

Основными формами поощрения за добросовестную самостоя­тельную (внеаудиторную) работу студента является учёт его внеаудиторной ра­боты, а также освобождение на экзамене от ответа на вопросы, по которым его самостоятельная работа была ранее оценена препо­давателем на "отлично".

Студенты, не представившие результаты обязательных самостоя­тельных работ по темам дисциплины "Теория организации", не допускаются к сдаче экзамена.

В случае отсутствия студента на занятиях и неудовлетворительного результата выполнения отдельных самостоятельных работ по соответствующим темам преподавателем на экзамене задаются дополнительные вопросы.

 

7. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

В соответствии с учебными планами студенты выполняют письменные контрольные работы. В процессе изучения дисциплины "Теория организации" в период внутрисеместровой аттестации студенты обязательно выполняют аудиторную контрольную работу продолжительностью два академических часа. Цель выполнения контрольной работы: закрепление теоретических знаний и оценка уровня усвоения полученных знаний.

Содержание работы корректируется в зависимости от объема изученного к моменту проведения "среза знаний" учебного материала. Ниже приводится примерная тематика контрольных вопросов.

1. Определите основное назначение теории организации как научной дисциплины, на какие вопросы она помогает получить менеджеру ответы?

2. Дайте определение организации. Перечислите основные требования к организации.

3. Почему так распространены организации?

4. Назовите пять частей любой организации по Минцбергу.

5. Что такое "система"? Дайте определение.

6. Перечислите основные "входы" в организацию.

7. Дайте определение внешней среды организации. Что такое макро-, мезо- и микросреда организации?

8. Перечислите основные типы (характеристики) внешней среды.

9. Что такое PEST-анализ? Перечислите основные факторы внешней среды организации, дайте их характеристики.

10. В чем суть концепции жизненного цикла организации? Перечислите основные признаки зрелости организации.

11. Дайте характеристику "школы человеческих отношений" Мэйо.

12. Что такое цели организации? Перечислите главные требования к формулировке целей. Приведите пример конкретной цели организации.

13. Что такое департаментализация? Какой бывает департаментализация (системы департаментализации)?

14. Что такое централизация? В чем ее недостатки?

15. Что является предметом теории организации? Что изучает теория организации?

16. Что такое социальная организация? Каковы важнейшие атрибуты социальных организаций?

17. Что такое "организационный эффект"?

18. Перечислите основные элементы и компоненты любой организации.

19. Что такое системный подход? Перечислите основные аспекты системного подхода.

20. Назовите характерные черты организации как открытой системы.

21. Перечислите основные процессы и "выходы" организации".

22. Что надо знать о внешней среде организации?

23. Что такое SWOT-анализ внешней среды?

24. Назовите основные этапы в жизни организации. Перечислите основные признаки старения, упадка организации.

25. Что такое бюрократическая организация? Назовите основные положения теории Вебера о бюрократической организации.

26 Что такое миссия организации? Приведите пример.

27. Что такое специализация? Приведите пример.

28. Что такое децентрализация? В чем ее преимущества?

Методические рекомендации.Результат выполнения контрольной работы является важнейшей составляющей при итоговой аттестации студента. Практика проведения аналогичных контрольных работ показывает, что подавляющее большинство студентов успешно справляются с их выполнением с первого раза при соблюдении следующих условий:

посещение лекционных занятий и внимание на них;

проработка основной учебно-методической литературы;

посещение, подготовка и активное участие в семинарских занятиях, на которых рассматриваются и разбираются практические примеры;

своевременное выполнение заданий, предусмотренных для самостоятельной работы.

В начале выполнения контрольной работы необходимо внимательно прослушать инструктаж преподавателя. В случае необходимости задать возникшие вопросы, подписать контрольную работу, указать учебную группу и дату выполнения.

Контрольная работа должна выполняться студентом самостоятельно. Для разрешения неясных вопросов, возникающих при написании контрольной работы, необходимо обращаться за консультациями к преподавателю.

Работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, разборчивым почерком, с использованием принятых сокращений.

При выполнении аудиторной контрольной работы студентам рекомендуется не тратить время на вопросы, которые при первом прочтении вызвали трудности с выбором ответа. К этим вопросам можно вернуться после выполнения других заданий.

Не следует торопиться сдавать работу, не проверив ее содержание и написание.

Контрольная работа оценивается по совокупности правильных ответов.

8. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ, ТРЕБДОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и формирование теории. Что является предметом теории организации? Связь теории организации с другими науками. На какие вопросы дает ответы теория организации как научная дисциплина?

2. Организационная культура: понятие, типы, формирование, поддержание и развитие.

3. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации (развитие научных представлений об организации).

4. Инновации в организации. Отличие развития организации от функционирования. Причины сопротивления инновациям и пути их преодоления.

5. Внешняя среда организации: определение, типы, характеристики, методы анализа. Что надо знать о внешней среде?

6. Роль руководителя в организации. Власть и влияние в организации. Лидерство и управление. Виды власти. Условия эффективного влияния.

7. Организация как объект управления, функция управления и как социальная реальность: определения, требования к организации, общие характеристики организации. Чем можно объяснить повсеместное распространение социальных организаций?

8. Организационное проектирование. Каковы закономерности построения организации?

9.Сущность системного подхода. Что такое система? Социальная организация как открытая система.

10. Характерные черты команды.

11. Сущность и назначение социальной организации. Что такое "организационный эффект"?

12. Миссия, цели и результаты организации. Требования к формулированию целей организации.

13. Характер законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организаций. Основополагающие законы организации и законы второго уровня.

14. Жизненный цикл организации. Характеристика каждой стадии развития организации.

15. Линейная и функциональная структуры организации, сильные и слабые стороны.

16. Важнейшие атрибуты социальных организаций. Основные элементы и компоненты организации (внутреннее строение).

17. Принципы приоритета.

18. Характерные черты команды, командное поведение.

19. Эффективность организации: выбор подходов, семь признаков эффективной организации, основанных на внутренних процессах.

20. Закон синергии.

21. Виды и организационно-правовые формы организации.

22. Закон информированности-упорядоченности.

23. Социальная организация как открытая система.

24. Закон композиции и пропорциональности.

25. Виды организаций. Хозяйственные организации.

26. Закон единства анализа и синтеза.

27. Матричные организационные структуры, сильные и слабые стороны.

28. Закон развития.

29. Каков алгоритм, основные этапы проектирования организации?

30. Закон самосохранения.

31. Принципы статической и динамической организаций.

32. Реструктуризация организации.

33.Необходимость власти в управлении. Формы власти.

34. Принципы рационализации.

35. Понятие система управления.

36. Школа "научного управления" Ф. Тейлора.

37. Двенадцать принципов производительности Х. Эмерсона.

38. Функционирование организации. Базовый набор функций. Координационная деятельность. Коммуникации в организации.

39. Рациональная организация А. Файоля.

40. Характеристики эффективной организации.

41. Бюрократическая организация М. Вебера.

42. Принципы соответствия.

43. Школа человеческих отношений Э. Мэйо.

44. Основные типы организационных структур.

45. Принципы рационализации.

46. Структура организации: понятие организационная структура, специализация, департаментализация, централизация и децентрализация, делегирование полномочий и ответственности. Вертикальные и горизонтальные связи в организации. Нормы управления, диапозон контроля.

47. Перспективные формы организаций, современные тенденции развития организаций. Характеристика конкретных видов и форм организаций.

48. Дивизиональные структуры организации.

49. Современные направления в развитии теории организации.

50. Функции организационной культуры.

Требования к знаниям, предъявляемые на экзамене, критерии оценки знаний.Эффективность усвоения студентами дисциплины "Теория организации" обеспечиваетсясистемой текущего и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется, главным образом, в ходе проведения семинарских, практических занятий по соответствующим темам и обеспечивает проверку работы каждого студента по усвоению знаний, приобретению умений.

Итоговый контроль, согласно учебному плану, осуществляется посредством экзамена по итогам обучения в течение семестра. Экзамен – это форма проверки знаний и навыков студентов вуза, полученных на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также при самостоятельной работе за весь учебный курс, предусмотренный учебным планом.

Цель экзамена – проверить теоретические знания и умения применять их в практических ситуациях, в будущей профессиональной деятельности.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение текущих заданий, в том числе результаты самостоятельной работы, выполнение контрольной работы, представление преподавателю результатов выполнения индивидуальных заданий (в случае работы по индивидуальному графику).

Основные требования к знаниям студентов на экзамене изложены в разд. 2 данного УМК.

При сдаче экзамена и выставлении экзаменационных оценок учитываются:

овладение базовыми знаниями и умениями в области теории организации;

посещаемость студента в ходе семестра и его активность во время аудиторных занятий;

качество выполнения "срезовой" контрольной работы;

качество выполнения самостоятельной работы в рабочей тетради.

Положительная оценка на экзамене складывается из умения оперировать понятиями, из знания конкретного материала. Ответ должен быть развернутым и аргументированным.

В ответе на экзамене особенно ценятся:

умение выделить главное;

показ связи, места данного вопроса в общей структуре дисциплины;

самостоятельность, способность обобщать материал не только из лекций, но и из других источников;

собственная точка зрения при изложении содержания вопроса;

умение приводить примеры из практики для иллюстрации излагаемых положений;

умение применять свои знания для ответа на дополнительно поставленные вопросы;

умение грамотно и последовательно изложить материал.

Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, каждый из которых должен быть проиллюстрирован на практическом примере.

Знания студентов оцениваются по 4-балльной системе.

Оценка "отлично" предполагает, что студент глубоко и прочно освоил материал дисциплины, полностью ответил на вопросы экзаменационного билета, привёл примеры из практики, чётко и точно ответил на дополнительные вопросы.

Оценка "хорошо" предполагает, что студент при ответе показал хорошие знания основных положений дисциплины, однако при этом допустил некоторые неточности и погрешности.

Оценка "удовлетворительно" предполагает, что студент в целом освоил курс дисциплины, однако при этом имеет пробелы в теоретических знаниях и затрудняется показать, как эти знания могут быть применены в практической деятельности.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не освоил теоретический курс, имеет фрагментарные представления о нем, не может раскрыть основные понятия, не понимает возможности применения полученных знаний на практике.

Методические рекомендации.Приподготовке к экзамену:

внимательно прочтите экзаменационные вопросы;

распределите темы подготовки по блокам и дням;

составьте план ответа на каждый вопрос;

не "зазубривайте" материал, достаточно выделить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.

При изучении основных и дополнительных источников информации в рамках ответа на экзаменационный вопрос особое внимание обращайте

на выводы по теме, так как они содержат основные мысли и тезисы для ответа и позволяют правильно построить ответ на поставленный вопрос;

на схемы, рисунки, графики

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.