Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Массовые гимнастические выступления



История массовых гимнастических выступлений начинается с Всесокольских слетов, которые стали проводиться в Чехослова­кии с 1882 г. На первом слете вольные упражнения демонстриро­вали 700 участников, в дальнейшем число участников возрастало.

В 1948 г. на II слете в Праге впервые принимали участие совет­ские гимнасты. Они произвели на зрителей сильное впечатление, поскольку это было необычное для сокольских традиций целе­устремленное, динамичное, высокоспортивное и оригинальное выступление с применением легких комбинированных снарядов. В дальнейшем наш отечественный опыт был использован за ру­бежом — во Франции на празднике газеты «Юманите», на Кубе, в Египте, ряде других развивающихся стран, где подготовкой ру­ководили наши специалисты.

Характерным для Сокольских слетов являлось, во-первых, от­сутствие четкой взаимосвязи между отдельными номерами про­граммы (каждая группа гимнастов выступала как бы самостоя­тельно — по принципу концерта). Во-вторых, главное внимание уделялось общему рисунку, создаваемому на поле массой высту­пающих участников. При этом зрелищность достигалась главным образом сменой красок, создаваемой преобладанием костюмов того или иного цвета, или четким, наиболее простым изменением рисунка в результате быстрого перестроения участников.

В СССР массовые гимнастические выступления стали прово­диться с первых лет советской власти. В 1919 г. на физкультурном празднике Всевобуча были продемонстрированы вольные упраж­нения, фигурная маршировка и др. В дальнейшем гимнастические выступления стали постоянно сопутствовать крупным праздни­кам и парадам. В первом физкультурном параде в 1924 г. участвова­ли 5 тыс. физкультурников, а в общемосковском параде 1927 г. — 12 тыс.

Начиная с 1927 г. физкультурные парады проводились ежегод­но, первоначально в Москве, а затем в Ленинграде и союзных республиках.

Наибольших успехов в творческих разработках сценариев физ­культурных праздников тех лет достиг Московский институт фи­зической культуры; с 1935 г. сценарии физкультурных праздников разрабатывались и в Ленинградском институте физической куль­туры им. П.Ф.Лесгафта. Студенты демонстрировали свое мастер­ство на Дворцовой площади в майские и ноябрьские праздники.

С 1937 г. в Москве стали проводиться всесоюзные физкультур­ные парады под девизом смотров-отчетов о состоянии и уровне развития физкультуры и спорта. Каждая республика представляла свой вариант выступлений, который должен был отражать состо­яние и уровень развития спорта. Продолжительность выступлений


не регламентировалась. В дальнейшем подготовка парадов прово­дилась по общему сценарию. Это привело к ограничению времени для каждой делегации и к изменению подходов к построению гимнастических выступлений. Спортивные организации союзных республик, подчиняясь предъявляемым требованиям, стали вно­сить в содержание выступлений черты национальной физической культуры.

Наиболее красочные выступления в предвоенные годы демон­стрировали делегации Белоруссии и институты физкультуры Москвы и Ленинграда. Огромный интерес молодежи к физкуль­турным праздникам превратился в смотры дружбы между наро­дами СССР.

Наиболее запоминающимися были выступления в Москве на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. Праздники открытия и закрытия Олимпиады-80, Игр Доброй Воли 1986 г., Всемирных юношеских игр в Москве 1998 г. буквально поразили миллионы людей всей планеты своим величием, гимнастической направленностью, продемонстрировали гостеприимство и миро­любие нашего народа, массовость спорта, разнообразие и высо­кий уровень национальных культур, дружбу между народами, высокое организационное мастерство руководителей физкульту­ры и спорта.

В последнее время наиболее популярными развлекательными мероприятиями становятся шоу, где соединяются многие виды искусств и спортивные элементы.

Спортивные праздники и гимнастические выступления способ­ствуют формированию личности человека, \ его гармоническому развитию. Они служат прекрасным средством общения людей, имеют большое агитационное значение в приобщении школьни­ков и их родителей к регулярным занятиям физическими упраж­нениями, спортом, активно влияют на духовный мир участников выступлений и зрителей, создают возможности для решения мно­гих воспитательных задач~\Цинамика и острота борьбы за первое место в спортивном состязании, эстетическое наслаждение от массовых гимнастических выступлений объединяют школьников, учителей и родителей и тем самым способствуют решению педа­гогических задач: воспитанию сознательного отношения к физи­ческой культуре, дисциплинированности, чувства коллективизма

и др.

Спортивные праздники школьников, как правило, посвяща­ются знаменательным датам, подведению итогов спортивного года, открытию и закрытию пионерского лагеря, соревнованиям типа «Папа, мама и я — спортивная семья» и др. Они могут проводить­ся на стадионе, спортивной площадке, водоеме или в спортив­ном зале. И начинаются они, как правило, с марш-парада (смот­ра строя и песни). Затем проводятся [массовые гимнастические


выступления с включением элементов акробатики, художествен­ной гимнастики и народных танцев. Организуются соревнования между командами по волейболу, баскетболу, футболу, перетяги­ванию каната, проводятся показательные выступления борцов, боксеров, фехтовальщиков и представителей других видов спорта.

Содержание массовых физкультурных праздников зависит от их смыслового предназначения, от условий и места проведения, от контингента и подготовленности участников, от материальных возможностей и творческих способностей организаторов празд­ника.

Исходя из предназначения и содержания физкультурного празд­ника разрабатывается программа. Для ее отдельных номеров со­ставляются специальные упражнения. В соответствии с раскрыти­ем темы праздника подбирается музыкальное оформление. Жела­тельно, чтобы оно соответствовало возрастным возможностям участников выступления, было эмоциональным по содержанию, с четким ритмическим рисунком. Яркая жизнерадостная музыка способствует установлению активного контакта участников выс­тупления со зрителями.

Вольные упражнения для массовых выступлений составляются из движений, удобных для согласованного выполнения участни­ками выступления. Они должны быть зрелищными, поддающи­мися элементам театрализации.

Практика проведения физкультурных праздников показала, что наиболее доступными для выполнения младшими школьниками и зрелищными являются вольные упражнения с флажками, с боль­шими разноцветными мячами, лентами и детскими зонтиками. Для девочек среднего и старшего возраста доступны достаточно сложные и красивые упражнения типа ритмической гимнастики, упражнения с лентами, скакалками, обручами и др. Для юношей этого же возраста могут быть применены упражнения с гимнасти­ческими палками, гантелями, шестами, канатами, а также с ис­пользованием элементов акробатики. Украшением праздников все­гда были хороводы, народные танцы и пирамиды, построенные с применением легких конструкций.

Подготовка и проведение массовых выступлений включают ряд последовательно выполненных мероприятий: составление програм­мы и сценария, подбор музыкального оформления, составление и изучение комплексов упражнений, танцевальных комбинаций, проведение сводных и генеральных репетиций, проведение празд­ника и подведение итогов.

Подготовка праздника в школе и лечебно-оздоровительном ла­гере начинается с создания оргкомитета (штаба). В его состав вклю­чаются лица, способные успешно решать хозяйственные, органи­зационные и творческие задачи, связанные с подготовкой и про­ведением праздника.


 




Разработка сценария основывается на имеющихся в распоря­жении организаторов праздника условиях (стадион, площадки и др.), средствах (инвентарь, снаряды, разнообразие и цвет спортив­ной формы), на подготовленности выступающих. В сценарий вхо­дит подробная разработка содержания предстоящего праздника и последовательность проведения всех намеченных номеров выступ­лений с учетом того, что к концу праздника зрелищность выступ­лений должна нарастать.

Обучение упражнениям и тренировка в их исполнении прово­дятся сначала с небольшими группами участников, затем по мере усвоения упражнений группы укрупняются. Среди участников вы­являются наиболее сообразительные и надежные исполнители, для того чтобы их можно было поставить на наиболее ответствен­ные места в общем строю. После отработки каждого номера про­граммы приступают к сводным репетициям, отрабатываются вы­ходы и уходы, уточняются ориентиры, сигналы руководителя, монтируются музыкальное оформление и дикторский текст. За­вершающим этапом подготовки является проведение генеральной репетиции всего будущего спортивного праздника. Желательно проводить ее в парадной форме, чтобы потом можно было подо­гнать форму под каждого участника.

После завершения спортивного праздника подводятся итоги, отмечаются участники, внесшие наибольший вклад в его подго­товку и проведение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.