Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация урока и способы управления занимающимися



Организация урока складывается из подготовки к нему учите­ля и учеников, инвентаря и оборудования; своевременного нача­ла и окончания урока.

Подготовка учителя предусматривает: тщательное планирова­ние урока с учетом условий, в которых он будет проходить; со­ставление конспекта занятия; соответствующий внешний вид учи­теля, его настрой на урок.

Подготовка учеников к уроку заключается в сообщении им темы очередного занятия; в подготовке ими своего спортивного костю­ма в зависимости от условий, в которых будет проходить занятие; в организации места и порядка переодевания.

Построение учащихся в начале, в конце или в ходе урока время от времени целесообразно менять. Построение возможно не толь­ко в одну шеренгу, как это принято, но и в две шеренги лицом одна к другой. Такое построение удобно при обучении строевым приемам на месте, несложным общеразвивающим, акробатичес­ким и другим видам упражнений. Часто бывает целесообразным построение буквой «Г» или «П», полукругом, по кругу, по специ­альной разметке спортивного зала. Важно выбрать такой способ построения, чтобы ученики хорошо видели и слышали учителя, могли оказать помощь друг другу в выполнении изучаемых упраж­нений. Его рекомендуется периодически менять, особенно при занятиях с младшими школьниками. При любом способе постро­ения, когда надо сообщить занимающимся спортивные новости, уточнить технику исполнения изучаемого упражнения и другие сведения, по распоряжению учителя ученики могут находиться в положении сидя или даже лежа. Периодически целесообразно ме­нять и место построения. Перемена способов и места построения вызывает у учеников удивление своей необычностью, интерес не только к построению, но и к занятию, эмоциональную припод­нятость, требует быстроты и точности двигательных действий, хо­рошей дисциплины и организованности, обогащает учеников зна­ниями и опытом, развивает многие способности. В каждый из спо­собов построения педагог может внести свои новинки, с тем что­бы полнее решить задачи урока.

Подготовка инвентаря и оборудования состоит в том, что учи­тель проверяет их наличие, исправность, удобно располагает ин­вентарь в зале или заранее готовит его; правильно размещает уче­ников в зале, обеспечивая безопасность упражнений.

Распределение и сбор мелкого инвентаря (гимнастические пал-Ки, скакалки, обручи, гантели и др.) могут осуществляться: а) са­мим учителем; б) специально назначенным раздатчиком и сбор-Щиком; в) каждым учащимся самостоятельно. Эти способы ис-


пользуются в образовательных и воспитательных целях: первый способ — для образцовой демонстрации приемов раздачи и сбора предметов и обучения этим приемам учеников; второй — для раз­вития быстроты и точности движений, распределения и переклю­чения внимания, дисциплинированности, ответственности за ка­чество исполнения поручения; третий — для воспитания чувства личной ответственности за свои действия. Каждый из способов может выполняться по-разному: передвигаться к месту раздачи в колонне по одному и брать нужный предмет самостоятельно или из рук раздатчика, самостоятельно выходить из строя и брать нуж­ный предмет. Двигаться к месту раздачи и обратно к строю можно одной из разновидностей шага, бега, подскоками, выполняя не­сложные движения руками, головой, туловищем и др. При этом надо приучать учеников к следующим требованиям: передвигать­ся, никого не задевая, брать предметы, не выбирая, без разреше­ния не выполнять с ними никаких движений, в получении и сда­че предметов мальчики должны уступать первенство девочкам. Дей­ствия каждого учащегося учитель оценивает.

Помощники учителя. С целью лучшей организации и качества проведения урока учитель выбирает в помощь себе наиболее под­готовленных в гимнастике, дисциплинированных и ответствен­ных учеников. По мере надобности с ними проводятся краткие беседы и методические занятия, инструктажи с целью обучения приемам помощи и страховки, технике исполнения и методике обучения несложным упражнениям. Работа помощников перио­дически оценивается, укрепляется их авторитет среди учащихся. Желательно, чтобы помощниками поработали все ученики. Это позволит им испытать свои способности, стать более общитель­ными, улучшить отношение к занятиям, повысить свою успевае­мость.

Своевременность начала и окончания урока в значительной мере определяет порядок, дисциплину, отношение учеников к заня­тию и его эффективность. Каково начало урока, таковы его конец и эффективность. Опоздание класса или отдельных учеников сры­вает план учителя, подрывает его авторитет, дезорганизует зани­мающихся.

Учащиеся младших классов приходят на урок строем, мальчи­ки и девочки располагаются в общем строю; в старших классах юноши и девушки строятся отдельно. Освобожденные от занятий присутствуют на уроке и находятся на левом фланге как в начале, так и в конце урока. Они привлекаются в качестве помощников учителя при организации занятия, при учете посещаемости и ус­певаемости, при раздаче и сборе мелкого инвентаря. Они слуша­ют объяснения учителя и выполняют доступные для них упражне­ния или же наблюдают за действиями своих товарищей, оценива­ют их и помогают устранять замеченные ошибки.


Урок начинается с рапорта дежурного. Бодрый рапорт, хоро­шая строевая подготовленность дежурного и его внешний вид во многом содействуют созданию бодрого, рабочего настроения, деловой обстановки на уроке. Это закрепляется и усиливается дей­ствиями учителя: его манерой здороваться с учащимися, сообще­нием задач урока, внешним видом и поведением перед строем, умением пользоваться различными способами управления зани­мающимися.

Управление занимающимися складывается из умения пользоваться командами, распоряжениями, просьбой, личным примером.

Команда должна подаваться громко, отчетливо, чтобы все ее слышали и понимали смысл. Однако в зависимости от возраста за­нимающихся, их пола, дисциплины и отношения к занятию, эмо­ционального настроя она может (должна) подаваться с различны­ми эмоционально-смысловыми оттенками и степенью громкости: а) мягко, уважительно и не слишком громко — при очень хорошей дисциплине и четком исполнении строевых (общеразвивающих и др.) упражнений; б) громко и требовательно — когда надо моби­лизовать занимающихся на более четкое и старательное выполне­ние заданий; в) сурово и властно — при нарушениях дисциплины, невнимательном и халатном выполнении строевых приемов.

Надо избегать однотипной подачи команд, не злоупотреблять ими, стараясь умело сочетать их с распоряжениями, просьбами, различного рода сигналами, личным примером.

Распоряжение отдается кратко, мягче, чем команда, но доста­точно категорично, так, чтобы у занимающихся не возникла мысль о возможности выполнить его кое-как и тем более игнорировать. Например: «Николаю Петрову и Михаилу Викторову убрать ска­мейки, а остальным — гимнастические маты!»

Просьба выражается мягко, со словом «пожалуйста». Однако мягкость выражения просьбы не должна давать повода для не­брежности или халатности, нерасторопности при выполнении, тем более для отказа. Она должна располагать учащихся к педаго­гу, побуждать желание выполнить ее в знак уважения к нему.

Личный пример педагога должен обладать большой побуди­тельной силой для проявления самых активных и старательных действий учащихся. Здесь сочетаются распоряжение (уверенные, Повелительные и в то же время задорные нотки в голосе), мяг­кость и такт просьбы и активные, увлекающие действия самого Педагога. Например: «Времени в обрез, но надо успеть навести Порядок в спортивном зале. Каждый выполняет свое задание, не задерживая других. Начали!»

Точность исполнения команд, распоряжений, просьб, актив-Ное следование личному примеру педагога зависят от его делово­го авторитета, справедливой требовательности во всем и уважи­тельного отношения к занимающимся.


 



Гимнастика



К способам управления занимающимися относятся также: по­мощь, утешение, одобрение, поощрение, напоминание, совет, подбадривание, доверительное общение, убеждение, порицание. Во всех случаях нужен индивидуальный и личностный подход к занимающимся.

Место учителя перед учащимися на уроке выбирается с таким расчетом, чтобы он мог видеть всех учеников, наблюдать за дей­ствиями каждого из них, чтобы учащиеся хорошо видели и слы­шали своего педагога и не мешали друг другу при выполнении упражнений.

Примерными критериями качества урока могут быть следующие:

1. Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методи­ческих приемов и к их планированию; успешность решения по­ставленных перед уроком задач.

2. Способность учителя давать систему знаний о вновь изучае­мых упражнениях: о технике исполнения и требованиях, которые они предъявляют к занимающимся; о потенциальных возможно­стях упражнений для эффективного использования их при реше­нии оздоровительных, образовательных, воспитательных и при­кладных задач, для развития способностей, необходимых в учеб­ной, спортивной и будущей профессиональной деятельности^уча-щихся.

3. Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортив­ной тренировки.

4. Хорошо продуманная и практически осуществленная орга­низация урока, уверенное управление занимающимися, хорошая дисциплина, организованность, полноценное решение задач урока.

Каждый из указанных критериев и урок в целом могут оцени­ваться дифференцированно. В зависимости от вида урока (учеб­ный, тренировочный, контрольный и др.) эти критерии могут несколько видоизменяться или дополняться.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.